Мир, которого нет


Мир, которого нет

Я приглашаю вас на смерть

На моих перекрёстках нет светофоров,
Только звонки неместных трамваев.
Время на вдох — в перестуке затвора,
Тело с душой — арматурой на сваях —
Приходите на смерть, я вас приглашаю…

В гомоне слов одолжить невиновность,
Статься щенком и забиться под камни,
Выпить луны неуёмную томность, —
Словом всё стёрла, шепнув только «Амен…»
Приходите на смерть подглядеть в щёлку ставен.

И лишь четвертовать, чтоб диагноз под роспись,
На восток — груз обид, югу — пошлую память,
Запад — жалость и боль — доморощенный хоспис,
Ну а северу можно прощенье оставить.
Приходите на смерть, заклинаю…

Маета

Плюс и минус, два разных полюса,
Даже демоны — и те молятся,
Даже ангелы — и те маются.
Ложь и ненависть — апокалипсис —
Для души одной предостаточно.
Боль выносится, но внематочно.
Боль рождается неожиданно,
Только счастье нам недосчитано.
Недосчитано, недодадено
Да собою же и украдено.
Лентой в волосы грусть вплетается,
Вместе с нервами детство старится,
Вспоминается нам картинками,
Не лукавое, но с хитринкою.
Лесом, полем, путями-шпалами
Да соборами медноглавыми
Смерть тихонечко так улыбается.
Минус с плюсом перекликается.

…Как аукнется — так откликнется,
Звенью разорвав тишину.
Знаю — счастье моё где-то мыкается,
Здесь оставив меня одну.

Плачь!

Будет!
Будет плакать!
Так
Это
Из-за тебя
Дождь
Вынужден капать?
Это твой
Звонок
Нас
Тревожит
Ночью?
Если
Хочешь —
Плачь.
Если
Хочешь…
Мы
Не слышим
Тебя,
Наша
Музыка — лето.
Наше лето
Лишь
В радость
(ты слышишь?)
Лишь
В радость
Одето.
Плачь.
Мороси.
Мы отвернёмся,
Нужность
Твоя
Неверна…
Ты не солнце.
Плачь,
Уголёк,
Плачь…

Желание «вне»

Это вам не Генри Миллер,
Только карманов из
Вываливается, как дешёвый триллер,
Общечеловеческое «Брысь!»

Наверное, что-то мелочное в душонке
Завалялось между червонцем и стольничком.
Перерисуйте это на детскую распашонку
Или подложите покойничку.

Что мне ваши слова или тупое молчание,
Мне и себя хватает вполне.
Хотя… Это уже звучит как обещание,
А я ведь хочу «вне»

Утренний марш

По телам,
По трупам, —
Чужим и своим,
Пройдусь,
Изображая Жанну
Д’Арк.
И ладановый дым
Мне будет
Что флаг
Державный.
Пусть
Пальцы синеют,
Вцепившись
В сталь, —
Будто
Нет в мире
Дороже,
Пусть их!
Знаете, пальцы,
Мне вас не жаль,
Вот я
Хочу —
И морожу.
А наутро,
С петлёй едва
Совладав,
Выплюну слова последнего
Гравий,
И повисну,
Так
Никем
И не став,
Под чьё-то
Хриплое
«Браво!»

Завершение

Соборованием поставлю точку.
Жирную точку.
Стояла прочно,
А вышло
Как всегда.
Всегда так будет,
Точно.
Я обещаю —
Как надоест, возьму заточку,
Железом довершу,
Соборованием оставлю.

Рождённое

Запятыми означу пути вехи,
Пройду, споткнувшись об их тела.
Люди! Ведь у каждого есть свои огрехи!
Толпа! На моём месте и ты быть могла!

Хотя нет. При моём рожденьи жглись не звёзды, —
Точка лампочки дарила свет.
Знаете, мир, который тьмой создан —
Это мир, которого нет.

Пейте меня с жадностью фляжных последних капель,
Пальцем крутя у виска.
Я ваше подаяние снесу на паперть,
Я даже ближе стану, чем смерть каждому близка.

Пусть, пусть имя моё язвами покроется!
Тогда из-за пыли кулис
Мне прощение высукровится,
Выйдя под громкое «бис!»

Молчи!

Молчи вместе с солнцем,
Молчи вместе с пламенем,
Молчи вместе с сердцем,
Молчи, неприкаянный
Дух мой, молчи.

Радость моя горечью утоляется,
Ангелы тоже прощать утомляются.
На девять врат дубликаты-ключи…
Молчи, дух-предатель, молчи!

Бисер артерий нанижем на лезвие,
Помню, когда-то и мы были трезвыми.
Думаю, в адской гореть нам печи.
Молчи, буйный дух мой, молчи.

Молчи, как стена, как святое распятие,
Молчи как вода, как старая статуя,
Как ветер, как звёзды в ночи, —
Молчи, мой желанный, молчи.

Нейтралитет

Я соблюдаю вежливый нейтралитет,
Сижу на стуле и рисую знаки
В блокноте. Притаился яркий свет
И тени пляшут польку на бумаге.

Ничью не принимаю сторону, —
Переплетаю свет и тьму в клубочек.
Лишь еле слышно вою на луну,
Верней, скулю, когда поставлю точку.

Так — после каждой строчки пустота,
Все буквы-тени для меня значИмы,
И снова пляшут польку на листах,
Уходят, оставляя здесь картины.

…Нейтралитет. Всё снова на местах, —
Все знаки, буквы, тени, половины.

0 комментариев

  1. yuliya_golovneva

    Весь цикл стихов унизан эмоциями, образностью, и чувствуется, что всему этому тесно в выбранных формах.

    Наиболее сильные здесь, на мой взгляд, — второе и предпоследнее стихотворения, за ними по выразительности следует третье. Они сделаны без огрехов, без сильно чувствующегося влияния другого поэта, и, помещенные отдельно, производили бы лучше впечатление. В них есть интересные строки: «Боль выносится, но внематочно»; «Молчи, как стена, как святое распятие,//Молчи как вода, как старая статуя…» За эти стихи отдельно я бы поставила 7, сравнивая их по силе воздействия со стихами других авторов.

    О первом стихотворении — не берусь судить. Построение предложений типа «И лишь четвертовать, чтоб диагноз под роспись,» — мне неблизко. Возможно, у такой манеры выражаться есть свои поклонники (например, «Мумий-Тролль» и Земфира иногда выражаются таким образом, но ведь они же скрашивают это музыкой!). Так что, наверно, пусть существует и такое, но я останусь при своей точке зрения: буйная образность в стихах не гармонирует с запутанным синтаксисом, он мешает ее впивать.

    Теперь о подражательных стихах. «Желание «вне»» — слишком уж под Маяковского: «Это вам не Генри Миллер, //Только карманов из //Вываливается…» Если уж пользоваться чьей-то формой, то вдохнули бы в нее, что ли, новое содержание! А то — «общечеловеческое «Брысь!»» «Что мне ваши слова или тупое молчание,//Мне и себя хватает вполне.» Об этом говорят, наверно, 8 или 9 из 10 подростков, как только начинают писать стихи. (Могу выслать по е-мэйлу образцы похожих стихов разных авторов, в которых эта мысль варьируется на все лады.) Пелевин о таком порыве уже ясно сказал: «Отдыхай, душа. Внутренний плевок попадет в тебя же, //А внешний вызовет бодрый коллективный ответ.» Так что если есть смысл говорить об этом ЕЩЕ, то, наверно, принципиально по-новому, чтобы действовало.

    «Утренний марш» и «Рождённое» — тоже под М., хоть и несколько энергичнее, чем «Желание «вне»». (Вставленное между ними «Завершение» на отдельные стихи не тянет. Это похоже на часть поэмы, написанную, чтобы соединить более сильные ее части.) Интересен ритм в «Рождённом»:
    «При моём рожденьи жглись не звёзды, —
    Точка лампочки дарила свет.
    Знаете, мир, который тьмой создан —
    Это мир, которого нет.»

    Зачем такая длинная рецензия? — Я заметила, что почти все, кроме профессиональных критиков, пишут о других как о мертвых: или хорошо, или никак, или, если невоспитанные, краткий смачный плевок. Но можно ведь и иначе, если видишь, что «что-то есть, только недоделано»! Меня чем-то цепляет живая, но недовоплощенная сила некоторых авторов, хочется помочь отчеканить для нее формы. Так что не обижайтесь на критику, творите еще!

  2. proskuryakov_dl

    Всецело подписываюсь под критической статьей Ю.Головневой — исчерпывающе и компетентно. На мой взгляд, лучшая вещь — «Маета». Что можно еще сказать? «Мается, мается, жизнь не получается//А все ж не признается, что все дело в нем». Депрессивные стихи лучше идут, чем веселые? Если да, почему? Проклятая свинья жизни?

Добавить комментарий