Царь Соломон-7. Храм


Царь Соломон-7. Храм

Отметим: Храм в себе хранил
Национальную святыню –
Ковчег завета. Храм служил
Идее: Бог с народом. Это –

Дом Бога. Бог — он с нами, здесь…
Предписывалось в Храм с дарами
Являться, чтобы от Небес,
Ждать милостей… Кишел Жрецами –

Священниками Божий Храм:
Хранители Его Закона,
Учители, от коих к нам
Шло слово Бога неуклонно.

Что означает: храм служил
Вместилищем духовной власти,
Правительства святейших сил,
Чиновников небесной части…

Храм возвышался на холме
Восточном Иерусалима…
Прозренье не дается мне,
Но может. Перед вами зримо

Появится священный Храм…
Перескажу то описанье,
Что прорвалось по капле к нам…
Священное пространство – зданье

Включало – и просторный двор.
Двор внутренний – и двор наружный…
В «Большой», «наружный», «новый» вел
Обычно праздник всех – и дружный

На праздники сходился люд
Первосвященника послушать…
В «Наружный» двор людей зовут
И на собранья – оглоушить

Нежданной вестью… Главный вход
В «Большой», «Наружный» двор – с востока…
Два прочих – с севера и – вот –
Напротив главного… Застройка

Всех трех означенных сторон –
Домами – (смотрятся прилично) –
Здесь кладовые Соломон,
А также здания для причта

Священничества разместил…
А через южные ворота
Отсюда причт и проходил
В двор верхний, внутренний…

Царь не минует… Царский «столб»,
Откуда он вещает люду:
Необходимо, значит, чтоб
Народ злаченую посуду,

На нужды Храма отдавал,
А сам кормился с деревянной…
Владыке стопы целовал…
Повадке сей, сегодня странной,

Никто не удивлялся встарь…
Мог из дворца по галерее
Пройти к «столбу», коль нужно, царь –
Так безопасней и быстрее,

Чем чрез «Наружный», «Внешний» Двор…
Двор внутренний – он для священства.
Здесь «тамбур» входа в Храм – Притвор,
Улам… Призывом к совершенству –

Колонны Яхин и Боаз
Обозначали путь к Притвору…
Притвора супротив как раз
Алтарь для всесожженья… Взору

Он открывался не спеша…
Четыреста локтей квадратных
В три яруса… На нем верша
Сожженье жертв и ароматных

Куренье Господу дымков,
Им принимаемых охотно…
Алтарь трехярусный таков:
Из меди выделан добротно:

Уступ, уступ – и сам алтарь –
На метр зарытой пирамидой…
Особо важный факт, что царь
Порою лично – (но не выдай

Тебе доверенный секрет) –
Сам в жертву приносил животных…
Что, впрочем, только пиэтет
У простаков, всегда голодных

До зрелищ, может вызывать…
Чуть ближе к храму, при Притворе –
То, что способно поражать
Литейным совершенством: «Море» —

Из меди сделано литьем –
Сосуд для омовенья причта.
Едва ли мы сейчас поймем,
Как, собственно, отлили…
Мы, что

Видали и подъемный кран,
Домкрат, литейную машину,
Едва ли «нарисуем» план,
Чтоб нам подобную махину

(Да так искусно) воссоздать:
Прекрасна форма и приметна,
На всем – изящества печать…
Диаметром – четыре метра,

Два с половиной – высота…
Объемом — тысячелитровый
Сосуд… Такая красота –
Изящной шестилепестковой –

Был лилией изображен…
Двенадцать ей быков – опорой:
С любой из четырех сторон –
По три… Едва ли мыслью скорой

Сумели бы вообразить,
Как Соломоновы «артисты»
Такой шедевр соорудить
Смогли стремительно и чисто…

Поскольку стенок толщина –
Семь с половиной сантиметров,
То весить «лилия» должна,
Представьте, вовсе несусветно:

Тонн тридцать с гаком. Да и «гак»
Потянет тоже на три тонны.
Ну, как они творили, как?
Как формовали, как из формы

Отливку вынули потом?
Нам не найти теперь ответа…
Им нужно «Море» в Божий дом –
И сделали… А ты про это

Сегодня голову ломай…
То море – таз для омовенья,
Бассейн — вот так и понимай –
Священникам для вдохновенья

И обретенья чистоты
Пред исполнением обряда.
Для той же цели рядом ты,
Когда лишь жертву вымыть надо,

То к умывальнику идешь –
Их десять во дворе стояло…
И умывальник был хорош.
В его создание немало

Искусства вложено. На нем –
Изображенья херувимов,
Львов и быков тотчас найдем…
Стояли на колесах… Мимо

Творений сих минуем двор,
Идем благоговейно к Храму.
Представим: впереди Притвор –
Улам… Тут вспомнишь папу-маму,

Вступить готовясь в Божий дом…
Ждут два столба нас пред Притвором:
«Боаз», что слева – «Сила – в Нем»,
Понятно: в Том, Чей Дом, в Котором

Не каждого Хозяин ждет…
«Бог – (справа – «Яхин») – утверждает»…
Умеющий читать, плймет,
Что каждый столб ему внушает

Столб – восемнадцати локтей
От нижней и до верхней точке –
И только шестеро людей
Его объяли б в заморочке

Да только кто б им разрешил
У Храма колобродить дико…
Сам Божий дом по правде был
Не слишком и велик… Велико

Его значенье. По длине
Обычный павильон из камня –
На шестдесят локтей – вполне
Хватало для всего… Пока мне

Вообразить по силам, не
Перетруждая скудный разум…
Лишь треть того – по ширине –
И тридцать в высоту – и разом

Тот параллелипипед – Храм
Воображением воссоздан…
Мозгом бы потрудиться нам –
Чуток… Потугами исхлестан,

Пускай вообразит: в Притвор
Восходят – (к Богу!) – по ступеням…
К востиоку от Притвора – Двор,
Напомним, — Внутренний… Возденем

Горе ладони – мы вошли…
Прямоугольное пространство…
Здесь пусто, чтобы мы могли
Для возвышающего транса

Приуготовить дух… Притвор
Размерами не выделялся.
По ширине – как Храм… Затор
Едва ли здесь когда случался.

В длину лишь десяти локтей –
И двадцать в высоту… В Притворе
Ни оснащенья, ни скамей…
И двадцать в высоту… Приволье

Для духа, теснота для тел…
В Притворе, нет, не засидишься.
Один – в святилитще хотел,
Второй уже во двор… Вглядишься:
У первых Жажда на лице,
А у вторых – Покой, Отрада…
Знать, каждый получал в конце,
Чего кто ждал, кому что надо…

Дом Бога… Стены толщиной
По шесть локтей – (служить защитой
От стрел, чтоб и такой ценой
Не дать, чтоб нации убитой,

Порабощенной быть врагом…
А крыша плоская у Храма:
Из кедра – балки. А потом
Из кедра же и кровля… Карма

Однако ж и у зданий есть.
Ее не отягчайте ложью.
Хроните пуще жизни честь,
Что сбережет обитель Божью

От поругания врагом…
Жестоковыйному народу
Едва ли что вдолбишь добром,
Не изменить его природу…

Вела в Святилище (Гехаль)
Двойная дверь из кипариса
В резьбе… Двойная вертикаль –
Вся в Херувимах… Та кулиса –

Локтей в пятнадцать шириной…
Святилище же от Привора
Особо толстою стеной
Отделено, чтоб склоки, спора

В него не проникал шумок
И каждый рад здесь отключиться
От суеты сует – и мог
Поддержкой Бога заручиться:

Мезузы, что на косяке –
Большой, наклонной, из оливы…
Коснись… Дай поцелуй – руке,
Благодари за то, что живы

Родители и вся семья…
В Святилище – Богослуженья…
Не зря здесь аура своя,
Высокая… Для воскуренья

Стоял здесь маленький алтарь…
По каждой стороне пространства –
Пять семисвечников… Сам царь
Сюда с завидным постоянством

Молиться Богу приходил…
А меж светильниками – десять
Столов на коих царь делил
Хлеб приношения, надеясь

На Воздаяние небес…
А далее была Святая
Святых… И ссохранялся здесь
Ковчег Завета: золотая

Шкатулка или же сундук.
А в нем святыня – те скрижали…
На них – из самых Первых рук
Заветы, что заповедали

Евреям, как им – в Боге – жить…
И миссию Единобожья
Всеместно на Земле внушить…
Вот все о храме… Правда, можно

О херувимах рассказать
Их крыльями была Святая
Святых заполнена… Стоять
Им негде… К потолку цепляя,

Их разместили… Был размер
Фигур тех попросту гигантским…
Смысл: в каждой из небесных сфер
Есть Божье воинство… Не нам с ним,

Равняться, смертным и земным…
Вся облицовка стен из кедра
С чеканным золотом над ним…
Все только в золоте прещедро:

Предметы культа, утварь, нож,
Навесы, рукоятки, скрепы,
Замки, Лампады… Что найдешь –
Из золота – задвижки, цепи…

В святилище и день и ночь
Горят священные лампады.
Богослуженью свет помочь
Способен – много света надо…

Зато в Святых Святая – тьма
Тула и лучик не проникнет.
Там нет людей… Там лишь сама
Божественная сушность… Кликнет

Лишь раз в году, на Йом Кипур,
Ей старенький первосвященник —
В руках душистый дымокур –
В той страшной темени исчезнет,

А возвратится ли назад –
Ни он, ни весь народ не знает…
— Всевышний отпустил! – галдят –
Хороший знак! Мол, отпускает

Грехи народу Элохим*…
Эвен штия** – скалистый выступ…
Считают, что на нем, над ним
Была Святых Святая… В приступ

К Бейт Ха-Микдашу*** — с трех сторон

*Бог
** Камень Основания
*** Храм

Трехярусное примыкало
Строенье каменное… Он,
Строитель:
— Надо, чтоб включало

По тридцать комнат на этаж…
Пусть в первом будут толще стены,
Чем во втором, а в третьем аж
В два раза тоньше – от измены,

Осады будет защищен
Тем прочным зданием сильнее
Наш Храм, — решает Соломон…
А уж заполнить дом сумеет

Первосвященник: утварь в нем,
Казна и приношенья паствы
Храниться будут под замком –
Щедрее будьте, Он воздаст… Вы,

Как Богом избранный народ,
Живите так, чтоб домом Бога
Был каждый дом Ваш… Бог ведет.
Им осиянная дорога

Однажды выведет опять
Нас после тяжких испытаний –
И воссияет Благодать
Над нашим племенем… Исканий

Духовных мы не прекратим…
Насупит День. Придет Машиах.
Дотерпим – и не предадим…
Мы в наших семьях и ешивах

Через века передадим
Сакральное – Его сверхзнанье:
Бейт Ха-Мигдаш вэ Йегудим*

*Евреи

Непобедимы… Пусть и зданье

Снесет Навуходоносор…
Но Храма план – для воссозданья
Хранится в каждой с этих пор
Душе еврея… Храм – не Зданье,

А верная ему душа…
Еще в немеркнущем сиянье
Стоял Дом Бога… Не дыша,
Народ услышал про Изгнанье…

Что открывалось не из книг
Великому царю… Ха-Мелех*
Пророчествовал… В этот миг
Иных времен далекий берег

Ему открылся – плакал он,
Предзнаменуя все обиды,
Все тайны до конца времен
Царю в тот краткий миг открыты…

* Царь

Добавить комментарий