РЕЦЕНЗИИ ПО ЕСЕНИНУ. Эй, а где конкурс на лучшую рецезию?


РЕЦЕНЗИИ ПО ЕСЕНИНУ. Эй, а где конкурс на лучшую рецезию?

«А ты ушла, меня не замечая,
В душе обиду затая…
Так пусть тебя е..т собака злая,
А не такой орел, как я!»

С. Есенин.

Доминирующим началом и основным лейтмотивом данного четверостишия, написанного Сергеем Есениным в период расцвета его творческой индивидуальности, является отказ некой женской особи, вероятно ранее принимавшей активное участие в интимной жизни поэта от, собственно, дальнейшего продолжения этой жизни непосредственно с ним. Образ женской особи явственно визуализируется поэтом как тщеславный, вспыльчивый и несколько глуповатый, т. к. с обиженными (если обратиться к крылатым жаргонизмам российских заключенных, с коими Есенин некоторое время имел тесный контакт), происходят весьма неприятные (здесь полемикой встает вопрос о негативной, либо положительной оценке подобных ощущений, выраженных жаргонизмом «обиженных в ж..у е..т» с точки зрения социальных факторов и пристрастий, но это больше относится к психофизическим и медицинским наукам, мы же рассматриваем только литературный фактор) коллизии. Инициатором размолвки, как мы видим, является женский образ, катализатором, или, если хотите, стимулятором – сам лирический герой своим неизвестным читателю (хотя, мы можем предполагать и догадываться о его грехопадении– вот главная интрига стихотворения!) поступком навлекший на себя подозрения и отрицательные эмоции своего сексуального партнера. Далее мы видим, что и сам герой не лишен доли тщеславия – отождествляя себя с орлом (гордая птица, герб РФ, символ отваги и силы), он прекрасно осознает ничтожность и бездарность, «собаки злой» — как презрительно выражает он свой взгляд на будущее отвергающей его женской особи. Оставим на этой печальной ноте есенинскую драму и перейдем к следующему, не менее занятному и значимому произведению того же Есенина:

«Я хожу по росе,
Босы ноги мочу.
Я такой же как все –
Я е..ся хочу!»

Как всегда у поэта преобладает схема взаимоотношений: человек-природа. Несмотря на мотив одиночества, поэт ясно ощущает свою причастность к человечеству, к общечеловеческим ценностям, что выясняется в последних двух строках четверостишия. Глубокая философичность и простота, присущие Есенину и его лирическому герою, открывают изначально, казалось бы внутреннюю опустошенность и душевный упадок человека, которому больше нечего делать, кроме как ходить по росе (просматривается образ путешествующего по воде Иисуса, но это уже вопрос метафизики и истории, тогда как мы дозволяем себе исключительно литературные аллегории, не думаю, что герой Есенина НАСТОЛЬКО одухотворен). Но с другой стороны – какая наполненность всего существа! Сколько энергии! У героя есть идея, цель, смысл жизни для него ясен и понятен и достижим! С какой радостью и ожиданием герой осознает, что он не один в этом мире, что кого-то точно так же, как его волнует один и тот же вопрос! Воистину, в этом стихотворении Есенин проявил всю ту безмерную любовь к природе и человеку, что до сих пор живет в нашей памяти о нем и в его стихах.

Скоро в выпуске: Русский народный фольклор. «Озорные» частушки в контексте современности. Мат прошлого характеризует идиотизм настоящего.

0 комментариев

  1. helgayansson

    Жизнь итак достаточно пошла. Зачем же так опошлять великое?
    Если написать драму или произведение о жизни поэтов или художников, это будет выглядеть, может быть шокируще. Или, что естественно, то не безобразно? P.S. Поэтом может овладевать отчаянье, но никак не осознание собственной ничтожности. Иначе, какой это поэт? А стихи Есенина всё-таки прекрасны, согласитесь.

  2. valentina_bondarenko

    «Серьезная» научная работа, ничего не скажешь! Однако в каждой научной работе должны быть указаны источники. Проще говоря: откуда Вы взяли цитируемые четверостишия якобы Есенина? Я такого в академическом собрании сочинений что-то не припомню…

    Если они все-таки существуют, и действительно принадлежат перу Есенина (в чем я очень сомневаюсь — стиль все же не тот…), то данная миниатюрка — смачный плевок в сторону различных «…ведов», которых кормят высосанные из пальца темы. В таком случае — поддерживаю!

Добавить комментарий