Ученые неотступно придерживаются мнения, что современный человек есть «homo sapiens», то есть «человек разумный». Но так ли это на самом деле? Действительно ли человек в своей жизни руководствуется прежде всего разумом?
Мне думается, что это — распространенное заблуждение. В противном случае поведение людей отличалось бы гораздо большей целесообразностью. Ибо основа разумного поведения — логическое мышление. Однако оно у подавляющего большинства просто не развито, а те, у кого оно есть, зачастую им не пользуются. Так что разум отнюдь не играет в жизни человека ту роль, какую ему обычно предписывают.
Чем же в таком случае руководствуется человек? Может быть, чувствами? Однако те же ученые утверждают, что у современного человека даже простейшие пять чувств развиты гораздо меньше, чем у его не столь уж отдаленного предка. Современный человек не может различать летящих птиц — просто не видит, не в состоянии определить качество съедаемой пищи, все звуки окружающего мира давно превратились для него в единый непрерывный гул. Что уж говорить об интуиции, предвидении или чувстве неразрывной связи со всем миром! Их больше нет, ибо сама связь нарушена.
Тогда чем же все-таки руководствуется человек, может быть, эмоциями? Но эмоции — это ответ на явления окружающего мира, и ответ неадекватный (см. сказанное выше). Поэтому человек, руководствующийся только эмоциями, по сути не руководствуется ничем и поступки его должны быть совершенно хаотичны.
Что же тогда остается? Догма, традиция, схема поведения, установленная многими предшествующими поколениями, то есть форма, давно не имеющая под собой никакого содержания. Что же предписывает эта форма человеку в его отношении к себе и миру?
Давно стало общим местом утверждение о том, что человек — властелин мира, но никто не задумывается над тем, какой человек и какой мир имеются в виду. Для человека, впервые выдвинувшего этот лозунг много веков назад, власть над миром заключалась в познании всех его законов.
Но для современного человека, утратившего всякую связность с миром, знания не имеют никакого значения, ибо законы, по которым живет мир, давно превратились для него в нечто абсолютно непознаваемое. И потому ему остается одно — воздействовать на мир и изменять его по собственной хаотической прихоти. Этим занимаются практически все: клерикалы, объявившие человека единственным избранным существом, и атеисты, провозгласившие его полную свободу от чего бы то ни было, кроме самого человека, промышленники, приучающие людей к потреблению совершенно не нужных им вещей, и «зеленые», скрупулезно вычисляющие, какой уровень загрязнения природы можно считать максимально допустимым, и многие, многие другие.
Мир, ставший «terra incognita», превратился в глазах человека в простую окружающую среду, с которой все, что можно делать — это ее изменять. Традиции еще несколько сдерживают этот процесс, но в очень незначительной степени, ибо выродились в простые стереотипы поведения.
Более того, на наших глазах утверждается стереотип так называемого «общества потребления», то есть общества, ставящего своей целью изменение ради еще большего изменения окружающего мира. Что при этом происходит с самим миром, большинство людей не интересует нисколько.
Мир перестал быть живым и всеединым. Он превратился в темный хлев, где есть еда и питье, но нет ничего, кроме них, и где человек видит только то, что хочет видеть. Вспомним «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Дети видели в хлеву мир и свет. Гномы видели в хлеву только хлев. Конечно, в хлеву таилось и то, и другое. Но откуда такая огромная разница в отношении к увиденному? Для детей в первую очередь важен был мир, без которого для них нет жизни. Гномов же интересовали только они сами: «гномы за гномов». Гуманизм современного человека — люди за людей против остального мира. Страшная позиция, если вдуматься.
В результате для современного человека торчащая в городе железобетонная коробка гораздо реальнее растущего в лесу дерева, звуки, доносящиеся из радио- и телеприемника, заглушают шепот травы, а живое общение давно превратилось в обмен сообщениями по сети Internet. Искусственная природа, обожествляемая согласно новым стереотипам, заменила естественную.
Мы живем в виртуальном мире?