Зима идёт…


Зима идёт…

Жаль мне, что я не птица:
Стылою белою
ранью
голосом рваным не крикну
высохшим, как перед
казнью.

Голову крепко не вскину,
И от всего
Отрешаясь,
Крылья свои не раскину
С озером, с лесом
Прощаясь,

С городом бесприютным,
Ставшим при мне
Ристалищем,
Болью сиюминутной,
Нищим чужим
пристанищем.

Роскошь бульваров отобрана,
Золото —
Недоношено.
Ей всё – лютующей страннице
Под ноги
Было брошено.

Попрано бесприданницей-
Белые крупы
сеет.
С каждым порывом ветра
Город на Вечность
Стареет.

Тополи будут, как узники,
К небу заламывать
Руки,
Стае гребцов завещая
Память молитвы
в разлуке…

Мне ли не помнить полёта!
Где вы,
подруги-птицы?
Лишь в полынье замерзшей
Будут мерещится
Лица…

Мне бы птенца до снега
успеть на крыло
поставить
и улететь вслед за вами и …
…и на закате растаять…

0 комментариев

  1. nadejda_kogan

    Очень неудобно обращаться к человеку, все время именуя его этаким номерным ником, поэтому я буду говорить: Лена Март.
    Стихи Лены Март наполнены энергией до краев, они плещутся бунтом, горят страстью, цветут нежностью. Но Боже, как им не хватает самого первичного, самого обычного ремесла.
    Разберем стихотворение «Зима идет»
    Чувство, которое его продиктовало, это бунт. Права Ирэна Лайт, в стихотворении так и бурлит свободолюбие героини.
    Первая строфа очень хороша – отчаянием узника перед казнью, рваным, высохшим голосом… Но такие строки нужно помещать либо в концовку стихотворения, либо в кульминацию. В качестве начала они непригодны – дают такую немыслимую высоту тону, что дальше остается только «накручивать» себя. Тем более, что предвидение будущей зимы описано очень сбивчиво. Ведь нужно объяснить, почему лирической героине жалко, что она не птица, и что бы она делала, будь она птицей, как бы бы выглядела зима, которая должна придти в город – и все это в будущем времени. Вот и получается, что неправильное композиционное построение стиха отобрало массу энергии и – ни к чему не привело.
    А к чему должно было бы привести? К изменению взгляда на ситуацию. Как в технике изобретение помогает ликвидировать техническое противоречие, так и в поэзии хорошие стихи сначала обнаруживают, обостряют конфликт, а потом выводят из него, меняя взгляд на мир, на ситуацию, на собственные чувства. Если Вы из своего стихотворения выйдете другой, то и Ваш читатель тоже изменится. Вот это и есть творчество. Это и есть искусство.
    Что произошло в результате бунта Лены? А ничего. Бунт, как был, так и остался. Зима, как шла, так и идет. Вернее, вывод сделан – птенца поставить на крыло и самой растаять в закате. Но это именно тот вывод, который прозвучал в первой строфе – так плохо, как перед казнью.
    Что хотите, со мной делайте, но вот моя душа не согласна жить в аду наступающей Зимы, не найдя ни лучика света, ни крохи тепла. Я думаю, что душа Лены тоже с этим концом мира не согласна.
    Тем более, если разбирать по строчкам – есть очень сильные и в противовес им очень слабые. Когда хочешь написать о-о-очень страшно или трогательно, ого какие ляпы получаются.
    «Лишь в полынье замерзшей
    Будут мерещится
    Лица…»
    Лица подруг-птиц в замерзшей полынье? Они утонули? Или летали над полыньей и до сих пор отражаются в ней? Я понимаю, здесь за неуклюжим выражением спрятан очень хороший образ замерзших, застывших отражений. Но именно спрятан – не играет, не светится..
    Для того, чтобы образы засветились, надо для себя прежде всего определиться, что за конфликт Вы описываете в стихотворении. Ну, предположим, он таков: Ваша живая, летящая душа и мертвенный холод надвигающейся Зимы. Птицы от этого холода улетают в теплые края. Вы жалеете, что не можете вскрикнуть, попрощаться с городом и улететь вместе с ними. Почему? Что держит? Отсутствие крыльев или свободы? Страх? Или любовь к городу, который будем брошен под ноги лютой гостье?
    Поэтому и начинать стихи надо с наступления Зимы, какой бы она ни была – что бы Вы в этот образ ни вложили. И понять для себя, почему Вы – не птица. И только тогда – вот этот высохший голос. И мелодичные отклики птиц-подруг из-за горизонта.

    А стихотворение «С начала» я бы отредактировала вот так:
    :
    Дышать я начинаю….
    Весенний дым горчит, пьянит, щекочет горло
    И голову до головокружения задрав,
    На облаке рисую милый лик.
    Я в мыслях о тебе, моей души двойник…
    Шуми над головой весенний бриз,
    Играй синкопами аккордов, птичьи трели
    Засей на ожидающих полях –
    Созрели
    Те для посевов, вспаханы, набухли влагой
    Порезы – шрамы ноября.
    Тебя, тебя, — твержу, — тебя
    Впускаю в душу вновь, как сок берёза
    Осенний тромб прорвав, впускает в тело.
    Смело
    Расправлю, вынесу, перетрясу
    Хозяйкой шустрой штопаные мысли,
    Все даты памятные, лица, числа
    И жесты, заученные наизусть
    И грусть
    Внезапно удивит метаморфозой внешней –
    Ажурной, яркой бабочкой нездешней
    Вдруг выпорхнет извне и
    в небо,
    Подхваченная ветром,
    Полетит…

    Мои задания Вам, Лена:
    1. Переписать стихотворение «Зима идет», изменив композицию и попытавшись найти другой выход из конфликта.
    2. Точно также проанализировать стихотворение «Над рекой»
    3. Проверить для себя любимые стихи – правда ли, что настроение и состояние входа в такое стихотворение отличается от состояния выхода.

  2. March95

    Здравствуйте, Надежда.
    Спасибо Вам за подробный разбор моего стихотворения. Я поняла Ваши задания. Буду выполнять. Но у меня только один вопрос. Вы пишете:
    «Для того, чтобы образы засветились, надо для себя прежде всего определиться, что за конфликт Вы описываете в стихотворении. Ну, предположим, он таков: Ваша живая, летящая душа и мертвенный холод надвигающейся Зимы. Птицы от этого холода улетают в теплые края. Вы жалеете, что не можете вскрикнуть, попрощаться с городом и улететь вместе с ними. Почему? Что держит? Отсутствие крыльев или свободы? Страх? Или любовь…»

    Страх? Или любовь? Вы, сами того не подозревая, снова поставили меня перед таким вопросом, на который я не нашла ответа за 8 лет. У меня нет его и сейчас. Когда я пойму себя и смогу решиться себе ответить, я смогу изменить не только финал этого стихотворения, но и свою очень запутанную жизнь. Это мучительный отрезок моей жизни, без видения света. Поэтому начало и финал стихотворения — есть замкнутый круг. Но опыт даже таких переживаний может многому научить. И стоит ли тогда менять именно конец стихотворения?

    Что здесь держит? Не всем и не всегда удаётся «улететь» в свою весну. И тогда здесь нас держит, думаю, долг. Перед Богом, перед самим собой, перед «птенцами».
    Вот такие мысли…
    Спасибо за задание.

  3. nadejda_kogan

    Леночка, не можете впрямую ответить на этот вопрос? Тогда просто измените композицию. То есть начните с сути конфликта. И попробуйте взглянуть на него отстраненно. И только потом — вскрик. Видимо, нам с Вами надо заниматься, как и с Сергеем развитием многовыходных комбинаций.
    Для начала все же возьмите несколько пушкинских стихов — даже таких безысходных, как «Не дай мне Бог сойти с ума» и попробуйте в них вчитаться, ответьте себе, что происходит с поэтом и с Вами внутри этого стихотворения.
    Конфликт в стихотворении «Над рекой» можете не искать, я Вам сделаю потом его подробный разбор.
    А еще напишите стихи от имени лесного озерца — осенью, когда на него падают желтые листья. Хорошо?

  4. vera_hamidullina

    Надежда, ничего не могу с собой поделать! Написала про осень и озеро, чувствую не хватает чего — то ( или перебор!). Выбрала не свойственный самой себе стиль, теперь вот, мучаясь, прошу Вас провести линчевание! 🙂

    Озеро, в нетронутой глуши,
    С Осенью – красавицей прощается.
    Заломило руки – камыши
    И с мольбой волной в колени валится.

    «О» кольцом на Осени горит,
    «О» на пальце Озера красуется.
    Уж зима виски им серебрит,
    А мечта о счастье все не сбудется.

    Повенчали тайно небеса
    Провели под радужными сводами,
    Чтоб под сенью леса, чудеса
    Обернулись мрачными невзгодами.

    Почернела от печали гладь
    Озера, но всплесками отчаянья,
    Обещает закружить опять
    Осень в танце на балу прощания.

    Осень, ты не стой на берегу!
    Расстегни мониста разноцветные,
    Сбрось свои одежды, на бегу
    Милому шепча слова заветные!

    Шаг. И Осень в озере любви,
    Из волос свои заколки выронив.
    Листьями посыпались они,
    Страсти стон из волн озерных выдавив.

    Росы с трав и ягоды с рябин
    Падали прощальными слезинками,
    А Амур кидал, сквозь неба стынь,
    Солнечные стрелы золотинками.

  5. belferman_moisey

    Объем: 1 863 [ символы с пробелами ]
    Рецензия на стихотворение March95 «Зима идет…»

    Даже ранняя зима в России и средней полосе Европы — не лучшее время для пребывания птиц. Особенно для их песен и полетов. По причине скудости питания и низкой температуры воздуха — энергии на прогрев тела не хватает. О каких полетах вести речь?
    Поэтесса-птица возражает Природе. С позиций поэтического дара или другого побуждения — она выражает, кажущееся сомнительным, желание: стать птицей. В этот переходный и стылый период. И вместо голоса зычного, далеко слышимого — поэтесса выражает мечту: «стылою белою / ранью / голосом рваным не крикну / высохшим как перед казнью».
    Что происходит с человеком и поэтессой? У нее плохое настроение, неприятности? Преследуют несчастья? Случилось горе? Или не дай Б-г…
    Поэтесса-птица надолго задержалась (задержался отлет на юг, в теплые края) — она прощается со всем знакомым-привычным, дорогим и милым. «Голову крепко не вскину, / И от всего / Отрешаясь / Крылья свои не раскину / С озером, с лесом…»
    Прице особенно противен город: «Прощаясь, / С городом бесприютным, / Ставшим при мне / Ристалищем, / Болью ежеминутной, / Нищим чужим / пристанищем».
    Поэтесса-птица отпевает город.
    Только в самом конце стихотворения становятся понятны причины ее тоски и ожидание возможных суровых грядущих испытаний. Птица поздно снесла и высидела птенца. Сейчас ее заботит одно: «Мне бы птенца до снега / успеть на крыло / поставить / И улететь вслед за вами / и… и на закате растаять…»
    Не замерзнуть — с птенцом! А «растаять»… Раствориться, исчезнуть?
    Для чего, спрашивается, она обрекла себя на все перечисленные испытания-муки?
    У поэтессы-птицы отсутствует возможность самооценки по привычной шкале. Проследить логику последоватльных событий. Не может в самой разобраться. Находится в состоянии раздвоенности. Во власти природных инстинктов.

    © Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 14.06.2006 15:28

  6. nadejda_kogan

    Верочка, вот действительно, несвойственный стиль! И это тоже хорошо, пробовать себя нужно во всем. Сказка получилась яркая, романтичная. Любовь Осени и Озера — не встречала…. Правда с таким количеством «красивостей», что выпороть Вас за них мало))) И «мониста разноцветные», и «слова заветные» И слезинки, и золотинки! И Амур, который тут уж совсем ни к чему. И знаете, почему? Он из другой мифологии. Вы же творите свой миф. Вот если бы сразу переплели его с греческим, тогда Амур был бы уместен.
    Я приведу Вам на эту тему свое стихотворение — не Бог весть, какой шедевр, но Амура я там, по-моему, органично обыграла:

    Пахнет детством малина на просеке,
    Пахнет липа гулянкой хмельной.
    День — как рыжий оборвыш курносенький
    В деревенской рубахе цветной.

    Лук изогнутый спрячет за деревом:
    — Не опасно ли в роще вдвоем? –
    Улыбнешься и смотришь растерянно,
    А стрела уже в сердце твоем.

    И по жилам медовой отравою
    Растекается теплый огонь.
    …Золотыми июльскими травами
    Пахнут губы твои и ладонь…

    А мое задание Вы не совсем так выпонили. Я хотела, чтобы Вы перевоплотились в лесное озеро — стали им, почувствовали, что гладь поверхности — это Ваша кожа, а осока на дне щекочет Ваши прохладные пятки, почувствали ласку ветра, тревогу наступающей осени и написали об этом так, как Вы это можете.

  7. March95

    Снова отмечаю, что прощаю Вам тон рецензии из-за Вашего слишком почтенного возраста.
    Хочу отметить глубину Вашего проникновения в ткань поэтического произведения —
    «Птица поздно снесла и высидела птенца. Сейчас ее заботит одно…»
    Надеюсь, Ваши занятия в классе «Литературная критика» Вам помогут.
    Спасибо.

  8. vera_hamidullina

    Надежда! Примите от меня еще один вариант: предотпускной темой начало попахивать и как результат… У озера когда отпуск? В июле или августе?

    Будет отпуск этим летом,
    Я поеду к Морю – деду.
    И на матушке Реке
    Поваляюсь на песке.
    Вместе с батею – Болотом
    Прошвырнемся на охоту.
    Да и дядька Водопад
    Будет мне безмерно рад.
    С Ручейком, названным братом,
    В кабаках сольем зарплату.
    А с племяшкой Родничком
    Из камней построим дом.
    Старой деве, тёте Луже
    Подобрать пора бы мужа…

    Озеро весной в глуши,
    Завалившись в камыши,
    Слушая туристку Утку,
    Размечталось не на шутку.

    Уберу Амура из предыдущего и обязательно напишу четко про щекотку, тревогу и ласку.
    Немножко поболею и вернусь.

  9. March95

    Здравствуйте, Надежда!
    Извиняюсь за отсутствие 🙂
    Вот черновик того, что смогла написать. Буду еще работать над этими строчками.

    Застыли перелески
    В оправе янтаря.
    И клёны — снова фрески
    На храме сентября.

    И озеро лесное
    Как медный купорос –
    Кусочек неба скроен
    Под кудрями берез.

    А в храме ни движенья,
    И только листопад
    Бездонному скольженью
    Как смыслу жизни рад.

    И всё — в преображенье
    Щемящей новизны,
    И словно в постиженье
    мгновенья глубины.

    Над озером скольженье
    Минут… или часов…
    В нём вижу отраженье
    Пылающих лесов.

    И нежность белоствольных.
    Заброшенный погост.
    И клин гребцов усталых.
    И неба купорос…

    И, кажется, причастна
    Я к вере журавлей,
    Что нет земли прекрасней,
    И истины — верней.

    И озеро – нетканый,
    Обложенный Убрус.
    И в нём я вижу тайну —
    Свою родную Русь.

    Вот, как-то так. Последняя строчка не совсем так звучит, как задумала — именно, моя Россия, такая, какой её вижу я. Буду еще думать, может, всё перепишу.

  10. vera_hamidullina

    Надежда! Ваши слова , а особенно похвала, запали Богу в душу! Болезнь отступила. Обычно с почками неделю мучаюсь, а тут!!! У меня готово новое озеро. Выбрала другой стиль, типично русский плач.

    Меж полей — лугов
    Рядом с рощицей,
    Что ссутулилась
    На пригорочке,
    Жизнь моя стоит.
    Не течет рекой,
    И не бьет ключом, —
    Тихо плещется.
    Водомерками
    Перемеряна,
    Чуть кувшинками
    Приукрашена…
    Хороводиться
    Только с ивами,
    Что проплакали
    Лето красное.
    Помню молодость:
    Дно песчаное,
    Кожу гладкую,
    Очи ясные.
    А сейчас всё дно
    Илом выстлано,
    Кожа сморщилась
    Рябью с волнами.
    И лицо моё
    Как щетиною
    Обвила осока
    Колючая.
    А из глаз моих
    Слезы катятся, _
    Камень бел-горюч
    Стал товарищем.
    В зеркалах души
    Осень хмурая
    Серым дождиком
    Отражается.
    Знать идет зима:
    Сердце выстудит,
    Льдом скует меня
    На прощание…

  11. nadejda_kogan

    Девчонки, милые мои, как же вы обе меня обрадовали!
    Оба стихотворения хороши! Замыслом, настроением, исполнением.
    Есть, конечно, придирки, как же без них!
    В стихотворении у Лены мне кажется, что две строчки в первой строфе можно переписать так:
    И клены — словно фрески
    Во храме сентября.

    Чем лучше «во храме», чем «на храме»? Потому что внутри. И одним предлогом мы превращаемся из постороенних наблюдателей в участников этого высокого праздника.
    «Кусочек неба скроен/ Под кудрями берез» — эти две строчки я бы тоже переписала так: «осколок неба встроен/ в оправу из берез»
    «И нежность белоствольных.
    Заброшенный погост.
    И клин гребцов усталых.
    И неба купорос…»
    «И озеро – нетканый,
    Обложенный Убрус.
    И в нём я вижу тайну —
    Свою родную Русь.»
    Вот эти две строфы я бы просто убрала. Все главное сказано. Стихи состоялись.

    Лена, Вы, наверное, думаете, мол, ничего себе: «Молодец». Это поправить, это поправить, это выкинуть… А я говорю — МОЛОДЕЦ! Потому что свои стихи правлю еще беспощадней. А этому стихотворению после хорошей правки просто завидую — свежести его, ясности, настроению…
    Это уже можно и на конкурсы выставлять)))

    Верочка, и вправду — плач! Но к Вам у меня тоже есть претензии. По-моему, лучше «желтой ряскою изукрашена». И осока, ну никак щетиной на лице озера не смотрится. Она же длинная! и зеленая. Это по анекдоту получается: у меня папа с похмелья, как елочка — зеленый и колючий)))

    И очень рада я тому, что Вы сами видите — на один и тот же сюжет можно написать такие разные, такие по-своему глубокие и сильные стихи…
    Спасибо вам обеим!!!

  12. March95

    Поправила:

    Застыли перелески
    В оправе янтаря.
    И клёны словно фрески
    В соборе сентября.

    И озеро лесное
    Как медный купорос –
    Кусочек неба скроен
    В оправе из берез.

    В соборе — ни движенья,
    И только листопад
    Бездонному круженью
    Как смыслу жизни рад.

    И всё — в преображенье,
    в потоке новизны,
    притихло в постиженье
    мгновенья глубины.

    Над озером скольженье
    Минут… или часов…
    В нём вижу отраженье
    Пылающих лесов.

    И нежность белоствольных,
    Заброшенный погост,
    И клин гребцов усталых,
    И неба купорос…

    И, чувствую, причастна
    Я к вере журавлей,
    Что нет земли печальней,
    прекрасней и светлей.

  13. nadejda_kogan

    Леночка, а теперь я Вам сделаю маленький подарок! В Лекциях руководителей Мастер-Класса развернулась дискуссия о количественном определении поэтического слуха. А у меня в загашнике есть программка, с помощью которой я определяю — так ли чисто звучит слово в стихе.
    Делается это так: считаем числа строк по системе 12-аркан, то есть каждой букве по определенной системе присваиваем числовое значение, числа складываем, сумму сокращаем, складывая числа внутри многозначного числа, пока не получим однозначное.
    Так вот, если числа строк совпадают или образуют ритмический рисунок, например:
    2
    2
    4
    4, то это на 90% свидетельство верного поэтического слуха автора. Поверьте мне, на классике проверяла.
    Так вот, числа строк первой строфы стихотворения «Зима идет» вот таковы:

    4
    6
    8
    1
    а первая строфа Вашего стихотворения в последней редакции:
    1
    1
    3
    1
    !!!!!!
    Вот Вам количественное определение улучшения Вашего поэтического слуха!!!

  14. nadejda_kogan

    Лена, можете.
    Значения присваиваются так: берете алфавит: а, б, в, г, д и т.д. и пишете: а=1, б=2 и так далее, до 12, до буквы «к», потом, с буквы «л» начинаете снова с 1, м- 2 и так далее до 12, до буквы ц, и снова с 1 — буква ч и до конца алфавита. Вот так нумеруете весь алфавит и проставляете числа, присвоенные буквами над строчкой. Считаете сумму. Скажем, получилось 183. Складываете 1+8+3, получаете 12, снова складываете 1+2 — получаете 3. Значит, число строки — 3. Здесь нужно считать очень точно, легко ошибиться, поэтому я для себя сделала программку в EXCEL — заношу в каждую ячейку по букве, а программа мне считает число строки. В принципе любой пользователь такую программку может сделать.
    А еще важно значение каждой цифры. Ведь не только резонанс вибраций строк тут важен, но и резонанс смысла, вложенного в строку с ее числом. Так 1 несет в себе движение, действие, двойка — сумерки, романтика, ну и так далее

  15. tayler

    March95, Вам не стыдно? Это не Ваше стихотворение.

    Оригинал выгдядит так:

    Жаль мне, что я — не птица…

    Жаль мне, что я — не птица,
    стылою белою
    ранью
    Голосом рваным не крикну,
    высохшим, как перед
    казнью.

    Голову крепко не вскину,
    и от всего
    отрешаясь,
    Крылья свои не раскину
    с озером, с лесом
    прощаясь,

    С городом бесприютным,
    ставшим при мне
    ристалищем,
    болью сиюминутной,
    нищим, чужим
    пристанищем.

    Тополи будут, как узники,
    к небу заламывать
    руки.
    Стая гребцов завещает
    память молитв
    о разлуке…

    Города роскошь обобрана,
    золото —
    недоношено.
    Ей, всё — лютующей страннице,
    под ноги
    было брошено.

    Попрано бесприданницей —
    белой крупой
    засеет.
    С каждым порывом ветра
    город
    на Вечность
    стареет…

    Мне ли не помнить полёта!
    Где вы,
    подруги — птицы?
    Лишь в полынье замёрзшей
    будут мерещиться
    лица.

    Мне бы птенца до снега
    успеть на крыло
    поставить
    и улететь вслед за вами и …
    … и на закате
    растаять…

    © Алёна, 2005. Тогда же я нашел его, и переписал в тетрадь.

    К сожалению, Алёна удалила это стихотворение.
    Но в комментариях к ее творчеству осталась заметка Валентины Криш (Пирель) от 10.11.2005 года, где она комментирует строки:

    С каждым порывом ветра
    город
    на Вечность
    стареет…

    Как Вы это объясните своим читателям?

Добавить комментарий