Деление на «своих» и чужих» характерный признак человеческих отношений. Уже не вдаваясь в истоки разделения по расовому, этническому, половому и иным признакам, можно наблюдать, как в области культуры, а в частности литературы, происходило, происходит и будет происходить размежевание на всех уровнях.
Такое положение можно охарактеризовать как «все против всех». Но неудивительно и то, что основная масса писателей и поэтов являются в той или иной степени, но простыми приспособленцами.
Этому способствует и элементарная зависть одних к удаче других, причем независимо от степени таланта. В общем-то, зависть и является той движущей силой, что подвергает писателей всех уровней к бесконечной войне, войне, в которой не бывает победителей.
Создаются литературные салоны, студии, объединения, союзы, но всех их роднит одно – собрать вместе «своих» и уже соединенными силами уничтожать «чужих».
И внутри самих союзов происходят точь-в-точь такие процессы. Тогда появляется эфемерная возможность: «Соревнование». Почему эта возможность эфемерна? Да потому, что тотчас возникает вопрос: «А судьи кто?». И все возвращается на круги своя. Для писателя, получившего от критика лестную рецензию, он – тонкий ценитель. Для другого писателя, уже поэтому критик «продажная сволочь»! И если критик и тому и другому напишет хвалебную рецензию, то оба будут его в глаза нахваливать, за глаза называя «продажным», что и опять озвучит уже третий писатель!
«Сколько людей, столько мнений», — казалось бы на этом можно и остановиться, приняв за аксиому. Однако происходит то, что как-то упоминается с лицемерным, негативным оттенком, происходит «навязывание мнения». И если на уровне государств дело рано или поздно, но заканчивается войной, то на уровне отдельных личностей – все той же войной, в которой никогда не бывает победителей, а есть временная победа на одном из этапов существования как писателя, так и его произведения.
«И вечный бой. Покой нам только снится!» Ко всему можно присовокупить и то, что оценку произведения дают читатели в самую последнюю очередь, да и оценки их мало кого интересуют.
Между читателем и писателем стоит издатель, которому глубоко безразлично, что издать. Его совершенно естественно интересует только один вопрос: «что издать, что бы продать»?
И тут возникает интересный феномен. Издатель ориентируется на спрос, а спрос диктуют далеко не читатели, поскольку они потребляют именно то, что стоит на полках магазинов.
Вот и возникает кажущийся дефицит при кажущемся изобилии. Испытывая потребность читать, покупаются книги уже независимо от их качества. А небольшая группа ценителей в расчет не принимается, поскольку экономические законы ориентируются исключительно на массовый спрос, который тем и характерен, что в своей массе имеет вкусы, далекие от тех, которые имеют ценители.
Отсюда можно понять, что читатель уже не рассматривается как читатель, а как потребитель.
И когда издательство работает на государственные деньги, оно сковано уже программой, предложенной государством. И здесь вновь «свои» и «чужие».
Писатели же, во все времена во всю используют такое понятие, какое характеризуется сейчас, как «административный ресурс», а проще назвать – продаются. Понятно, что он (административный ресурс), ничего общего не имеет с реальной ценностью написанного. Зато какое обширное поле деятельности!
Все дело, однако, в том, что в общем развитии культуры, все это не более, чем мышиная возня. Однако, в абсолютном большинстве принимает трагические формы по отношению к одной взятой личности.
Жизнь коротка. Вот и проживают ее по-разному, с твердой уверенностью, что действуют правильно, не замечая, что тут-то и произошла подмена понятий.
И понятие «искусство вечно» плавно перетекло в смысл «око за око», поскольку «жизнь коротка»!
Большей частью декларируя идеи, прикладываемые к раннему христианству, на деле писатели, равно, как и издатели, не говоря уже о читателях, поступают ино, иначе говоря, все происходит с точностью наоборот!
Увы, к огорчению или радости, но на этом я вынужден окончить наше общение. Желаю здоровья и удачи авторам и посетителям портала.
Ваш Павел Мацкевич
Доброго дня, уважаемый Павел!
Интересная статья, особенно понравился оборот \»Вот и возникает кажущийся дефицит при кажущемся изобилии.\» — очень остро =)
Да-да в этом-то и проблема, нету \»чистого искусства\» не может оно существовать отдельно от людей, а люди настолько нестабилные и мелочные существа…
В общем есть над чем подумать, да только разве что изменишь?
С уважением.