«МАТЬ ТЕРЕЗА ГРУЗИИ». Председатель Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Парламента Республики Грузия Элена Тевдорадзе в эксклюзивном интервью главному редактору международного издания The Yonge Street Review Геннадию Дерткину


«МАТЬ ТЕРЕЗА ГРУЗИИ». Председатель Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Парламента Республики Грузия Элена Тевдорадзе в эксклюзивном интервью главному редактору международного издания The Yonge Street Review Геннадию Дерткину

…Мы не общались долго, очень долго – целых двадцать пять лет. С тех самых пор, как состоялось наше первое интервью в Тбилиси. И вот теперь Интернет сделал возможным нашу беседу, которой предшествовал теплый, сердечный разговор по телефону.

«МАТЬ ТЕРЕЗА ГРУЗИИ»
Председатель Комитета по защите прав человека и гражданской интеграции Парламента Республики Грузия Элена Тевдорадзе
в эксклюзивном интервью главному редактору
международного издания The Yonge Street Review Геннадию Дерткину

— О том, что Вы, калбатоно Элена Константиновна, давний друг нашей семьи, стали известным политическим и общественным деятелем Грузии, я знаю давно и рад, что действительность превзошла мой смелый прогноз по поводу будущего Вашей карьеры, сделанный четверть века назад в стенах Тбилисской 56-й средней школы, где директором были Вы, один из лучших в столице профессионалов в области народного образования… Как случилось, что Вы ушли в политику? Что подвинуло Вас на такой смелый шаг?

— Да, время летит стремительно. Мой уход в политику был обусловлен ситуацией, сложившейся в начале 90-х годов, когда Грузия была ввергнута в гражданскую войну. Это были дни, когда в Тбилиси царил полный хаос и безвластие, когда даже днем опасно было выходить на улицу, когда практически ни одна семья не была защищена от бандитских налетов. В то время, работая в школе, я чувствовала ответственность за своих учеников. И тогда коренные тбилисцы собрались в здании Государственной филармонии в поиске ответа на вопрос: «Что делать?». Выступила и я с обращением к Временному правительству: либо уйти в отставку, либо переходить к действенным мерам. Через пару дней мне сообщили, то со мной хочет встретиться господин Зураб Жвания – бывший лидер партии «Зеленых», а в то время уже Генеральный секретарь «Союза граждан», возглавляемого Э.Шеварднадзе. Шла предвыборная кампания 1995 года,
и Жвания предложил мне возглавить рабочую группу, которая разработает предвыборную программу в области защиты прав человека, на что я дала согласие. Вот так я и пришла в политику.

— Вы уже десять лет возглавляете Комитет по защите прав человека
и гражданской интеграции Парламента. От своих друзей в Грузии знаю, что пользуетесь большим авторитетом не только среди коллег-депутатов, в правительстве и у Президента республики батоно Михаила Саакашвили, но и, что не менее важно, — у граждан страны, которые в Вашем лице нашли искреннего, преданного политика и защитника их интересов. Слышал, что многие называют Вас «Грузинская Мать Тереза».

— Несколько неудобно говорить о себе… Просто считаю, что, коль скоро мне оказано доверие избирателей в такой сложнейшей области, как защита прав человека, – делаю это с большой ответственностью и вкладываю в свою работу не только все силы, но и часть своей души. Особое внимание уделяю положению заключенных в тюрьмах – поэтому, очевидно, и появилась эта для меня очень почетная «приставка».

— Я знаю, Вы только что вернулись из Парижа. Часто бываете за рубежом? Может, и в Канаду заглянете, ходят упорные слухи, что скоро в Оттаве откроется грузинское посольство, и нынешний посол в США больше не будет разрываться на части между Америкой, Мексикой и Канадой, а выходцы из Грузии и гости страны смогут проще и быстрее оформлять визы на въезд. Кроме того, появится возможность более эффективно решать вопросы делового и культурного сотрудничества между двумя странами.

— Вот уже четыре года я являюсь членом Совета Европы, вхожу в очень важный Комитет по мониторингу, в связи с этим часто бываю за рубежом, где представляю, конечно, в первую очередь, интересы страны, но также участвую в разработке многих резолюций и рекомендаций для стран Европы. Что же каcается Канады, то это очень важный для Грузии стратегический партнер, особенно в период, когда моя страна стремится в Североатлантический альянс.
В связи с этим в правительстве Грузии серьезно готовятся к решению об открытии в Канаде дипломатического представительства Грузии. Думаю, после визита Председателя Парламента госпожи Нино Бурджанадзе этот вопрос станет более актуальным.

— Успехи Грузии в последние годы, особенно на международной арене, впечатляют. Известны достижения и в области внутренней политики. Однако рост благосостояния населения, согласитесь, заметно отстает от темпов развития инфраструктуры, экономики, обороноспособности страны. Я знаю это не понаслышке – в Батуми живут наши родственники-пенсионеры, с трудом сводящие концы с концами. И если бы не наша помощь… Как Вы считаете, почему такое происходит? Ведь страна-то на подъеме…

— Да, действительно, социальное положение в Грузии пока еще далеко
до желаемого. Михаил Саакашвили и его правительство получили крайне тяжелое наследство: казна была пуста, кругом царила коррупция, старое правительство задолжало пенсионерам и служащим за месяцы и т.п.

Что сделано за менее чем три года – с учетом экономического эмбарго
со стороны России, незащищенных границ, в связи с имеющимися замороженными конфликтами? Выплачены все долги; пенсия выросла с 14 лари до 40; повысилась зарплата бюрократии и служащим; страна освещена электричеством все 24 часа суток. И этот перечень можно было бы продолжить до бесконечности. Но пока серьезные инвесторы не станут вкладывать средства, ощутимых результатов не будет, пока процесс идет замедленными темпами в основном из-за нарушения территориальной целостности, информационной войны со стороны России, бесконечных утверждений, что Грузия собирается решать вопрос конфликтов военными действиями, вряд ли социальное положение будет улучшаться более быстрыми темпами.

— Генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер назвал, наконец, конкретный срок вступления Грузии в НАТО, и Президент Михаил Саакашвили подтвердил его – 2009 год. Почему так затягивается это процесс? Ведь и власть, и оппозиция, которая обычно не устает критиковать любые шаги правительства, в данном случае едины в неуклонном стремлении войти в евроатлантическую структуру, доказавшую в течение десятилетий свою жизнеспособность?

— Да, действительно Грузия сегодня едина в своем стремлении к вступлению в НАТО, так как только в этом видит и чувствует свою безопасность. И, хотя об интеграции в НАТО было заявлено еще господином Э.Шеварднадзе в 1998 году, никаких шагов в этом направлении сделано не было. Руководство НАТО категорически ставило во главу угла борьбу с коррупцией, в которой погрязла Грузия при правлении Шеварднадзе. Поэтому реальные шаги стали предприниматься уже после Революции роз, и выполнение Программы идет настолько успешно, что руководство НАТО уже называет конкретные даты; это нас, конечно же, радует. В новой ситуации необходимость открытия посольства в Канаде также связана и с этим обстоятельством, так как Канада – член НАТО. Так что, мне кажется, поступательный темп хорош.

— Похоже на то, что отношения с Россией начинают налаживаться. Стремление Грузии в НАТО и вывод российских военных баз – это единственная причина резкого обострения российско-грузинского противостояния или превалирует поддержка грозным северным соседом сепаратистских устремлений Абхазии и Южной Осетии? Или всё вместе?

— Отношение c Россией – это самое больное и само уязвимое место для Грузии. Конечно, если бы не конфликты, которые временно отторгли от Грузии Абхазию и Южную Осетию, где Россия сыграла не роль миротворца, а практически заняла сторону сепаратистов и продолжает их поддерживать (безвизовый режим с этими непризнанными республиками, беспрецедентное присвоение их жителям гражданства России и т.д.), если бы не желание Грузии интегрироваться в западные структуры, проблем между нашими странами не было бы. Что же касается налаживания отношений… Ну, если возвращение российского посла в Грузию – налаживание? Я так не думаю!

— Три с половиной года назад в Канаде с большим интересом встретили новость о Революции роз. Помню, как известный ведущий весьма авторитетной в политический кругах телевизионной программы I-Channel Билл Камерон после окончания шедшего в прямом эфире интервью, которое он вскоре взял у меня, сказал фразу, верно отразившую изменение в настроении канадского истеблишмента: «Теперь Грузию никто не будет путать с американским штатом Georgia». Самое интересное, что слова эти не раз звучали ранее в многочисленных материалах о Сакартвело, публиковавшихся в моей газете, но я был рад такому «повтору»… Надеюсь, калбатоно Элена, что Вы еще не раз расскажите нашим читателям о Грузии, о Вашем видении ее движения вперед, к которой мы, выходцы из нее – грузины по крови и по ментальности (к последним с гордостью я отношу и себя) — продолжаем относиться с уважением и искренней симпатией.

— Я очень благодарна Вам за добрую память, за то, что мне предоставлена возможность быть респондентом The Yonge Street Review, и готова к дальнейшему сотрудничеству. Надеюсь, Ваша газета и впредь будет помогать вашим читателям больше узнавать о сегодняшней Грузии, о ее народе, о его радостях и трудностях. И то, что именно Вы, Геннадий, взяли на себя эту миссию «моста», нисколько меня не удивляет, так как знаю Вашу любовь к Грузии,
по которой, я уверена, Вы тоскуете. Желаю Вам, Вашей газете и ее читателям счастья и благополучия.

Добавить комментарий