БОРЬБА   С  НАРКОМАНАМИ, 1.


БОРЬБА С НАРКОМАНАМИ, 1.

Куземко Владимир Валерьянович.

ПРЕЛЕСТИ БОРЬБЫ С НАРКОМАНАМИ.
Из записок районного опера.

1.

…Начальников надо мною, рядовым районным опером, хоть пруд пруди: и родного, райотделовского, и городского, и областного, а ведь есть ещё и кураторы с проверяльщиками из столичного МВД… И каждый такой важно – опогоненный господинчик считает главным смыслом своей милицейской деятельности следить, чтоб я, трудящая опер-единица, не бездельничала, а преданно служила… нет, не народу, и даже не закону, а главной и во многом в системе МВД определяющей фигуре – ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ показателю!..

На любом из наших совещаний-заседаний, означающих очередную радостную встречу рядового оперсостава с начальством, влезает на трибуну следующий по очереди руководящий чин и начинает крыть матом и трахать в зад подчинённых за недостаточно высокий (по мнению матерящегося) процент раскрываемости преступлений в нашем регионе вообще, и каждого из видов преступлений — в частности… Причём имеется в виду вовсе не реальное состояние дел в борьбе с криминалом, это б ещё полбеды, но нет – подразумевается исключительно картина того, как эта многолетняя и напряжённая борьба отражена на бумаге, в милицейской отчётности!..

Цифры и комментарии к ним водопадом льются на головы собравшихся в зале: общее количество совершённых в районе преступлений за отчётный период, отдельно – преступления по линии уголовного розыска, в том числе отдельно – показатели по тяжким преступлениям, среди которых, отдельно – данные по убийствам, тяжким телесным, разбоям. грабежам, кражам (по кражам отдельно – кражи личного, государственного и общественного имущества), поджогам, незаконному обороту нарковеществ…

Понятно, что в тех показателях реальная действительность приукрашена порою до неузнаваемости, но всего за лукавой цифиркой не упрячешь, краешек правды выглядывает наружу, поэтому начальство всегда имеет под рукой повод наорать на оперсостав и предметно показать, какие же мы – кретины, бездельники, мздоимцы, алкаши и гады!..

Пусть даже с основными показателями всё окажется тип-топ, но тогда к какой-то второстепенной цифре придерутся, нельзя же работать во всех направлениях одинаково хорошо, всегда что-то остаётся за бортом твоего внимания, не концентрируешь на этом усилия, и тотчас начинается:
«Да, уличных грабежей в прошлом месяце стало на 25% меньше, и раскрываемость возросла на треть, но вот из четырёх ограблений государственных магазинов до сих пор не раскрыто ни одного — это ж позор!..» Либо: «Ну вот, орудующую по госмагазинам банду наконец-то задержали и изобличили, однако посмотрите, как взлетела кривая по тяжким телесным — из горУВД звонили даже и беспокоились, что всё это означает…» Или, наконец: «Ладно, прогресс с тяжкими телесными налицо, но кто объяснит, почему за последние полторы недели по райотделу не было ни одного случая изъятия нарковеществ, хотя наркоманы вроде никуда с нашей территории не исчезали, усердно продолжают курить и колоться за милую душу… Это что – саботаж?.. Или вы забыли, о чём говорил на прошлом совещании начальник городского Управления?!» Во блин… Да потому и не было изъятий, что все наличные силы оперсостав двинул на ликвидацию завала по кражам в госторговле и тяжким телесным, у нас же не сто рук, чтоб заниматься и тем, и этим, и всяким разным, о котором на каждом важном мероприятии вякают нам с трибуны начальник РОВД, начальник горУВД, генерал из области, проверяльщики из столицы… Увеличьте наши штаты впятеро, утройте наши зарплаты, удвойте хотя бы нашу обеспеченность транспортом – тогда и спрашивайте за всё… А так — делаем лишь возможное, то есть объективно говоря — немного…

…Порой так обидно… В начале прошлого месяца мне, к примеру, начальник райугрозыска строго – настрого наказал: «Чтоб до конца месяца не менее шести преступлений раскрыл, а не управишься — кранты тебе, парень!.. Всё, устали мы от твоих художеств, вместо работы — одни отмазки, а нам они – до задницы, ты нам показатели дай, понял?! Смотри — доиграешься, выпрем за «несоответствие», нам это недолго, ты же знаешь…» Какие конкретно художества и когда это я так уж сильно отмазывался – майор не уточнял, сильно подозреваю, что и не помнил он ничего такого, так… волну гнал, конкретно грузил меня, чтобы пробудить активность и заставить подсуетиться… Но вот выгнать в любой момент — действительно может, в случае надобности компромат против любого из нас собрать — минутное дело, ведь за каждым из оперов — горы всяческих недоработок, нарушений инструкций, центнеры превышений полномочий, да мало ли что ещё… А уходить со службы — не хочется, привык к ней, стерпелся, втянулся, да и уходить некуда, везде — платят мизер и всякие гадости творятся… Полная безнадёга кругом!..

Ну вот, и начинаешь тогда бегать по «территории» как сумасшедший, дома практически не ночуешь, плотно засев в райотделе, водку почти не пьёшь, баб практически не любишь, лазаешь по подвалам, чердакам и притонам, рвёшь горло на допросах, выколачиваешь «сознанку» из прогнивших насквозь криминалов, раздобываешь (а порою — и изготавливаешь) улики и вещдоки… К концу месяца добиваешься невозможного, твой личный рекорд — 10 раскрытий!.. Преподносишь их майору на блюдечке, — «не изволите ли отведать, товарищ начальник уголовного розыска?..» Ну и что, великое спасибо тебе скажет начальник, или же отсыплет премиальных полную баксов коробку из-под ксерокса?.. А фиг в ухо заместо благодарностей и премиальных не желаешь?!. Буркнет что-либо невнятное, типа: «Лады, пока свободен…», и всё, и когда с началом следующего месяца рискнёшь ты чуток расслабиться и отдохнуть после столь напряжённого трудового подвига, как сразу же бац: «Почему отлыниваешь, старлей?!. Погоны на плечах носить надоело?!», «Так я ведь свой план по раскрытиям пере…», «Что-о-о?!. То ж в сентябре было, мудила, а сейчас, взгляни в календарь — уже октябрь!.. И потом, при чём тут вообще твой вонючий личный план, когда весь райотдел — в завале!.. Весь райотдел, ты слышишь?!. И каждый из нас должен и обязан… Короче, к 1 ноября чтоб 11-12 раскрытий мне – на стол, а иначе я тебя самого уже 2-го – в шею!..» Вот так…

Или другой пример. Раньше снимали с тебя стружку за две нераскрытые мокрухи, вопили как недорезанные, что не опер ты, а прыщавый хрен в стакане, ежели по тем «висякам» фигурантов немедля не вычислишь… Всё побросал ты и как папа Карло вкалывал по обоим убийствам, по одному из них даже нашёл и задержал виновного, по другому — появились важные подвижки, ждёшь одобрения, а что получаешь взамен?.. «Почему за всю вторую половину квартала ни одного изъятия нарковеществ?!. Это что такое, я спрашиваю?!» Ё-моё… «Так я ж по мокрухам…», «Что ты с мокрухами суешься, если мы об изъятиях говорим?! Раскрытие убийств – это само собой, а по нарковеществам сейчас — «декада изъятий», а у тебя по этому показателю — полный голяк… Не нарисуешь к концу недели парочку изъятий — считай, что в нашем РОВД тебе больше не работать даже дворником!.. Займись этим по усиленному варианту, плотней возьмись за притоны и наркоторгующие точки, активизируй агентуру… Дай результат мне!.. Мне нужен только результат!..»

Оно конечно, можно бы и плотней заняться, кабы мне официально разрешили всё прочее забросить, — те же мокрухи, гопстопы, кражи, хулиганку, изнасилования… Так то-то и оно, что никто такого разрешать не собирается, подразумевает руководство совсем иное: неведомым образом ты будешь исполнять тот же объём работы, что и раньше, да плюс к этому прицепом — ещё выдашь на-гора и океан изъятий… Хм… шутники!.. Но с начальством – не спорят (кто пытался — давно уж изгнан со службы с матюками и позорными характеристиками), — поворачиваешься и уходишь из майорского кабинета, размышляя, какая же всё-таки начальник районного угрозыска — редкостная сволочь, хотя при этом одновременно понимаешь, что из всех стоящих над твоей головой руководящих придурков этот — ещё далеко не самый вреднючий…

…Вообще-то поймать наркомана на изготовлении, хранении или сбыте «дури» куда легче, чем, скажем, изловить домушника или изобличить убийцу. В присутствии понятых вынул у него из кармана шприц с ш и р л о м или пакетик с ш а л о й — и всех делов!.. Но это сказать легко, а вот ты сам сделать попробуй…

Да, полно на улицах наркоманских харь, почти у каждого в карманах и сумках – что-нибудь компрометирующее, но для обыска нужны хоть мало-мальские основания, просто так к первому встречному в карман не полезешь, окажись он «чист» — замучит тебя потом «телегами» во все инстанции… А и нашёл ты законный повод прицепиться к наркушнику, так попробуй-ка его ущучь!.. Это раньше наркоманский люд был непуган и доверчив как дети, сейчас же все там хитры и изворотливы, засёк рядом опасность — и нырнул рукой в кармашек со шприцом, пока его скрутят – а он уж спустил наркоту из б а я н а в карман. Скажете, ничего это не даёт?.. Ошибаетесь!.. Теперь любая экспертиза никакой ш и р к и у задержанного не обнаружит, в лучшем случае исключительно — «следы какого-то вещества на одежде со специфическим запахом…» А за следы — не сажают, мало ли где бедолага мог карман замочить, а что шприц пустой в кармане валяется — так то и вовсе ни о чём не говорит, сами же о сказали — п у с т о й…

Но обычно наши эксперты с мокрыми карманами и не возятся, зная, что судебной перспективы подобные дела не имеют… Лопух-опер сто раз может втолковывать, что окромя ш и р к и в шприце том ничего быть не могло, свои прекрасно понимают, что он прав, но в суде – не докажешь, схалтурил опер-то, набалдячил с уликами…

Ну а с ш а л о й ещё проще: выхватил пакетик из кармана, развернул бумажку — и лети себе, травка, по ветру, унося с собою срок наркоманский… И что ты потом понятым предъявишь – пахучую бумажку?..

Это – раз. Теперь два — носят с собою наркоманы обычно лишь разовую дозу, то есть количество, явно недостаточное и не тянущее на возбуждение уголовного дела. Ну то есть возбудить — можно (особенно если доказан факт «неоднократности», т.е. что с такой же дозой этого наркушника ты уже ловил дважды в этом месяце, теперь же ловишь его с тем же)… Но его и один раз поймать с поличным – проблема, а чтоб многократно за короткое время — вообще фантастика, такого практически не бывает…Однако если и удастся — ни малейшей гарантии, что суд сочтёт основания для осуждения достаточными… Нет смысла возиться!..

…Но есть ещё и третье обстоятельство… Сексоты нужны для успешности оперской деятельности?.. Странный вопрос, конечно же — нужны!.. А как мелкую уголовную шушеру в агенты уголовного розыска вербуют — догадываетесь?.. Нет, не проводятся долгие воспитательные беседы в духе: «Ты нужен Отчизне!», не пытаемся мы достучаться до гражданской совести бандюгана (не до чего достукиваться) и даже не обещаем немыслимое вознаграждение за информацию (денег у РОВД не хватает даже и на достойную зарплату сотрудникам!), — нет, всё происходит куда прозаичнее: бедолагу ловят на не очень серьёзном злодеянии, и ставят перед выбором — либо начинаешь «стучать» ментуре на своё уголовное окружение, либо — сажаем!.. Иногда злодеи гордо заявляют: «Я своих не сдаю!», и такие прямиком отправляются в «зоны», но такое случается редко, реже солнечных затмений… Практически все выбирают дружбу и сотрудничество!.. (Насколько искренне и результативно — уже другой вопрос…) Но тебе ведь доходягу на чём-либо не очень серьёзном ещё поймать надо!.. Чтоб с одной стороны компромат был достаточно весомым, а с другой – не очень вонючим, и не так обидно было, что из-за тебя какая-то мразь на свободе лишних пару месяцев прошляется…

Так вот, «прощённое» криминалу изъятие — это как раз и есть наилучшая зацепка к тому, чтобы материал — замутить, упрятав в сейф до лучших времён, а его самого — привлечь к активной работе на органы… То есть даже тех наркоманов, которых удалось подловить с поличным, лично тебе и интересам службы выгоднее не «закрывать», а вовлекать в сотрудничество… Одного подловил – и отпустил… второго… третьего… А потом шеф начинает буровиться: «Почему так мало изъятий?!» Ха!..

Положим, выдам я для бумаги должное количество изъятого ш и р л а, но останусь в итоге без качественной агентуры, — кто ж кражи с гопстопами раскрывать будет, не говоря о мокрухах?.. Да начальство меня первого поимеет во все дырки за полнейший завал основных показателей раскрываемости, и выпрет в два счёта!.. И плевать всем будет на то, что по одной только графе: «незаконный оборот нарковеществ» у меня круглые пятёрки, — кого они тогда заинтересуют?!.

Отсюда вывод: начальство озабочено интересами дела, но не реальных, с учётом всех нюансов и перспектив, а – бумажных, кажущихся, замечаемых с верхотуры… А потому своё начальство — слушай, и поддакивай ему, но и своей головой шуруй, зри в корень и делай то, что должен, а уж только потом только — то, чего от тебя требуют

Добавить комментарий