У истоков познания


У истоков познания

(рассказы)

1.Зеркало

Пахло известью. В доме все перевернуто: сдвинуто в центр, накрыто газетами. Мама добеливала кухню, отгороженную от комнаты фанеркой, изогнутой от тяжести потолка. Наш старенький домик, с провалившимися у порога досками пола, казался сейчас, после побелки каким – то необычным. На стенах ничего не было: ни маминых, расшитых аппликациями ковриков, ни большой картины, написанной дядей Володей , ни зеркала…
Я стою в этом белом, с голубоватым оттенком царстве, совершенно зачарованная… Вещи, поменявшие свои места, запах – все это впитывается в меня, в мою память своей необычностью. Сама я ростом чуть выше огромного двухтумбового стола, рассматриваю вблизи мазки краски на картине, положенной на время побелки на стол…Да, я приподняла и сдвинула газету, укрывающую пейзаж, и поражаюсь этим бугоркам и неровностям, которых не замечала или не различала раньше…
-Вблизи все иное, –делаю я открытие, и продвигаюсь к кровати. Там, под газетами, я вижу потолок в кусочке зеркала. Потолок где – то глубоко внизу…Я освобождаю зеркало полностью и беру его в руки. Пол исчез! Казалось, что я сейчас шагну в огромную белую яму. Держа зеркало перед собой, с замирающим сердцем продвигаю вперед ножку, делая этот шаг. Но…все остается по – прежнему: я стою на полу. Тогда, положив зеркало на пол, я шагаю в него. Случается неожиданное: во множестве кусочков отражается белый потолок,– зеркало треснуло!
Стоя в углу, слышу, как взрослые обсуждают мою вредность и упрямство. Я не могу плакать и не могу объяснить, почему я «наступила на зеркало».
— Я не наступила, а шагнула в него! – мысленно кричу я, но вслух не могу сказать
ни слова.
Позже я прочла, что в детстве Боря Бугаев (Андрей Белый) прыгнул в зеркало. Я понимаю, почему он это сделал. Взрослые его не поняли. Взрослой и я пыталась вызвать те же детские ощущения, держа зеркало перед собой.
Их – не было!

26.08.06

2.Прощение

Я провинилась. Помню, что не чувствовала своей вины. Меня о чем- то спросили большие мальчики, друзья брата. Я ответила. Ответила правду. Они засмеялись, что- то переиначили…
Теперь я стою перед братом, рядом отец, говорящий мне уже в который раз:
— Проси прощения у брата!
Я готова попросить прощения, но я не знаю, как это сделать! Я мысленно рассуждаю:
-Просить, значит сказать «Дай…». «Дай прощение?…» –От неуверенности или незнания вновь молчу.
Мама рядом с отчаянием восклицает:
— Ну какая же упрямая!
Все во мне протестует, но сказать, что я не знаю, как просить прощения, не могу.
Так и врезалась в мою память картина:
Передо мной старший брат, видно уже жалеющий меня; строгий и нахмуренный отец, которого я больше чувствую, чем вижу, так как нет сил поднять глаза, в которых уже полно слез. Недалеко мама, пораженная моим упрямством.
И время длится бесконечно…
Я мысленно решаю эту неразрешимую для четырехлетнего ребенка задачу, наконец, сквозь слезы из меня вырывается:
— Прости прощения.
Отец переспрашивает:
-Что? — Ему непонятен смысл моей фразы. Мне он самой непонятен. Я просто пытаюсь повторить его же слова.
Мама, глядя на отца, тихо проговаривает:
-По-моему, она попросила прощения.
Сцена заканчивается. Меня, плачущую, уводят спать. В сон я окунаюсь сразу как в спасительный мир. Последнее, что успевает отметить мой мозг:
-Сказать «Прости прощения» – это и значит попросить прощения.

01.09.06

3. Наверное

Опять решаю задачу: ищу смысл слова «наверное». Чувствуя неопределенность этого слова, надеюсь связать его с конкретным значением. Наметила план решения задачи, и вот жадно жду, когда кто – нибудь из взрослых обронит это слово, чтобы убедиться окончательно, каков его смысл: «да» или «нет»?
И вот оно! На мой вопрос:
— Мама, где ножницы? –Слышу ответ:
— В стаканчике для карандашей, наверное.
Радость, предчувствие разгадки неопределенности переполняет меня. Взбираюсь на стул, вижу на письменном столе в зеленом стаканчике ножницы. Зажав их в руке, спускаюсь на пол с мыслью:
-«Наверное» – это значит «да», «верно», «точно»! – Непередаваемое ощущение охватывает меня, нашедшую, как казалось, точный смысл слова. Довольно долго я нахожусь в заблуждении, считая, что сделала единственно верный вывод.
Но вот мы играем на бревнах, сложенных у дома. Обмениваемся лоскутиками, игрушками и другими детскими сокровищами. Среди нас есть и девочки постарше. Одну из них я громко уличаю в неправоте: она сказала «наверное» по – поводу местонахождения какой – то игрушки, но ее, увы, там не оказалось! Я тверда в убеждении: «наверное» – это значит «да». Девочка, которую я уличаю – плачет. Старшие девочки мне открывают истину: «наверное» — это может быть или «да» или «нет». Начинаю понимать, что заблуждалась.
Гораздо позднее я задумалась: «Почему я не могла спросить об этом у взрослых? Спросить – это же просто!»
Наверное, маленькому человеку, познающему мир, все открыть хочется, прежде всего, самому…

10.09.06

Добавить комментарий