\»Что такое пародия и… как с ней бороться?\»


\»Что такое пародия и… как с ней бороться?\»

Написав некоторое количество пародий,
я задумался над вопросом, вынесенным в заголовок статьи…
Надеюсь, что приведенные ниже рассуждения смогут помочь —
как начинающим пародистам, так и объектам пародий.

1. \»Что грешно, то и смешно.\»
Что такое пародия — в общих чертах всем известно:
\»Забавная переделка важного сочинения, смешное
или насмешливое подражанье; перелицовка,
сочиненье или представление наизнанку.\»- В.И.Даль

Таким образом, пародии, по сути, делятся на два вида:
— насмешливое подражание (обычно, с преувеличением
имеющихся недостатков… а, где их нет?);
— представление наизнанку (преувеличенное противопоставление, антитеза).

В основе пародии предполагается \»важное сочинение\» — либо \»важное
по сути\», либо \»важное по мнению автора\» (согласитесь — это не одно и то же — последнее встречается гораздо чаще, представляя особо
благоприятную почву для пародий).
Возьмем частный случай — пародирование стихов.

Стих, как любой объект, имеет форму и содержание.
Под формой будем понимать не \»внешний вид написанного на бумаге текста\», а его формальные (технические) характеристики.
Под содержанием — суть написанного. Хотя общепринятые формальные и содержательные требования к стихам отсутствуют,
многие авторы и читатели понимают их, в целом, одинаково.

2. Смехотворные дела
В связи с вышеизложенным, можно говорить о двух типа пародий:
— к форме;
— к содержанию.
В любом случае, хороший тон — сохранять размер и схему рифмовки оригинала.
Пародии \»к форме\» обычно пишутся в виде \»насмешливого подражания\»:
если в оригинале имеются какие-либо технические неточности, в пародии
\»из мухи раздувают слона\». Простейшие примеры:
— если стих написан со сбоями по ритму — пародия пишется \»со сплошными сбоями\» (с умышленными нарушениями ритма);
— если в оригинале есть какие-нибудь синтаксические ошибки или неправильное употребление слов, пародию пишут с многочисленными ошибками такого рода (известный пример — \»облак\» А.Иванова);
— если в стихе встречаются плохо звучащие рифмы — пародию пишут вообще без рифм;
— если в стихе длинные строчки — пародия пишется \»очень длинными\» строчками\» или вообще без разделения на строчки (когда-то я написал пародию
в которой, в каждой строке было около 30 слогов… правда, с тремя промежуточными рифмами в каждой строке);
— стих, содержащий не имеющие самостоятельного смысла проставки (уж, лишь…) пародируют текстом, состоящим из сплошных проставок;
— нарушение естественного порядка слов — записью слов в предложениях \»в обратном порядке\»;
— использование тех или иных сомнительных приемов (глагольные рифмы, необоснованные переносы слов между строчками и т.п.) — текстом, где эти приемы используются в каждой строке (стих из одних глаголов, переносы частей слова между строчками и т.п.)

Пародии \»к форме\» в виде \»представления наизнанку\» почти не встречаются:
в самом деле — что смешного в том, чтобы в ответ на стих с недостатками…
написать \»стих без недостатков\» (к тому же — это весьма непросто 🙂
Единственный пример, который мне приходит в голову:
— многострочные и малосодержательные стихи лучше всего пародировать
короткими и осмысленными.

На мой взгляд, пародии \»к форме\» представляют собой начальный этап овладения ремеслом пародиста — для этого, в основном, нужна техника стихосложения, позволяющая писать стихи в заданном размере, на заданную тему…
с намеренными искажениями определенного вида.

Более сложный (но, и более плодотворный) тип — пародии \»к содержанию\».
Они также обычно пишутся в виде \»насмешливого подражания\»:
— стих, содержащий \»туманные места\» уместно пародировать бессмысленным набором слов;
— эмоционально \»вялый\» стих — сплошными всхлипываниями и горестным плачем;
— стих, воспевающий отдельные пороки (самолюбие, тщеславие, гордость, жадность и т.п.), — демонстрацией глубокой порочности автора (прием — эффектный, но… \»не вполне законный\»… переход на личности — запрещен в цивилизованных дискуссиях);
— стих, содержащий выпадающие по смыслу или стилистике слова —
обыгрыванием этих слов (самый свежий пример — \»встряхивая гривой\» Д.Сахранова :). В какую сторону проводить это \»обыгрывание\» — может определить только сам пародист, однако \»нужна плодотворная дебютная идея\».

Возможно и \»представление наизнанку\» по содержанию:
— показная добродетель — высмеивается показной порочностью;
— оскорбления окружающих — нарочитой привязанностью;
— высокомерность автора — глубоким преклонением перед ним пародиста;
-…………

3. \»Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет.\»
Предположим: вы захотели написать пародию и читаете произвольный стих…
Надо ли писать на него пародию, чтобы посмешить почтенную публику?-
Как ни странно, обычно правильный ответ: \»Не надо.\»

Почему \»не надо\»?-
3.1. Потому что умные люди вообще нечасто смеются и, если вы ориентируетесь
в творчестве на эту узкую прослойку… лучше выбрать другой жанр, например — религиозная или философская лирика. Но, имейте в виду: на этом пути вам \»не светит всенародное признание\», к которому неизменно стремится молодежь. По этой же причине не рекомендуется
писать пародий на сочинения, смысл которых вам не понятен: хотя такие примеры порой и вызывают смех, но, обычно не по той причине, на которую рассчитывал пародист… Поэзия — вообще очень сомнительный путь к признанию, гораздо надежнее — \»Фабрика звезд\».
3.2. Ну, ладно… допустим — вы ориентируетесь на широкого читателя…
Есть стихи, над которыми \»шутить неприлично\»: на мой взгляд, в их короткий список входят религиозная лирика (\»Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает\») и сочинения, посвященные реальным драматическим событиям в личной жизни автора (смерти родственника, тяжелой болезни и т.п.).
3.3. Есть стихи, пародировать которые не возьмется ни один человек, находящийся в здравом уме, например \»Я помню чудное мгновенье…\» — ничего кроме собственной глупости в такой пародии показать невозможно, ибо такие пародии пишут \»желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.\»
3.4. Далеко не все стихи являются \»важным сочинением\»… а, на слабой основе
нельзя построить прочного здания. Не случайно наиболее частым объектом пародий становятся стихи \»авторов с претензиями\» (эти претензии иногда содержатся в самих стихах, а чаще — в переписке авторов на сайте. В этом случае их стих является только поводом для пародии, а причиной — поведение автора стиха).

3.5. Все перечисленные выше причины — второстепенные…
Главная причина того, почему не надо писать пародии, в том, что, опубликовав пародию (особенно удачную) вы в 9 случаях из 10 приобретаете себе врага… а вам это надо? 🙂
Люди, проявляющие замечательное чувство юмора при чтении пародий, посвященных другим… как правило, мгновенно теряют его, видя пародию, посвященную лично себе (приятные исключения только подтверждают правило). Почти автоматически следует \»естественная реакция\»: Сам — дурак! (изредка — в рифмованном виде, чаще — в прозе, переходящей в оскорбления…). Еще раз спрашиваю: вам это надо? Поэтому, перед тем как написать пародию, подумайте хорошенько о последствиях! Надеюсь, что, если я не совсем отбил у вас охоту писать пародии, то, по крайней мере, несколько пошатнул ваш боевой настрой? 🙂

4. \»Хорошо смеется тот,…\»
Поскольку никакие уговоры на пародистов не действуют… перейдем к не менее важному для объектов пародий (не зарекайтесь, что вы к этой категории не относитесь) вопросу:
\»Как бороться с пародией?\»
4.1. Наиболее распространенный (он же — наиболее ошибочный) метод борьбы
с пародией описан чуть выше: \»Сам дурак!\». Такой ответ обычно порождает новый всплеск эмоций пародиста (все это видели неоднократно, но мало кто делает практические выводы, считая себя в конкретном случае \»умнее оппонента\»)… отсюда новые пародии с эскалацией конфликта:
стороны забрасывают друг друга попадающимися под рук нечистотами и предстают в таком виде перед широкой публикой, которая, возможно, и не знает из-за чего начался конфликт, но отчетливо видит его результат.
После \»таких процедур\» обеим сторонам приходится долго и упорно \»отмываться\» (обычно — с помощью администрации сайта, но, любые чистящие средства имеют ограниченную моющую способность.)
\»Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.
Ибо написано: \»Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь\».\»

4.2. Следующий метод борьбы — не реагировать на пародию. Этот способ тем более прост, что на некоторых сайтах отсутствует поименная статистика посещаемости публикаций (а, если она и есть, ее несложно обмануть :),
так что пародист даже не может быть уверен, что \»выстрел попал в цель\».
А, раз нет такой уверенности, нет и желания \»продолжать обстрел\».
У этого метода, конечно, есть недостаток: на душе у \»объекта пародии\»
(что скрывать — потихоньку прочитавшего ее), обычно остается \»неприятный осадок\». Даже если он считает, что в пародии нет ни слова правды — \»пролитая кровь взывает к отмщению\» 🙂
4.3. Довольно эффективный метод — отшучиваться на пародию, показав таким образом, что она вас не задела. Невредно также в шутливой форме обратить внимание пародиста на его собственные просчеты при написании пародии, только, особенно не увлекаясь, чтобы не разжигать конфликт…
4.4. Полезнее всего \»тихо сделать выводы\»: проанализировать пародию и разобраться — какие недостатки вашего стиха (по форме, по содержанию) в ней обыгрываются.
Обычно, пародия — это \»насмешливый взгляд через увеличительное стекло\». Теоретически можно себе представить, что пародия не имеет никакого отношения к недостаткам вашего стиха (и, отчасти, к вашим недостаткам), но, к сожалению, обычно это не так….
По моему опыту, наибольшее количество недостатков стихов \»вырастает на почве\» высокого самомнения (мании величия) автора:
— оно не позволяет ему критически оценивать свое творчество и повышать его уровень, способствует написанию длинных серий стихов, содержащих одни и те же технические и смысловые ошибки;
— оно же подталкивает сходу отвергать чужие критические замечания;
— оно же способствует написанию стихов на любимую тему: \»Как я себя люблю!\» (заметим, что эта тема крайне редко интересует Читателя (другого автора) — он с большим удовольствием прочел бы о том, \»как любят Его\»…)

Прочитав на себя пародию, полезно посмотреть в зеркало и спросить себя:
\»Я грешен?\». Если вы раз за разом отвечаете себе: \»Нет!\» — значит вам далеко до исцеления своих пороков. Если вы задумаетесь над ответом —
вы на правильном пути.
Если, идя по этому тесному пути, вы хотите доставить себе тихую
радость — представьте себе выражение лица незадачливого пародиста,
который, раз за разом читая ваши новые, все более удачные стихи…
находит в них повод…уже не для смеха, а — для грустных размышлений
о своей незавидной доле, даже не сознавая, как сильно он вам помог
в творческом развитии …
🙂

P.S.
Вы скажете: \»Добрые советы дают те, кто уже не способен подавать дурные примеры!\»-
Поверьте, что это не про меня 🙂

0 комментариев

  1. eduard_karash

    Великолепный трактат! Настольное пособие не только для пародиста, но вполне пригодится любому литератору.
    Примерил на себя — подходит \»и как надо, и как не надо\». Стараюсь соответствовать, а уж как выходит…
    Спасибо, Александр
    P.S. \»Плохие советы никому не нужны, а хорошими наживёшь врагов\» — это тоже не про Вас — ваши добрые советы в любую погоду \»надо благодарно принимать…\»

  2. marat

    Добрый день, Александр. Приятно было почитать. Добавлю: пародию можно публиковать, если уверен, что по стилю и содержанию она хотя бы не хуже оригинала. Даже если автор влепил явный ляп в какой-то строке, пародия, написанная коряво, будет смотрется еще хуже.
    Как объект пародирования скажу: хорошая шутка и удачная пародия на меня вызывает сугубо положительные реакции, плохая — желание переписать ее.

  3. pkuleshov

    Александр, чегой-то коряво так-то?:
    \»Смехотворные дела
    В связи с вышеизложенным, можно говорить о двух типа пародий:
    — к форме;
    — к содержанию\».

    Вообще-то, пародии пишут \»на что-то\», а не \»к чему-то\».

    В остальном – исследование весьма интересное.

  4. aleksandr_krasnyiy

    Здравствуйте, Павел!
    Ну, почему же коряво?
    Стихотворная пародия — почти без исключения, «на стих»…
    так что здесь рассуждать не о чем.
    Пародия — это своего рода «претензия»… и, на мой взгляд,
    вполне уместно обозначить «претензия к чему конкретно»
    Ваш,
    АКр

Добавить комментарий