Поэт и Бог
«Я – Бог! – кричал поэт, –
И мне подвластно время!
И мне подвластен ветер,
И звёзды, и луна!
Кидаю в души я
Бесценнейшее семя!
И вижу души я
До самого их дна!»
Потом поэт грустил
И плакал над свечою,
И на бумагу стлал
Ненужные слова.
Кого-то он любил,
И не владел собою.
Потом, краснея, врал,
Что пухла голова.
Бог улыбался наверху
И повторял одну лишь фразу:
«Ты богом можешь и не быть,
А я поэтом быть обязан»
<9 января 2004 года>
Памяти Иосифа Бродского в день его смерти.
Сквозь стиснутые в тоске неизбывности пальцы
Ускользают даты, и кто бы видел
Меня, не успевшего нарезать сальца,
Одиноко пьющего в честь того, кто, сидя
За решёткой свободы и двух океанов,
Не забыл и остался до смерти верен
Как ни странно, тому табуну павианов,
Коим был в своё время едва не расстрелян.
Кто не скажет уже лишнего слова боле.
Кто навеки застыл со смущённой миной.
И чей рот никогда не забьют глиной.
В чьих словах, помимо невозможной воли,
Скрыта жизнь, призванная быть даже более сильной,
Нежели смерть, на которую век облекает тело.
Кто, однако, не смог в темноте выжить.
Хотя всё, что смог из себя выжать,
Яркой вспышкой в этой темноте застыло.
Так я пью один в часть него, и видно,
Что сегодня, впрочем, как и всегда, мы вместе.
И что так и надо. Лишь немного обидно
За себя в своём недопечённом тесте.
Родина (Александру Галичу)
Что сказали тебе
Позабыто, туманно и пройдено.
Как предали тебя,
Разве нынче об этом скорбеть.
Но всё чаще мне кажется,
Там начинается Родина,
Где впервые приходит желание —
Улететь.
Как же страшно, наверно,
Смотреть в уходящие радости.
И себя укорять,
Что когда-то недооценил.
А в грядущем лишь видеть
Сомненья уродливой старости,
Где живому тебе предпочтут,
Кем когда-то ты был.
Злее время не то,
Высылают когда и расстреливают,
Много хуже, когда
Люди перестают замечать
Свои тени, а тех, кто их видит
Всё время просеивают.
Когда дома становится
Невыносимо дышать.
И когда не каким-то
Недобрым и грозным велением…
Как покнчить с собой,
Сам, один, он решает уйти.
Поначалу не верит и борется,
Как с наваждением.
Но потом незаметно готовит
большое «прости».
И таков ты — Герой, Патриот,
«Нет пророка» который — ты!
Где-то умерший, где-то погибший
Без всякой войны,
Но в сраженьи с судьбою за право
Свои воплощать мечты
И за право на Родину
Вовне контекста страны!
<29.07.05>
Прекрасные стихи. Мне особенно понравились первое и третье. Что касается Галича, то мне хочется напомнить стихи Высоцкого:
«А нас, хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, подняв не смея глаз.
Мы тоже дети страшных лет России.
Безвременье вливало водку в нас».
У каждого из нас есть свой взгляд на Родину.
С уважением. Злата Рапова.
Спасибо, Злата! Мне очень приятно, что вам понравились мои стихи 🙂 По поводу Родины можно, конечно, разговаривать до бесконечности… Здесь я с вам согласен. Просто я был потрясён судьбою Галича во Франции.. От того и стих такой сердитый. Будем знакомы, Злата :-))
Вы правы. Меня тоже поразила судьба Галича. Интересно, что у нас с ним судьбы чем-то схожи. Я тоже эммигрант, но эммигрант по крови по предкам. Когда во Франции началась последняя революция, мои предки пэры бежали в надежный монархический стан — Россию. и вот теперь у меня две Родины — мой любимы Париж и прекрасная Франция, и та страна, где я родилась и живу — Россия. У меня есть два контрастных стиха про Родину. Не знаю, какой Вам больше понравится — привожу оба:
Есть Родина – знакомое понятье.
Мы любим лес, туманы, города.
И как непоправимое проклятье,
Она со мной останется всегда.
Я буду помнить Ниццу и закаты.
Лазурный берег, Рим и Колизей.
Над Альпами гремящие раскаты.
Стамбул, Каир, покинутых друзей.
Но только те знакомые березы,
И солнца луч, что в окна проникал,
Останутся, как пролитые слезы,
Когда весь мир со мною умирал.
16 мая 2005.
Или этот:
Волжский берег , обломившийся по краю,
Экскаваторами срезан и подточен.
И по круче медленно сползают
Два гроба, раскрытых, червоточных.
Может жутко, может просто страшно
Наблюдать останки человечьи.
И от жизни и от смерти тошно.
Кто же знал, что кладбище не вечно
Волга плещется внизу в лучах заката.
Наверху березы зеленеют.
Цепь картин величья и разврата
На Руси лишь сочетать умеют.
Доблести, победы, счастье, славу,
И предательство имеем за спиною.
Но была великая держава
И всегда останется такою.
1986.
Про наплевательство к отеческим гробам — это ближе к Галичу. Я сама видела эту картину.
Всего Вам самого доброго. Удачи и не сломаться на жизненном пути.
с уважением. Злата Рапова.
Грустно это всё… Ну да что поделаешь… Верно вы написали, только у нас такое умеют.. так.. изощрённо.. Стихотворенья мне понравились оба. Первое харектерно информацией, в него заложенной, а второе — очень сильной картиной.. В общем, вы — молодец! :-))
Нашло желанье улететь, простится,
Нет радости, родимый край не мил
«Пророка нет» — в войне с собой страницы,
Где в словопреньях тень чуть не сгубил.
Хорошо срезонировало, мне нравится :-)))
Хорошая подборка. Особенно третье стихотворение. Столько эмоций у меня вызвало…
Спасибо.
Клёво :)~ понравилось.
Просили разяснить в Поэтоведении?
«Поэт и бог» — смутило повторение в одном и том же катрене «подвластен» и «души». Глагольное рифмование стлал/врал. А также вне заданного ритмического рисунка стиха — итоговый катрен. Без потери смысловой нагрузки строку «И повторял одну лишь фразу» можно заменить на «Всё повторяя фразу»
Фраза «сузить строки» отнесена главным образом к «Памяти Бродского». Я сам когда-то грешил подобным, выстраивая длинные строки в катренах, иногда не выдерживая один стиль и по размеру и по ритму. Путь исправления — убирать слова, без которых можно обойтись без потери нагрузки. Например, вместо Вашего:
«Кто не скажет уже лишнего слова боле.
Кто навеки застыл со смущённой миной.
И чей рот никогда не забьют глиной.
В чьих словах, помимо невозможной воли,»
Возможный вариант урезанно-причесанный:
«Кто не скажет лишнего боле.
Кто застыл со смущённой миной.
И чей рот не забьют глиной.
В чьих словах невозможность воли,»
Возможно, аналогичное замечание стоит отнести и к «Родине» — текст на мой взгляд кажется тяжеловесным, когда много слогов. Случись небольшой сбой ритмического рисунка (порядка следования ударных и безударных слогов по строке) — и уже другое впечатление от стиха. Вариант:
«Что сказали — забыто, туманно, пройдено.
Как предали — тебе ли об том скорбеть.
Но все чаще, где начинается Родина,
Настигает желание — улететь.»
Но опять же, все замечания — чисто субьективные. Я не истина в последней инстанции… Автору виднее и за ним окончательное слово.
Про поэтов — Бродского и Галича — представлены стихи, которые, на мой взгляд, обязательно надо отметить в итогах конкурса.
Что касается понятия «родина» (это уже о дискуссии в коммах) — действительно сложно найти «учителя», который адекватно сможет научить тому, «Как надо Родину любить»… если мы живем не в тоталитарном или авторитарном режиме, конечно. Чему я бы пока написала — УВЫ.
Первое неплохое… (правда я остальные не читал)…
Спасибо, Ирина 🙂 Я очень польщём вашей высокой оценкой этим стихам….
На мой взгляд толковое общество должно создавать человеку условия для получения им ответа на этот вопрос… Непременно оставив при этом возможность и выбора и создания нового ответа… Проблема заключается в том , чтобы вырастающего, взрослеющего человека не свести с ума или не позволить ему это сделать….. На мой взгляд в психически здоровом человеке не возникнет потребность уничтожать других людей…… Можно посмотреть на это с другой стороны…. можно просто считать оную потребность признаком психического расстройства (каковым она, на мой взгляд, несомненно, является)…..
Ведь можно иметь свою любовь к Родине, не будучи при этом человеконенавистником……Думаю, вы со мной согласитесь 🙂
Ещё раз спасибо за добрые слова 🙂
С уважением, Миклуха.