Новелла — отмычка от вашей души


Новелла — отмычка от вашей души

(Еще раз. И вне конкурса)

Недавно я обратился к ведущему портала с просьбой ввести номинацию в прозе — «Новеллы». Считал и считаю, что введение этой номинации позволит более полно представить варианты прозаических текстов, познакомить с классикой этого направления, а также узнать отличие новеллы от рассказа, повести, романа и т.д.
Я пообещал написать очерк по этой теме, для того, чтобы авторы портала познакомились с темой, с истоками ее возникновения, но потом подумал, что главное – это заинтересовать, дать повод для движения по дороге. Это не так просто, как выглядит на первый взгляд. Но, все мы здесь учимся вместе. Один изучает тему, и рассказывает, как он ее понял, как он ее видит, пропуская ее через себя, через свое внутреннее.
Что же касается, реакции на будущий очерк о новеллах… Он прогнозируем. Поставить новеллу в свою нишу не просто. Но, научившись, это делать, эту номинацию ждет хорошее будущее. Новеллы читать легко! Только завязка и сразу развязка. Но, не все так однозначно. Например, Бунин. Почему он не называл свои «явно новеллы» новеллами? Может, потому что он русский, а новелла – изобретение итальянское? Шучу немного. Но это именно так. Посмотрим. Тут можно многое почерпнуть, изучая. Одно знаю, определить номинацию нужно. Даже сейчас на портале большинство рассказов – не рассказы по большому счету, повести – не повести. Потому что, текст пишется часто только ради развязки и ради того, как бы эффектнее ее преподнести.
Сам я познакомился с этим жанром давно. С раннего детства меня сопровождали две толстые книги по семьсот страниц каждая, в светло-коричневой затертой обложке, выпуска 1959 года… «Французская новелла 19 века». Мериме, Нодье, Мюссе, Жорж Санд, Стендаль, Бальзак, Готье, Флобер, Поль Арен, Альфонс Доде, а главное – Эмиль Золя, Жюль Ренар, Анатоль Франс… это настоящие истоки современного развития этого направления. Истинно новеллистов сейчас найти непросто. Видимо, считая этот литературный жанр чем-то половинчатым, переходным, однобоким, современные авторы относятся к нему несерьезно. А тогда, когда новелла была элитарным искусством и принадлежала к «наиважнейшим из искусств», писали новеллы почти все и почти везде.
Бессонные ночи с книжкой в коричневой обложке…
Помнится.

А не французские? Для меня непревзойденным новеллистом является С. Цвейг. Мало кто знает, что цикл новелл написали даже браться Стругацкие. Переберите «художников слова», и почти что каждый «баловался» новеллой. Мое убеждение, что у любого вдумчивого читателя, тем более читателя-автора, должен быть «свой» новеллист, «своя» новелла. И не беда, что вряд ли мы добьемся «чистоты жанра». Важно другое. Важно, чтобы захотелось и самому написать новеллу. Это желание возникает, когда внутри вас открывается потайная дверь в глубины ваших чувств и переживаний, в глубины памяти и вашего тонкого мира. Ключик же… почти отмычка… это новелла, хорошая новелла.
А когда дверца открывается, мы начинаем жить по-настоящему.
Так что же является НОВЕЛЛОЙ?
Давайте посмотрим в словари.
Новелла
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.
“Новелла. Краткое эпическое произведение с компактной фабулярной конструкцией, сближенной с драматической, с преобладанием динамических мотивов, однонаправленным действием, обычно ясно обозначенной позицией рассказчика и сильным акцентом на окончании, содержащем пуант (тематические и композиционные разновидности новелл такие же, как и в романе, и называются аналогично)” (S. 170).
2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.
“Новелла <...> более короткое, стихотворное или чаще прозаическое повествование о новом, неслыханном, однако в противоп. сказке фактич. или возм. отдельном происшествии с единственным конфликтом в сжатой, прямолинейно ведущей к цели и замкнутой в себе форме и почти объективном сообщающем стиле без вмешательства рассказчика, без эпической широты и обрисовки характеров, присущих роману; напротив, часто в виде обрамленного или хроникального повествования, которые делают возможным для поэта высказывание собственного мнения или отражение рассказанного через посредство воспринимающего и подчеркивают строго тектоническое строение Н., общее у нее с драмой.
3) Deloffre F. La nouvelle // Littérature et genre littéraires / Par J. Bessière et al.
“В то время как к литературным жанрам, возникшим еще в эпоху античности, относительно легко применим исторический подход, существуют жанры совсем недавнего происхождения, которые еще нуждаются в четком и ясном определении. Такова новелла.
В эпоху романтизма термин «новелла» под влиянием Гофмана, Новалиса и Эдгара По приобрел значение «фантастическая сказка». Немного позже в произведениях Мериме и Мопассана этот термин стал употребляться в более узком смысле, обозначая короткие реалистические рассказы, как правило, драматического содержания, заканчивающиеся каким-либо неожиданным событием. В конечном счете, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка” (p. 77).
4) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1.
“Новелла — см. повесть” (Стлб. 516).
5) Кожинов В.В. Новелла // Словарь литературоведческих терминов. С. 239 — 240.
“Н. (от итал. novella — новость) — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр лит-ры, представляющий малую повествовательную форму. Нередко термин «Н.» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «Н. « отмечается специфическое содержание. <...> В Н. обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. <...> для Н. характерен прозаический, нейтральный стиль, воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. <...> Действие Н. развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней”.
6) Михайлов А.В. Новелла // Клэ. Т. 5. Стлб. 306 — 308.
“Н. <...> — лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом. <...> Н. по своему объему сопоставляется с рассказом, а по своей структуре противопоставляется ему. Возможность такого противопоставления возникла при переходе к критическому реализму. <...> Н. понималась как небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда экстенсивность в изображении действительности и описательность; она крайне скупо изображает душу героя («подробности чувства»). В Н. должен быть отчетливый и неожиданный поворот, от к-рого действие сразу приходит к развязке. Н. понимали как строгий жанр, где не должно быть ни одного случайного компонента. В основе Н. попросту мог лежать анекдот, но именно искусной строгостью своего построения Н. преобразовывала анекдотически мелкое содержание и придавала ему особую значительность и типичность в формах самой нетипичности, необыкновенности. <...> Как бы ни пользовались термином «Н.» в 19 в., теперь уже возникли основания для противопоставления Н. просто рассказу, т. е. любому короткому повествованию без строгого построения”.
7) Эпштейн М.Н. Новелла // Лэс. С. 248.
“Н. <...> малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает повод для их отождествления <...>), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр. перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры, выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, Н. есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности <...> Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психологич. детерминизма”.

Даже словари дают не всегда точные определения, даже они спорят. Что же мы можем сделать? Мы можем пробовать найти свою новеллу… или попытаться написать ее.
Пробуем?

Добавить комментарий