Дворцовый Архитектор


Дворцовый Архитектор

ДВОРЦОВЫЙ АРХИТЕКТОР

(Элементы матрицы)

* * *

Экскурсионный теплоход проходил одну из камер большого шлюза. Сколько живу в своём городе, а далеко не всё знаю об истории родного края. Голос экскурсовода:

— Большой Шлюз может принять суда типа «река-море». Перепад по высоте от нижней до верхней точки составляет от тридцати двух до тридцати четырёх метров. Это больше чем в знаменитом на весь мир Суэцком Канале. Поэтому Большой Шлюз попал в книгу рекордов Гинесса…

— Слава! Сколько мы знакомы? Почти десять. Видишь вот это здание управления шлюзом вверху?

— Вижу. И что?

— А ты знаешь, что это здание и здание Дворца Творчества построены по моему проекту?

Удивлённое выражение:

— Да ты что!

— Да было дело когда-то. Строили в одно время в едином, так сказать, архитектурном ансамбле.

— Даже не верится!

— Вот то-то и оно. И никто не верит. Но я то… знаю. Помню свои рисунки.

* * *

— Та-ак! А ну быстренько утихомирились. Надо решить ещё один вопрос…

Десятый «А» класс в полном составе перед большой переменой нехотя занял свои места.
Инна Прокофьевна продолжила:

— Немножко поздновато нам сообщили, но время подготовится ещё есть. Значит так! Довожу до вашего сведения, что через три дня состоится городской конкурс юных архитекторов. На конкурс следует представить проект Дворца Пионеров и Школьников будущего. Строить дворец намечено в парке Металлургов перед въездом на плотину Днепрогэса. Профессиональных архитекторов интересует мнение самих школьников, ваше, так сказать видение будущего. И, конечно, лучшие идеи получат право на жизнь в реальном проекте. Старый Дворец, как вам известно, давно уже не в состоянии принять всех желающих. Там уже пару лет как стало тесновато для различных кружков. Итак, какие будут предложения?

Воцарилось полное молчание… секунд на десять, которое нарушил Олежка:

— Инна Прокофьевна! А что тут долго думать? Кто у нас в редколлегии стенгазеты рисует? Вот Геша пускай и идёт.

«Ой, какой ты умный Олежка! И чего это… опять я? Тоже мне – нашли художника-недоучку. Надо оно мне триста лет…»

Инна Прокофьевна строгим взглядом гипнотизёра как будто посылала мысль: «Попался, родненький! А ну – попробуй отвертеться?»

— Да нафига оно мне надо, Инна Прокофьевна? Что кроме меня некому что ли?

— Ты не выпендривайся! Слышал? Кроме тебя некому. Я всегда тебе говорила при всех «Золотая голова а лентяю досталась» Что-нибудь придумаешь.

«Это Вы намекали на моё безразличие к Вашим интегралам с арктангенсами на пару в придачу. Ну и зачем они мне в жизни? Вряд ли пригодятся…»

— Значит, давай без лишних разговоров. Нарисуешь на большом ватмане красками, красиво. Защита проектов начинается в 9 утра, помещение возле 9-ой горбольницы на Правом берегу. На защите и расскажешь свои мысли по проекту.

«Ёлки-палки! Ещё и рассказывать. Если бы Вы знали как это для меня тяжело – рассказывать. Да откуда вам знать? Со смещением челюсти, перебитым тройничным нервом, онемением половины лица. Думаете легко ворочать полунемым языком? И все эти «прелести» после районных соревнований по баскетболу…»

— Ну что молчишь? Времени, конечно, мало. Зато освобождаешься от занятий прямо сейчас на три дня. Мы же понимаем, что надо хорошо подготовиться. Ну, как? Согласен?

«Йоперный балет! Куда ж от вас денешься? От нагрузили…»

— Хорошо… Согласен…

— Ну, вот и отлично. Собирайся, иди домой и готовься. А вечером я тебе позвоню…

…Снежно-белый, девственно чистый лист ватмана, карандаш ТМ и стирательная резинка… И над всем этим неизвестным будущим проектом две руки, упёршиеся локтями в письменный стол и ладошками, обнимающими голову. И каким же он будет, этот Дворец Пионеров и Школьников? Думай, Геннадий, думай…

Будущее! Какое оно? Как далеко продвинется технический прогресс и всё человечество? И чем будут интересоваться школьники в будущем? Да, наверное, тем же самым, что и сейчас. Технические кружки, конечно, изменятся по своей сути… А что касается искусства… Останется без изменений. Звёзды, Космос, Вселенная, полёт человеческой мысли и человека к другим мирам… Это всё будет. Всё, о чём пишут писатели-фантасты обязательно сбывается. Обязательно…

…Росчерки карандаша… Набросок… Нет – так не годиться. Надо сделать практичнее, с учётом возможностей сегодняшнего дня, строже, прямыми линиями… Главное – пропорции, соотношения сторон, кратность высоты к длине… Нет… Здесь – не так… Попробую по-другому. Первый этаж – бассейн, спортивные залы. Первый – высотный. На следующих высота поменьше. В оконных проёмах тонированное стекло. Корпус в три луча. Ориентация по сторонам света. Вроде ничего при виде сверху. При таком количестве этажей надо подумать план эвакуации на случай пожара… Так, если центральный холл разместить с торца здания – получается… А если вдруг центральные лифтовые шахты останутся без электроэнергии? При массовой эвакуации такая давка получится на лестничных маршах! Чтобы придумать? Что?… Есть идея! А если вот здесь поставить наружные эвакуаторы в виде круглых башен, а внутри подобно детским горкам по спирали гладкая поверхность? И с каждого этажа вход… Наброски, эскизы. Обязательно наружные, вне здания, по одному в углах стыка корпусов. Итого – три…

— Ты спать собираешься? – заглянула в комнату мама.

«Мама, мама! Для тебя всегда казались странными мои долгие сидения после полуночи за прослушиванием радиолюбительского эфира в поисках редких станций или чтением книг. Старшего сына домой не загонишь (никуда не годится), а младшего не выгонишь (опять не угодил)…

— Мама! Я занят. Не мешай, пожалуйста.

— Опять стенгазеты рисуешь?

— Да нет! Это другое. Надо нарисовать проект Дворца Пионеров.

«Хроническое недопонимание. Ничего не поделаешь. Доказывать бесполезно…»

…Без пятнадцати минут девять. Покрытые инеем тонкие ветки деревьев подобны кристаллам медного купороса на шерстяных волокнах, только белого цвета. Только в этом и разница. Мельчайшие снежинки медленно опускались сверху при полном безветрии. Всё тело дрожало. Рисунок был готов только к четырём часам утра. Дрожало не от холода – такое дикое волнение на грани ужаса перед провалом…

— Гена! – наш грозный математик и любимый классный руководитель Инна Прокофьевна ждала у входа. – Так! Всего пятнадцать выступающих. Каждому даётся по пятнадцать минут времени. Ты как – готов?

— Как п-пионер, всег-г-да гот-тов… — ответил я сквозь стучащие зубы.

— Ты что – замёрз что ли?

— Д-да! Е-есть так-кое д-дело.

— Ну, иди наверх – погрейся.

— С-слуша-аюсь и пов-вину-ю-усь.

— Да ещё вот что. Ты выступаешь седьмым, а после защиты проекта остаёшься в комнате до конца защиты. Ну а результаты объявят через неделю. А я пошла. Тут параллельно конкурс домашней игрушки проходит. Наши тоже там есть.

Томительное ожидание. Конкурс проектов начался только в половине одиннадцатого. К тому времени мне уже было глубоко фиолетово – кто выступает, что предлагает, о чём рассказывает. Хотелось одного — смыться поскорее с этого мероприятия. Когда подошла, наконец, моя очередь я дрожащими руками прикрепил кнопками свой лист ватмана, поломал при этой процедуре штук пять кнопок и надавил большой палец на правой руке. Взял длинную указку и минут пять чего-то невнятно промямлил подробно об особенностях своего проекта, после чего скромно удалился с ярко-красным фэйсом в дальний угол помещения. Кажется – нокаут. Пять минут позора – и ты на свободе. Потом выступали другие…

…Через неделю Прокофьевна удивила меня сообщением о том, что мой проект занял четвёртое место, что и подтверждала показанная мне грамота. Второе место занял проект, особенно понравившийся мне… На проект Дворца это было совсем не похоже. Обыкновенное здание астрономической обсерватории. Только вот юный любитель астрономии вместе со взрослыми дядями архитекторами не учёл одного обстоятельства: нельзя строить обсерваторию вблизи источников яркого света. И лучше на большом расстоянии от населённых пунктов.

* * *

Через три с половиной года Чернобыльская катастрофа. Демобилизация из армии задержалась на месяц. К тому времени здание Дворца пионеров и Школьников уже было построено. Позже его переименовали во Дворец Творчества. Я узнал. Этажей поменьше, корпус – один из трёх, обсерватория, похожая на эвакуатор, а в остальном – четвёртый и второй проекты Дворца Будущего. Вот тогда-то первый раз в своей жизни на практике я убедился в том, что наши мысли никуда не деваются. Всё что человек может себе вообразить или БЫЛО, или ЕСТЬ, или БУДЕТ. Даже не верится в то, что это возможно. А ведь – было… Было когда то. Но никто не верит.

А вы? Верите?

* * *

20.03.2007

Добавить комментарий