Обзор произведений третьего этапа в номинации «Циклы стихов и поэмы».


Обзор произведений третьего этапа в номинации «Циклы стихов и поэмы».

Что есть Творчество? … Попытка выразить самого себя, свое мировоззрение, мироощущение — с помощью слова, звука, движения, линии, краски…

«Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, оригинальное. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.»

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. В средневековой философии творчество предстаёт как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную — но в значительной мере случайную — комбинацию уже существующих элементов. Оно выступает как нечто родственное изобретательству, цель которого — решать задачу, поставленную определённой ситуацией.
Согласно Шеллингу, творчество это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
Носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы… экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще \»посюстороннего\» мира.
В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса, как бы, нового видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования.

А что же есть Поэзия? Один из способов передачи своего внутреннего мира, отражение своего неповторимого «Я»… собственный голос в этом многоголосном мире, полифония образов, мыслей и чувств, облаченных в слово… Поэзия в высшей степени способна воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора, которые опредмечиваются в самом построении стиха — в ритмическом движении и его «изгибах», рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз..; в самобытности используемых красок, метроритма, образного мышления…

Поэзия, греч., род искусства, орудием и материалом которого является слово, а сущность которого мышление в словесных образах (тогда как проза есть мышление посредством абстракций, схем и формул). Поэтические образы есть воспроизведение единичного конкретного случая, являющегося как бы символом целого ряда явлений. Поэзия первоначально слита с другими искусствами: музыкой и мимикой (танцами), лишь иногда один род преобладает.

В поэзии, как и в других видах искусства, творчества, конечно существуют свои правила. Но что есть отклонения от этих правил? Особая художественная задумка автора или же банальная неграмотность?
Как в классической гармонии — параллельные квинты, паралельные октавы и переченья были грубейшим нарушением, а диссонанс был недопустим, но уже в более поздней музыке все эти \»недостатки\» стали стредствами художественной выразительности и достоинствами музыкального языка. Так и в поэзии, живописи, даже танце всегда существовали свои правила, свои рамки, свои табу, но рано или поздно появлялись люди, которые выходили за эти рамки, нарушали правила, принебрегали запретами – руководствуясь не целью выделиться, быть не такими, как все, но зовом своей души, стремящейся к самовыражению! Ведь нот всего семь, красок – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».., все стили уже придуманы, все темы «пропеты»… Но не в смешении ли красок мы находим новые оттенки? Не на грани ли и пересечении попадаем в новые измерения? Не в смешении ли строгих стилей мы рождаем свой, искренний, как волшебное стекло отражающий нашу слезинку в ямочке улыбки?
Прогресс человеческой цивилизации – в науке ли, в искусстве — был всегда обусловлен стремлением человека двигаться вперед, а не ходить покругу, лишь выходя за установленные рамки и общепринятые границы он может двигаться вперед и вверх, расширить поле своей творческой деятельности, пополнить политру стредств художественной выразительности! Лишь
«нарушая» правила, он может создать что-то новое, установить новые правила, которые, в свое время тоже кто-нибудь нарушит, ибо это и есть, неподвластный ни чьим законам, кроме Вышнего, процесс развития и выражения личности, в этом и суть непознаваемости и непрерывного роста и движения ее творческого воплощения. Испокон веков все новое подвергалось осмеянию, осуждению и огню. Те, кем после восторгались, на кого равнялись и превозносили, были прежде обречены на непонимание и гонения. Человеческое невежество, страх перед новым, нежелание оторваться от тех устоев, которых долгие годы придерживались… Многие, впоследствии принятые, признанные и те, о которых мир так никогда и не узнал, – великие художники, музыканты, писатели и поэты при жизни были объектом призрения, профессионального высокомерия и обвинения в дилетантизме тех, кто шел проторенными дорожками, держался стада, а шаг влево – шаг вправо… – сами знаете…
… Но, все-таки, она вертится!..

Я не волшебник – я только учусь, я не критик – я лишь выражаю свое субъективное мнение, я не гений и не революционер – я не пытаюсь подвергать сомнению «правомощность» существующих законов и прав, или призывать к отрешению от «старого» ради поисков «нового» — я всего лишь пытаюсь «нарисовать» ту картинку, которую вижу, ту музыку, которую слышу, настроение, которое испытываю, мысль, которой всревожена, чувство, которым охвачена!… и использую для этого те средства художественной выразительности, которые мне для этого требуются, невзирая на то, предусмотрено это «общепринятыми правилами» или нет.
Зачем я говорю об этом? Затем, чтобы обнажить те струнки, которые вибрируют в душе моей от соприкосновения с произведением, тот камертон, который подсказывает мне интонацию искренности, резонанс деки души моей, возникающий от звуковой волны живого поэтического голоса.
В своей оценке я руководствуюсь не «подсчетом слогов в строке», не «поиском жесткой рифмы и жесткого размера», не стремлением к доступности понимания автора читателем. (Мое мнение, как и мнение любого критика и некритика, безусловно, субъективно.) Ибо, всегда ли можно и нужно укладывать невмещающиеся в длину строкИ чувства человеческие? Избегать диссонанс там, где он действительно имеет место быть? Использовать «правильную» рифму там, где она звучит лицемерно и слащаво? Наше творчество – литература – поэзия – не являются ли отражением наших души и плоти со всеми их чувствами и переживаниями? Сердцебиение и дыхание далеко не всегда бывают ровными… – они и находят свое отображение в переменном размере, темпе, ритме.., метроритме.., темпоритме… Все это средства выразительности. Когда художественная цель в произведении требует создания неустойчивости, диссонанса, непредсказуемости, «полифонического» мироощущения, эмоционального напряжения, смены настроения – вот тут и приходят на помощь переменный размер, сознательное избегание рифмы, \»неполная рифма\», сложная и насыщенная образность… Как аккорд, который разрешается не в той тональности, в которой было ожидаемо разрешение, или не в тот аккорд, который подсказывала логика. Ведь, что такое творческое мышление? Чем мы отличаемся от логичных машин? Не стандартностью, логичностью, предсказуемостью, закономерностью, а эмоциональностью и образным мышлением. Важно лишь, чтобы достигнутая цель правдывала средсва. А это уже зависит от интеллекта и вкуса автора – демиурга.
То, что для одного читателя и критика – недостатки произведения, для другого – несомненные достоинства, что для одних – трудноперевариемость и излешнеусложненность, для других – глубина, яркость и самобытность. На мой, субъективный взгляд, не стоит в искусстве ставить задачу доступности и всеобщего понимания. Так можно прийти к коньюктуре, превратить творчество в «попсовое», писать «на потребу». Искусство (произведение), как и женщина, не должно быть вседоступным, общеугождающим, иначе, в своем определении оно, как и женщина, будет иметь прилагательное на определенную букву алфавита… Пусть, даже, Ваше творчество будет понятно и любимо элитарным, небольшим кругом людей, по-моему, лучше обвинение в элитарности, отсутствиии народности, чем в излишней «близости» к нему. Здесь надо четко понимать, ради чего все – если цель исключительно коммерческая, тогда одно дело, если творческая и самовыражающая – другое, если «здоровое» совмещение обоих начал – «ура!»
Таким вот образом, «несколько» утомив Вас своими доводами, но считая обязательным расскрыть свои позиции, перехожу, наконец, к непосредственному общему обзору произведений. Еще раз повторю, что мое мнение, как и любое другое мнение сугубо индивидуально, так что, прошу не обижаться на его субъективность.

\»Я изображаю не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них. И чем Субъективнее будет передано это впечатление, тем полнее выразится в нем не только мое \»я\», но мировая первооснова человеческого самосознания.\»
М. Волошин

М. Волошин
Говоря о всей номинации этого этапа, хочу заметить, что часто встречаются достаточно банальные и скучные произведения. Судя по рецензиям, они и пользуются бОльшим спросом у читающих, получают более высокие оценки и восторженные отклики. Те же произведения, которые обладают незаурядностью и оригинальностью, часто вообще остаются ни кем не прочитанными. Встречаются и те стихотворения, которые к номинации не имеют ни какого отношения. Я прочла все произведения всех авторов и постараюсь хоть немного осветить каждое из них.
Если мои замечания и восторги стимулируют кого-то к чему-нибудь хорошему — буду
весьма рада, если же нет — не сердитесь, каждый имеет право на собственное мнение и заблуждение.

Елена Петухова.

«Приватный танец»
Милые стихотворения, не отличающиеся особой оригинальностью. Написано в стиле тех старых добрых времен, когда уважающая себя, хорошовоспитанная великосветская леди не могла не писать стихи, спрятавшись от солнечных лучей в тенистой беседке, описывала свои муки любви и воспомининия бурной ночи. Отдельно хочу выделить из всего цикла стихотворение «Дуэт». Наиболее яркое, на мой взгляд, и интересное. Спасибо.

Подгребной – Александрофф

«Хайку»
Здесь интересные удачные хокку сочетаются с менее удачными. 162-ое – по-моему, не очень, в 161-ом – не грамотно употреблено понятие «резонанс».., а вот 159-ое, 160-ое – замечательно! Спасибо.

Динка

«Прогулка»
Самобытное произведение, как и сам автор, видимо. Своеобразный слог, ярко переданное настроение. Есть более и менее удачные стихотворения в цикле, но есть определенная стильность. Может нравиться или нет, в зависимости от вскусов, но оригинально и интересно. Есть над чем работать. Иногда грубо, на мой взгляд, но эмоционально сильно. Спасибо.

Яна Велк – Угланова

«Детство»
Цикл написан сознательно в стиле детской непосредственности, что иногда звучит мило, но чаще банально. Из-за отсутствия интересного содержания приходится обращать внимание только на форму, а она прихрамывает в местах отсутствия рифмы и перебоев с размером. У Вас есть другие, более удачные произведения. Не обижайтесь. Спасибо.

П.Кулешов

«Медведь»
Безукоризненно грамотное произведение. Демонстрация опыта и мастерства. В лучших «классических» традициях. Не для любителей острых ощущений и оригинальных решений, но наглядное пособие «что такое форма» в привычном смысле этого понятия. Прежде чем нарушать правила, нужно сначала узнать, что такое правила. Спасибо.

Лара Федорова (Чайка)

«Любовный напиток стар»
Достаточно слабое произведение, и по идее, и по ее реализации. Дискомфорт возникает уже при прочтении названия. Не всегда грамотное построение предложения. Не лучшая из работ автора. Спасибо.

Томилин Игорь

«Морской цикл»
Несколько однообразные стихотворения, даже в условиях одного цикла. Неплохо сделанные, но предназначенные для тех, кто знаком с используемыми в произведении профессиональными терминами. Но вкус моря ощущается! Спасибо.

Антарес

«Сага о последней девственнице, или поэма о грязи»
В произведении поднимается весьма серьезная и болезненная тема. Аборты.., беспризорность, амаральность. Написано грубовато. По-юношески несдержимо эмоционально. Всетаки, эмоциями надо уметь владеть. Хотя написанно искренне.
«Меланхолия»
Произведение, в котором сочетаются оригинальные моменты с банальными оборотами, а более сильные и интересные стихотворения с менее интересными и сильными. Больше понравилось первое, четвертое и десятое стихотворения – очень удачные работы.
«Горячка»
Снова сочетание находок и интересных идей с менее удачными моментами. Наименее удачным, стихотворением, выбивающимся из цикла показалось четвертое. Больше всего понравилось первое стихотворение и ностальгически-трогательное третье.
«Плакальщица»
Одно из немногих, действительно понравившихся своей «здоровой» и яркой эмоциональностью произведений, в данной номинации. Сильное, образное, интересное стихотворение и по форме и по содержанию. Спасибо.

Резникова

«Пейзажные зарисовки»
Кажется, в произведении не хватает разделительных «звездочек» между вторым и третьим стихотворениями. Красивые образы, изящные словесные обороты, яркие «картинки». Больше понравились: первое, четвертое, седьмое, девятое и десятое стихотворения.
И зазвенит моя строка…(из песенно-поэтического цикла,посвящённого поэтам и поэтическому творчеству)
Оценить однозначно весь цикл непросто. Что-то понравилось больше, что-то меньше.
Больше удачных моментов, но встречаются и довольно скучные обороты. В каждом из стихотворений есть свои достоинства и свои недостатки. Данное произведение, как хорошее молодое вино имеет приятный вкус, но состояние легкого опьянения быстро проходит. Вцелом, понравилось. Спасибо.

Елена Шуваева-Петросян

«Из смерти в жизнь»
Здесь притензия на возвышенный стиль и слог сталкивается с достаточно приземленными и банальными обстоятельствами. Встречаются неподходяще грубые речевые обороты. Сбитые ударения режут слух и создают ощущение неграмотности. Довольно неудачное, на мой взгляд произведение. Но автору таких чудестных стихотворений, как «Он был ласков и безутешен» и «Смешалась страсть с полынью» не стоит огорчаться и обижаться на честно высказанное субъективное мнение. Спасибо.

Евгения Таубес

«Приглашение на вальс»

Произведение в легком шуточном стиле. Просто и поверхностно, но сделано неплохо. Портят картину такие обороты, как «не тушуйся», «Унесет. И крылышки расправишь», которые в данном контексте звучат пошло. На любителя. Спасибо.

Хроноп

«Путь…»
Цикл состоит из четырех стихотворений, которые интересны и хороши сами по себе. Но на мой взгляд, первые два живут отдельно от двух последних стихотворений, и не создают ощущение единства цикла. Понравились своим настроением, «тональностью» и идеей каждого отдельного стихотворения. Спасибо.

Светлана Скорик

Циклы стихов
Очень яркий, эмоциональный цикл. Как, видимо, заведено, наиболее талантливое остается непрочитанным… Хорошая интересная идея. Сильные словесные обороты, яркие образы. Возможно, есть шероховатости, но они незначительны. Очень понравилось. Спасибо.

Инга Рубцова

«Странный сон»
Маловыразительное произведение. Основной недостаток — банальные избитые рифмы. Слабые неяркие образы. В стиле «домашнего музицирования» для общего развития. Спасибо.

Ромашка

«Расплавилась свеча»
Сильное произведение. Трудно оценивать из-за ощущения автобиографичности. Но, абстрагировавшись, хочется отметить прекрасный слог, ярко и грамотно отражающий эмоциональность событий. Очень талантливо написано, чувствуется «горькое» вдохновение. Спасибо.

Осенний дождь

«Новогодние стихи разных лет»
Довольно неинтересный сюжет цикла, слабоватое воплощение идеи. Часто встречаются банальные рифмы. Удачными показались второй и третий катрены первого стихотворения, седьмой и восьмой катрены второго. Спасибо.

Илана Вайсман

«Меняла»
Интересная идея, яркое воплощение, хороший слог. Заданный стиль выдержан до конца. Маленькая сказка, легко возникающая картина. Приятно для чтения и полезно для ощущения «классической» формы и метроритма.
«Утомленные луной»
Красивое произведение. Яркие, «звучащие» образы. Весь цикл объединен одной идеей. Больше понравились: первое, четвертое, пятое и шестое стихотворения. Очень хорошая работа. Спасибо.

Елена Бондаренко

«Борису Березовскому»
Не считая неправильного распределения одного цикла по пяти «пунктам» (стихотворения должны быть объединены в один цикл и идти единым произведением), и «странного», мягко говоря, необычного названия, сами стихотворения очень даже неплохие. Наиболее яркие и понравившиеся: «Сользят, плывут…» и «Песня Купавы из цикла «Лель»». Спасибо.

Шлионская Ирина

«Московская ностальгия»
Произведение – зарисовка цепочки личных событий, соприкасающихся с историческими моментами, плюс инфраструктурное и архитектурное описание. Сделано грамотно. Очень хорошая концовка. Спасибо.

Кама Барс

«РЕКВИЕМ (трагедия в четырех действиях)»
Идея хороша, но слишком топорно и неудачно реализована. Много неграмотностей, в виде карявых словесных боротов, неоправданной сбивчивости ритма, испорченных слов – «рапсодья», «мелодья», «симфонья» с целью «вмещения» в строку. Задача была поставлена серьезная, но оказалась непосильной для данного авторского выполнения. Несмотря на громосткие размеры, произведение неудачное и слабое. Спасибо.

Уссурочка

«………………………….»
Та же ошибка, что и у Елены Бондаренко, когда стихотворения, которые должны быть объединены в один цикл и идти единым произведением, если они представлены в данной номинации, разбросаны по пяти «пунктам». В первом же стихотворении неоправданная сбивчивость ритма и неграмотное смещение ударения. Удачное, эмоционально сильное стихотворение «Наследие», очень понравилось – «Половинчатости». Спасибо.

Андрей Широглазов

«ПИСЬМО ИЗ ГОРОДА Ч.»
Необычный стиль, ощущается авторская незаурядность. Есть очень красивые словестные обороты и интересные пейзажные образы. Яркий слог. Хотя на любителя.
Цикл «обезображен» печатью интеллекта! Весьма удачное произведение.
«МНОГОТИРАЖКА»
Хорошие стихи на профессиональную тему. Интересно для тех, кто имеет отношение к журналистике и вообще… Кто-то найдет свои шероховатости, но сделано гамотно и со вкусом, «в стиле». Спасибо.

Виктория Можная

«Петербургские пять»
И снова, хорошие, ни кем не читанные стихи… При чтении не возникает ощущения дискомфорта, слух «не натыкается» ни на грубость, ни на безграмотность. Небанальные рифмы, живые красочные образы… Очень хороший цикл, из немногих… Спасибо.

Ольга Королева

«Отчаяние у края леса»
В данном произведении наиболее интересными показались пятое и шестое стихотворения, еще четвертое. Цикл объединен единым настроением тоски и созерцания, удачно переданным читателю. Хорошая работа.
«Маленькая летняя любовь, или Мы познакомились на сайте Стихи Ru»
Очень неплохой цикл стихов. Больше находок, чем шероховатостей. Покривить душой – если не заметить прекрасные образы. Дружеский совет – заменить слово «дубасить» в строке: «Будет дубасить дождь» — это звучит очень грубо для данного контекста и для общего настроения произведения, выбивается и режет слух. Спасибо.

Чек

«Спустя два дня (совсем маленькая поэмка)»
Очень хорошее произведение… И опять никто не читал!… удивительно, все же…
Идея, ее реализация, словестные обороты, образы, сравнения – весьма хороши. Яркое, эмоциональное, грамотно написанное. Прочувствованное, и гладко, ( в хорошем смысле слова) без припятственных порогов, режущих глаз и слух, изложенное произведение. Спасибо.

Ирина Амбрумян

«Андрогины»
Хороший сюжет, но слишком много шероховатостей его реализации, в виде банальных рифм, дастаточно скучных словесных оборотов, неоправданного в данной стилистике и общем контексте, встречающегося перебоя ритма. Тема яркая, но исполнена слабо и блекло.
«Город ангелов»
Красивые, но банальные стихи. Та стилистика, которую задает сам автор, не допускает, вдруг, отсутствия рифмы или замену ее на полу-рифму. Такое построение фразы, как поледняя строка в первом катрене первого стихотворения тоже звучит угловато. Такой сбой ударения как в данной строке: «Я до Утра просплю безмятежно,» — можно было бы легко исправить, «сделав» строку более удобоваримой для восприятия и подобающей «ситуации»: «До утрА я просплю безмятежно,». Если автор обратит свое внимание на ряд подобных моментов и постарается добавить несколько более ярких красок и «сочных» образов произведение приобретет совсем иной вид.
«Каменное сердце»
Слабое произведение. Основные недостатки: рифмы – банальные, или их отсутствие, строки «вылезающие» из общего ритма, не неся при этом ни какого эмоционального и смыслового значения. Весьма «спорный» сюжет.
«Безумный рок, не наполняй тоскою»
Цикл состоит из трех стихотворений, неровных, как между собой, так и внутри себя. Наряду с откровенно слабыми моментами есть очень яркие образы и удачные находки, коими изобилует второе стихотворение – наиболее яркое из представленных автором произведений в данной номинации. В нем много красивых изящных оборотов.
И все же, не стоит коверкать слова в угоду ритму, грубым смещением ударения, как произошло в первом стихотворении – «Когда увидела, Я смысл бЫтия» — слово «бЫтие» не выглядит здесь самостоятельным, а скорее «испорченным» словом «бытиЕ». Автор вполне доказал в своем замечательном стихотворении, удущем вторым в этом цикле, что может обойтись без таких «приемов». Спасибо.

Кирилюк Александр

«СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Идея хорошая, но грамотно и пОлно не реализована. Сюжет так и не расскрывается должным образом, но не из-за того, что читатель слаб умом и интеллектом, а из-за того, что автор поленился поработить над его воплощением. Спасибо.

Семен Венцимеров

«Сердечная недостаточность…»
Тема стандартная – импровизация хорошая.
Есть свои недоработки – ритм, кое-где неоправданно сбивчивый, ударения ( как, например, в первой строке последнего катрена пятого стихотворения), неустойчивая рифма там, где это не отвечает «неустойчивому» и напряженному настроению, а идет в контексте, скорее, «шуточного слога».
Одни стихи цикла более интересные и яркие, другие – менее. К образованию данного цикла, на мой взгляд, надо было бы подойти более строго, оставив в нем лучшие, более сильные стихотворения. Очень понравились стихотворения: четвертое, пятое, восьмое и одинадцатое.

«Города»
В данном произведении видна не только обширная «география» автора, но и его эрудиция, интеллект, образование и широчайший кругозор во многих областях… Цикл яркий, объемный. От читателей требуется немалых «познаний» для его понимания. В произведении чувствуется индивидуальный авторский слог. Наиболее понравившиеся: «Черновцы», «Хмельницкий», «Москва», «Дом Радио в Новосибирске», «Прага», «Варна», «Нью-Йорк», «День благодарения.Парад.», «Нью-Йорк, Южный морской порт…».
«Друзья»
Цикл пронизан светлым, оптимистическим духом и авторской улыбкой читателю. Тот же индивидуальный слог, так же, по произведению можно изучать «географию, и не только…»
Больше всего понравилось первое стихотворение.
«Красивая женщина…»
Автор весьма плодовит…
Неплохо было бы отредактировать во всех циклах «скорость печатанья», после которого остается много помарок, и добавить кое-где недостающие знаки препинания. Первое стихотворение наиболее «шершавое». Больше всего понравились второе и четвертое стихотворения.
«Новосибирские острова»
В тональности предыдущих циклов. Больше понравились стихотворения: первое, четвертое, шестое, восьмое, девятое. Спасибо. …фух…

Анна Санина

«60летию снятия блокады»
Три стихотворения одной тематики наминарованы отдельно друг от друга. Если это цикл, то он должен быть представлен единым произведением.
«Ленинрад. Благодатное небо скорбей», «Пустынный город — переполненный погост», «Тихие улицы» — сильные, эмоциональные стихотворения. Жестокая правда очевидца. Написано очень хорошо, а о содержании говорить не приходится… Спасибо.

Александр Шапиро

«……………………….»
«Три стихотворения одной тематики наминарованы отдельно друг от друга. Если это цикл, то он должен быть представлен единым произведением.» — приходится повторяться. Стандартная новогодняя тематика, стандартное изложение. Просто и мило. Больше понравилось второе стихотворение. Спасибо.

А.Я.

«Конек»
Очень недоработанное стихотворение. Сбои рифмы и ритма здесь неуместны, и выглядят, исключительно, неграмотностью, а не художественным приемом. Частая угловатость словесных оборотов. «Ногу на стремя» — это как?… Идея хорошая и есть над чем работать. Спасибо.

Депресор

«Охота на ангела»
Идея редко-хороша. И воплощение незаурядное. Трогательная история, изложенная с трех точек зрения. Не режет слух ни неудачными попытками оригинальности, ни избитыми демонстрациями банальностей.
«Голый Париж»
Оригинальное, интересное произведение. Читается с удовольствием. Зрение и слух не натыкаются на то, что хотелось бы исправить. Понравилось! Спасибо.

Новожилов Александр

«про верх и низ»
Первое стихотворение цикла понравилось, но не стоит оставлять без рифмы последнюю строчку третьего катрена, когда все «до» и «после» рифмой снабжены. Второе стихотворение тоже неплохое, но рифмы слабые. А здесь они были бы как раз уместны. Во всех стихотворениях имеет место быть чередование ярких находок и неудач. Есть очень хорошие обороты. Несмотря на все шероховатости, произведение, вцелом, яркое и самобытное. Чувствуется индивидуальный стиль автора. Стихотворения эмоциональные, образно и идейно насыщенные. Особенно понравились стихотворения: «Небо сонное и испитое», «Дождь пробежал серым оскалом». Спасибо.

Cветлана Ильина

«Времена года»
Интересное, красивое произведение. Каждое время года имеет свою эмоциональную художественную окраску. Оно просто насыщено образами. Каждое стихотворение в своем стиле и хорошо по-своему, но больше всего понравилось первое стихотворение – «Весенние стихи». Спасибо.

Дмитрий Протасов

«О снах и о лире»
В произведении много недоработок и шероховатостей. Даже в шутливом тоне, в котором оно написано хочется видеть более интересные рифмы вместо избитых, часто встречающихся. Задумка хорошая, но довольно слабо реализована. На любителя. Лично мне больше всего понравилось четверостишие «Сны тараканьи». Спасибо.

Вот, я постаралась сделать обзор, как можно более объективным, несмотря на всю субъективность собственного мнения. Если мне это не удалось – прошу не помянуть злым словом.
Говоря о всех работах в номинации, вцелом, хочу отметить, что многие из стихотворений отличаются авторской самобытностью, оригинальностью слога и стиля. Много ярких находок и удивительных художественных вИдений. Пожелание – более требовательно подходить к подборке цикла и избегать случайных, неоправданных вышеследующим и нежеследующим текстом отклонений и перебоев.
Рада была знакомству с авторами и их произведениями.

С Уважением и наилучшими весенними пожеланиями, Мария Бродская.

0 комментариев

  1. olgakoroleva

    Спасибо за оценку и замечания, Мария!
    Приятно чувствовать себя читаемым — и жить, и работать хочется. Честно!
    Также огромная благодарность за весь этот потраченный Вами труд.

    С уважением,

  2. strannik

    Мария,
    получился неплохой обзор, за исключением
    указания в обзоре образцов поэзии авторов —
    строчек из их поэтических произведений.
    Одновременно задумался:»Станет ли обозреватель сам оценивать свое
    творчество на 10? Точнее, имеет
    ли он (она) право так делать?»
    По моему суб’ективному мнению,
    обозреватель не имеет права
    так делать. Ваше мнение,
    Мария?

  3. dmitriy_sahranov_

    Мария, Вам удалось сотворить не менее, чем музыкально — философский трактат. Особенно хорошо получилось с М. Волошиным, которого я поначалу принял за одного из наших авторов, ибо строчка с фамилией его находится ближе к следующему абзацу, нежели к самой цитате! :))))))))))))))))))
    С уважением, Дмитрий

  4. mariya_odskaya

    Спасибо, Михаил, что заглянули.
    Возможно, что по поводу самооценки Вы правы. Но я, в данном случае, рассматривала свои произведения в общем контексте, абстрагировавшись от авторства. Они мне так же нравятся, как нравятся произведения А.Широглазова, А.Саниной, Ромашки, Depresor, Чек, Иланы Вайсман…
    Я ведь предупреждала, что не за мастерство голое ставлю оценку, а за фантазию, за вдохновение, в том случае, когда произведение мне искренне нравится и задевает мои струнки. Я не покривила душой в выражении своего мнения о произведениях данного этапа в данной номинации. И не была лицеприятна, ни в отношении себя, ни кого-то другого. Я была искренней во всем, и выражала свое субъективное мнение, как можно более объективно.
    Но это мой первый опыт на «данном» попроще и, возможно, при всем моем старании, я в чем-то оказалась не так деликатна, как хотела бы. «За нами — время, перед нами — вечность», даст Бог, будем живы, будем совершенствоваться.
    Еще раз спасибо, Михаил.
    Заглядывайте иногда, а то у Вас после вереска в пустыне на меня, вроде бы, как, аллергия. А я всегда рада Вас видеть.
    С Уважением, Мария.
    P.S. А мне тут сегодня Ершов подснежники прислал…
    Цветы — чудо, право… Весна, ничего не скажешь.

Добавить комментарий

Обзор произведений третьего этапа в номинации «Циклы стихов и поэмы».

Что есть Творчество? … Попытка выразить самого себя, свое мировоззрение, мироощущение — с помощью слова, звука, движения, линии, краски…

«Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, оригинальное. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.»

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. В средневековой философии творчество предстаёт как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную — но в значительной мере случайную — комбинацию уже существующих элементов. Оно выступает как нечто родственное изобретательству, цель которого — решать задачу, поставленную определённой ситуацией.
Согласно Шеллингу, творчество это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.
Носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы… экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще \»посюстороннего\» мира.
В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса, как бы, нового видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования.

А что же есть Поэзия? Один из способов передачи своего внутреннего мира, отражение своего неповторимого «Я»… собственный голос в этом многоголосном мире, полифония образов, мыслей и чувств, облаченных в слово… Поэзия в высшей степени способна воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора, которые опредмечиваются в самом построении стиха — в ритмическом движении и его «изгибах», рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз..; в самобытности используемых красок, метроритма, образного мышления…

Поэзия, греч., род искусства, орудием и материалом которого является слово, а сущность которого мышление в словесных образах (тогда как проза есть мышление посредством абстракций, схем и формул). Поэтические образы есть воспроизведение единичного конкретного случая, являющегося как бы символом целого ряда явлений. Поэзия первоначально слита с другими искусствами: музыкой и мимикой (танцами), лишь иногда один род преобладает.

В поэзии, как и в других видах искусства, творчества, конечно существуют свои правила. Но что есть отклонения от этих правил? Особая художественная задумка автора или же банальная неграмотность?
Как в классической гармонии — параллельные квинты, паралельные октавы и переченья были грубейшим нарушением, а диссонанс был недопустим, но уже в более поздней музыке все эти \»недостатки\» стали стредствами художественной выразительности и достоинствами музыкального языка. Так и в поэзии, живописи, даже танце всегда существовали свои правила, свои рамки, свои табу, но рано или поздно появлялись люди, которые выходили за эти рамки, нарушали правила, принебрегали запретами – руководствуясь не целью выделиться, быть не такими, как все, но зовом своей души, стремящейся к самовыражению! Ведь нот всего семь, красок – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».., все стили уже придуманы, все темы «пропеты»… Но не в смешении ли красок мы находим новые оттенки? Не на грани ли и пересечении попадаем в новые измерения? Не в смешении ли строгих стилей мы рождаем свой, искренний, как волшебное стекло отражающий нашу слезинку в ямочке улыбки?
Прогресс человеческой цивилизации – в науке ли, в искусстве — был всегда обусловлен стремлением человека двигаться вперед, а не ходить покругу, лишь выходя за установленные рамки и общепринятые границы он может двигаться вперед и вверх, расширить поле своей творческой деятельности, пополнить политру стредств художественной выразительности! Лишь
«нарушая» правила, он может создать что-то новое, установить новые правила, которые, в свое время тоже кто-нибудь нарушит, ибо это и есть, неподвластный ни чьим законам, кроме Вышнего, процесс развития и выражения личности, в этом и суть непознаваемости и непрерывного роста и движения ее творческого воплощения. Испокон веков все новое подвергалось осмеянию, осуждению и огню. Те, кем после восторгались, на кого равнялись и превозносили, были прежде обречены на непонимание и гонения. Человеческое невежество, страх перед новым, нежелание оторваться от тех устоев, которых долгие годы придерживались… Многие, впоследствии принятые, признанные и те, о которых мир так никогда и не узнал, – великие художники, музыканты, писатели и поэты при жизни были объектом призрения, профессионального высокомерия и обвинения в дилетантизме тех, кто шел проторенными дорожками, держался стада, а шаг влево – шаг вправо… – сами знаете…
… Но, все-таки, она вертится!..

Я не волшебник – я только учусь, я не критик – я лишь выражаю свое субъективное мнение, я не гений и не революционер – я не пытаюсь подвергать сомнению «правомощность» существующих законов и прав, или призывать к отрешению от «старого» ради поисков «нового» — я всего лишь пытаюсь «нарисовать» ту картинку, которую вижу, ту музыку, которую слышу, настроение, которое испытываю, мысль, которой всревожена, чувство, которым охвачена!… и использую для этого те средства художественной выразительности, которые мне для этого требуются, невзирая на то, предусмотрено это «общепринятыми правилами» или нет.
Зачем я говорю об этом? Затем, чтобы обнажить те струнки, которые вибрируют в душе моей от соприкосновения с произведением, тот камертон, который подсказывает мне интонацию искренности, резонанс деки души моей, возникающий от звуковой волны живого поэтического голоса.
В своей оценке я руководствуюсь не «подсчетом слогов в строке», не «поиском жесткой рифмы и жесткого размера», не стремлением к доступности понимания автора читателем. (Мое мнение, как и мнение любого критика и некритика, безусловно, субъективно.) Ибо, всегда ли можно и нужно укладывать невмещающиеся в длину строкИ чувства человеческие? Избегать диссонанс там, где он действительно имеет место быть? Использовать «правильную» рифму там, где она звучит лицемерно и слащаво? Наше творчество – литература – поэзия – не являются ли отражением наших души и плоти со всеми их чувствами и переживаниями? Сердцебиение и дыхание далеко не всегда бывают ровными… – они и находят свое отображение в переменном размере, темпе, ритме.., метроритме.., темпоритме… Все это средства выразительности. Когда художественная цель в произведении требует создания неустойчивости, диссонанса, непредсказуемости, «полифонического» мироощущения, эмоционального напряжения, смены настроения – вот тут и приходят на помощь переменный размер, сознательное избегание рифмы, \»неполная рифма\», сложная и насыщенная образность… Как аккорд, который разрешается не в той тональности, в которой было ожидаемо разрешение, или не в тот аккорд, который подсказывала логика. Ведь, что такое творческое мышление? Чем мы отличаемся от логичных машин? Не стандартностью, логичностью, предсказуемостью, закономерностью, а эмоциональностью и образным мышлением. Важно лишь, чтобы достигнутая цель правдывала средсва. А это уже зависит от интеллекта и вкуса автора – демиурга.
То, что для одного читателя и критика – недостатки произведения, для другого – несомненные достоинства, что для одних – трудноперевариемость и излешнеусложненность, для других – глубина, яркость и самобытность. На мой, субъективный взгляд, не стоит в искусстве ставить задачу доступности и всеобщего понимания. Так можно прийти к коньюктуре, превратить творчество в «попсовое», писать «на потребу». Искусство (произведение), как и женщина, не должно быть вседоступным, общеугождающим, иначе, в своем определении оно, как и женщина, будет иметь прилагательное на определенную букву алфавита… Пусть, даже, Ваше творчество будет понятно и любимо элитарным, небольшим кругом людей, по-моему, лучше обвинение в элитарности, отсутствиии народности, чем в излишней «близости» к нему. Здесь надо четко понимать, ради чего все – если цель исключительно коммерческая, тогда одно дело, если творческая и самовыражающая – другое, если «здоровое» совмещение обоих начал – «ура!»
Таким вот образом, «несколько» утомив Вас своими доводами, но считая обязательным расскрыть свои позиции, перехожу, наконец, к непосредственному общему обзору произведений. Еще раз повторю, что мое мнение, как и любое другое мнение сугубо индивидуально, так что, прошу не обижаться на его субъективность.

\»Я изображаю не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них. И чем Субъективнее будет передано это впечатление, тем полнее выразится в нем не только мое \»я\», но мировая первооснова человеческого самосознания.\»

М. Волошин
Говоря о всей номинации этого этапа, хочу заметить, что часто встречаются достаточно банальные и скучные произведения. Судя по рецензиям, они и пользуются бОльшим спросом у читающих, получают более высокие оценки и восторженные отклики. Те же произведения, которые обладают незаурядностью и оригинальностью, часто вообще остаются ни кем не прочитанными. Встречаются и те стихотворения, которые к номинации не имеют ни какого отношения. Я прочла все произведения всех авторов и постараюсь хоть немного осветить каждое из них.
Если мои замечания и восторги стимулируют кого-то к чему-нибудь хорошему — буду
весьма рада, если же нет — не сердитесь, каждый имеет право на собственное мнение и заблуждение.

Елена Петухова.

«Приватный танец»
Милые стихотворения, не отличающиеся особой оригинальностью. Написано в стиле тех старых добрых времен, когда уважающая себя, хорошовоспитанная великосветская леди не могла не писать стихи, спрятавшись от солнечных лучей в тенистой беседке, описывала свои муки любви и воспомининия бурной ночи. Отдельно хочу выделить из всего цикла стихотворение «Дуэт». Наиболее яркое, на мой взгляд, и интересное. Спасибо.

Подгребной – Александрофф

«Хайку»
Здесь интересные удачные хокку сочетаются с менее удачными. 162-ое – по-моему, не очень, в 161-ом – не грамотно употреблено понятие «резонанс».., а вот 159-ое, 160-ое – замечательно! Спасибо.

Динка

«Прогулка»
Самобытное произведение, как и сам автор, видимо. Своеобразный слог, ярко переданное настроение. Есть более и менее удачные стихотворения в цикле, но есть определенная стильность. Может нравиться или нет, в зависимости от вскусов, но оригинально и интересно. Есть над чем работать. Иногда грубо, на мой взгляд, но эмоционально сильно. Спасибо.

Яна Велк – Угланова

«Детство»
Цикл написан сознательно в стиле детской непосредственности, что иногда звучит мило, но чаще банально. Из-за отсутствия интересного содержания приходится обращать внимание только на форму, а она прихрамывает в местах отсутствия рифмы и перебоев с размером. У Вас есть другие, более удачные произведения. Не обижайтесь. Спасибо.

П.Кулешов

«Медведь»
Безукоризненно грамотное произведение. Демонстрация опыта и мастерства. В лучших «классических» традициях. Не для любителей острых ощущений и оригинальных решений, но наглядное пособие «что такое форма» в привычном смысле этого понятия. Прежде чем нарушать правила, нужно сначала узнать, что такое правила. Спасибо.

Лара Федорова (Чайка)

«Любовный напиток стар»
Достаточно слабое произведение, и по идее, и по ее реализации. Дискомфорт возникает уже при прочтении названия. Не всегда грамотное построение предложения. Не лучшая из работ автора. Спасибо.

Томилин Игорь

«Морской цикл»
Несколько однообразные стихотворения, даже в условиях одного цикла. Неплохо сделанные, но предназначенные для тех, кто знаком с используемыми в произведении профессиональными терминами. Но вкус моря ощущается! Спасибо.

Антарес

«Сага о последней девственнице, или поэма о грязи»
В произведении поднимается весьма серьезная и болезненная тема. Аборты.., беспризорность, амаральность. Написано грубовато. По-юношески несдержимо эмоционально. Всетаки, эмоциями надо уметь владеть. Хотя написанно искренне.
«Меланхолия»
Произведение, в котором сочетаются оригинальные моменты с банальными оборотами, а более сильные и интересные стихотворения с менее интересными и сильными. Больше понравилось первое, четвертое и десятое стихотворения – очень удачные работы.
«Горячка»
Снова сочетание находок и интересных идей с менее удачными моментами. Наименее удачным, стихотворением, выбивающимся из цикла показалось четвертое. Больше всего понравилось первое стихотворение и ностальгически-трогательное третье.
«Плакальщица»
Одно из немногих, действительно понравившихся своей «здоровой» и яркой эмоциональностью произведений, в данной номинации. Сильное, образное, интересное стихотворение и по форме и по содержанию. Спасибо.

Резникова

«Пейзажные зарисовки»
Кажется, в произведении не хватает разделительных «звездочек» между вторым и третьим стихотворениями. Красивые образы, изящные словесные обороты, яркие «картинки». Больше понравились: первое, четвертое, седьмое, девятое и десятое стихотворения.
И зазвенит моя строка…(из песенно-поэтического цикла,посвящённого поэтам и поэтическому творчеству)
Оценить однозначно весь цикл непросто. Что-то понравилось больше, что-то меньше.
Больше удачных моментов, но встречаются и довольно скучные обороты. В каждом из стихотворений есть свои достоинства и свои недостатки. Данное произведение, как хорошее молодое вино имеет приятный вкус, но состояние легкого опьянения быстро проходит. Вцелом, понравилось. Спасибо.

Елена Шуваева-Петросян

«Из смерти в жизнь»
Здесь притензия на возвышенный стиль и слог сталкивается с достаточно приземленными и банальными обстоятельствами. Встречаются неподходяще грубые речевые обороты. Сбитые ударения режут слух и создают ощущение неграмотности. Довольно неудачное, на мой взгляд произведение. Но автору таких чудестных стихотворений, как «Он был ласков и безутешен» и «Смешалась страсть с полынью» не стоит огорчаться и обижаться на честно высказанное субъективное мнение. Спасибо.

Евгения Таубес

«Приглашение на вальс»

Произведение в легком шуточном стиле. Просто и поверхностно, но сделано неплохо. Портят картину такие обороты, как «не тушуйся», «Унесет. И крылышки расправишь», которые в данном контексте звучат пошло. На любителя. Спасибо.

Хроноп

«Путь…»
Цикл состоит из четырех стихотворений, которые интересны и хороши сами по себе. Но на мой взгляд, первые два живут отдельно от двух последних стихотворений, и не создают ощущение единства цикла. Понравились своим настроением, «тональностью» и идеей каждого отдельного стихотворения. Спасибо.

Светлана Скорик

Циклы стихов
Очень яркий, эмоциональный цикл. Как, видимо, заведено, наиболее талантливое остается непрочитанным… Хорошая интересная идея. Сильные словесные обороты, яркие образы. Возможно, есть шероховатости, но они незначительны. Очень понравилось. Спасибо.

Инга Рубцова

«Странный сон»
Маловыразительное произведение. Основной недостаток — банальные избитые рифмы. Слабые неяркие образы. В стиле «домашнего музицирования» для общего развития. Спасибо.

Ромашка

«Расплавилась свеча»
Сильное произведение. Трудно оценивать из-за ощущения автобиографичности. Но, абстрагировавшись, хочется отметить прекрасный слог, ярко и грамотно отражающий эмоциональность событий. Очень талантливо написано, чувствуется «горькое» вдохновение. Спасибо.

Осенний дождь

«Новогодние стихи разных лет»
Довольно неинтересный сюжет цикла, слабоватое воплощение идеи. Часто встречаются банальные рифмы. Удачными показались второй и третий катрены первого стихотворения, седьмой и восьмой катрены второго. Спасибо.

Илана Вайсман

«Меняла»
Интересная идея, яркое воплощение, хороший слог. Заданный стиль выдержан до конца. Маленькая сказка, легко возникающая картина. Приятно для чтения и полезно для ощущения «классической» формы и метроритма.
«Утомленные луной»
Красивое произведение. Яркие, «звучащие» образы. Весь цикл объединен одной идеей. Больше понравились: первое, четвертое, пятое и шестое стихотворения. Очень хорошая работа. Спасибо.

Елена Бондаренко

«Борису Березовскому»
Не считая неправильного распределения одного цикла по пяти «пунктам» (стихотворения должны быть объединены в один цикл и идти единым произведением), и «странного», мягко говоря, необычного названия, сами стихотворения очень даже неплохие. Наиболее яркие и понравившиеся: «Сользят, плывут…» и «Песня Купавы из цикла «Лель»». Спасибо.

Шлионская Ирина

«Московская ностальгия»
Произведение – зарисовка цепочки личных событий, соприкасающихся с историческими моментами, плюс инфраструктурное и архитектурное описание. Сделано грамотно. Очень хорошая концовка. Спасибо.

Кама Барс

«РЕКВИЕМ (трагедия в четырех действиях)»
Идея хороша, но слишком топорно и неудачно реализована. Много неграмотностей, в виде карявых словесных боротов, неоправданной сбивчивости ритма, испорченных слов – «рапсодья», «мелодья», «симфонья» с целью «вмещения» в строку. Задача была поставлена серьезная, но оказалась непосильной для данного авторского выполнения. Несмотря на громосткие размеры, произведение неудачное и слабое. Спасибо.

Уссурочка

«………………………….»
Та же ошибка, что и у Елены Бондаренко, когда стихотворения, которые должны быть объединены в один цикл и идти единым произведением, если они представлены в данной номинации, разбросаны по пяти «пунктам». В первом же стихотворении неоправданная сбивчивость ритма и неграмотное смещение ударения. Удачное, эмоционально сильное стихотворение «Наследие», очень понравилось – «Половинчатости». Спасибо.

Андрей Широглазов

«ПИСЬМО ИЗ ГОРОДА Ч.»
Необычный стиль, ощущается авторская незаурядность. Есть очень красивые словестные обороты и интересные пейзажные образы. Яркий слог. Хотя на любителя.
Цикл «обезображен» печатью интеллекта! Весьма удачное произведение.
«МНОГОТИРАЖКА»
Хорошие стихи на профессиональную тему. Интересно для тех, кто имеет отношение к журналистике и вообще… Кто-то найдет свои шероховатости, но сделано гамотно и со вкусом, «в стиле». Спасибо.

Виктория Можная

«Петербургские пять»
И снова, хорошие, ни кем не читанные стихи… При чтении не возникает ощущения дискомфорта, слух «не натыкается» ни на грубость, ни на безграмотность. Небанальные рифмы, живые красочные образы… Очень хороший цикл, из немногих… Спасибо.

Ольга Королева

«Отчаяние у края леса»
В данном произведении наиболее интересными показались пятое и шестое стихотворения, еще четвертое. Цикл объединен единым настроением тоски и созерцания, удачно переданным читателю. Хорошая работа.
«Маленькая летняя любовь, или Мы познакомились на сайте Стихи Ru»
Очень неплохой цикл стихов. Больше находок, чем шероховатостей. Покривить душой – если не заметить прекрасные образы. Дружеский совет – заменить слово «дубасить» в строке: «Будет дубасить дождь» — это звучит очень грубо для данного контекста и для общего настроения произведения, выбивается и режет слух. Спасибо.

Чек

«Спустя два дня (совсем маленькая поэмка)»
Очень хорошее произведение… И опять никто не читал!… удивительно, все же…
Идея, ее реализация, словестные обороты, образы, сравнения – весьма хороши. Яркое, эмоциональное, грамотно написанное. Прочувствованное, и гладко, ( в хорошем смысле слова) без припятственных порогов, режущих глаз и слух, изложенное произведение. Спасибо.

Ирина Амбрумян

«Андрогины»
Хороший сюжет, но слишком много шероховатостей его реализации, в виде банальных рифм, дастаточно скучных словесных оборотов, неоправданного в данной стилистике и общем контексте, встречающегося перебоя ритма. Тема яркая, но исполнена слабо и блекло.
«Город ангелов»
Красивые, но банальные стихи. Та стилистика, которую задает сам автор, не допускает, вдруг, отсутствия рифмы или замену ее на полу-рифму. Такое построение фразы, как поледняя строка в первом катрене первого стихотворения тоже звучит угловато. Такой сбой ударения как в данной строке: «Я до Утра просплю безмятежно,» — можно было бы легко исправить, «сделав» строку более удобоваримой для восприятия и подобающей «ситуации»: «До утрА я просплю безмятежно,». Если автор обратит свое внимание на ряд подобных моментов и постарается добавить несколько более ярких красок и «сочных» образов произведение приобретет совсем иной вид.
«Каменное сердце»
Слабое произведение. Основные недостатки: рифмы – банальные, или их отсутствие, строки «вылезающие» из общего ритма, не неся при этом ни какого эмоционального и смыслового значения. Весьма «спорный» сюжет.
«Безумный рок, не наполняй тоскою»
Цикл состоит из трех стихотворений, неровных, как между собой, так и внутри себя. Наряду с откровенно слабыми моментами есть очень яркие образы и удачные находки, коими изобилует второе стихотворение – наиболее яркое из представленных автором произведений в данной номинации. В нем много красивых изящных оборотов.
И все же, не стоит коверкать слова в угоду ритму, грубым смещением ударения, как произошло в первом стихотворении – «Когда увидела, Я смысл бЫтия» — слово «бЫтие» не выглядит здесь самостоятельным, а скорее «испорченным» словом «бытиЕ». Автор вполне доказал в своем замечательном стихотворении, удущем вторым в этом цикле, что может обойтись без таких «приемов». Спасибо.

Кирилюк Александр

«СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Идея хорошая, но грамотно и пОлно не реализована. Сюжет так и не расскрывается должным образом, но не из-за того, что читатель слаб умом и интеллектом, а из-за того, что автор поленился поработить над его воплощением. Спасибо.

Семен Венцимеров

«Сердечная недостаточность…»
Тема стандартная – импровизация хорошая.
Есть свои недоработки – ритм, кое-где неоправданно сбивчивый, ударения ( как, например, в первой строке последнего катрена пятого стихотворения), неустойчивая рифма там, где это не отвечает «неустойчивому» и напряженному настроению, а идет в контексте, скорее, «шуточного слога».
Одни стихи цикла более интересные и яркие, другие – менее. К образованию данного цикла, на мой взгляд, надо было бы подойти более строго, оставив в нем лучшие, более сильные стихотворения. Очень понравились стихотворения: четвертое, пятое, восьмое и одинадцатое.

«Города»
В данном произведении видна не только обширная «география» автора, но и его эрудиция, интеллект, образование и широчайший кругозор во многих областях… Цикл яркий, объемный. От читателей требуется немалых «познаний» для его понимания. В произведении чувствуется индивидуальный авторский слог. Наиболее понравившиеся: «Черновцы», «Хмельницкий», «Москва», «Дом Радио в Новосибирске», «Прага», «Варна», «Нью-Йорк», «День благодарения.Парад.», «Нью-Йорк, Южный морской порт…».
«Друзья»
Цикл пронизан светлым, оптимистическим духом и авторской улыбкой читателю. Тот же индивидуальный слог, так же, по произведению можно изучать «географию, и не только…»
Больше всего понравилось первое стихотворение.
«Красивая женщина…»
Автор весьма плодовит…
Неплохо было бы отредактировать во всех циклах «скорость печатанья», после которого остается много помарок, и добавить кое-где недостающие знаки препинания. Первое стихотворение наиболее «шершавое». Больше всего понравились второе и четвертое стихотворения.
«Новосибирские острова»
В тональности предыдущих циклов. Больше понравились стихотворения: первое, четвертое, шестое, восьмое, девятое. Спасибо. …фух…

Анна Санина

«60летию снятия блокады»
Три стихотворения одной тематики наминарованы отдельно друг от друга. Если это цикл, то он должен быть представлен единым произведением.
«Ленинрад. Благодатное небо скорбей», «Пустынный город — переполненный погост», «Тихие улицы» — сильные, эмоциональные стихотворения. Жестокая правда очевидца. Написано очень хорошо, а о содержании говорить не приходится… Спасибо.

Александр Шапиро

«……………………….»
«Три стихотворения одной тематики наминарованы отдельно друг от друга. Если это цикл, то он должен быть представлен единым произведением.» — приходится повторяться. Стандартная новогодняя тематика, стандартное изложение. Просто и мило. Больше понравилось второе стихотворение. Спасибо.

А.Я.

«Конек»
Очень недоработанное стихотворение. Сбои рифмы и ритма здесь неуместны, и выглядят, исключительно, неграмотностью, а не художественным приемом. Частая угловатость словесных оборотов. «Ногу на стремя» — это как?… Идея хорошая и есть над чем работать. Спасибо.

Депресор

«Охота на ангела»
Идея редко-хороша. И воплощение незаурядное. Трогательная история, изложенная с трех точек зрения. Не режет слух ни неудачными попытками оригинальности, ни избитыми демонстрациями банальностей.
«Голый Париж»
Оригинальное, интересное произведение. Читается с удовольствием. Зрение и слух не натыкаются на то, что хотелось бы исправить. Понравилось! Спасибо.

Новожилов Александр

«про верх и низ»
Первое стихотворение цикла понравилось, но не стоит оставлять без рифмы последнюю строчку третьего катрена, когда все «до» и «после» рифмой снабжены. Второе стихотворение тоже неплохое, но рифмы слабые. А здесь они были бы как раз уместны. Во всех стихотворениях имеет место быть чередование ярких находок и неудач. Есть очень хорошие обороты. Несмотря на все шероховатости, произведение, вцелом, яркое и самобытное. Чувствуется индивидуальный стиль автора. Стихотворения эмоциональные, образно и идейно насыщенные. Особенно понравились стихотворения: «Небо сонное и испитое», «Дождь пробежал серым оскалом». Спасибо.

Cветлана Ильина

«Времена года»
Интересное, красивое произведение. Каждое время года имеет свою эмоциональную художественную окраску. Оно просто насыщено образами. Каждое стихотворение в своем стиле и хорошо по-своему, но больше всего понравилось первое стихотворение – «Весенние стихи». Спасибо.

Дмитрий Протасов

«О снах и о лире»
В произведении много недоработок и шероховатостей. Даже в шутливом тоне, в котором оно написано хочется видеть более интересные рифмы вместо избитых, часто встречающихся. Задумка хорошая, но довольно слабо реализована. На любителя. Лично мне больше всего понравилось четверостишие «Сны тараканьи». Спасибо.

Вот, я постаралась сделать обзор, как можно более объективным, несмотря на всю субъективность собственного мнения. Если мне это не удалось – прошу не помянуть злым словом.
Говоря о всех работах в номинации, вцелом, хочу отметить, что многие из стихотворений отличаются авторской самобытностью, оригинальностью слога и стиля. Много ярких находок и удивительных художественных вИдений. Пожелание – более требовательно подходить к подборке цикла и избегать случайных, неоправданных вышеследующим и нежеследующим текстом отклонений и перебоев.
Рада была знакомству с авторами и их произведениями.

С Уважением и наилучшими весенними пожеланиями, Мария Бродская.

Добавить комментарий