ДОБРАЯ СТРАШИЛКА — «Господь Гречкосеев»


ДОБРАЯ СТРАШИЛКА — «Господь Гречкосеев»

Грибов не было. Вот просто не было, и все. Даже резаных пяточек. Даже обманок-поганок. Я уже перепробовал все хитрости и приманки грибника, которые кто ж вам расскажет? Хотя все откуда-то знают, и куда ножичек кинуть через плечо, и что пошептать горячо. И все знают свои грибные места, и все умеют их так заговорить, чтоб сам-друг рядом прошел, да ничего не нашел. Видимо, и мне сегодня так не повезло, я просто нюхом чуял, что иду по хоженному, по наговоренному. Время-то было позднее, после работы.

Вот позавчера, в туманную субботу, когда я в шесть утра возвращался из ближнего лесочка с двумя ведрышками свеженьких, чистеньких, росистых красноголовых — вот это был проход перед публикой! Все встречные автомобили на  Вынгапуровской трассе оторопело притормаживали, а затем нервно поддавали газу. А мне было очень приятно всеобщее внимание. А что? Имею право.  Кто рано встает, тому Господь подает
А вот сегодня, сколько я ни пытаюсь, сойти с чужой тропы, а все не получается. Иду, и, как будто след в след ступаю, и так четко это ощущается. И тогда я разозлился и начал делать все не по уму, все так, как дед еще в лесу не разрешал делать. Достал свой призовой ужин, зеленое яблоко и черный хлеб, да и захрустел едой на весь лес, прямо на ходу. Потом закурил, пошел вообще вперевалочку, прогулочным шагом.
А потом вообще, стал на ходу переговариваться с лесовым. В шутку, конечно. Потому что я, на самом-то деле, не знаю ни заговоров, ни приговоров, да и лесового не видал никогда. Мне про него рассказывал один мальчик, который встретил этого самого хранителя леса возле Утиного озера. Полагаю, что хоть это и целый отдельный рассказ, но его тоже надо рассказать, иначе сложно будет объяснить сегодняшнюю историю с гречкосеями.

Лесовой у озера

Получилось это довольно давно и, вот каким образом: мы с женой повели своих клубных детей за грибами. Много народу собралось, душ более дюжины. Мы поняли, что даже наш пес-пастух может не выпасти столько юных овечек, и оставили несколько самых нерасторопных возле Утиного озера. Сделали им маленький костер, велели гулять от одной линии электропередач до другой, не дальше.
Но, честно говоря, мне было в лесу неспокойно, я за час насобирал а ведро всего подряд и, побежал к озеру. Даже собаку забрал с собой от охраны , ибо мама Владика, например, нас предупредила, что ее сын может и в Детском парке у колеса обозрения потеряться. Со зрением плохо, с координацией, ну и так далее.
Но у нас все обошлось. На просеке у самого озера я увидал именно Владика, он возвращался с полнехоньким ведерком. «Ну и,  слава Богу»,- подумал я, — «теперь надо только перебрать его улов, чтоб поганок домой не принес». Я не спеша, шел за ним, а он все наклонялся да собирал, наклонялся, да собирал, хотя шел по тропе топтаной-перетоптаной, где человек до ста с утра прошло. Наконец мы дошли до костра. На подстилке уже лежала гора грибов. Я подошел, и глазам своим не поверил: там были даже белые!
Я отругал ребят за то, что они далеко уходили. На то Владик мне обиженно отвечал, что все собрали здесь, у озера, в лес и не ходили. А «если не верите, спросите у Вашего лесового. Он Вас знает. Я у него попросил, и он нам дал грибов».
Никогда не спорю с детишками. Если им хочется, то и я могу увидеть то, что они видят. Если хорошо расскажут, конечно. А если и не вижу, то, как я скажу, что не знаю того, кто меня знает? Это просто невежливо, непедагогично. И я спросил:
— А в чем он сегодня одет?»
— В серо-зеленом плаще с капюшоном — ответил Владик, потом обиженно добавил — Да вон он с Райтом играет, бурундуков перед его носом запускает!
Действительно, мой пес гонялся по лесу за бурундуками, перескакивал через них на бегу, совал нос в нору. Только загонит зверенка, начинает нору разгребать, а полосатая спина уже под другим поваленным деревом виднеется. Или выходов в норе у хитрого зверька много, или, и вправду, целая стайка бурундуков рада с добрым псом позабавиться?
Грибы я попереносил в тень быстренько, а сам пошел собирать остальную группу детей. Пса окликнул, он пошел, конечно же, но все оглядывался. Стало быть, и он видит лесового? Домовых-то кошки и собаки видят хорошо. Я же этим зрением, увы, не владею.
Но грибов кучу видел, бурундуков видел множество у озера, вдали от кедрача, на открытом месте, где городские собаки нередко гуляют – корче где обычно лесная живность не показывается, — вот в этих зримых и ощутимых наощупь, но тем не менее невероятных вещах я твердо уверен.
Вот такова моя степень знакомства с лесовым, хотите, верьте, а не хотите — и не читайте дальнейшее.

Песенка гречкосеев

Сегодня я был совсем один, даже пес был на работе. Поэтому свидетельством о правде происходящего может быть только песенка о гречкосеях. Она получилась вот так: как-то раз я в шутку, в пустую болтовню, от нечего делать, рассказал лесовому о своем знакомом, ленивом хохле, который никогда не собирал грибы, потому что он их не сеял.
И вот сегодня, в свой самый неудачный грибной день, я снова заговорил на эту тему, сказал лесовому: «Но это все в оправдание лени. Потому что не природа плохо дает, а человек не умеет взять…»
И тут я споткнулся и начал медленно падать на острую корягу. Как в кино, замедленно. И спокойно. И только крепко ушиб ногу, но не разодрал. И сел я на бревно, чтоб поправить амуницию. И увидал там, где только что прошел, круглую красную голову подосиновика. Я полез в ведро за ножом, оказалось, что, и нож выпал при моем невесомом полете. В общем, если бы я все не проверил, сей же час, то дальше в лесу я бы остался без оружия, без точного времени, а также без ключа от дома.
— Хорошо ты подаешь! — сказал я лесовому. Взял подосиновики — их нашлось три штучки под кусточком, сказал «спасибо» за почин, поднялся и пошел дальше, рассуждая о том, что вот говорим слово «спасибо», даже не раздумывая, что это означает сокращенное «Спаси Бог». И вот по этому поводу мне хотелось бы сообщить господину лесовому притчу о мужичках-гречкосеях, как себя любят именовать простые поселяне, подчеркивая этим свою посконную простоту.
Честно сказать, я не то, чтоб соврал, но, скажем так, сымпровизировал о своем знании некоей притчи. Просто в поддержание ни к чему не обязывающего разговора. И тут же увидал на кочке у тропинки семью белолобых, крепкоголовых подосиновиков-альбиносов.
— Не корысти ради, но токмо волею пославшей мя жены… — пошутил я, срезая первый маленький прохладный грибок, который внутри оказался черным-черен от червя.
— Вот так значит? Ладно, ладно расскажу тебе всю сказку, которую даже не знаю, — примирительным тоном сказал я, подымаясь с колен. — Дело было так — мои братки, мужики-простаки, намаявшись опосля работы, вот как я сегодня, в день субботний на колени повалились и от души взмолились:

Господь, помоги гречкосеям,
яви своей милости плоть.
Мы знаем, сколь щедро ты сеешь,
Великий и Мудрый Господь.

А мы хоть усердно и пашем,
да нечего детушкам дать.
Яви нам, другим мы не скажем,
где можно подарки собрать.

Я пошел было дальше, потом все-таки вернулся к белолобым альбиносам: если уж начал срезать, проверь. И даже почти не удивился, когда увидал, что остальные грибочки были чистехонько белоснежны внутри. Только быстро темнели-розовели после ножа, на срезе. Моя скромная благодарность выразилась в продолжении сказочки:

И просьбе Господь умилился,
и молвил «Молящему дам»
И строгий архангел явился,
и очи открыл простакам

И руки омыл им, и ноги,
и маслом власы умастил
И стол возле пыльной дороги
Под сенью дерев им накрыл

И под каждую строчку мне открывались грибочки в довольно обильном количестве. Я спокойно и методически срезал их и бросал в ведро, даже не проверяя на чистоту. Настолько поверилось мне, почему-то, в правила изобретенной игры.
Тем временем перелесок закончился, я вышел точно на ручей, на мостик из жердей, которым начиналась кладка через болото. То есть, я шел все время по правильному пути, точнее — по протоптанному путепроводу грибников и охотников. Двое мужчин шли мне навстречу, попросили огоньку. Мы остановились, закурили.
— Ну, как успехи? Стоит ли вообще сегодня в лес-то заходить? — спросил я.
Ребята развели пустыми руками и ответили джентльменским набором выражений близко к теме заданного вопроса. И тут увидали возле кочки мое, почти полное, ведро. И, как принято, господа грибари вновь, весьма и весьма, многоцветно, выразили свое удивление! По смыслу примерно так: «если ты, мужик, на мусорной опушке успел столько накосить, то тебе целый мешок понадобится, чтоб собрать все, что мы не нашли».
Честно сказать, мешок-то у меня за пазухой был. И я пошел на остров посреди болота, взял ориентир от ЛЭП влево, и кругами, кругами… — пусто. Тогда я пошел домой по прямой через высокую поросль. А уже вечерело. Лесовик несильно толкнул меня в левое плечо упругой кедровой веткой. Я повернулся и увидал в траве похожие на лопухи розовые и серые грузди. Их было много. А дальше, на белом ягельнике, четко, как нарисованные, лежали желтые шары моховиков, багровые и оранжевые сыроежки, и еще грузди, грузди, грузди! Нет, это, конечно, был не сортовой груздь, скорее свинорой, но разве после толковой засолки кто-то разглядит разницу? В общем, я достал из-за пазухи мешочище, и начал косить грибы на сушку в ведро, на сырой посол — в кулек, и в мешок — упругие грузди-груздочки. За работой я начисто забыл о времени.
Мешок был полон, когда я сел на пенек, чтоб маленько подсортировать да уплотниться. «Ну и какова ж была благодарность гречкосеев?», — как мне послышалось, насмешливо спросил лесовой. И я начал довольно складно рассказывать о премногой благости и великой лепоте. «Скукота. Не верю!» — сердито проворчал-проскрипел из-за сухостоя лесовой. И сухой меленькой снежок зашуршал по деревьям. Я поднялся, надел мешок на плечи, взял в руки кулек и ведро, сказал лесу «спасибо» и пошел к выходу.
«А как все-таки, на самом-то деле, отблагодарили гречкосеи?»- не то я подумал, не то лесовой спросил. И ответ сложился сам собою:

Спасибо за все, что поспело,
за все, что в амбары несем,
Чем ноне напитано тело,
что душу согрело теплом.

И буде угодно нас слушать,
яви нам еще чудеса.
А то нам хоть сытно, да скушно,
ей-богу, коль правде в глаза…

Вроде бы шел я по тропе, да вышел далеченько от кладки. Попробовал идти по берегу ручья, было топко. Но обабков, грибков нежных околоболотных, полным-полно было. Так, надо добрать, снег ведь полчаса назад шел, хоть и август, но север не шутит… И я косил грибочки и весело рассказывал лесовому о том, что благодарность гречкосеев не имела меры. Даже превыше разумных пределов:

Архангел ушел на молитву?
Инако прокрался ли бес?
Но вышли они на малину,
где сладость опутала лес.

И сок гречкосеи давили,
ногами топтали вино
И душу свою веселили,
и все повторяли одно…

Начало темнеть. Я с сожалением оторвался от трудов праведных по сбору лесных подарков и двинулся домой по прямой. Даже перебрался через ручеек наобум, не доходя до кладки. При этом зачерпнул водички в сапоги, меня здорово отругали из камышей голоса уже укладывающихся на ночлег уток, но все же проскакал с полными ведрами и мешком за плечами по кочкам и…  И снова стали валом попадаться грибы. А уже изрядно стемнело. В общем, когда я в третий раз вышел на тот же мостик посреди пути, я понял, что лесовой не шутит. И я пошел напролом на далекий свет от города, при этом уже раздраженно рассказывая о том, как повторяли свою благодарность гречкосеи, но почему-то вышло на этот раз вот таковое:

И все повторяли «по малой»
рюмашке одной да второй
И им уже слов не хватало,
чтоб высказать, что за душой

И стали они куролесить,
бахвалиться, громко орать
Запели скоромные песни
хулящие Господа мать…

— «Хо-хо-хо!» — это не лесовик смеялся, это заухала неподалеку какая-то птица. Понятно. Чего не почудится в темном лесу. Но город вот он, близко. Свечение над деревьями видно. Но откуда опять этот мостик к Утиному озеру? И что это за черная голова на длинной шее  качается на пути к мосту? Змея — это знак — туда не ходи. Я остановился, поправил мешки, закурил. Спокойно. Сказочка-то уже кончается. Вот послушай, лесовой, что там было с той братвой:

И тотчас Архангел вернулся
(а может — и не уходил)
И грозно к мечу потянулся
и Господа только спросил:

Своя ли чума и проказа
их в похоти пьяной пожрёт?
Иль лучше я быстро и сразу
Огнём и мечом этот род?

От просьбы Господь отклонился
Промолвил — «Не нужно мечом.
Не то чтобы я примирился.
Сам сеял-то, вот дело в чём.

Посев был хорош в огороде
И дождь благодати пригож.
Народ уродился уродлив.
Повадлив на пакость и ложь?

Глумлив и собою доволен.
Противится честной судьбе?
На то им свободная воля.
Всё сами присудят себе».

Архангел отбросил мерило
И в страхе ответствовал так:
«Страшней твоей, Господи, силы
Едино — Твоя Доброта!»

При последних моих словах змея на кочке покачнулась, прошипела что-то типа «да уш-шош-ш, што-ш там, тфоим грешко-сеям, пушш-шай…» — а потом вдруг взмахнула крыльями и взлетела тяжело над Утиным озером. Черт побери! — это был огромный глухарище, он кормился на бруснике, а страху-то сколько!

Интересно — а и правда доброта страшнее силы? Для некоторых. Добро — ты. Ты есть добро. Этим человек сильнее стихий природы. Где нет ни добра, ни зла. Не доросли еще братья меньшие даже до зла. А мы вот потихоньку дорастаем до добра и света.
И показалась из-за туч луна. И метрах в 20 я увидел бетонную дорогу. Но на Утиное озеро бетонка не идет. Значит, я вышел совсем в другом месте. Но куда-то ведь бетонка ведёт? И я зашагал по плитам, серебристым в лунном свете. И скоро вышел на железную дорогу. По километровому столбу определил, где город. Я был уже в мире людей. Дома.
Вообще-то я в лес хожу отдохнуть от людей. Но дом мой, свет желтый, столь сердцу любезный, он пахнет бензином и пахнет железом, но братья мои тоже небесполезны для этой земли и для космоса бездны…
Я обернулся, поставил вёдра и помахал рукой черному лесу.
Никто мне не ответил.

Во целенье

Мы пришли сегодня в сентябрьский лес по первому заморозку. Мы развели небольшой костер и слушали, как звенит хрустально замерзающий водопадик на ручье, как шелестят падающие примерзшие уже листья. Лес этот прокормил нас в трудные дни борьбы с людьми. Он был щедр к нам, пришедшим из мира, который был болен жадностью. Но всё проходит. Все болезни человеческие лечатся чистотой и разумом природы. Если, конечно, сумеешь попросить, честно выскажешь именно то, что на душе. И сбросишь в огонь шелуху мелких раздражений и недоумений. Умение приходит потом. Когда за первым спокойствием придёт второе.

Столь прекрасно целебен Твой сад.
Столь скромные его редкие травы.
Сколь изящен берез подвенечный наряд
Среди строгой прозрачной дубравы

Охрани меня, утренний лес
Охрани, как едино умеет
Охранить от зимы зерна ранних чудес
Та Рука, что без удержу сеет

И да будут движенья легки
И заботы о завтрашнем хлебе
Совпадут c напряженьем Руки
Чей посев столь прозрачно целебен.

Добавить комментарий

ДОБРАЯ СТРАШИЛКА — «Господь Гречкосеев»

Грибов не было. Вот просто не было, и все. Даже резаных пяточек. Даже обманок-поганок. Я уже перепробовал все хитрости и приманки грибника, которые кто ж вам расскажет? Хотя все откуда-то знают, и куда ножичек кинуть через плечо, и что пошептать горячо. И все знают свои грибные места, и все умеют их так заговорить, чтоб сам-друг рядом прошел, да ничего не нашел. Видимо, и мне сегодня так не повезло, я просто нюхом чуял, что иду по хоженному, по наговоренному. Время-то было позднее, после работы.

Вот позавчера, в туманную субботу, когда я в шесть утра возвращался из ближнего лесочка с двумя ведрышками свеженьких, чистеньких, росистых красноголовых — вот это был проход перед публикой! Все встречные автомобили на  Вынгапуровской трассе оторопело притормаживали, а затем нервно поддавали газу. А мне было очень приятно всеобщее внимание. А что? Имею право.  Кто рано встает, тому Господь подает
А вот сегодня, сколько я ни пытаюсь, сойти с чужой тропы, а все не получается. Иду, и, как будто след в след ступаю, и так четко это ощущается. И тогда я разозлился и начал делать все не по уму, все так, как дед еще в лесу не разрешал делать. Достал свой призовой ужин, зеленое яблоко и черный хлеб, да и захрустел едой на весь лес, прямо на ходу. Потом закурил, пошел вообще вперевалочку, прогулочным шагом.
А потом вообще, стал на ходу переговариваться с лесовым. В шутку, конечно. Потому что я, на самом-то деле, не знаю ни заговоров, ни приговоров, да и лесового не видал никогда. Мне про него рассказывал один мальчик, который встретил этого самого хранителя леса возле Утиного озера. Полагаю, что хоть это и целый отдельный рассказ, но его тоже надо рассказать, иначе сложно будет объяснить сегодняшнюю историю с гречкосеями.

Лесовой у озера

Получилось это довольно давно и, вот каким образом: мы с женой повели своих клубных детей за грибами. Много народу собралось, душ более дюжины. Мы поняли, что даже наш пес-пастух может не выпасти столько юных овечек, и оставили несколько самых нерасторопных возле Утиного озера. Сделали им маленький костер, велели гулять от одной линии электропередач до другой, не дальше.
Но, честно говоря, мне было в лесу неспокойно, я за час насобирал а ведро всего подряд и, побежал к озеру. Даже собаку забрал с собой от охраны , ибо мама Владика, например, нас предупредила, что ее сын может и в Детском парке у колеса обозрения потеряться. Со зрением плохо, с координацией, ну и так далее.
Но у нас все обошлось. На просеке у самого озера я увидал именно Владика, он возвращался с полнехоньким ведерком. «Ну и,  слава Богу»,- подумал я, — «теперь надо только перебрать его улов, чтоб поганок домой не принес». Я не спеша, шел за ним, а он все наклонялся да собирал, наклонялся, да собирал, хотя шел по тропе топтаной-перетоптаной, где человек до ста с утра прошло. Наконец мы дошли до костра. На подстилке уже лежала гора грибов. Я подошел, и глазам своим не поверил: там были даже белые!
Я отругал ребят за то, что они далеко уходили. На то Владик мне обиженно отвечал, что все собрали здесь, у озера, в лес и не ходили. А «если не верите, спросите у Вашего лесового. Он Вас знает. Я у него попросил, и он нам дал грибов».
Никогда не спорю с детишками. Если им хочется, то и я могу увидеть то, что они видят. Если хорошо расскажут, конечно. А если и не вижу, то, как я скажу, что не знаю того, кто меня знает? Это просто невежливо, непедагогично. И я спросил:
— А в чем он сегодня одет?»
— В серо-зеленом плаще с капюшоном — ответил Владик, потом обиженно добавил — Да вон он с Райтом играет, бурундуков перед его носом запускает!
Действительно, мой пес гонялся по лесу за бурундуками, перескакивал через них на бегу, совал нос в нору. Только загонит зверенка, начинает нору разгребать, а полосатая спина уже под другим поваленным деревом виднеется. Или выходов в норе у хитрого зверька много, или, и вправду, целая стайка бурундуков рада с добрым псом позабавиться?
Грибы я попереносил в тень быстренько, а сам пошел собирать остальную группу детей. Пса окликнул, он пошел, конечно же, но все оглядывался. Стало быть, и он видит лесового? Домовых-то кошки и собаки видят хорошо. Я же этим зрением, увы, не владею.
Но грибов кучу видел, бурундуков видел множество у озера, вдали от кедрача, на открытом месте, где городские собаки нередко гуляют – корче где обычно лесная живность не показывается, — вот в этих зримых и ощутимых наощупь, но тем не менее невероятных вещах я твердо уверен.
Вот такова моя степень знакомства с лесовым, хотите, верьте, а не хотите — и не читайте дальнейшее.

Песенка гречкосеев

Сегодня я был совсем один, даже пес был на работе. Поэтому свидетельством о правде происходящего может быть только песенка о гречкосеях. Она получилась вот так: как-то раз я в шутку, в пустую болтовню, от нечего делать, рассказал лесовому о своем знакомом, ленивом хохле, который никогда не собирал грибы, потому что он их не сеял.
И вот сегодня, в свой самый неудачный грибной день, я снова заговорил на эту тему, сказал лесовому: «Но это все в оправдание лени. Потому что не природа плохо дает, а человек не умеет взять…»
И тут я споткнулся и начал медленно падать на острую корягу. Как в кино, замедленно. И спокойно. И только крепко ушиб ногу, но не разодрал. И сел я на бревно, чтоб поправить амуницию. И увидал там, где только что прошел, круглую красную голову подосиновика. Я полез в ведро за ножом, оказалось, что, и нож выпал при моем невесомом полете. В общем, если бы я все не проверил, сей же час, то дальше в лесу я бы остался без оружия, без точного времени, а также без ключа от дома.
— Хорошо ты подаешь! — сказал я лесовому. Взял подосиновики — их нашлось три штучки под кусточком, сказал «спасибо» за почин, поднялся и пошел дальше, рассуждая о том, что вот говорим слово «спасибо», даже не раздумывая, что это означает сокращенное «Спаси Бог». И вот по этому поводу мне хотелось бы сообщить господину лесовому притчу о мужичках-гречкосеях, как себя любят именовать простые поселяне, подчеркивая этим свою посконную простоту.
Честно сказать, я не то, чтоб соврал, но, скажем так, сымпровизировал о своем знании некоей притчи. Просто в поддержание ни к чему не обязывающего разговора. И тут же увидал на кочке у тропинки семью белолобых, крепкоголовых подосиновиков-альбиносов.
— Не корысти ради, но токмо волею пославшей мя жены… — пошутил я, срезая первый маленький прохладный грибок, который внутри оказался черным-черен от червя.
— Вот так значит? Ладно, ладно расскажу тебе всю сказку, которую даже не знаю, — примирительным тоном сказал я, подымаясь с колен. — Дело было так — мои братки, мужики-простаки, намаявшись опосля работы, вот как я сегодня, в день субботний на колени повалились и от души взмолились:

Господь, помоги гречкосеям,
яви своей милости плоть.
Мы знаем, сколь щедро ты сеешь,
Великий и Мудрый Господь.

А мы хоть усердно и пашем,
да нечего детушкам дать.
Яви нам, другим мы не скажем,
где можно подарки собрать.

Я пошел было дальше, потом все-таки вернулся к белолобым альбиносам: если уж начал срезать, проверь. И даже почти не удивился, когда увидал, что остальные грибочки были чистехонько белоснежны внутри. Только быстро темнели-розовели после ножа, на срезе. Моя скромная благодарность выразилась в продолжении сказочки:

И просьбе Господь умилился,
и молвил «Молящему дам»
И строгий архангел явился,
и очи открыл простакам

И руки омыл им, и ноги,
и маслом власы умастил
И стол возле пыльной дороги
Под сенью дерев им накрыл

И под каждую строчку мне открывались грибочки в довольно обильном количестве. Я спокойно и методически срезал их и бросал в ведро, даже не проверяя на чистоту. Настолько поверилось мне, почему-то, в правила изобретенной игры.
Тем временем перелесок закончился, я вышел точно на ручей, на мостик из жердей, которым начиналась кладка через болото. То есть, я шел все время по правильному пути, точнее — по протоптанному путепроводу грибников и охотников. Двое мужчин шли мне навстречу, попросили огоньку. Мы остановились, закурили.
— Ну, как успехи? Стоит ли вообще сегодня в лес-то заходить? — спросил я.
Ребята развели пустыми руками и ответили джентльменским набором выражений близко к теме заданного вопроса. И тут увидали возле кочки мое, почти полное, ведро. И, как принято, господа грибари вновь, весьма и весьма, многоцветно, выразили свое удивление! По смыслу примерно так: «если ты, мужик, на мусорной опушке успел столько накосить, то тебе целый мешок понадобится, чтоб собрать все, что мы не нашли».
Честно сказать, мешок-то у меня за пазухой был. И я пошел на остров посреди болота, взял ориентир от ЛЭП влево, и кругами, кругами… — пусто. Тогда я пошел домой по прямой через высокую поросль. А уже вечерело. Лесовик несильно толкнул меня в левое плечо упругой кедровой веткой. Я повернулся и увидал в траве похожие на лопухи розовые и серые грузди. Их было много. А дальше, на белом ягельнике, четко, как нарисованные, лежали желтые шары моховиков, багровые и оранжевые сыроежки, и еще грузди, грузди, грузди! Нет, это, конечно, был не сортовой груздь, скорее свинорой, но разве после толковой засолки кто-то разглядит разницу? В общем, я достал из-за пазухи мешочище, и начал косить грибы на сушку в ведро, на сырой посол — в кулек, и в мешок — упругие грузди-груздочки. За работой я начисто забыл о времени.
Мешок был полон, когда я сел на пенек, чтоб маленько подсортировать да уплотниться. «Ну и какова ж была благодарность гречкосеев?», — как мне послышалось, насмешливо спросил лесовой. И я начал довольно складно рассказывать о премногой благости и великой лепоте. «Скукота. Не верю!» — сердито проворчал-проскрипел из-за сухостоя лесовой. И сухой меленькой снежок зашуршал по деревьям. Я поднялся, надел мешок на плечи, взял в руки кулек и ведро, сказал лесу «спасибо» и пошел к выходу.
«А как все-таки, на самом-то деле, отблагодарили гречкосеи?»- не то я подумал, не то лесовой спросил. И ответ сложился сам собою:

Спасибо за все, что поспело,
за все, что в амбары несем,
Чем ноне напитано тело,
что душу согрело теплом.

И буде угодно нас слушать,
яви нам еще чудеса.
А то нам хоть сытно, да скушно,
ей-богу, коль правде в глаза…

Вроде бы шел я по тропе, да вышел далеченько от кладки. Попробовал идти по берегу ручья, было топко. Но обабков, грибков нежных околоболотных, полным-полно было. Так, надо добрать, снег ведь полчаса назад шел, хоть и август, но север не шутит… И я косил грибочки и весело рассказывал лесовому о том, что благодарность гречкосеев не имела меры. Даже превыше разумных пределов:

Архангел ушел на молитву?
Инако прокрался ли бес?
Но вышли они на малину,
где сладость опутала лес.

И сок гречкосеи давили,
ногами топтали вино
И душу свою веселили,
и все повторяли одно…

Начало темнеть. Я с сожалением оторвался от трудов праведных по сбору лесных подарков и двинулся домой по прямой. Даже перебрался через ручеек наобум, не доходя до кладки. При этом зачерпнул водички в сапоги, меня здорово отругали из камышей голоса уже укладывающихся на ночлег уток, но все же проскакал с полными ведрами и мешком за плечами по кочкам и…  И снова стали валом попадаться грибы. А уже изрядно стемнело. В общем, когда я в третий раз вышел на тот же мостик посреди пути, я понял, что лесовой не шутит. И я пошел напролом на далекий свет от города, при этом уже раздраженно рассказывая о том, как повторяли свою благодарность гречкосеи, но почему-то вышло на этот раз вот таковое:

И все повторяли «по малой»
рюмашке одной да второй
И им уже слов не хватало,
чтоб высказать, что за душой

И стали они куролесить,
бахвалиться, громко орать
Запели скоромные песни
хулящие Господа мать…

— «Хо-хо-хо!» — это не лесовик смеялся, это заухала неподалеку какая-то птица. Понятно. Чего не почудится в темном лесу. Но город вот он, близко. Свечение над деревьями видно. Но откуда опять этот мостик к Утиному озеру? И что это за черная голова на длинной шее  качается на пути к мосту? Змея — это знак — туда не ходи. Я остановился, поправил мешки, закурил. Спокойно. Сказочка-то уже кончается. Вот послушай, лесовой, что там было с той братвой:

И тотчас Архангел вернулся
(а может — и не уходил)
И грозно к мечу потянулся
и Господа только спросил:

Своя ли чума и проказа
их в похоти пьяной пожрёт?
Иль лучше я быстро и сразу
Огнём и мечом этот род?

От просьбы Господь отклонился
Промолвил — «Не нужно мечом.
Не то чтобы я примирился.
Сам сеял-то, вот дело в чём.

Посев был хорош в огороде
И дождь благодати пригож.
Народ уродился уродлив.
Повадлив на пакость и ложь?

Глумлив и собою доволен.
Противится честной судьбе?
На то им свободная воля.
Всё сами присудят себе».

Архангел отбросил мерило
И в страхе ответствовал так:
«Страшней твоей, Господи, силы
Едино — Твоя Доброта!»

При последних моих словах змея на кочке покачнулась, прошипела что-то типа «да уш-шош-ш, што-ш там, тфоим грешко-сеям, пушш-шай…» — а потом вдруг взмахнула крыльями и взлетела тяжело над Утиным озером. Черт побери! — это был огромный глухарище, он кормился на бруснике, а страху-то сколько!

Интересно — а и правда доброта страшнее силы? Для некоторых. Добро — ты. Ты есть добро. Этим человек сильнее стихий природы. Где нет ни добра, ни зла. Не доросли еще братья меньшие даже до зла. А мы вот потихоньку дорастаем до добра и света.
И показалась из-за туч луна. И метрах в 20 я увидел бетонную дорогу. Но на Утиное озеро бетонка не идет. Значит, я вышел совсем в другом месте. Но куда-то ведь бетонка ведёт? И я зашагал по плитам, серебристым в лунном свете. И скоро вышел на железную дорогу. По километровому столбу определил, где город. Я был уже в мире людей. Дома.
Вообще-то я в лес хожу отдохнуть от людей. Но дом мой, свет желтый, столь сердцу любезный, он пахнет бензином и пахнет железом, но братья мои тоже небесполезны для этой земли и для космоса бездны…
Я обернулся, поставил вёдра и помахал рукой черному лесу.
Никто мне не ответил.

Во целенье

Мы пришли сегодня в сентябрьский лес по первому заморозку. Мы развели небольшой костер и слушали, как звенит хрустально замерзающий водопадик на ручье, как шелестят падающие примерзшие уже листья. Лес этот прокормил нас в трудные дни борьбы с людьми. Он был щедр к нам, пришедшим из мира, который был болен жадностью. Но всё проходит. Все болезни человеческие лечатся чистотой и разумом природы. Если, конечно, сумеешь попросить, честно выскажешь именно то, что на душе. И сбросишь в огонь шелуху мелких раздражений и недоумений. Умение приходит потом. Когда за первым спокойствием придёт второе.

Столь прекрасно целебен Твой сад.
Столь скромные его редкие травы.
Сколь изящен берез подвенечный наряд
Среди строгой прозрачной дубравы

Охрани меня, утренний лес
Охрани, как едино умеет
Охранить от зимы зерна ранних чудес
Та Рука, что без удержу сеет

И да будут движенья легки
И заботы о завтрашнем хлебе
Совпадут c напряженьем Руки
Чей посев столь прозрачно целебен.

Добавить комментарий