Царь Соломон-6. Иерусалим


Царь Соломон-6. Иерусалим

Йерушалаим шель загав*
В него не входят, а восходят…
Поныне спорят, был ли прав
Давид, которого заботят

* Золотой Иерусалим

Проблемы, что касались всех…
Жестоковыйный был народец
Еврейский – просто смех и грех:
Готовы наплевать в колодец,

Лишь только б ближнему допечь…
С таким немного навоюешь…
Во что бы тот народ вовлечь?
Что, Боже, порекомендуешь?

— В войну за Иерусалим…
Отнимешь град у йевусеев,
Что на иврите – йевусим –
И сделай главным для евреев…

— В чем смысл?
— Да в том, что этот град
Был вне текущих местных распрей.
Другие тем принадлежат,
Те – этим из своих… В маразме

Азартно будут воевать
Друг с другом за клочок пустыни,
Пусть там ни сеять, ни пахать,
Ни гарцевать верхом… А ныне

Бог подсказал: объединить
Всех может битва против чуждых…
— Орудьем Господа служить –
Святое дело…. В бой! Оружных

И сильных не спасло ничто,
Град защищавших, йевусеев.
Взлетев на горное плато,
Отряды доблестных евреев

Атаковали град – и вот –
Ворота города открыты.
Давида щит – сам Бог…
— Вперед!
Вперед, за мной!
В щепу разбиты

Защитники. Освобожден
Для Господа тот дивный город.
Столицей мира признан он,
Всегда прекрасен, вечно молод…

И иудеи обрели
Свою на все века столицу.
Из дальних уголков Земли
Душа еврейская стремится

В мечтанье в Иерусалим…
Давид:
— Построю дом Господен…
— Нельзя! – Суров Всевышний с ним.
— Но почему?
— Мне не угоден

Властитель, проливавший кровь
Безвинных злобно и коварно…
— Ах, Урия? Меня любовь
Неодолимо и угарно

К поступку злому привела.
Я Урию послал сражаться
Туда, где острый меч, стрела
Не чаяли его дождаться,

В то время, как его жену,
Потом вдову, мою Батшеву…
— Ты не кощунствуй – прокляну!
— Любил – и царственному древу

Ветвь золотую подарил…
Мне видится: на то рожденье
Ты нас, Господь, благословил
И проявил к нам снисхожденье.

Родился отпрыск – Соломон…
— Пусть он мне в Иерусалиме
Построит Храм…
— Построит он?…
С боями по земле прошли мы,

Из рабства вышли. Сто племен,
Отняв богатства, истребили…
— Мне дом построит Соломон…
— Он мал…
— Он вырастет!
Учили

Всему, что должно знать царю:
Владенью боевым оружьем,
Письму и чтенью…
— Говорю
Я, правда хорошо?
— Но хуже,

Чем царь обязан говорить,
Отряды к бою призывая…
Шломо, придется повторить,
Да с сердцем, пламенно! Меняя

Темп речи, громкость, высоту:
То на басах, а то – фальцетом,
То резко в шепот… Красоту
Не выставляй вперед при этом…

— Красиво, — скажут, — говоришь!, —
Считай, ты проиграл беседу…
А скажут:
— Я с тобой! –
Малыш,
Тогда ты одержал победу!

Во все года, во все века.
Когда евреи шли в сраженье,
Бог жил в шатре. Он ждал, пока
Все бесовское окруженье

Евреи силой изведут
И станут подлинным народом
Всемерно отличился тут
Давид. Стремился год за годом

Сокровищ больше накопить,
Железа, красной меди, древа…
Привыкнув по-солдатски жить,
Чуждался роскоши и чрева

Желаниям не угождал
В нем даже угадали скрягу…
А он упорно создавал
Без малого полвека кряду

Необходимейший задел,
Чтоб в будущем у Соломона
Все получилось, чтоб хотел –
(И шел бы к цели неуклонно) –

Как он, Давид, — построить Храм…
Давид открыл каменоломни.
Заранее рубились там
Кубы тяжелые…
— Запомни,

Какие камни для чего…
— Отец, я помню все уроки!…
— Вожди колен! Вас для того
Собрал, что подступают сроки

И мне покинуть грешный мир.
Сын Соломое придет на царство
И будет строить Храм… Томил
Сей замысел меня… Богатства

Всю жизнь для Храма я копил…
Однако, если вы евреи
И каждый Господа любил,
И жаждете, чтоб Храм скорее

Встал над народом и страной
И в нем Всевышний поселился,
Я предлагаю, чтоб одной
Десятой частью полделился

От общих и своих богатств
И каждый вождь и каждый воин…
— Да с Храмом станет царством царств
Израиль… Все дадим!
Доволен

Давид… К стоительству привлек
Давид окрестные народы.
Флот финикийцев только мог
Через бушующие воды

Стволы огромные волочь
Ливанских драгоценных кедров.
Всех, кто хотел и мог помочь,
Привлек Давид… Плативший щедро

За блоки камня и стволы,
Для работяг он был прижимист.
Охотно принимал дары.
Пожертвованья… Знаешь, имидж

Его не шибко волновал:
Он просто шел упрямо к цели,
Хотя и четко понимал,
Что Храм-мечту на самом деле

Ему увидеть не дано…
И незадолго до финала
Им Соломону вменено
Мечту осуществить… Сначала

Расчистил поле новый царь,
Убрав особо ненавистных…
— Ты обижал Давида, тварь!…
Правитель в акциях очистных

Жесток, решителен и скор.
Убрал мерзавцев деловито…
— Теперь я вышел на простор –
И выполнить завет Давида

Вполне готов…
— Я строю Храм,
Цари-соседи, кто поможет??
В ответ (негромко):
— Я, Хирам,
Царь Тира…
— Славно! В доме Божьем

Тебя я буду привечать…
Есть в Тирк, знаю, славный зодчий,
Хирам-аби…
— Да, есть… Прислать?
— Пришли… Он, зодчий, значит — зорче.

Поймет – хорош ли наш проект,
Подскажет, как его улучшить…
— Начнем, Хирам-аби, объект?
— Начнем!
— Сумеем отчебучить

Достойный Господа дворец?
— Он с нами. Значит, не отступим…
— Он сам нас выбрал, наш Творец!
— И понимает он, что любим

Его – и потому творим…
В начале месяца ияра…
— Мы, Соломон, уже царим
Четвертый год… Стремимся дара

Небесного не уронить
Достоинство. Вершим призванье,
Не забывая, как ценить
Должны сей дар… Решаем: зданье

Построить, коему служить
Предназначаем Божьим домом…
Аминь!
… И бросились крушить
Скалу кувалдою и ломом,

В скале траншеи пробивать,
Фундаментные ладить блоки,
Свинцом для связи заливать…
Трудились, думая о Боге,

В Эдоме – медный рудокоп,
Могучий кедроруб в Ливане
И финикийский глыбодроб,
И царь великий… Упомянем,

Что бились с камнем и землей,
Огнем, металлом, древесиной,
В работе, что в родстве с бедой,
Не разгибаясь, гнули спину

Сто восемьдесят тысяч… Сих
Неутомимо понукали
Три тысячи и триста… Их –
Верховные в руках держали,

А всех превыше – Соломон…
От памятного дня Исхода
Четыреста отметил он
И восемьдесят… Для народа,

Потребовавшая трудов
Невероятных, эпопея
Имела высший смысл: готов
Народ к единству…
— Лишь теперь я

И чувствую: велик народ,
Что некогда был Богом избран.
Я царь – но он меня ведет
К величью вечному… Капризным

Себя он может проявить,
А может – в годы испытаний –
На плечи трудную взвалить
И вынести судьбу… Исканий

Духовности не прекратит
И впредь мой скромный, но великий
Народ – и пусть о нем летит,
Как о народе Вечной Книги

Над миром – до конца веков –
Неувядающая слава…
Он победит любых врагов –
Пусть подступают слева, справа,

Всех победит народ, пока
Он Господу отважно верен,
Покуда Господа рука,
Чей необъятен и безмерен

Могущества потенциал,
Щитом над избранным народом…
Для Храма место указал
Еще Давид… Пораньше годом,

А может – пронеслись года,
А может – лишь недели, луны…
На месте прежнего гумна
Иевусита Арауны

Целенамеренно возвел
Давид свой жертвенник. Известно:
От Исаака здесь отвел
Кинжал отца Всевышний… Честно

Здесь в жертву сына принести
Собрался Авраам… Всевышний
Решил невинного спасти…
С приказом Соломона вышли

Сюда строители – и здесь
Храм, Бога дом, сооружают
Под синим куполом небес,
План Высочайший воплощают…

Уместно вспомнить и года
Завоеванья Ханаана.
Свое святилище тогда
В Гилгале после Иордана

Израильтяне возвели,
Сюда внесли Ковчег Завета,
Здесь обрезание прошли
И Пейсах праздновали. Это

Святилище века потом
Народом Бога почиталось,
Но неизменно Бога дом –
Шатер… Потом сооружалось

Уже святилище в Шило,
Служившем местом для собранья
Племен Израильских… Зело
Непросто все Предиорданье

Меж племенами разделить…
Бин-Нун наследовавший славно
Моше, сумел не развалить
Союз, все поделил исправно…

И разума хватило всем
Жестоковыйным иудеям:
(— Довольствоваться будем тем,
Что дал нам жребий, чем владеем) –

Ту федерацию они
Демократично сохранили.
Пусть часто спорили… Ни-ни:
Оружие не применили

Ни разу… Так и повелось…
Два иудея и подраться
Порою могут, если злость
Переливалась через кранцы,

Но в сторону кладут мечи,
Друг друго фонарей навесят –
Читать способно без свечи…
Меч для чужих… Чужим не светят

Их снисхождения… Чужой
Авансом молится аллаху…
Ввязаться с иудеем в бой?
Уж лучше сам себя на плаху

Пристраивай и сам руби
Безмозлую башку, убийца!
Авансом покупай гробы –
Убийству не надут забыться:

Найдет, повяжут, бросят в челн
И привезут на суд в Израиль…
Суду не скажешь:
— Ни при чем!
И враки, что взлетишь до рая,

Где семьдесят красавиц ждут,
Тебя лишь ублажать мечтая:
Свиные потроха кладут
С тобой в могилу – и до рая

Не доберешься, сын свиньи…
Убийца не имеет веры
И рода… У него свои —
Не человечьи, волчьи, сферы…

В Шило съезжались каждый год
Из всех племен на богомолье.
Их Скиния Завета ждет
С Ковчегом… Стоя на нагорье,

Моше в досаде высекал
На новых каменных скрижалях
Установленья, кои дал
Господь евреям… Нарушая,

Завет, сварганили тельца…
И богом данные скрижали
Моше раскокал, чем Творца
Обидел… Новые вначале

Вождь высек лично – и Господь
Благоволил к его усильям…
— Веди евреев, верховодь,
Внуши им, что грядет Мессия…

Очистив Иерусалим
От резидентов – Йевусеев,
Давид Ковчег Завета с ним
Сроднил – святыню всех евреев…

Тот город не принадлежал
Ни племени и ни колену,
Чем однозначно выражал
Стремление на авансцену

Единство вывести, поднять
Однодержавия значенья…
Давид о Храме стал мечтать,
Как средоточии Ученья…

А сын упорно строит Храм…
Воображение поможет
Через века потомкая, нам
Войти в тот Храм незримо тоже…

Добавить комментарий