Обзор ВКР-3. Этап 1. Верлибр.


Обзор ВКР-3. Этап 1. Верлибр.

Начать Обзор не сложно. Сложно потом остановиться, не зацикливаясь на образах, не применяя штампы в повседневной жизни, не встречаясь со своей же тенью поздней ночью на кухне…
Шучу. Однако, почему первый из пяти моих обзоров в ВРК-3, все-таки, верлибр? Наверное, потому, что это свободный стих, это полет не только творческой фантазии. Это еще и свобода формы при строго очерченном содержании. Это повод раскрепоститься. Раскрепоститься, чтобы дальше не останавливаться и не спотыкаться на… мелочах. Главное то, что нам повезло: мы живем снова не за забором, а на воле, в лесу, на берегу лесного озера. Вечереет. Теплые краски утомили и уходят. Теплые мысли, наоборот, притягиваются, чтобы согреть…
После верлибра будут еще четыре номинации ВКР-3 первого этапа: эротические проза и поэзия, новеллы и эссе, стихотворения в прозе. Поэтому – небольшое отступление.
Меня просили ответить, в чем отличие номинаций «верлибр» и «стихотворение в прозе». Они близки, не спорю. Но главное – проза должна оставаться прозой, а верлибр – верлибром, то есть поэзией. Не нужно построение прозы в виде стиха, то есть, строками. Проза – это нерифмованное и не выстроенное в требуемую форму произведение. В отличие от верлибра, где форма и построение имеет большое значение. Не буду давать определения «верлибру» и «стихотворениям в прозе». Они уже даны – спасибо, в том числе, и Тургеневу. Любой сможет запустить поисковик в Интернете и прочесть найденное. Жалко одно. Авторы, не чувствуя отличий между этими номинациями, разместили хорошие верлибры в прозу, а прозу – в поэзию. Но, это конкурс! И поэтому, придется следовать правилам конкурса, надеясь, что в будущем таких накладок уже не будет. Некоторые тексты, на самом деле, жаль… Как и стихотворения, которые никак не можно считать верлибром, так как они зарифмованы и имеют размер, пусть и неправильный, сбивчивый, недоработанный или ненайденный до конца. Часто, именно, «недописанное» и «недоработанное» выдается за верлибр.
Итак. Дальше идут тексты, которые я отметил при прочтении, как интересное, привлекающее внимание. Своеобразный шорт-лист.

1. Автор: Насонов Андрей
Название: ГО
Не шаблонно. Картинка встает с первых слов.
«О строгий чурбан ГО,
задыхаюсь в твоём презервативе
с глазами жертвы, запинаясь
на каждом вдохе, танцую готовность!»

Интересно раскрыта тема «ядерная сущность Бога», и получается, что ГО готовила нас для встречи с Ним…) Ничто в этом мире просто так не происходит.

2. Автор: Евгений Какузин
Название: Учу улыбаться

«Тающий лед» зимнего лица — интересный образ. Но, кажется, не раскрыт полностью. Недосказанность – это не признак хорошего верлибра. Также как и некая тяжеловесность формы. Например, явно не отсюда — «процесс пошел». Да и троеточия нужно размещать по чувству. Я бы переписал этот образ, доработал.

3. Автор: Евгений Гирный
Название: Я – дерево

Интересный верлибр. Но предсказуемость образа, стандартность набора для выражения чувства делают написанное… обычным. Не зажегся, не удивился.
«…то ли все еще дерево
то ли просто трещина в пространстве»
— а это зацепило.

4. Автор: Ксения Пушкарева
Название: Не больно

Иногда принять решение проще, чем перестать чувствовать. Отнести и похоронить страдание, оставить себя за пределами этого мира, и продолжать жить, уже не вдыхая полной грудью. Только помня.
Верлибр. Мрачность от безысходности, но и от желания жить. Как ни странно.
…А по дороге домой
Встретила тебя.
Ты был с той самой женщиной.
Держал ее за руку,
Улыбался.
Вы болтали о чем-то,
Не замечая ничего вокруг.

Но мне уже не было больно.
Мне было все равно.

А все оказалось проще и обыденней…

5. Автор: Эмилия Галаган
Название: Можешь

Можешь
Продеть свою любовь
Сквозь игольное ушко,
Чтоб навсегда
Пришить меня
К своему сердцу.
Можешь.
Но знаешь:
Я все равно
Расцарапаю небо
Молитвой:
Пусть отвечает,
Зачем на моих ладонях
Линии твоей судьбы
.

Отлично начатое и законченное. Не прибавить – не убрать. Никакой банальности, никакой рафинированности. Все строго очерчено и закручено в спираль понимания при чтении. А вопрос к Нему – «пусть отвечает, зачем!..» Пусть.
Достойный верлибр.

6. Автор: ГрАль
Название: ***

Кажется, ничем не связанные отрывки. Кажется. А, вчитавшись, все становится близким.

Звёзды,
как птицы,
Сбились в огромную стаю…
Ты веришь,
что души не вечны?
Ты можешь
плевать на богов?..
Скажи,
твоё имя
пустыня?..
…Этот дождь
похож
на танец
Бесконечных
грустных
снов.
…отнеси
Ничем не связанную душу
к океану
.

Души вечно ищут…

7. Автор: Андрей Тошев
Название: ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ РЕКЛАМА…

Ощущение такое, что автор «отформатировал» в верлибр стихотворение в прозе. Ощущение! Полной уверенности нет. В любом случае, получился верлибр.
Причем, со смыслом.

Помнится, сидели в кафе за соседними столиками.
Я улыбнулся ей обаятельно, как умел когда-то,
и она ответила, скрывая улыбку за чашкой кофе –
была не одна.
Но за этим ничего не последовало.
Я не пригласил её на танец,
не целовал тайком от её кавалера.
И не было у нас с ним драки,
после которой у них бы вышла размолвка.
С синяком под глазом не провожал я её до дома.
Не назначала мне она свиданья.
И не поженились мы…i>.

И только ли Весна виновата во всем?
Мое мнение – задуманное получилось!

8. Автор: Людмила Ливнева
Название: Чужестранка

«Вальс Бостон», растёкшийся алмазно-стеклянными каплями
Под ногами никуда не спешащих людей,
Атрибутом времени
Вливается в бездумное тело.
Тепло и трезво иду к просветлению…

Один из лучших верлибров здесь. Может, потому что мне это близко.
А может — зашифрованным смыслом.

9. Автор: Лора Тасси
Название: Вот и всё…

Убивала — по капле —
в поцелуях — твоя фригидность.
Мне нет раскаяния,
тебе – прощения…
Но знаешь, думала о тебе тогда,
а ты угадывал или высчитал?
часы моего желания
быть с тобой…

Хороший верлибр. Однако, здесь склонность к редким, но штампикам. «Метастазы боли», «убивала по капле», «минута казалась вечностью». И сам сюжет, кажется, уже встречался в этой подборке верлибров. Да, приходит, уходит, эта, «сука-любовь». Тоже, кстати, уже стало штампом. Но что с этим сделаешь?
Смотреть не через запыленные очки, видеть не только контуры…

10. Автор: Андрей Царевский
Название: Мы прощались…

Оригинальный верлибр-диалог. Кстати, лаконичность верлибра всегда приветствовалась метрами, настоящими художниками слова из прошлого.
Достаточно просто перелистать странички.
А здесь у автора – все на месте. Настроение, чувство, чуткость, тонкость, легкость. А вот… прощались. Контраст состояний.

11. Автор: Мари Веглинская
Название: Ты ушел рано утром

Ты никуда не опаздывал, но торопился,
Сжимая в руке вчерашнюю газету.
Ветер продувал тонкое пальто —
Ты забыл у меня шарф,
Но ты уже не думал об этом,
Ты просто уходил прочь.
А я в тот момент варила тебе кофе,
И была так счастлива
.
Великолепный верлибр! Явно, один из лучших. Лаконичность – не ущербность. В каждом слове можно найти что-то еще, кроме самого слова – намек, второй смысл, объемность чувства… Как там, с «вчерашней газетой» или «луна не успела исчезнуть», или «хлопнул дверью подъезда».

12. Автор: Татчин
Название: «Холодное небо моей Родины…»

Несомненно, один из лучших верлибров, претендент на победу. Образ смерти подан неожиданно и… нестрашно. Мудро, жаль, что обреченно (показалось). Впрочем, а как еще?
Впрочем, я думаю о ней легко –
Об этой странной далёкой женщине,
Которая ждёт меня вернее матери,
И у которой повсюду раскрытые книги,
А в одной из комнат – сухие цветы…

И где бы я ни был в этом волшебном мире,
Смеясь и мечтая,
Поднимаясь к вершинам любви и плача,
Я знаю, что в доме на краю земли
Меня ждёт женщина.
И ещё я знаю,
Что она непременно меня дождётся…

И тогда сила, подобная ветру,
Подхватит и унесёт меня
К садящемуся солнцу,
И я торжественно ступлю на последнюю
В этой жизни дорогу.
И прекрасная женщина, вся в белом,
Улыбнётся мне издали и пойдёт навстречу.
И только глядя в её лицо,
Я успокоюсь и наконец пойму,
Кого она напоминала мне все эти годы…

И тайна все равно остается…

13. Автор: Вир Вариус
Название: Его Величество август.

Возможно, что август пришел сюда только для того, чтобы… быть. Фиксированный отрезок времени – и только. И только? Мышка, мышка… у меня ничего нет.
Мышка, мышка, ты оставишь меня в покое?..
У меня нет хлебных горбушек, у меня нет яблочных огрызков.
У меня вообще ничего нет.
Есть только я.
И Его Величество август.

А «я» — это уже богатство, мышка.

14. Автор: ОВАНЕС ГРИГОРЯН
Название: Конституция

Несомненно, верлибр. И тема, за оригинальность подачи, достойна быть услышанной и понятой. Ирония, огорчение, сожаление, радость, гордость – все здесь. И это – Конституция. Настоящая. Прочти и пользуйся.
Если способен понять…

15. Автор: Баталина Дарья
Название: Дыхание

Первая треть и окончание лучше, чем середина. Что-то сбилось. Может, дыхание? Хотя оно тоже может быть прерывистым.
а между шпингалетами
трещинки в мерзлой краске
впитывают наши пальцы и мысли
так и не добравшись до взгляда…
Расскажешь мне потом
о чем скрипят и жалуются ветки
когда мы уже молчим?…

16. Автор: Саша Иорданов
Название: О девушках, снах, трамваях и корице

Вот если бы не три «которых» в таком небольшом отрезке слов… А задумка хороша. И даже не задумка, а желание прожить память заново.

17. Автор: Игорь Б.Бурдонов
Название: Танец хризантемы

Бесспорный лидер верлибра в этом конкурсе. Хорош танец.
Художник пытался кистью остановить мгновение.
Поэт пьянел вдохновением от его аромата.
К женщине он приходил любовью.
К воину — ритуальным мечом.
К философу — тайной мира
.

И хочется слышать музыку, когда читаешь.

И только ближе к началу времён,
когда свечу зажигали для продолжения разговора с другом,
а ещё чтобы допить вино,
лепестки хризантемы плавали в винных чашах
и не были покрыты инеем,
как ныне покрыты инеем
все пятнадцать веков танцующей хризантемы
.

И как подарок для продолжения чувства…

Любимая!
Возьми этот стебель.
Ты видишь — он снова танцует в твоей руке
.

Вот так и закончить первый из пяти обзоров хочется: на точке с запятой. Стоит ли думать, как о завершении? Нет, только как о подведении промежуточных итогов.

Итак.
1 место – Автор: Игорь Б.Бурдонов Название: Танец хризантемы
2 место – Автор: Мари Веглинская Название: Ты ушел рано утром
3 место – Автор: Татчин Название: «Холодное небо моей Родины…»

Не могу не отметить тех, кто совсем немного не дошел до призеров:
 Автор: Андрей Царевский Название: Мы прощались…
 Автор: Андрей Тошев Название: ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ РЕКЛАМА…
 Автор: Людмила Ливнева Название: Чужестранка
 Автор: Эмилия Галаган Название: Можешь
Конкурс долгосрочный и все еще впереди. Только писать, писать и писать.

Всем спасибо!
Удачи!

Впереди «эротическая составляющая»…)

Добавить комментарий