Галопом по Европам
(попытка путевого очерка)
Поначалу предложение моего брата прокатиться по Европе на автомобиле показалось чистейшей авантюрой (и не только мне) – всё-таки нам обоим за 50, машина старая (ВАЗ-21013, 1983 года рожде-ния), водить умеет только он, опыта загранпоездок нет (не считать же поездку в Париж в составе группы!), и, вообще, жёны категорически против!
Но, начав действовать в этом направлении – визы через турфирму, профилактика автомобиля, поиск и и покупка карт, прокладка примерного маршрута – мы уже не могли (и не захотели) остановиться.
Итак, старт в пятницу 14-го августа 1998 года в 6 часов 20 минут из Черкизова. До чего же приятно ехать по утренней Москве в будни – воздух чистый, машин мало, освещение сказочное!
Выехали на Калужское шоссе, курс на Брянск. Уже после 50-го километра вдоль шоссе народ продаёт рыжики вёдрами.
Примерно в 13.30 мы на границе с Украиной – Брянская таможня. И началось!
Получаем какой-то талон, затем, мужик с дозиметром – радиационный контроль (Чернобыль рядом!). Надо платить ~$2.
Очередь машин сто; снуют «доброхоты» – за 200 рублей уступят свою очередь или за 500 рублей про-водят до «окна» через границу, другие продают наклейки RUS без которых (по их словам) на Украину не пустят, предлагают обменять рубли на гривны, доллары, марки Германии и наоборот: «По лучшему кур-су, чем в обменных пунктах!», торгуют домашними пирожками, домашней колбасой, варениками, моро-женым, водой, пивом, воблой и т.п. Вдруг проскальзывает сочувственное: «У вас кризис» (а мы ещё ниче-го не знаем — ведь 14-е августа!)… Всё это начинается метров за пятьсот до КПП и продолжается на «нейтральной полосе» – на шоссе между КПП России и Украины.
Но вот и украинская таможня – выдают талон, на котором нужно получить четыре подписи с печатями (проверка выхлопа, ветеринарный контроль, досмотр автомобиля, паспортная проверка — обязательно наличие вкладыша гражданина России), заполнение таможенной декларации на автомобиль (проверка – не числится ли в угоне), страховка автомобиля («грин-карта» на Украине не признаётся), личная меди-цинская страховка (страховой полис, оформленный в Москве, не действует на Украине). За всё это и за проезд по приграничной (!) области Украины надо платить, в общем, на двоих получается ~$135.
Наконец, всё позади, а впереди Киев. Идём на приличной скорости, от ГАИ (ДАI – державная автоин-спекция), сидящей в засадах с радарами, спасает шофёрская солидарность – два мигания фарами встречными автомобилями означают, что впереди опасность.
Вдоль дороги появляются украинские бабули, торгующие овощами и фруктами, они напрочь не при-знают ни русских рублей, ни американских долларов – только украинские гривны (патриоты!).
Ночёвка в мотеле на выезде из Киева (67 гривен ~$33), всё прилично – санузел, душ, телевизор, вот только крысы (или мыши?) погрызли нашу колбасу, помещённую между рамами окна (!).
Рынок в городе Стрый (Закарпатье), какое-то ярмарочное веселье в Гоголевском стиле, – купили по-мидоров, лука, домашнего (якобы!) хлеба в расчёте, что будем сами готовить себе еду в Европе (и но-чевать в палатках или в автомобиле), мы ещё не предполагали, насколько развращена Европа в смысле удобств – санузлы, ванные (в крайнем случае, душ), не говоря уже о телефонах и телевизорах! Но, всё-таки, нам пригодились помидоры и лук, и, запасённые ещё в Москве подсолнечное масло, соль и перец, когда мы заночевали в Италии (отель Moderno) – было около 2 часов ночи по местному времени.
Примерно в 21 час по московскому времени после очень живописной дороги-серпантину в Карпатах (не обошлось без штрафа за неостановку перед знаком STOP у ДAI недалеко от границы) подъехали к КПП на венгерской границе (в районе Чоп’а). За проезд по Закарпатской области надо заплатить $11. Вся процедура переезда границы заняла полчаса — штамп в загранпаспорте о выезде из Украины, формаль-ный осмотр багажника украинским и венгерским пограничниками и штамп в паспорте уже на венгерской стороне после моста через Тиссу (искреннее недоумение венгерского пограничника: «А что вам делать во Франции?» в ответ на наш ответ на его вопрос, а куда это мы едем?). Ночная Венгрия какая-то уютная – одинокие пешеходы и велосипедисты по трассе, телеги с сеном на лошадиной тяге. Ближайший ночлег оказался примерно в двух часах езды по вполне приличному шоссе в городе Ниидьхаза (Nirydhaza) – адрес подсказали (на английском) молодые не совсем трезвые ребята в одном из кафе.
Хозяин пансионата, сносно говорящий по-русски, приютил нас за весьма умеренную плату ~$12 — все удобства, автомобиль во дворе.
Утром 16-го выезжаем на Будапешт. Дорога вполне пристойная; все идут почему-то с зажжёнными фарами и «габаритками» (может быть, так надо?), включаем свои огни от греха подальше; цены на бензин уже повыше, чем у нас ~$0.76.
Погуляли по Будапешту, пообедали в кафе (очень благожелательное отношение – даже несколько слов по-русски знают!) и далее на Дьер (Gyor) и Австрию. Немного запутавшись при выезде из Будапеш-та, спросили какую-то молодёжную кампанию, они долго не могли понять наше произношение — Дьер, (на-до: Гьёр! – вот особенность Российских карт!), но когда мы сказали Vienna, то: «О, Аустриа! Вон туда – разворот, поворот направо и прямо! (всё это по-английски)» — мы легко вышли на платную дорогу ~$12 на Австрию.
Граница – 5 минут: штамп на Шенгенской визе, оплата дороги и «катитесь отсюда, некогда с Вами возиться» (это в ответ на наше удивление о более чем беспечной охране границы «Свободного Ми-ра»). И вот – Вена! Отель Adlon (***) ~$117 за шикарный номер – телефон, телевизор, ванная, фен для сушки волос, подземный гараж, обильный шведский стол.
Вечером гуляли по Вене (в частности, по Пратеру). Знаменитые (из литературы) красочные и шумные аттракционы. Утром прогулка по старой Вене, дом, расписанный и украшенный Пикассо, художественная галерея. Много тургрупп (слышалась и русская речь). Чистота, спокойствие, какая-то умиротворённость, гостеприимство – с удовольствием и подробно объясняют дорогу (на английском). Многие старинные здания реставрируются (снаружи).
В 15.00 старт на Италию. Предгорья Альп – виды как на художественных открытках. В 100 километрах от границы с Италией (ещё в Австрии) на автозаправке очень энергичный ни на минуту не умолкающий полицейский оштрафовал нас на $100 за какую-то «виньетку» (может быть та самая пресловутая RUS, которую нам пытались всучить на границе Украины?)– мы ничего не поняли, но заплатили, подавленные его энергией и угрозами из какой-то инструкции на 8-ми языках, в том числе, и на русском, что штраф за это нарушение (какое?) может составить 60000 шиллингов (~$5000 !!!). Немного проплутав на выезде из Австрии, в дождь и грозу в темноте пересекаем границу – ни души! (Как же они так могут жить?!).
Ночёвка в мотеле “Moderno” $60 г. Удине (Udine). Адрес мотеля подсказала красивая сеньорита при проезде КПП платной дороги (очень темпераментно ей нас рекомендовал здоровенный итальянец; ска-зав нам, что по-английски ничего не понимает, заорал через всё неузкое шоссе своей подруге на КПП нечто вроде: «Вон к тебе идёт инглезе, поговори с ним, но не позволяй себе никаких вольностей, ха-ха-ха, а то плохо тебе будет, ха-ха-ха!»).
Старт на Венецию по автостраде (автобан) в 12.30 и в 15.20 мы ставим машину на 10-й этаж гаража, с крыши которого открывается совершенно сказочный вид на этот древний город купцов, дожей, Отелло, Казановы… Тут же бронирование гостиницы ~$24 (40000 лир) “Villa Rosa” (*) ~$82 (140000 лир/сутки с весьма скудным завтраком).
В гараже, услышав русскую речь, подошёл мужчина и сказал, что в Москве кризис, что он сам москвич, подробностей не знает. Вечером, позвонив из отеля домой, я узнал, что доллар равен 9-ти рублям (был – 5,80), но, якобы, он понизится до 7-ми рублей (если бы так!)…
О Венеции столько написано, поставлено фильмов и видеоклипов, что кажется невозможным ска-зать что-то новое!
Попробую. Гондолы, оказывается, из алюминия (сам видел под ободранным местами чёрным лаком), гондольеры не поют серенад и одеты по-разному: от традиционного наряда — куртка, красный кушак, шля-па с лентами, до современного – тельняшка, брюки и без шляпы (аренда гондолы $100). Поразительная тишина – странное ощущение при многоголосном говоре, даже криках, пока не осознаёшь, что нет ни одного автомобиля! Все встреченные нами кошки обычной дворняжьей расцветки поражают своими размерами – в 3-4 раза крупнее наших! Особая венецианская порода? Все кошки с ошейниками с белой пластиковой биркой, но без поводков. В магазине на моё изумлённое “Oh! Big cat!” Продавец немного по-думав важно произнёс: “Grande!”. Заметная обветшалость домов, хотя об этом много пишут, но всё равно, это производит какое-то щемящее впечатление, и, при этом, совершенная гармоничность всего вокруг, даже бесчисленные туристы естественно вплетаются в эту гармонию! Но! Железнодорожный вокзал буквально вонзается в старину совершенно неуместным современным видом (по огромной эстакаде через море проходят 6 ж/д путей и 4-х полосное шоссе). И, наконец, очень несправедливый обмен долларов на лиры – обменные пункты берут 10% (!) комиссионных и, в результате, при официальном курсе $1=1744-1790L получается по 1500-1560L за доллар.
Традиционные монетки в Большой канал (Grande canale) и мы с сожалением покидаем эту сказку. Впереди Генуя (Genova) и не менее сказочная Ривьера. Господи! – какие названия мелькают на нашем пути: Падуя (Padova), Верона (Verona), Кремона (Cremona), Пьяченца (Piacenza). Они знакомы с детства по сказкам, книгам, пьесам Шекспира, песням… Снова горы, теперь уже – Аппенины. Одно плохо: когда идёшь по автостраде (автобану) пейзаж не очень виден – ограда (местами очень высокая) справа и слева, да и скорость противопоказана внимательному разглядыванию, но всё равно – очень красиво, неправдоподобно красиво!
Генуя несколько разочаровала наши пресыщенные взоры, впрочем, мы её проскочили насквозь, остановившись на час на берегу моря (Средиземного!) пообедать. А всё-таки, где же Колумб, генуэзские купцы, генуэзские пираты?!
Наконец-то мы покинули автостраду и поехали по простому шоссе, проходящему по берегу моря, ненадолго удаляясь от него в горы, расположенные тут же, ныряя в тоннели. Шоссе проходит через все приморские городки Ривьеры, вереницей расположенные по побережью – кончается один, начинается следующий; скорость постоянно ограничена 45-50 км/час – отвыкли так ехать, ведь по автострадам (автобанам) мы шли 150-170 км/час. Да и шоссе-то скорее похоже на набережную – декорадивная ограда и пальмы слева, кафе и отели справа. Кстати об отелях, ни одного свободного места – “COM-PLETE”, ещё бы: сезон и к тому же всемирно известные курорты!
Так доползли до Сан-Ремо (опять мурашки по коже — не может быть! Это не со мной!). Время – полночь по московскому времени – 22 часа по местному, мягкая, какая-то бархатная ночь. Последняя попытка найти ночлег – безрезультатно (один из портье: “Сан-Ремо!!!”). Это мы и без него знаем; выпили кофе в небольшом уютном заведении (явно местные мужчины пролетарского вида играют в карты, накурено, но не очень шумно) и поехали дальше. Естественно (уже), что не заметили границ Монако и Франции и остановились переночевать в машине на площадке отдыха при бензозаправке, где скопилось ещё два десятка таких же как мы бездомных. Рано утром (спать в машине неудобно – избаловала нас заграница!), выпив на заправке кофе за 10 франков/стакан, поехали дальше на запад. При двух пустых попытках снять номер в отелях, проскочили Ниццу (Nice) и въехали в Канны (Cannes), где терпение окончательно лопнуло: «Сначала надо искупаться в Средиземном (!) море, а потом уже ис-кать пристанище!». Так и поступили – припарковав машину на бульваре Круазетт (!!!) (Croisette), ку-пались, валялись на песке, любовались чистейшим морем и всякими неправдоподобными видами до по-лудня, а, затем, отъехав от побережья километров десять вглубь «материка» (проехали Cannet) по до-роге на Грасс (Grasse), спокойно нашли беззвёздочный пансионат с парковкой и сняли номер (195FF/сутки ~$33 с общими «удобствами» на лестничной площадке).
И дорвались до моря и солнца! Впрочем, не мы одни. На этих пляжах (диких?) много народу, явно приехавшего на “week-end” – дело было 21-22-23 августа в пятницу, субботу и воскресенье. Ночуют в ав-томобилях на стоянках (бесплатных!) и прямо на пляже. На пляжах можно арендовать лежаки и зонтики от солнца, мячи и всякие надувные игрушки, покататься на водных лыжах и парапланах, купить рядом на набережной мороженое и горячую пищу. Есть душ с пресной водой (бесплатно) – в общем «Всё для че-ловека, всё для блага человека (Л.И.Брежнев)»…
Но зуд странствий не даёт расслабиться – пора ехать дальше. Теперь – Гренобль (Grenoble). Старт 24-го августа в 10.12, сквозь Альпы, финиш – 17.15 Hotel (**) Paris-Nice Grenoble. — 290ff ~$48 c подземным гаражом. Портье дал план города, пошли глазеть. Гренобль — спокойный несколько сонный город, мало автомобилей, два-три приличного вида нищих, прямо-таки наш российский небольшой «кол-хозный» рынок под навесом рядом с музеем Стендаля и церковью St.Andre, тут же на площади кафе под названием “Tribunale”(!!!). Очень непривычные пейзажи: в каждом переулке видны горы с лежащими на склонах и вершинах облаками. Фуникулёр из пяти прозрачных шаров за 34ff везёт желающих через реку Изер (Izer) и высоко на гору в старинную (ещё древнеримскую!) крепость. Сохранилось средневеко-вое название крепости — «Бастилия», теперь в этих казематах хранят стройматериалы (идёт стстроительство автодороги от набережной Изера). Старинные соборы – кафедральный Notre-Dame и St.Andre и неожиданно ультрамодернистское строение церкви St.Jean.
В 15.45 выезжаем из Гренобля через Лион (Lion), Безансон (Besancon), Мюлуз (Mulhouse) на Страсбург (Strasbourg) – какие названия! – музыка!
Финиш в 0.30 26-го августа в Hotel Eden(**)NN – 325ff ~$54 с гаражом во дворе в Страсбурге. С утра – гулять. Часть старого города называется Petit France (Маленькая Франция). Великолепная старая архи-тектура (это любят показывать в видеофильмах), искусственные каналы, потрясающей красоты кафед-ральный собор (готика), пары ломовых лошадей-тяжеловозов развозят какие-то грузы по кафе и магазин-чикам, множество туристов… Над старым дворцом развевается флаг Евросоюза — на синем фоне по ок-ружности 12 белых пятиконечных звёзд. Это здесь международный суд по правам человека? Теперь мы дорогу знаем!
Но – впереди Берлин. Граница, как всегда, безалаберно открыта. Едем по автобану – о немецких до-рогах давно уже всё сказано, и, всё-таки, не могу не сравнить с аналогичными дорогами Австрии, Италии и Франции. Качество покрытия и обустройства автострад во всех этих странах такое же превосходное, как и в Германии, но в Италии информация на дорожных указателях бывает недостаточна, во Франции – не-редко противоречива и даже ошибочна (!), к тому же стоимость проезда довольно высокая. В Германии дорожные указатели безукоризненны, многократное дублирование практически исключает возможность принятия неправильного решения водителем на большой скорости из-за невнимания или усталости. И все автобаны бесплатны! (Бензин 95-й зелёный стоит везде в Европе ~$0.95-$1.10 за литр).
Берлин мы видели мало — гуляли всего по трём улицам почти в центре западной части города, но впе-чатление очень приятное, даже какое-то радостное, несмотря на холодную ненастную погоду. Спо-койные приветливые лица; если идёт ремонт тротуара или проезжей части – каждое дерево обнесено дощатым заборчиком, довольно большие пруды с лебедями. Прохожие легко переходят на английский язык (в отличие от французов и итальянцев), в банке при обмене валюты – курс официальный, комисси-онных нет. Хозяйка отеля Funkturm (**) 140DM ~$80 весёлая очень подвижная уже немолодая полная женщина лихо изъясняется на немецко-английско-русской смеси языков (успешно преодолела по-русски с моей подачи слово «девятнадцать» — номер нашей комнаты). В общем, с Берлином расстаёмся с со-жалением, тем более, что впереди «наши» – Польша.
Польская граница в районе Франкфурта-на-Одере. Кажется Swiecko. Естественно, очередь, хоро-шо, что всего на полчаса. Слупили 16DM (за что?). Дорога очень плохая, колеи от тяжёлых грузовиков, выбоины, заплатки. Правда, идут дорожные работы – со временем эта трасса станет вполне пристойной. Перед Познанью пробка – шлагбаум перед ж/д переездом, и тут же попытка рэкета: три крепких подрост-ка за $20 готовы провести вас без очереди, после нашего отказа последовательно снизили цену до $10, $5 и $2. В это время маленький мальчик без нашей просьбы протёр лобовое стекло и, получив монетку в 50 грошей, настойчиво и возмущённо потребовал ещё 50 (польские деньги у нас появились после авто-заправки, где нам разменяли DM по очень несправедливому курсу). Во время всей этой суеты колонна автомашин сдвинулась с места, и мы проехали под шлагбаумом (вся задержка составила 15 минут! А ведь некоторые действительно заплатили $20 – мы видели!).
Въехали в Варшаву в 16.30 и остановились в Hotel Jan III Sobieski (****), кажется, это один из польских королей. Цена $106 с великолепным и обильным шведским столом (но без ванны!) + 50 zl под-земный охраняемый гараж. В Варшаве нет пунктов обмена валюты, кроме карточных, по крайней мере, мне не встретилось. В качестве примечания: сразу после польско-германской границы обменные пунк-ты встречались на каждом километре в самых непритязательных помещениях, даже сараях, на протя-жении примерно 100 км, а затем – тишина. В отеле взяли предоплату в долларах, а сдачу вернули в злотых. Так как мы собирались утром на следующий день покинуть Польшу, то решили обменять злотые на доллары. Оказалось – целая эпопея! Не всякий банк это делает. Нашёл банк; технология следующая: в одном окошке получаешь № очереди для другого окошка (где собственно и обменивают деньги). Тща-тельная сверка с паспортом и занесение всех анкетных данных в компьютер. Очередь идёт медленно и всё это на фоне шикарного интерьера с кожаными креслами и диванами, светящимися табло с №№ оче-редей. Все понимают русский язык, но никто в ответ ни слова не произнёс по-русски. Конечно, я субъек-тивен, но, на мой взгляд, Польша выглядит убого с жалкими потугами на европейскость. Это проявляется во множестве мелочей – от неряшливо выполненной рекламы на якобы английском языке до, наоборот, красивых и толковых плакатов за которыми совершенно унылое содержание (например, закусочные или кафе у дороги с запертыми на специальный ключ у хозяйки туалетами), шикарные особняки «новых поля-ков», но сооружённые у самой автотрассы, обшарпанные «хрущобы» и великолепные здания банков и отелей из тонированного стекла. Трасса А2 (Е30) проходит сквозь все населённые пункты – ни одной объездной дороги! – хотя на европейской карте она обозначена как high-way. Неулыбчивые лица, общая неприветливость. Может быть, это впечатление по контрасту с Европой? Но, например, Венгрия с досто-инством несёт свою опрятную бедность, Белоруссия – скромна и спокойна, Украина – весела и бесша-башна! В общем, в России жить лучше, чем в Польше! Поверьте!
В 12.15 29-го августа граница с Белоруссией – Terespol – без проблем, очередь (и довольно большая) у перегонщиков автомобилей second-hand. На белорусской стороне $25 экологический сбор и $2 платная дорога. Шоссе очень хорошее – идём 160-170 км/час. В Белоруссии на заправках уже месяц нет бензина – только дизтопливо, купили канистру втридорога у спекулянтов, так и добрались до Смоленска.
В 19.45 – Российская граница. Выезд без досмотра и задержки. На нашей стороне транспортный кон-троль (таможня?) – без всякого досмотра, только удивление милиционеров: как это вы, ребята на «копей-ке» (ВАЗ-2101) доехали из Германии?! (мы уж не стали их травмировать сообщением, что проехали пол-Европы!). Ну а дальше – всё знакомо! В 01.40 уже 30-го августа – финиш в Москве в Черкизове. Европа осталась красочным нереальным сном…
Эпилог.
За 16 суток пройдено ~8000 км (есть расхождения между счётчиком, картами и дорожными указателями).
Страны: Украина, Венгрия, Австрия, Италия, Монако, Франция, Германия, Польша, Белоруссия.
Израсходовано ~$3200.
Основные расходы: — турфирма (визы, страховки, грин-карта) ~$430
— бензин ~$800
— платные дороги ~$300
— гостиницы ~$800
— двухразовая еда ~$700
В.Павлихин
Москва, сентябрь 1998 г.