Что определяет успех того или иного произведения?


Что определяет успех того или иного произведения?

Текущая литература нуждается в теоретическом осмыслении. Однако нет и не было беспристрастного анализа в результате чего реальный образ литературы всегда оказывается смазанным и неточным. А это не способствует ни развитию литературы, ни более правильному отношению читателя к ее реальному эстетическому многообразию. Часто поднимается вопрос о взаимоотношении редактора и писателя. В предложенной заметке – один из очередных вопросов:
Что определяет успех того или иного произведения?
Рискуя навлечь на свою голову гнев литературного бомонда, отвечу: все, что угодно, но только не литература.
Высокопарные, они же высоконравственные слова о том, что решает читатель, при мало-мальски пристальном рассмотрении на поверку оказываются ложью. На деле решает реклама. Но реклама особого свойства. Реклама эта связана с навязыванием идеологии, а сама литература прочно впаяна в этот процесс.
Идеология, которая навязывается нынче, не является новой. Это идеология примитивизма, идеология тех, кто «заказывает музыку».
Дело в том, что в любом обществе есть люди, которые вроде бы и незаметны, но если им удастся стать во главе какого-либо «управления», то эти люди немедленно подгоняют всех окружающих под мерки своего мировоззрения, причем еще и ниже, дабы самому выделяться, т.е. выглядеть на фоне себе подобных ценителем.
Наступление серости происходило всегда но, как и должно быть при смене очередных общественных ориентиров, приняло массовый характер, что и породило возможность тиражирования и навязывания собственной идеологии.
Можно вспомнить слова одного из героев романа Ильфа и Петрова, а именно Паниковского о городовом, который за 5 рублей его охранял от гнева обворованного человека: «… Фамилия его была Небаба. Я его недавно встретил. Сейчас он музыкальный критик».
И вот, согласно собственным желаниям, стало тиражироваться то, что отвечает вкусам серости. А все остальное, как и положено безродной формации – серости, выбрасывается вон, под крокодильи слезы по «упадку культуры» и вопли по ее возрождению, т.е. рекламы своих вкусов.
Не надо быть пророком, чтобы понять, что бессмысленно хоронить истинную культуру. И хотя сама культура имеет свыше 250 определений, разговор можно вести лишь о смене идеологии.
Заметим, что утверждения о смерти культуры произносятся всю историю человечества. И потому ясно, что временное извращение общечеловеческих ценностей наиболее ярко показывает пути, по которому эти ценности будут восстанавливаться.
Но что же это за исток, который должен питать настоящее искусство? Имя этому неиссякаемому истоку – творчество.
Павел Мацкевич

0 комментариев

  1. udachina_yuliya_Itiel

    Очень спорный вопрос, и я с вашим мнением, пожалуй, не согласна. Мне кажется, сейчас наступает возрождение культуры, возвращение в какой-то мере назад. Общество разделилось на три части – те, кто не читает вообще, те, кто читает «легкое чтиво» и те, кто читает что-то хорошее. И последних, кстати, не столь мало.
    Что же до успеха книги – по-моему, все зависит от жанра, в котором она написана, потому что у каждого рода, вида и подвида свои критерии. Успех – это не многомиллионный тираж, это известность и популярность, которая может быть как массовой, но гм… дешевой, так и популярностью среди людей с определенными интересами и высокой планкой. В «бульварной литературе» успех принесет незамысловатость языка и понятность и доступность сюжета, сродство героев и их проблем с читателем. В фантастике все зависит от поджанра – готики, боевика, фэнтези, альтернативки…
    Появляются книги с тиражом в 2-3тыс. экземпляров, но содержащее глубокие и вдумчивые исследования, и пишутся они все чаще не абы кем, а людьми, занимающимся этим вопрос много лет, искренне интересующимися, практикующими, путешествующими.
    Книга вновь становиться предметом коллекционирования – позолота, кожаная обложка, гравюры 17в…

Добавить комментарий