Адам, Ева, террроризм и триада Гегеля.


Адам, Ева, террроризм и триада Гегеля.

АДАМ, ЕВА, ТЕРРОРИЗМ И ТРИАДА ГЕГЕЛЯ

Загадка жизни, предназначение человека, взаимоотношения человека и природы волновали и продолжают волновать мыслящих людей. Если Бог создал Вселенную (небо и землю и всё, что в них – Деяния Апостолов, 4. 24) [1], то почему столько зла и страданий в доле единственного «сознательного» обитателя земли – человека? Если же Вселенная образовалась сама по себе, и жизнь возникла спонтанно и развивается эволюционно от простого к сложному и от худшего к лучшему, то почему происходят необратимые изменения к худшему и в природе и в человеке? В чём причина этих изменений, грозящих привести к коллапсу природу и к гибели – человека? Есть ли выход из этой ситуации? -+

Революция в методологии познания
Бог наделил человека сознанием, подобным Своему (Быт. 1.26). Чтобы человек мог иметь общение с Ним, познавать Его и Его творение, Он вложил в сознание – дух человека – некое исходное знание, «блок памяти» [2] , содержащий нравственные, метафизические, эпистемологические абсолюты, а также методологию познания [3].
Абсолют несёт в себе антитезис, и его наличие в сознании определяет линейный способ мышления тезис-антитезис. Линейный способ мышления идеально соответствует реальному ходу естественных процессов по закону причинно-следственной связи [3]. Наличие абсолюта в человеческом духе – это мотиватор постоянного нравственного и интеллектуального движения к истине, к идеалу. В принципе, имея основанием абсолют благого Бога, человек, мыслящий линейно, не способен на зло. Таков был Адам до грехопадения. Таков был Христос, такими стремятся быть Его верные последователи.
Грехопадение исказило способ мышления человека, и зло стало его обычной практикой, нормой жизни. До потопа: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6.5). Пару тысяч лет спустя: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено…(Иер. 17.9). Линейность мышления нарушилась, цепная реакция мыслительного процесса [3], каждый раз уничтожающая – в процессе выбора – тезис зла антитезисом добра, прервалась.
Мыслители каким-то образом заметили странное явление: даже если абсолют есть, цепочка не выстраивается, потому что к отрицающему зло антитезису добра обязательно примешивается то же зло. Этот феномен блестяще описал величайший мыслитель Христовой эры Апостол Павел: …желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7.18-19).
Платон, Аристотель, Плотин, Прокл и другие античные философы, ряд мыслителей Ренессанса и Просвещения наблюдали неизбежное присутствие зла во всех сферах человеческого бытия и противоречивость человеческой натуры в отношении добра и зла. Разрабатывая теорию познания, они использовали идею «совпадения противоположностей» (Николай Кузанский) и противоречивости всего сущего, откуда затем, после Гегеля, с его лёгкой руки, произошёл марксов «закон единства и борьбы противоположностей». Но именно Гегель структурировал онтологическое противоречие категорий добра и зла до слияния их в единое диалектическое целое. Фредерик Коплестон в «Истории философии» написал: По Гегелю, Вселенная постепенно раскрывает свои тайны, и человек так же постепенно их постигает. Ни одно суждение о реальности не отражает истинной сути дела. Точнее, в истинной сути данного суждения содержится нечто, противоречащее ей. Раскрыв это нечто, мы обнаруживаем противоречие к тезису. Таким образом, истина содержится и в тезисе, и в антитезисе, и когда это принимается, образуется синтез, и новое суждение заявляет об истинности по-новому увиденной ситуации. Но и это суждение содержит своё собственное противоречие, и процесс продолжается до бесконечности. Итак, процесс раскрытия Вселенной и её понимания человеком происходит диалектически. Короче говоря, Вселенная и её сознание – человек – эволюционируют вместе [4]. Это и есть знаменитая «триада Гегеля»: тезис + антитезис = синтез. Гегелю удалось сформулировать высказывание Библейского пророка Иеремии о лукавстве человеческого сердца. Формула выглядела нравственно нейтральной. Однако последствия этой формулы оказались отнюдь не нейтральными.
Фрэнсис Шеффер (Francis Schaeffer) исследовал эффект триады Гегеля на последующие поколения до наших дней по трём направлениям: философия (включая теологию), наука и культура – и пришёл к ошеломляющему выводу: Гегель изменил мир…дети уже не мыслят в привычной для их родителей форме. Дело даже не в том, что у них другие ответы. Методология изменилась, т.е. сам метод, с помощью которого они получают истину, изменился…Гегель открыл дверь в то, что характеризует современного человека: истина – как истина – исчезла, а синтез (палка о двух концах – В.Л.) с его релятивизмом правит бал [5].
Можно добавить. Теперь можно видеть ещё одно страшное последствие триады Гегеля – «узаконенного» Гегелем релятивистского метода мышления «тезис + антитезис = синтез». Это глобальный терроризм, недавно получивший международный статус.
Я вижу в этом силу Слова – слова в Библейском значении. Слова, которым был сотворён мир. Слова, которым погибающий мир получил спасение в Иисусе Христе, и о котором Иисус сказал: …не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4.4). Падший человек потерял львиную долю способностей, которые имел как владыка вселенной, но не все. Слабое подобие Творца он сохранил. Силу слова – в частности. Гегель изрёк Закон Лукавого Мышления, и его слово перевернуло мир. Зло, которое человек накапливал от момента своего грехопадения, было до Гегеля как бы рассредоточено в отношениях отдельных людей или групп – вроде снега на горном склоне. Гегель сказал слово, «выкрикнул» свою триаду – и сошла лавина. Массы зла обрушивались волнами, уплотняясь в разрушительные идеологии: дарвинизм, марксизм, ленинизм, сталинизм и гитлеризм… Результат: руины нравственности, стремительно распадающаяся природа и последняя идеология – глобальный конформизм. Зло, кажется, уже легализовалось. Терроризм от религиозного, социального и политического эволюционировал в спонтанный, терроризм «ни почему».

Что произошло в Едемском саду
Создав первых людей – Адама и Еву, Бог поставил перед ними практическую цель человеческого бытия: владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1.26), — а также очертил границы познания: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт. 2.16-17).
Вот он – тезис: «от дерева познания (!) добра и зла не ешь». А вот антитезис: «можешь съесть, но тогда умрёшь». Так прослеживается здравое мышление: 1) не будешь есть – будешь жить (добро); 2) съешь – умрёшь (зло). Божья жизнеутверждающая целесообразность, цепная реакция развития жизни, в которой зло постоянно отрицается, побеждается добром (Рим. 12.21). Человек интуитивно «знает», что зло – это то, что угрожает жизни. Это знание не из опыта, а от Создателя и Хранителя жизни [2]. Запрещая Адаму есть плоды от дерева познания добра и зла, Бог заботился о сохранении метода познания в чистоте от разрушительного опыта зла. Бог знал, что человек сначала «попробует на зуб», а потом начнёт соображать, что к чему (неизменный метод познания действительности, называемый научным и действующий до наших дней) [6]. Бог заботился об этом на протяжении всей истории: вся Библия от начала до конца полна предостережений против познания зла опытным путём: Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим.12.9). Классический, кстати, пример антитезисного мышления.
Все Библейские запреты направлены на сохранение установленной Творцом методологии познавания истины. Они органически вписываются в антитезисную цепочку мышления, постоянно опровергая зло.
В чём онтологический смысл грехопадения человека Адама и Евы? В том, что они отступили от заповеданного Богом метода познания истины и предпочли «свой» метод, подсказанный змеем. Этот метод и есть логическая триада, которую много веков спустя сформулировал Гегель.
Посмотрим ещё раз на «сцену у фонтана» в Едеме*, как она описана в Книге Бытия, гл. 3. Мы увидим замечательный образец диалектического рассуждения.
* Сохранено Библейское правописание
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Стих 1 – посылка, основание для рассуждения).
На этот провокационный вопрос Ева отвечает, что нет, Бог так не говорил, Он сказал, что плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (стихи 2-3 – тезис: «если съедите, то умрёте»).
В ответ змей выдвигает антитезис: «если съедите, не умрёте». А затем добавляет: и не только не умрёте, но откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (стих 5).
Змей сказал Еве правду: они не умерли физически, их глаза действительно «открылись» (стих 7), они действительно стали «как боги» (стих 22). Но это была та самая «синтетическая» правда, которую определил Гегель, т.е. не истина и не ложь, а некая комбинация противоположностей. Единство противоположностей – совершенная нелепость с точки зрения здравого смысла (плюс + минус = плюс) [7], но ставшая частью известного «объективного» закона единства и борьбы противоположностей [8].
Итак, змей сказал Еве «правду», содержащую невидимую ложь, и ложь была в том, что эта «правда» разрушала жизнь. Бог есть жизнь, и Он же есть Истина (Ин. 14.6). Истина – это недоступная никому тайна бытия Бога-Жизни. Истина – это Абсолютная Правда. Истина истинна вне времени и пространства – именно потому она абсолютна.
Выражаясь в привычных для нас понятиях, истина – категория стратегическая, наша же правда чаще всего – тактическая. Бог – Стратег, мыслящий в бесконечную даль, а мы – конечные существа. И если наши тактические приёмы мышления не совпадают с Его стратегической линией, мы пытаемся как-то пристроиться к ней. И получается синтез – смесь истины с ложью. Потому что Бог верен, а всякий человек лжив (Рим. 3.4).
Возникает вопрос: почему Бог запретил Адаму вкусить от дерева познания добра и зла? Неужели Он «боялся», что человек узнает правду о том, что зло действительно существует? Ведь тот, кто сотворил первое зло – дьявол, обитал поблизости? А если это был просто тест на послушание, то почему именно это дерево, а не иное?
Думаю, что этот запрет был не просто испытанием на послушание. Бог хотел лично преподать Адаму закон жизни во благо себе и другим, научить мыслить так, чтобы истина всегда побеждала любое, самое привлекательное своё отрицание полностью, без остатка, без компромисса. Для того чтобы так мыслить и так жить, нужна постоянная помощь Бога, подобно тому, как нужна от Него постоянная энергетическая поддержка движения тел во Вселенной. Для того чтобы так мыслить, необходимо послушание Богу. Истина и жизнь по истине – праведность – не постигается без послушания. Свобода в своём онтологическом смысле – это жизнь по истине (Ин. 8.34), это мышление типа «тезис – антитезис», это «ум Христов» (1Кор.2.16). Обновить свой «синтетический» ум (Рим. 12.2), иметь ум Христов – в этом спасение человечества от неминуемой гибели вместе с планетой Земля (2Пет.3.7). Христианская Церковь призвана выполнять эту задачу до второго пришествия Иисуса Христа (1Тим.3.15).

Эволюция человеческой цивилизации
Сторонники возникновения мира «сам-по-себе» выдвигают так называемую «теорию (?) эволюции», согласно которой природа и человек составляют органически единое целое – живую общность; человек «выделился» из природы и «поднялся» над ней, а вектор развития этой общности всегда положителен и направлен вверх. Факты, однако, свидетельствуют об обратном. Природа и человек находятся в состоянии перманентной войны и неуклонно деградируют. Человек рубит сук, на котором сидит, — уничтожает природу, а природа мстит ему эпидемиями, землетрясениями, наводнениями, глобальным изменением климата. Но может быть, в этой борьбе с природой человек становится лучше в нравственном отношении и сплочённее в социальном? Но факты опять противоречат. Со второй половины 20-го столетия человечество «переживает» стремительное падение нравов. Сексуальная распущенность достигла уровня, по сравнению с которым меркнет разврат Содома и Гоморры. Наркомания становится вполне легализованной частью образа жизни. Убийство, насилие над человеком потеряло ореол исключительности и приобрело характер спонтанного явления. 21 сентября 2001 года было обозначено новое глобальное явление – международный терроризм. У этого социального явления много корней, но суть одна – деградация сознания, не имеющего абсолютных нравственных ориентиров.
Нетрудно проследить зависимость такого состояния человечества от способа, которым оно мыслит. Человек живёт так, как мыслит (Притчи 23.7). Синтезируя зло с добром, человек теряет поддержку Бога и вместе с ней право и возможность информационно влиять на природу. Это право он имел изначально, до грехопадения, будучи создан как главная часть единого целого – всей системы мироздания: …и сказал им (Адаму и Еве ) Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…(Быт.1.28). Очевидно, что этими словами Бог делегировал человеку реальную власть обладать и владычествовать над всей земной природой. Эта власть была духовной, она исходила из сознания человека. Природа со всеми её составляющими «знала», кто её хозяин. Ничто не могло причинить человеку вреда. Теперь же он (человек) находится в состоянии войны с природой и вынужден получать почти все необходимые для себя ресурсы насильственным путём: Адаму же сказал: за то, что ты…ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя: со скорбью будешь питаться от неё… (Быт. 3.17). И это война на полное уничтожение…

Заключение
Но выход есть. Жизнь нельзя уничтожить, её Создатель Бог не может допустить этого. Он пришёл на землю и обитал на ней в образе человека Иисуса Христа, чтобы Своей жизнью восстановить нравственные абсолюты, Своей смертью уничтожить разрушительный способ мышления, а Своим воскресением вернуть людям жизнеутверждающую способность мыслить по образу Божьему, ибо только так можно победить зло и достичь истины, что есть необходимое условие вечной жизни, для которой и был создан человек.

Примечания
1. Здесь и далее – ссылки на Библию в русском Синодальном издании. Цитаты из Библии выделены жирным шрифтом. В круглых скобках указаны места, из которых взяты цитаты – адреса. Адрес цитаты состоит из сокращённого названия Книги, номера главы и номера стиха.
2. Владимир Комлев. Размышления о мышлении. Человек и христианское мировоззрение, вып. 7, 2002г.
3. Francis Schaeffer. The God Who is There. The Complete Works of Francis Shaeffer. V. 1. Перевод с англ. мой – В.Л.
4. Взято из: Francis Schaeffer. How Should We Then Live. The Complete Works. V. 4. Перевод с англ. мой — В.Л.
5. Francis Schaeffer. Escape from Reason. The Complete Works. V. 1. Перевод с англ. мой – В.Л.
6. Методология современного научного познания – рационализм, т.е. основанное на принципах гуманизма направление познания, близкое к эмпиризму. В процессе познания человек, отталкиваясь исключительно от своих собственных представлений о действительности, посредством чувственного опыта собирает информацию о деталях бытия и пытается вывести обобщающие закономерности.
7. Серен Кьеркегор был первым, кто понял, что синтез противоположностей недоступен разуму и может быть достигнут только верой, и заявил об этом.
8. Совершенно ирреальное понимание целесообразности в процессе развития. Соединяя (синтезируя) добро со злом, мы подкладываем взрывное устройство под всеми признаваемое «доброе». Это и есть «научная» подоплёка спонтанного терроризма.

0 комментариев

  1. eduard_snejin

    Очень интеллектуальная статья. Подумаю, ещё что-нибудь напишу. Сейчас хочу затронуть один интересный тезис по поводу возрастания зла. Где-то в стратосфере существует плазменная ноосфера. Космонавты видели, как в пространстве около Земли, словно ниоткуда появляется плазменный шар и подымается вверх. Это транспорт душ умерших людей, которые притягиваются к шару и потом достигают ноосферы. Слишком много душ поглотила ноосфера. Человек хочет обратиться к Высшему разуму, а ноосфера , как экран не пропускает к нему мысли, Человек вынужден общаться с ноосферой. Стало чем-то зловещим это скопище душ. Похоже , кроме того, она ещё стала бороться с человечеством за своё выживание (ядерные взрывы, ракеты и т. п.)Вот откуда идёт эскалация зла?

  2. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте, Эдуард! Возможно, вы и правы насчет ноосферы, не могу судить, так как недостаточно компетентен в вопросах прикладных теорий. Я полагаюсь лишь на основы Учения. Тем более, наука сама дает подтверждение этих основ, независимо от того, желает она этого или нет. Эта статья родилась из моего спонтанного выступления на семинаре в Кракове «Человек и христианское мировоззрение», потом перевел ее назад с польского для сборника на русском языке. Это было где-то сразу после 11 сентября. Те страшные события стали толчком для выступления и статьи, хотя думал об этом и раньше.
    Спасибо вам за внимательное прочтение, это очень приятно и важно.
    Всего доброго. Виктор.

  3. dmitriy_ruj

    Как же мог создан быть человек для вечной жизни?! Смертен человек.
    А вот еще мнение:
    \»Спираль — одухотворение круга. В ней, разомкнувшись и высвободившись из плоскости, круг перестает быть порочным. Пришло мне это в голову в гимназические годы, и тогда же я придумал, что бывшая столь популярной в России гегелевская триада в сущности выражает всего лишь природную спиральность вещей в отношении ко времени.\» (Набоков. Другие Берега)
    Хотите уничтожить время?

  4. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте, Дмитрий! Для понимания некоторых вещей (я не могу сказать о них всех в одной статье) существует Книга.
    А что касается времени, то причем тут оно? Ведь вы приводите всего лишь мнение человека, которому, видимо, доверяете. Вот и все. А может он не прав?
    Всего доброго. Виктор.

  5. dmitriy_ruj

    А статьи тоже нужны «для понимания некоторых вещей»? А вещи — тоже для понимания? А понимание?..
    Вообще-то мне необходимо было уточнить сначала одну вещь: жизнь (в Вашем понимании) — это именно «обладание и владычествование над всей земной природой» и для такой «вечной жизни» был человек «создан»?

  6. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Статья — есть мое понимание «некоторых» вещей, а сама суть давно изложена в Книге. Внимательнее прочтите статью, но лучше — Книгу. Я как раз и говорю о разнице между двумя взглядами на человека и природу.
    Всего доброго. Виктор.

  7. dmitriy_ruj

    Суть не может быть в Книге, как Ветер, например, в Тыкве (даже если кто-то очень давно и изловил его таким способом).
    Но не суть важно.
    Я бы очень хотел с Вами согласиться, согласиться со статьей, даже с Книгой, но совершенно из других мест растет мое понимание происходящего.
    И если я сошлюсь вдруг на Шопенгауэра, утверждавшего, что интеллект только и может действовать последовательно, и только слепой воле подчинены все его невеликие возможности, что с того? Ведь это лишь Книга, которая не могла не ошибаться, как любая другая.
    Всего светлого. Дмитрий.

  8. igor_dorogobed_

    Здравствуйте, Вмктор!
    Я думаю, что размещение этой статьи здесь не вполне уместно. Во-первых, потому что она мировозренческая, а не литературно-критическая. Во-вторых, потому что занимаемая Вами позиция делают любую дискуссию бессмысленной. У Вас заранее готов ответ: читайте внимательнее Книгу. Не желая вступать с Вами в какой-либо спор или как-то задевать Ваши убеждения, позволю себе лишь напомнить Вам, что Книга тоже написана людьми, имеющими право на ошибку.

    С уважением,

    Игорь

  9. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте! Что ж, можно и сослаться. Но ведь философов много, а Книга одна… А то, что ваше понимание произрастает не отсюда, это понятно, все мы что-то и где-то ищем, однако почему-то все наши искания рано или поздно всегда приводят к Книге. Спасибо за внимание к статье, я ведь не пытался кого-либо заставить соглашаться со мной, это всего лишь попытка подсказать, что можно посмотреть на проблему и так. А каждый ищет свой путь. Всего доброго.
    Виктор.

  10. viktor_ledenev_SOF

    Ivar, здравствуйте! Согласен, что она не совсем в тему, но куда ее поместить, я не знал, вот и разместил здесь. Однако не стоит повторять двухтысячелетнее заблуждение относительно Книги. Вы не верите в Бога, это ваш удел и ваша проблема. Для меня вопрос так не стоял и не стоит. А во всех иных случаях, именно так он и стоит. Или да или нет. Середины не бывает. Нельзя немножечко верить и наоборот.
    И статья не мировоззренческая, а, скорее, познавательная, способ склонить человека к рассуждению и осмыслению самого себя, не более.
    Всего доброго. Виктор.

  11. igor_dorogobed_

    Здравствуйте, Виктор!
    Позвольте маленькое уточнение: я всегда отделяю Веру в Бога от того,что пишут и говорят люди от Имени Его. На самом деле Вере не нужны посредники между Богом и конкретным человеком, желающим обратиться к Нему. И еще: неверие в Бога в сущности тоже Вера, пожалуй, самая страшная из всех существующих, но я не принадлежу к этой церкви. А верить можно по-разному и в разное…

    С уважением,

    Игорь

  12. viktor_ledenev_SOF

    Игорь, извините, ни в коем разе не хотел хоть как-то вас задеть. Наверно, не додумал до конца и неверно выразился, извините. Но я говорю лишь о Книге, т.е. Holy Bible, и ничего другого не имею в виду. Тем более, не затрагиваю вопросов, касающихся Церкви. И, уж конечно, помыслить не могу себя в роли посредника. Это мое понимание проблемы не библейской, а философской и ее практического применения. Вот и вс. Я говорю лишь о Гегеле, а в Книге ищу ответы.
    Вы правы, неверие — тоже разновидность веры, особенно, если неверие агрессивное. И, уж конечно, верить можно во многое, что, впрочем, не заменяет Веры настоящей, а лишь может дополнять ее.
    Всего доброго, рад, что приняли всерьез мои рассуждения.
    Виктор.

  13. yuliya_golovneva

    Статья требует внимательного прочтения и наводит на многие раздумья. Спасибо Дмитрию Ружу, который меня сюда пригласил! Кстати, Дмитрий, Вам пора бы кратко сформулировать основы Вашей философской позиции (в разных вариантах: отсюда начну для протестантов, отсюда для буддистов, отсюда для агностиков…) и приводить их, когда знакомитесь с мыслителями, а то с других позиций трудно понять, о чем Вы вообще. Вот Вы спросили, не хочет ли автор этой статьи уничтожить время, и процитировали Набокова, а автор и не понял, к чему бы это. К его позициям это имеет такое же отношение, как вопрос представителя племени Красных Попугаев: \»Нравится ли Вам чистить перышки?\» 🙂

    Уважаемый S.O.F. (Serf Of Faith?), как ни было мне трудно, понимая позиции тех, кто критикует Вас, настроиться на то, что я у Вас принимаю, — я все же на это настроилась. Да, Библия — удивительно живая и настоящая книга, хоть я и согласна с Ivar\’ом, что веровать, всей живой душой принимать Бога — это одно, а признавать бесспорность неких записанных слов — это другое. Хотя бы потому, что эти слова переводили: всякий, кто вдумчиво читал хоть одну фразу из Библии в оригинале, знает о неуловимой разнице между оригиналом и переводами. Но дело даже не в этом: представьте, как же в таком случае отличалось то, что мог ВИДЕТЬ, чувствовать автор, вдохновляемый (как считается в традиции) Св. Духом, от любого человеческого языка вообще? Да даже в рамках одного языка высокие истины далеко не всем понятны: миссионер скажет людоедам на их родном наречии, что он любит людей, а они и подумают, что он их кушать любит! А что, если главным толкователем его слов, его \»апостолом\» станет один из них? Нет, лучше признать, что человеческие слова способны только вмещать в себя оттиски Слова, бывшего вначале, и не считать какой-то оттиск абсолютной истиной. Да в самом Евангелии об этом написано — что сейчас мы (люди) видим всё смутно, как сквозь мутное стекло (извините, что не могу привести неточно цитируемое место, но, думаю, Вы без труда его найдете).

    Но то, что не является абсолютной истиной, все же может содержать в себе больше истины, чем очень и очень многое другое. Поэтому к замечаниям Дмитрия добавлю, что книги отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем тыквы, так что если некой Книгой достойные люди всё ловят и ловят суть, как ветер, значит, ею это делать удобнее, чем, например, книгой философа, не видящего смысла в жизни из-за того, что в ней, видите ли, есть страдания. Подчеркиваю: не прятаться бездумно за какую-то Книгу, а настраиваться на восприятие Высокого с ее помощью!

    А теперь о том в статье, с чем не соглашусь, думаю, не только я, но любой, кто знает, что такое синтез и в какие бездны на самом деле может завести человека \»линейное мышление\». Увидеть в истории грехопадения триаду Гегеля — неслыханный софизм! Виктор пишет: \»Теперь можно видеть ещё одно страшное последствие триады Гегеля – «узаконенного» Гегелем релятивистского метода мышления «тезис + антитезис = синтез». Это глобальный терроризм, недавно получивший международный статус.\» Какие обвинения! А ведь все не так просто. Если хотите, объясню после, сейчас уже некогда.

  14. dmitriy_ruj

    Надеюсь, автор статьи извинит, что чуть не пол комментария к ЕГО работе адресовано (почему-то:) мне. Я это не вполне предвидел и прошу прощения. Думаю, никто не стремиться никого в чем-либо переубедить, а лишь высказывает свою точку зрения.

  15. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте, Юля! Приятно, что Вы заглянули и внимательно прочли. Спасибо огромное еще раз за то, что попытались понять. Особенно приятно, что это делает неверующий человек. Ибо, если Вы верите, то какие могут быть сомнения в Книге? Если же Вы сомневаетесь в ней, значит и нет Веры. Все предельно просто. Я уже повторяюсь, что нельзя быть немного верующим. Если Вы веруете, то Книга для Вас источник знаний, если нет — Вы пытаетесь сделать то же самое, что делали материалисты много веков подряд. Не думаю, что Ваши аргументы будут сильнее вольтеровских или гегельянских. С материалистической точки зрения уже сказано все, а Книга до сих пор загадка и лишь немного приоткрывается для тех, кто верит. Эта статья не о Книге! Это попытка с ее помощью понять мышление человека и насколько оно уязвимо. Да, статья написана была для посвященных и верующих людей, которым и в голову не приходит искать искажение смысла в переводах, так как там были люди, читающие Книгу на многих языкакх в том числе и на том, на котором написаны все Евангелия, то есть на иудейско-греческом (эллинском). Вот вы написали — «в Евангелие», а ведь не может быть такого написания,так их четыре и надо указать, в котором из них вы прочли то, что пересказали своими словами. Оттого и путаница, что люди любят пересказывать, а не читать. Извините, что говорю о прописных истинах…
    Видимо, я уберу статью, так как вижу, что обсуждение идет не по сути статьи, а каждый высказывает лишь свою попытку не согласиться в Писанием, найти какого-то другого божка. Это и есть свобода воли, которая дана людям Богом. Свобода вполоть до неверия в Него. Так что все справедливо и понятно, однако это не та трактовка проблемы, о которой я писал. Или написал плохо,или… что-то другое. В любом случае, видимо, подумаю и приму решение.
    Спасибо вам за внимание и попытки понять. Ничего, что это не удалось с первого раза. Я просто старше и умудреннее, возможно, еще и потому, что мы стоим на разных ступенях Веры. Этим и объясняется недопонимание друг друга. Всего вам доброго.
    Ваш Виктор.
    Простите, если хоть как-то задел Ваши чувства, но в этом вопросе компромисса быть не может по определению. Извините.

  16. yuliya_golovneva

    Дмитрию: «никто не стремится никого в чем-либо переубедить» — неточно сказано. Подавить кого-то, сказать «дурак» — здесь точно никто не стремится. Полностью «переплавить» чье-то мировоззрение — тоже. Но дать кому-то возможность взглянуть с другой точки зрения (при этом некоторые в чем-то переубеждаются, другие просто дополняют свои взгляды, третьи считают новую точку ошибочной…) — разве не для этого люди высказывают свои точки зрения? Для чего же еще?

    Автору: слово «Евангелие» я употребила в значении «Новый Завет», в отличие от Ветхого; такое именование часто встречается в богословской литературе. Спорить о богодухновенности Библии я не собиралась — как сапожник судит о сапогах, так я (языковед) судила исключительно об особенностях перевода и толкований и о том, что можно выразить на любом человеческом языке. Кстати, об искажении смысла Вы сказали, я и не думала обвинять в этом добросовестных переводчиков! Я имела в виду только «многослойность» некоторых слов оригинала: вызываемые ими ассоциации не переводятся. Общий смысл это не искажает. Так что в неверующие Вы меня напрасно записали. 🙂

    Вернемся-ка лучше к статье: триада Гегеля была создана вовсе не для того, чтобы подрывать абсолютные понятия Добра и Зла! С ее помощью, скорее, можно понять, что и в человеке, и в мире Добро переплетается со Злом, что нельзя отделить абсолютно «неверных» людей от абсолютно «безгрешных» — вот к чему сведется «синтез». (Террористы последних лет, охотники на «неверных» людей Запада, очень далеки от понимания этого. Гегель, впрочем, к ним отношения не имеет.)

  17. viktor_ledenev_SOF

    Здравствуйте, уважаемые спорщики. Это, конечно, интересно, что спор развернулся в комментариях к МОЕЙ статье. Однако…
    И Книга и триада никогда специально ни для кого не создавались. Они — суть Веры с одной стороны, суть мировоззрения философа (в данном случае Гегеля) с другой. И не важно, кто именно высказл мысль (Гегель или еще кто), я не спорю не с человеком, спорю с утверждением и показываю, как один или другой пути мышления могут приводить к тем или иным результатам.
    Да, неприятие Веры оказалось гораздо сильнее, чем я даже мог предположить, читая до этого произведения, опубликрованные здесь и на других сайтах. Я почему-то верил в их искренность. Теперь увидел, что для большинства — это просто способ доказательства некой собственной неповторимости. Или экзальтация неофитов. А жаль. Разочарование всегда неприятно.
    Что ж, завтра снимаю статью, так как, боюсь, неверие просто исказит вообще не только суть статьи, но м принесет мне самому определенный духовный ущерб. Надо бы поберечься. Я, как и всякий другой человек, грешен и весьма, потому ищу истину и нахожу ее в Книге. Тем более грустно читать, о неверных или двойных смыслах в Книге. Для человека искренней Веры нет ничего непонятного или двойного. Слово Божье не может иметь разных толкований. Есть только многожество скрытого, еще не понятого сысла, мыслей и Заповедей, которые не доходят до слабого человеческого ума.
    «М если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
    Отвергающий меня и не приниммающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» Иоаннн;12,47,48.
    Что ж, отвергать Слово, сомневаться в правильности его перевода, смысла и т.д., что может служить большим доказательством неверия. А Слово всегда судит, и не только Слово Божье, но и наши собственные будут судить всех нас.
    Правда, я возьму свои слова обратно, если вы скажете, что в совершенстве владеете халдейским или эллинским языками и сейчас работаете над новым, более совершенным переводом Книги.
    Но я опять чувствую себя неловко, пытаясь повторить уже сказанное, так как Книга не нуждается ни в чьей рекомендации или защите. В моей слабой, так уж точно.
    Всего доброго. Виктор.
    Ваш Виктор.

  18. igor_dorogobed_

    Здравствуйте, Виктор!
    Мне очень жаль, что Вы так и не поняли, что никто из «спорщиков» и не пытался отвергать Веру. Была отвергнута лишь Ваша претензия на знание Истины, которая ведома лишь Богу. Вы, надеюсь искренне, полагаете, что веровать можно только по Вашему образу и подобию. А все остальные должны либо признать Вашу правоту, либо дружно записаться в безбожники. А это, уж простите, грех гордыни. Становясь в позу единственно знающего Истину, Вы тем самым отвергаете веру, мысли, чувства иных людей, не желая даже прислушаться к ним. Какое уж тут обсуждение по сути? Именно об этом я говорил с самого начала: Ваша статья не предназначена для обсуждения, а лишь для поучения нас, неверных. И, уж простите мне резкое слово, но именно Ваша позиция (при чем тут несчастный Гегель?!!) близка к мусульманским террористам. Те арабские мальчики свято веруют, что только их Вера истинна, и даже умирают за нее.
    В заключение позволю себе несколько цитат:
    «Правда — оружие страшное, так как никогда не знаешь, кого оно поразит… В одной моей пьесе (она была написана и поставлена давно) герой утверждал, что один правдолюбец может погубить больше людей, чем сто лжецов. И я с ним (героем) согласен.»
    » У правды и лжи один отец. Употребление правды или лжи не может носить всеобщего действия. Вот только в таком случае и правда и ложь одинаково вредны и не приводят ни к чему хорошему. Дьявол как раз чаще утверждает, что именно он владеет монополией на правду, а не Бог. И это отчасти верно.
    А вы, Яна, когда-нибудь задумывались над тем, что единой правды для всех не существует? Так какую же правду вы должны говорит, а какую нет? Или так поставлю вопрос, что, если ваша правда есть ложь для другого? Кто определит «правдивость» вашей правды?»
    «Я же не оспариваю ваши принципы, просто я думаю несколько иначе. Вот и все.»
    Это все сказали Вы совсем недавно… Или лично к Вам это неприменимо?..

    С уважением,
    Игорь

    P.S.
    А если честно, чувствую себя оскорбленным, что каждый из нас должен доказывать Вам искренность нашей веры. Кто Вы нам? Инквизитор?..

  19. viktor_ledenev_SOF

    О чем это вы, Игорь? Где вы нашли, что я отстаиваю право или претендую на знание истины? Опомнитесь! Я лишь отстаиваю по мере сил то, что яно ЛЮБОМУ человеку Веры. Я ни на что не претендую, только могу сослаться на то, что сказано в Книге. И, естественно, не верю человеку, когда он пытается переиначить Книгу или усомниться в Ней.
    Вы правы в одном — не следовало публиковать статью. Она требует иного уровня Веры и знаний читателей. Извините, что заставил вас разволноваться и наговорить мне выдуманных вами же самим обвинений. Это я ввел вас в это искушение. Извините еще раз. Виктор.
    P.S. Оставляю статью на время, чтобы вы успели прочесть эти слова в ответ на, мягко говоря, необоснованное обвинение меня в гордыне. Книга предназначена не для праздного чтения, а следования ей.

  20. igor_dorogobed_

    Cпасибо, Виктор. Мне очень жаль, что нам не удалось понять друг друга. Но одному своим примером Вы меня научили. У меня тоже есть текст, правда, художественный, в котором изложение моей Веры. И я не буду выставлять его в сети ни здесь, ни на других сайтах. Если удасться издам в бумажном виде. Он вызвал бы такое же непонимание, как и Ваша статья. Поймите, всех задела именно категоричность Ваших утверждений, а не суть. И это тоже я учту на будущее, поскольку все же хочу быть услышанным. Может если бы изложили Ваше сокровенное иначе… А впрочем, этот сайт для таких текстов не предназначен.
    И еще: я нисколько не хотел задеть Вашу Веру, ибо признаю право любого на Веру его, даже если она абсолютно не согласно с моей. Именно это чувство и вызвало мою столь бурную отповедь. Надеюсь, что ни чем не обидел Вас. Если все-таки обидел, простите великодушно.
    Нам не дано судить, чья вера истинней, и как только беремся мы за это неблагодарное занятие, дороги далеко разводят нас, хотя, в сущности, мы идем одной тропой. Мы не нашли общих понятных друг другу слов, и душа моя полна печали. Вглядываемся в одно, но видим по-разному. Что ж, примем это как факт и поставим точку.
    С уважением,
    Игорь

Добавить комментарий

Адам, Ева, террроризм и триада Гегеля.

АДАМ, ЕВА, ТЕРРОРИЗМ И ТРИАДА ГЕГЕЛЯ

Загадка жизни, предназначение человека, взаимоотношения человека и природы волновали и продолжают волновать мыслящих людей. Если Бог создал Вселенную (небо и землю и всё, что в них – Деяния Апостолов, 4. 24) [1], то почему столько зла и страданий в доле единственного «сознательного» обитателя земли – человека? Если же Вселенная образовалась сама по себе, и жизнь возникла спонтанно и развивается эволюционно от простого к сложному и от худшего к лучшему, то почему происходят необратимые изменения к худшему и в природе и в человеке? В чём причина этих изменений, грозящих привести к коллапсу природу и к гибели – человека? Есть ли выход из этой ситуации? -+

Революция в методологии познания
Бог наделил человека сознанием, подобным Своему (Быт. 1.26). Чтобы человек мог иметь общение с Ним, познавать Его и Его творение, Он вложил в сознание – дух человека – некое исходное знание, «блок памяти» [2] , содержащий нравственные, метафизические, эпистемологические абсолюты, а также методологию познания [3].
Абсолют несёт в себе антитезис, и его наличие в сознании определяет линейный способ мышления тезис-антитезис. Линейный способ мышления идеально соответствует реальному ходу естественных процессов по закону причинно-следственной связи [3]. Наличие абсолюта в человеческом духе – это мотиватор постоянного нравственного и интеллектуального движения к истине, к идеалу. В принципе, имея основанием абсолют благого Бога, человек, мыслящий линейно, не способен на зло. Таков был Адам до грехопадения. Таков был Христос, такими стремятся быть Его верные последователи.
Грехопадение исказило способ мышления человека, и зло стало его обычной практикой, нормой жизни. До потопа: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6.5). Пару тысяч лет спустя: Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено…(Иер. 17.9). Линейность мышления нарушилась, цепная реакция мыслительного процесса [3], каждый раз уничтожающая – в процессе выбора – тезис зла антитезисом добра, прервалась.
Мыслители каким-то образом заметили странное явление: даже если абсолют есть, цепочка не выстраивается, потому что к отрицающему зло антитезису добра обязательно примешивается то же зло. Этот феномен блестяще описал величайший мыслитель Христовой эры Апостол Павел: …желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7.18-19).
Платон, Аристотель, Плотин, Прокл и другие античные философы, ряд мыслителей Ренессанса и Просвещения наблюдали неизбежное присутствие зла во всех сферах человеческого бытия и противоречивость человеческой натуры в отношении добра и зла. Разрабатывая теорию познания, они использовали идею «совпадения противоположностей» (Николай Кузанский) и противоречивости всего сущего, откуда затем, после Гегеля, с его лёгкой руки, произошёл марксов «закон единства и борьбы противоположностей». Но именно Гегель структурировал онтологическое противоречие категорий добра и зла до слияния их в единое диалектическое целое. Фредерик Коплестон в «Истории философии» написал: По Гегелю, Вселенная постепенно раскрывает свои тайны, и человек так же постепенно их постигает. Ни одно суждение о реальности не отражает истинной сути дела. Точнее, в истинной сути данного суждения содержится нечто, противоречащее ей. Раскрыв это нечто, мы обнаруживаем противоречие к тезису. Таким образом, истина содержится и в тезисе, и в антитезисе, и когда это принимается, образуется синтез, и новое суждение заявляет об истинности по-новому увиденной ситуации. Но и это суждение содержит своё собственное противоречие, и процесс продолжается до бесконечности. Итак, процесс раскрытия Вселенной и её понимания человеком происходит диалектически. Короче говоря, Вселенная и её сознание – человек – эволюционируют вместе [4]. Это и есть знаменитая «триада Гегеля»: тезис + антитезис = синтез. Гегелю удалось сформулировать высказывание Библейского пророка Иеремии о лукавстве человеческого сердца. Формула выглядела нравственно нейтральной. Однако последствия этой формулы оказались отнюдь не нейтральными.
Фрэнсис Шеффер (Francis Schaeffer) исследовал эффект триады Гегеля на последующие поколения до наших дней по трём направлениям: философия (включая теологию), наука и культура – и пришёл к ошеломляющему выводу: Гегель изменил мир…дети уже не мыслят в привычной для их родителей форме. Дело даже не в том, что у них другие ответы. Методология изменилась, т.е. сам метод, с помощью которого они получают истину, изменился…Гегель открыл дверь в то, что характеризует современного человека: истина – как истина – исчезла, а синтез (палка о двух концах – В.Л.) с его релятивизмом правит бал [5].
Можно добавить. Теперь можно видеть ещё одно страшное последствие триады Гегеля – «узаконенного» Гегелем релятивистского метода мышления «тезис + антитезис = синтез». Это глобальный терроризм, недавно получивший международный статус.
Я вижу в этом силу Слова – слова в Библейском значении. Слова, которым был сотворён мир. Слова, которым погибающий мир получил спасение в Иисусе Христе, и о котором Иисус сказал: …не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4.4). Падший человек потерял львиную долю способностей, которые имел как владыка вселенной, но не все. Слабое подобие Творца он сохранил. Силу слова – в частности. Гегель изрёк Закон Лукавого Мышления, и его слово перевернуло мир. Зло, которое человек накапливал от момента своего грехопадения, было до Гегеля как бы рассредоточено в отношениях отдельных людей или групп – вроде снега на горном склоне. Гегель сказал слово, «выкрикнул» свою триаду – и сошла лавина. Массы зла обрушивались волнами, уплотняясь в разрушительные идеологии: дарвинизм, марксизм, ленинизм, сталинизм и гитлеризм… Результат: руины нравственности, стремительно распадающаяся природа и последняя идеология – глобальный конформизм. Зло, кажется, уже легализовалось. Терроризм от религиозного, социального и политического эволюционировал в спонтанный, терроризм «ни почему».

Что произошло в Едемском саду
Создав первых людей – Адама и Еву, Бог поставил перед ними практическую цель человеческого бытия: владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1.26), — а также очертил границы познания: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт. 2.16-17).
Вот он – тезис: «от дерева познания (!) добра и зла не ешь». А вот антитезис: «можешь съесть, но тогда умрёшь». Так прослеживается здравое мышление: 1) не будешь есть – будешь жить (добро); 2) съешь – умрёшь (зло). Божья жизнеутверждающая целесообразность, цепная реакция развития жизни, в которой зло постоянно отрицается, побеждается добром (Рим. 12.21). Человек интуитивно «знает», что зло – это то, что угрожает жизни. Это знание не из опыта, а от Создателя и Хранителя жизни [2]. Запрещая Адаму есть плоды от дерева познания добра и зла, Бог заботился о сохранении метода познания в чистоте от разрушительного опыта зла. Бог знал, что человек сначала «попробует на зуб», а потом начнёт соображать, что к чему (неизменный метод познания действительности, называемый научным и действующий до наших дней) [6]. Бог заботился об этом на протяжении всей истории: вся Библия от начала до конца полна предостережений против познания зла опытным путём: Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим.12.9). Классический, кстати, пример антитезисного мышления.
Все Библейские запреты направлены на сохранение установленной Творцом методологии познавания истины. Они органически вписываются в антитезисную цепочку мышления, постоянно опровергая зло.
В чём онтологический смысл грехопадения человека Адама и Евы? В том, что они отступили от заповеданного Богом метода познания истины и предпочли «свой» метод, подсказанный змеем. Этот метод и есть логическая триада, которую много веков спустя сформулировал Гегель.
Посмотрим ещё раз на «сцену у фонтана» в Едеме*, как она описана в Книге Бытия, гл. 3. Мы увидим замечательный образец диалектического рассуждения.
* Сохранено Библейское правописание
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Стих 1 – посылка, основание для рассуждения).
На этот провокационный вопрос Ева отвечает, что нет, Бог так не говорил, Он сказал, что плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (стихи 2-3 – тезис: «если съедите, то умрёте»).
В ответ змей выдвигает антитезис: «если съедите, не умрёте». А затем добавляет: и не только не умрёте, но откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (стих 5).
Змей сказал Еве правду: они не умерли физически, их глаза действительно «открылись» (стих 7), они действительно стали «как боги» (стих 22). Но это была та самая «синтетическая» правда, которую определил Гегель, т.е. не истина и не ложь, а некая комбинация противоположностей. Единство противоположностей – совершенная нелепость с точки зрения здравого смысла (плюс + минус = плюс) [7], но ставшая частью известного «объективного» закона единства и борьбы противоположностей [8].
Итак, змей сказал Еве «правду», содержащую невидимую ложь, и ложь была в том, что эта «правда» разрушала жизнь. Бог есть жизнь, и Он же есть Истина (Ин. 14.6). Истина – это недоступная никому тайна бытия Бога-Жизни. Истина – это Абсолютная Правда. Истина истинна вне времени и пространства – именно потому она абсолютна.
Выражаясь в привычных для нас понятиях, истина – категория стратегическая, наша же правда чаще всего – тактическая. Бог – Стратег, мыслящий в бесконечную даль, а мы – конечные существа. И если наши тактические приёмы мышления не совпадают с Его стратегической линией, мы пытаемся как-то пристроиться к ней. И получается синтез – смесь истины с ложью. Потому что Бог верен, а всякий человек лжив (Рим. 3.4).
Возникает вопрос: почему Бог запретил Адаму вкусить от дерева познания добра и зла? Неужели Он «боялся», что человек узнает правду о том, что зло действительно существует? Ведь тот, кто сотворил первое зло – дьявол, обитал поблизости? А если это был просто тест на послушание, то почему именно это дерево, а не иное?
Думаю, что этот запрет был не просто испытанием на послушание. Бог хотел лично преподать Адаму закон жизни во благо себе и другим, научить мыслить так, чтобы истина всегда побеждала любое, самое привлекательное своё отрицание полностью, без остатка, без компромисса. Для того чтобы так мыслить и так жить, нужна постоянная помощь Бога, подобно тому, как нужна от Него постоянная энергетическая поддержка движения тел во Вселенной. Для того чтобы так мыслить, необходимо послушание Богу. Истина и жизнь по истине – праведность – не постигается без послушания. Свобода в своём онтологическом смысле – это жизнь по истине (Ин. 8.34), это мышление типа «тезис – антитезис», это «ум Христов» (1Кор.2.16). Обновить свой «синтетический» ум (Рим. 12.2), иметь ум Христов – в этом спасение человечества от неминуемой гибели вместе с планетой Земля (2Пет.3.7). Христианская Церковь призвана выполнять эту задачу до второго пришествия Иисуса Христа (1Тим.3.15).

Эволюция человеческой цивилизации
Сторонники возникновения мира «сам-по-себе» выдвигают так называемую «теорию (?) эволюции», согласно которой природа и человек составляют органически единое целое – живую общность; человек «выделился» из природы и «поднялся» над ней, а вектор развития этой общности всегда положителен и направлен вверх. Факты, однако, свидетельствуют об обратном. Природа и человек находятся в состоянии перманентной войны и неуклонно деградируют. Человек рубит сук, на котором сидит, — уничтожает природу, а природа мстит ему эпидемиями, землетрясениями, наводнениями, глобальным изменением климата. Но может быть, в этой борьбе с природой человек становится лучше в нравственном отношении и сплочённее в социальном? Но факты опять противоречат. Со второй половины 20-го столетия человечество «переживает» стремительное падение нравов. Сексуальная распущенность достигла уровня, по сравнению с которым меркнет разврат Содома и Гоморры. Наркомания становится вполне легализованной частью образа жизни. Убийство, насилие над человеком потеряло ореол исключительности и приобрело характер спонтанного явления. 21 сентября 2001 года было обозначено новое глобальное явление – международный терроризм. У этого социального явления много корней, но суть одна – деградация сознания, не имеющего абсолютных нравственных ориентиров.
Нетрудно проследить зависимость такого состояния человечества от способа, которым оно мыслит. Человек живёт так, как мыслит (Притчи 23.7). Синтезируя зло с добром, человек теряет поддержку Бога и вместе с ней право и возможность информационно влиять на природу. Это право он имел изначально, до грехопадения, будучи создан как главная часть единого целого – всей системы мироздания: …и сказал им (Адаму и Еве ) Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…(Быт.1.28). Очевидно, что этими словами Бог делегировал человеку реальную власть обладать и владычествовать над всей земной природой. Эта власть была духовной, она исходила из сознания человека. Природа со всеми её составляющими «знала», кто её хозяин. Ничто не могло причинить человеку вреда. Теперь же он (человек) находится в состоянии войны с природой и вынужден получать почти все необходимые для себя ресурсы насильственным путём: Адаму же сказал: за то, что ты…ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя: со скорбью будешь питаться от неё… (Быт. 3.17). И это война на полное уничтожение…

Заключение
Но выход есть. Жизнь нельзя уничтожить, её Создатель Бог не может допустить этого. Он пришёл на землю и обитал на ней в образе человека Иисуса Христа, чтобы Своей жизнью восстановить нравственные абсолюты, Своей смертью уничтожить разрушительный способ мышления, а Своим воскресением вернуть людям жизнеутверждающую способность мыслить по образу Божьему, ибо только так можно победить зло и достичь истины, что есть необходимое условие вечной жизни, для которой и был создан человек.

Примечания
1. Здесь и далее – ссылки на Библию в русском Синодальном издании. Цитаты из Библии выделены жирным шрифтом. В круглых скобках указаны места, из которых взяты цитаты – адреса. Адрес цитаты состоит из сокращённого названия Книги, номера главы и номера стиха.
2. Владимир Комлев. Размышления о мышлении. Человек и христианское мировоззрение, вып. 7, 2002г.
3. Francis Schaeffer. The God Who is There. The Complete Works of Francis Shaeffer. V. 1. Перевод с англ. мой – В.Л.
4. Взято из: Francis Schaeffer. How Should We Then Live. The Complete Works. V. 4. Перевод с англ. мой — В.Л.
5. Francis Schaeffer. Escape from Reason. The Complete Works. V. 1. Перевод с англ. мой – В.Л.
6. Методология современного научного познания – рационализм, т.е. основанное на принципах гуманизма направление познания, близкое к эмпиризму. В процессе познания человек, отталкиваясь исключительно от своих собственных представлений о действительности, посредством чувственного опыта собирает информацию о деталях бытия и пытается вывести обобщающие закономерности.
7. Серен Кьеркегор был первым, кто понял, что синтез противоположностей недоступен разуму и может быть достигнут только верой, и заявил об этом.
8. Совершенно ирреальное понимание целесообразности в процессе развития. Соединяя (синтезируя) добро со злом, мы подкладываем взрывное устройство под всеми признаваемое «доброе». Это и есть «научная» подоплёка спонтанного терроризма.

0 комментариев

  1. Zlaia@

    Очень интересно.
    Но есть вопросы:
    -\»21 сентября 2001 года было обозначено новое глобальное явление – международный терроризм\» — а что случилось-то?
    -\»Природа и человек находятся в состоянии перманентной войны и неуклонно деградируют.\» — звучит, конечно, устрашающе, но действиетльности не соответствует. Под \»человеком\» тут, видимо подразумевается человечество, но деградируют как раз отдельные люди. Как может деградировать природа, тоже смутно себе представляю =).

Добавить комментарий