Богатырь


Богатырь

На скамье сидят двое – старик и старуха. Над ними, на печи, неясное огромное нагромождение, накрытое лоскутным одеялом, которое вдруг совершает тягостный и тоскливый вздох. Показывается рука, тянущая одеяло к голове, но тут же обнажаются огромные стопы ног, подогнутых, чтобы уместиться на печи.
— Пойду полоть, — говорит старуха с мученическим вздохом.
— А я плетень починю, — тоже печально говорит старик.
Уходят.
После того как проскрипела закрывающаяся дверь, Илья легко двумя пальцами раздвигает бревна избы, крыша которой со скрипом косится от этого.
— Илья, — кричит старуха.
— Я, тихонько — отвечает спокойный бас.
На лице Ильи лежит полоса света. Ему слышны голоса, проходящих мимо людей. Более отчетливым становится жужжание и переполох лета, врывающиеся в эту щель. Илья еле слышно затягивает какую-то песенку. Возле дома проходит маленькая девочка с корзинкой.
— Здравствуй, живая изба — говорит она.
— Здравствуй, маленькая, как живешь?
— За ягодой пошла.
— Мне потом дашь горсточку
— На твою горсточку, во всем лесу ягоды нет.
— А свою дашь?
— Свою дам, когда вернусь.
— Ну, тогда топай. Я пока здесь подожду.
Девочка убегает, а Илья сдвигает бревна, переворачивается на другой бок. При этом изба и печь начинаю ходуном ходить.
— Эй, Илюшенька, потише, — слышится со двора голос старухи.
— Стараюсь, мамаша, прости.
— Потише, старайся, а-то без избы останемся – добавляет старик.
Вновь раздается вздох, от которого дверь в избу сначала захлопывается, а потом открывается резким махом. В это время, сначала фоном, а потом все сильнее и ближе, слышится распевная песня и звук гуслей. Вскоре, к дому походят трое слепых с мальчиком-поводырем. Мальчик подводит их к скамье у крыльца и, те садятся. Мимо проходит мужик, останавливается и спрашивает.
— Ну, как деды на Руси нынче.
— Печенег на юге обижает.
— А дружины что?
— А что дружины? Дружины, где поспевают, где нет, а где и вовсе биты.
— Эх, беда старички. Но, главное, чтобы до нас не добрались. А юг – тот пускай воюет.
Мужик, махнув рукой, уходит.
Бревна над головами старцев раздвигаются.
Мальчик-поводырь отскакивает, увидев в щели два глаза. Старцы же сидят не шелохнувшись. Изнутри доносится Илюшин голос.
— Что? Неужто, и киевская и Владимирская дружины биты?
— Эти биты — не биты – не знаю, но деревни горят, а людей пленными уводят, — говорит старец, тот, что слева.
— А ты, что в щелочку любопытствуешь? Выйди к нам, заодно воды вынеси, тут на солнышке и побеседуем, — говорит слепой, тот, что справа.
— Не язвите отцы, — отвечает Илья, – не хожу я совсем.
— А это не беспокоит, сказано тебе, вынеси воды, значит – встань и вынеси, — сказал громким повелительным голосом, тот, что сидел посередине, и ударил о землю посохом.
Из избы раздается плачущий голос.
— Что ж вы делаете изверги? Смеяться что ли, пришли надо мной, мало мне насмешек, думаете? Вот щас как встану.
Изба снова начинает ворочаться. Старцы встают и отходят в сторонку. Бревна ходят веером, крыша косится. Наличники на окнах трещат.
— Батюшки-свет! – кричит старуха.
Крыша заваливается на порушенную стену. Наконец, с треском на улицу вылезает Илья. Дверной косяк висит на нем, как портупея. Дом за его спиной складывается. Илья снимает с себя косяк и растерянно, чуть запыхавшись, оглядывается на руины. Потом оглядывает себя. Он босой, в одной диной рубахе до колен. К Илье подбегают отец с матерью. Охая и приседая, они ходят вокруг великана. Вскоре, вся деревня собирается там. А старцы с поводырем исчезают, будто их и не было.
Все восхищаются свершившимся чудом исцеления. Илья, не веря своему счастью, ощупывает себя, приседает, прохаживается. Из толпы слышится:
— Ну и богатырь!
— Ни чего себе, дозрел на печи!

Чтобы как-то применить свою проснувшуюся силушку, Илья совершает работу никому не посильную. Он укатывает с пахоты огромный валун, выкорчевывает пни под будущий посев. Но в работе потоньше, от него больше вреда, чем пользы.

Илья стоит у большого дерева. В руках у него сломанный топор. Рядом стоят двое мужиков, тоже с топорами и укоризненно глядят на него.
— Что же он хлипкий такой? – говорит Илья сокрушенно.
— Топор ему хлипкий,- выхватывает у него из рук топорище, один из мужиков, — и пила ему тонкая какая-то, и плуг не прочный какой-то! Меха даванул — чуть кузню не спалил! На кобылу Еремину, детина, скакнул – труп кобыла, ребра всмятку.
Илья опускается на землю, и обиженно глядя вдаль, жует какую-то травинку:
— Эх, не хотел я стариков огорчать, да сильно скоро уходить. Но, что-то тоскливо мне здесь. Мне бы… у- ух!!! А тут « потише, Илья, полегче, Илюшенька. Опять сломал, опять сломал…», — передразнивает он мужиков.

Тем же днём Илья сообщает о своём намерении пойти в Киев, что б искать там славы богатырской, о которой, маясь на печи, он столько мечтал. Отец с матерью благословляют его на ратные подвиги, наказывают помогать добрым людям и всюду славить Муромскую землю. В городе ему собирают не хитрый доспех и деньги на боевого коня, чтоб не позорился муромский богатырь,
перед прочими воинами нищетою своей, и родины не позорил.
Илья уходит от родного дома. Спустя несколько дней пути, он оказывается перед торговым городищем, где видит ярмарку и большую конюшню. Заходит туда, дело под вечер, и народу там нет. Только усталого вида торговец в красной рубахе и с безразличным видом появлятся рядом.
— Богатырь?
— Ага..
У одного из загонов Илья останавливается и умиленно смотрит на стройную, длинноногую лошадку. Потом вопросительно – на хозяина.
— Скакун, арабский, — флегматично объясняет тот. Илья продолжает вопросительно глядеть. — Ну, цены ему нет. Быстрый, как ветер. Такой на луну запрыгнет, попасется и обратно спрыгнет, – продолжает уныло хозяин.
— Ну, а если со мной? – спрашивает Илья, и делает шаг к лошадке.
Та вяло фыркнув садится на круп и исчезает в тени загона.
— Это, что? Она к прыжку готовится? – спрашивает Илья с улыбкой.
Хозяин жмет плечами и кидает бедолаге овса.
— А это что? – Илья показывает на коня покрепче.
— Отличный конь, отчаянный, в копейной атаке такие — что надо. Смелый, как черт.
— Да, ну?!
Илья решительно и с интересом подходит ближе, но конь с мученическим ржанием жмется к дальней стене.
Илья сочувственно заглядывает в загон откуда блестят перепуганные глаза:
— Послушай, хозяин, что-нибудь менее отчаянно смелое у тебя есть?
Хозяин тоже заглядывает в стойло и шипит:
— Стыдно, Перун, стыдно.., — потом окидывает взглядом Илью и снова пожимает плечами, — Не пора нынче. Весной выбор лучше. Но вон там еще, — кивает он на следующий загон.
Илья подходит. Конь, который там с ржанием отскакивает так, что и Илья, вздрогнув отшарахивается:
— Фу, ты, черт тебя с твоими богатырскими!
— Да не этот, в соседнем стойле, всю скотину мне перепугал, ирод, — бурчит хозяин, обращаясь в загон с перепуганным конем, — Ну не ожидал от тебя, Пегас.
Но тот так и замер в углу.
— Эй! — окликает хозяин Илью, направляющегося к следующему стойлу, — Без резких движений там!
— Да нет, этот вроде ничего, крепкий, — Илья стоит перед огроменным, могучим конем.
— Это Валун. Больно быстрым его не назвать. Но, если разогнать, то на нем стены прошибать можно, мощнее скотины тебе точно не сыскать.
— А ну-ка выводи, испытаем, — радуется Илья, — Это вроде по мне коник и красивый.
Илья подходит к коню, ставит ногу в стремя, но ноги коня от этого подкашиваются и он оказывается на брюхе. Илья виновато вынимает ногу из стремени и отходит. Хозяин сидит на корточках возле поверженного коня:
— Ну, ничего, не переживай, под таким и слон рухнет.
— Тоскливо мне, — говорит Илья и воздухе, проскальзывает едва видимая золотистая тень.
Вдруг откуда-то доносится ржание неимоверной силы, грохот и удары будто бы тяжеленных копыт.
— Вот, зубная боль. Надо еще подпорки подставить, — вскрикивает хозяин.
Он поднимается и выходит на двор, где стоит сруб из тяжелых бревен. Его стены подперты мощными столбами. Строение гудит и грозит не сдержать того, что заперто внутри.
— А там у тебя что такое? — спрашивает поспевающий за хозяином Илья.
— Там у меня ужас что такое! Беда у меня там!, — отвечает тот, — Святогор от своей кобылы оставил ненадолго. Это ненадолго теперь подросло. Если оно выберется, да в город скакнет, то это ж все! Думал же загубить его еще маленьким, да такой славный был.. и как его?… Беззащитный. А сейчас, чего с ним делать?
— Дак может, это по мне конь, — обрадовался Илья.
— Чур тебя! Он же святогоровский, думай, что говоришь! К тому же бешеный. Он и тебя, и меня, и всю округу. Он выскочит — тут таких мостовых проложит – Новгороду не снилось.
— Да не трясись ты, скотовод-любитель. Небось, меня увидит, тоже огорчится и поскучнеет.
Хозяин останавливается и задумывается:
— Раз уж ты такой самоуверенный, так с тебя и спрос. Ты вот что, богатырь, одно сделай, как хочешь, но, чтоб в город его не пустил. А я уж не могу под страхом жить. Вечер. Кругом никого. Может так оно и лучше.
— Договорились, давай седло, — говорит Илья и направляется к срубу.
Хозяин подает ему упряжь и отбегает:
— Эй, не спеши так! Дай до погреба добежать. Свят, свят, свят…
Илья подходит к срубу, там творится что-то невообразимое. Кажется, что тот вот-вот взорвется.
— Хозяин! Не подумай, что я трушу. Но может мне открывать, когда он немножко поутихнет, — кричит Илья.
— Бесполезно! Он всегда буянит, когда кто-то рядом, — слышится уже из погреба.
— Ладно..- шепчет Илья, — Не хочешь миром, пеняй на себя, — и начинает отваливать камни и подпорки от сотрясаемых изнутри ворот. Вот он берется за самую тяжелую из подпорок.
— Отступись, богатырь, пока не поздно! Ну, его, к лешему! — орет хозяин.
В этот момент Илья отваливает бревно. Ворота крушатся на него, и он едва сдерживает их плечом, снося чудовищные удары копыт.
— Поздно! — кричит Илья с перекошенным лицом, и, сквозь зубы, добавив, — Эдак он из меня конского богатыря сделает, — и отскакивает. Ворота рушатся, и на Илью с иерихонским ржанием выскакивает огромный черногривый конище. Раскинув руки, Илья с ревом набрасывается на него, пытаясь ухватить за шею. Они сшибаются, как два локомотива. Илья отлетает, но успевает ухватить его за гриву. Начинается борьба. Конь мотает Илью в пыли, тот упирается и тянет коня к земле. Конь подскакивает, брыкается. Они крушат сруб, угол сарая, колодец. Наконец, Илье все же удается вскочить на коня, и с ревом и ржанием они уносятся в поле.
Спустя какое-то время поднимается крышка погреба. Из щели хозяин перепугано глядят на разруху. Наконец, он вылезает, сокрушенно оглядывается и опасливо поглядывает на горизонт. А там по холмам и по лесу, словно огромный каменный шар катается.
— Понарожают ведь, — шипит хозяин, садясь на крышку погреба.
Наступает вечер. Затем ночь, но издалека все доносится грохот и гул. Иногда из леса, через поле бегут звери. К концу ночи хозяин засыпает, но и, проснувшись утром, слышит отдаленные перекаты грома. Только, когда солнце снова пошло на убыль, в поле показался силуэт огромного всадника на огромном коне.
— Глазам своим не верю! — вскакивает хозяин.
Илья весь в щепках, ветках и ссадинах. Он дремлет устало сидя верхом. Конь идет под ним смирно, замученный он подходит и останавливается у руин своего сруба. Илья не просыпается. Хозяин, который уже опять в погребе, кричит ему:
— Эй, богатырь! Э-эй! Ты там живой?!
Илья поворачивается к нему и пожимает плечами, потом, вздохнув, кивает, и слезает с коня.
— Неужели оседлал! До сих пор себе не верю! — восхищается хозяин.
— Угу.. Всяко бывало.., — говорит Илья, отрывая от своей спины впечатавшееся в неё седло, и накидывает его на коня.
Подходит к хозяину и садится рядом. Хозяин ошарашено глядит, то на коня, то на Илью.
— А на луне травы нет, — говорит Илья, откидывается на спину и закрывает глаза, — Там, в лесу кажется, разбойники были, — продолжает он уже сквозь сон, — Надобно на том месте хоть крестик поставить, — Илья раскатисто вздыхает, — Будь другом, напои Светлячка, умаялся он, — говорит Илья и засыпает.

Проходит время. Прежде чем ехать в Киев князю показаться, он хочет подвиг совершить, по силе своей в бою с врагом не измеренной. Но в этом поиске ему стойко не везет, толи затишье на Руси, как назло, толи злодеи поизмельчали.
Жаркий день. Илья в рубахе сидит в тени большого дуба, стоящего посреди поля. На голове у него венок из полевых цветов. Рядом лежит оружие и кольчуга.
— Знаешь, Светлячок, — обращается он к щиплющему травку коню, — Эй!
Светлячок отрывается от приема пищи, поворачивает к Илье свою спокойную морду.
— Я говорю, знаешь, Светлячок, скучно мне.
Светлячок выпячивает нижнюю губу и разводит ушами.
— Я не богатырь, Светлячок, я пугало пограничное. Куда не ткнешься — всюду тишь и гладь: «А все! А печенеги ускакали! Небольшими отрядами! В разные стороны!» А разбойники? «А разбойники! Кто схоронился, а кто на волгодонский перекат ушел, ладьи таскать». А я просил тебя, не топай ты так.
Конь виновато отворачивается.
— Ладно! Не бери в голову. До вечера вздремнем, а в ночь на юг тронемся. Только на цыпочках! Может и накроем каких-нибудь негодяев.
Проснулся Илья заполночь. И-то, только от сильного шороха в ветвях. Он прислушался. Вроде птица большая на ветке крыльями взмахнула. Илья вглядывается в темноту. Оттуда на голову ему падает желудь, потом еще один и тоже по голове.
— Что-то рановато нынче, — растерянно бормочет Илья и вдруг слышит звонкий девичий смех. — Что за чертовщина, — вскрикивает он поднимаясь, — Кто там еще озорничает?
Из кроны дерева высекается дуга света и падает прямо на спину беззаботно жующему во сне Светлячку. Там свет превращается в сказочную птицу с девичьей головой. Илья протирает глаза, но от этого ничего не меняется.
— Чудный вечер, — говорит птица приветливо улыбаясь.
— Чудной, я бы сказал, — неуверенно отвечает Илья.
— Как жизнь, воин, — спрашивает она бодрым командирским тоном.
— Служу Отечеству, — отвечает Илья и снимает венок с головы.
— А венок тебе шел, — огорчается птица, глядя, как богатырь мнет его в руке.
— Ты кто? — спрашивает Илья.
— Я? — сказочная птица исчезает, и, вдруг, появляется перед Ильей в образе прекрасной девицы, — Я та, кто за тобой теперь будет приглядывать, — говорит она.
Девица снова исчезает и объявляется маленьким ужиком на голове Ильи, он задирает глаза и сводит их на маленьком личике, продолжающем:
— Где-то подскажу, где-то предостерегу» — Илья аккуратно снимает змейку с головы, но она тает в руках. Однако, ее лицо сразу же возникает в диске луны и говорит:
— И теперь я тебе пригожусь.
— Да ну?
— Ну да! Вот, к примеру, — теперь она сидит у него на плече малюсенькой девочкой с ласточкиными крыльями за спиной, — ты тут от безделья маешься, а в Чернигове на лесной дороге Соловей-разбойник объявился и с той стороны в город не въехать, не выехать, а одолеть его никто не может.
— Ну, слава Богу! Наконец-то, по мне работа.
— Все ему Слава Богу, — смеется сказочная девица в этот раз верхом на Светлячке.
— Я, надеюсь, он не сильно хлипкий, этот твой Соловей, — хрустит казанками Илья.
— Не боись, богатырь, тебе хватит! Он одареннейший из злодеев.
— Спасибо тебе за подсказку! А звать тебя как?
— Олесей. Но теперь мне пора: вопросы, пожелания?
Илья задумывается:
Хотелось мне, чтобы Светлячок мой заговорил по-человечески, — говорит он мечтательно.
— Ты что, Илюш, сказок в детстве переслушал? Или путаешь меня с кем?
Она исчезает и ветерком в вершинах деревьев проносится:
— Прощай. Прощай, — шепчет Илья, нащупывает за спиной ствол дерева и садится, облокотившись на него. — Вот так, Светлячок, а-то глядишь, проснулся бы почти человеком, поболтали бы с тобой.
Илья замолчал и замер, задумчиво глядя в ночное поле, но, вдруг, опомнившись:
— О-п-п-п-п, чего это я расселся? Подъем!

Илья скачет по дороге на Чернигов. Навстречу ему бредет конная колонна, по виду наголову разбитая. Кони еле передвигают ноги, знамена и плащи в лохмотьях. Кто-то, идет пешком пошатываясь и для верности опираясь на копьё. «Ну и ну!» — говорит Илья, придержав Светлячка. Впереди колонны на грузном короткошеем коне с туловищем, как здоровенное бревно, едет такой же приземистый и неимоверно широкий богатырь без шлема и щита. Его лицо, как и у прочих, исцарапано. Длинная черная борода взлохмачена и спутана. Пустыми осоловелыми глазами он исподлобья глядит перед собой. Когда они равняются Илья спрашивает:
— Да, неужто, не одолели его такой силищей?
— А? Нет! На Чернигов в объезд! – орет богатырь.
— Полдень! Около того! – кричит следующий проезжающий.
— Колодец! Да, вроде, проезжали! – не тише прочих отвечает третий.
Колонна проходит. Илья с озадаченным видом провожает ее взглядом. Илья едет дальше. Дорога становится все непроходимее, по ней, словно ураган пролетел: вывернутые деревья, перевернутые телеги. Дальше дорога уже настолько завалена сором, что ее уже не разобрать.
— Знаешь, Светлячок, что-то тоскливо мне.
Вдруг на гриве Светлячка возникает свечение. Оно превращается в маленькую девочку, ухватившуюся за уши коня.
— Ой, Олеся, только что тебя вспоминал! — говорит Илья.
— Забудь. На, вот, держи, это тебе и коню в уши, а мне пора. Сейчас начнется! – говорит Олеся серьезным детским голоском и кладет на ладонь Илье пять кусочков чего-то серого и мягкого, — ой, одна лишняя. Отдай! Все, пока!
— Спасибо, — говорит Илья, затыкает уши себе, Светлячку и раскатисто гикнув, бросает его в галоп.
Вскоре дорога уводит на лесную поляну, посреди которой у обочины стоит древний раскидистый дуб без единого листика. На одной из веток сидит, болтая ногами, долговязая фигура тощего паренька, который играет на флейте что-то печальное. Илья останавливает коня. Человек кричит с дерева:
— Эй, воин! Твоя дружина там! А здесь вас только что отоварили! Иди – не мешай уже! — и он небрежно машет рукой, мол, — «Убирайся», но Илья его не слышит. Он осторожно вынимает одну затычку из уха, прислушивается, вскользь поглядывая на человека с флейтой.
— Послушай! — кричит он, — А где здесь этот злодей, соловей-разбойник!
— Не знаю такого, не знаю, воин, иди.. там твои, — и он снова машет рукой, — надоели до смерти.
— Как не знаешь! Буянит здесь такой, одареннейший из злодеев.
— Ну, почему же сразу «злодеев». Тем не менее, приятно. Что ж – я к вашим услугам.
— Ой, да ладно, не свисти. Быстро показывай, где этот гад, — выходит из себя Илья, втыкает пробку в ухо и поднимает копье.
— Ну, знаешь, — выходит из себя человек с флейтой, — Дубина глухолобоя! Конец тебе, чтоб ты знал! – орет он, вскакивает на ветке, его грудь раздувается, как кузнечные меха и он начинает свистеть, отчего поднимается ужасная буря и Илью с конем едва не валит на землю.
— Не внял я! Этот что ли?! – рычит Илья, пригнувшись к гриве коня.
С седла срывает щит, его уносит в лес, где он ссекает несколько молодых деревьев, а мощное копье, выставленное вперед, дрожит тонко звеня. Наконец, буря стихает, и Светлячок делает несколько шагов вперед. Соловей-разбойник стоит на ветке, упершись руками в колени:
— Ты, там что? Вкопанный? Совсем озверели, по две атаки за день?!! Я не железный, между прочим?
Илья грозит ему кулаком и пришпоривает Светлячка.
— Но, с тобой-то я разберусь, дубина, — Соловей снова заливается свистом.
На его волне он слетает с дерева, начинает кружить над богатырем, окатывая его с разных сторон сокрушительными вихрями, то, взмывая, то, падая до земли, чтоб снова взлететь. Его свист звучит, как грозная и прекрасная музыка. Так в хороводе пыли и сора он кружит вокруг Ильи, который тщетно пытается достать его палицей.
Наконец, утомившись, они расходятся. Илья чуть отступает, опустив уставшую руку с мечом, а Соловей отлетает на низкой ноте на ветку и располагается на ней по-кошачьи. Оба пытаются отдышаться. Светлячок делает еще несколько шагов вперед. Илья достает из колчана лук и стрелу и запускает ее в Соловья. Тот только лениво присвистывает и стрела, расколовшись, падает не долетев.
— Я ему свой лучший концерт посвящаю. А он? Хам!!! — кричит Соловей.
— Я тебя достану! – кричит Илья, дыбя коня, и снова бросаясь в бой.
— Руки коротки! – отвечает Соловей и прыгает с ветки.
( Продолжение новых произведениях.)

Добавить комментарий