Психология литературного творчества


Психология литературного творчества

Произведение неотъемлемо от своего создателя. А писатель не может находиться вне времени и вне пространства. Однако, именно самые ценные произведения живут очень долго. Это может означать только одно – мысль писателя продолжает самостоятельную жизнь в его творениях. Что же именно является главным в этих произведениях? Сюжет? Мысль писателя?

Темы и сюжеты произведений многочисленны и многогранны, как сама жизнь, но только размышления над той или иной темой и сюжетом и показывает уровень писательского мастерства. Но мастерство может быть исключительно техническим, а может быть тем самым мастерством, которое присуще писателю. Здесь вступает уже шкала оценок, в результате которой и представители писателей, так или иначе, но выстраиваются по ранжиру. Интересно здесь то, что человечество, разделенное на индивидов, во многим солидарно и никогда не поставит знак равенства между многими писателями. Шекспир и Маринина, Пушкин и Тычина… Апостол Павел своими письмами приобрел побольше поклонников, чем любой писатель. Перечень бесконечен, но не стоит пытаться определить уровень мастерства исходя из читательского интереса. Вкусы меняются, но произведение изменить уже нельзя.

Вот тут мы и подходим к главному – мы читаем текст, которому уже не измениться во веки вечные. Другое дело писатели и читатели – они меняются, меняют свои вкусы, привычки, воззрения. И что хорошо было в 20 лет, не гоже в 50. И такое бывает и ой, как часто бывает! А книга остается застывшей в каком-то моменте сущностью писателя, его откровением. Но вот писатель читает о своем труде хвалебный или ругательный отзыв. Недоработки? Удача? Постараемся ответить, что приходится понимать под недоработками или под понятием удача.

Так или иначе, но для того, что бы определить значимость произведения для отдельного читателя, надо знать, «чем дышит современный читатель». А дышит он в разные годы своей жизни по-разному. Отсюда и писатель ориентируется на определенный слой читателей, на их образованность. Но в таком случае хочется уточнить, не выдает ли писатель желаемое за действительное. Нет, не выдает.

Все дело в том, что профессионал всегда «работает на публику», а любитель работает для себя. Профессионал прекрасно ориентируется в «социальном заказе», а любитель ориентируется на собственные желания.

Вот в этом месте мне бы хотелось попытаться объяснить психологию, как профессионала, так и любителя. Профессионал имеет гораздо большую литературную эрудицию, особенно в сфере богатства языковых инструментов, чем уже сразу привлекает внимание. Интересно здесь то, что филологи, которые владеют еще большим разнообразием инструментов, как раз и не становятся писателями. Значит, существует избирательная эрудиция. Странный термин, но это именно так, поскольку филолог работает в науке, а писатель с людьми.

В чем же проигрывает любитель? Любитель в первую очередь проигрывает в штампах. Он не умеет поставить себя «в чужую шкуру», имея ввиду даже не своего героя, а своего читателя. Профессиональный же журналист или писатель именно гораздо лучше знает своего читателя, чем собственного героя.

Однако, стараясь не увеличивать объем статьи, завершу ее странным на первый взгляд пассажем, что в любителе гораздо больше профессионального писателя, чем в профессиональном писателе. Почему так можно утверждать, спросите Вы? Ответ кроется в восприятии именно дефиниции «писатель». Дело в том, что любитель может стать профессионалом-писателем, но станет ли он в самом деле писателем? Профессиональный писатель является ли писателем? Вот тут и кроется исключительно психологический аспект – аспект, который показывает разницу между творчеством и поденщиной. И только творчество, именно творчество в самом высшем понимании, получает рано или поздно прописку в памяти человечества, а писатели-профессионалы – могут получить лишь прописку дат рождения или жизни, равно как и любители, хотя при жизни могут и снискать себе хлеб насущный и даже с маслом. Все это правильно, но все-таки «не хлебом единым жив человек».

Ваш Павел Мацкевич

Добавить комментарий