ВАЛЬС НА ВСЕ ВРЕМЕНА (О САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КИНОЛЕНТЕ XX ВЕКА)


ВАЛЬС НА ВСЕ ВРЕМЕНА (О САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КИНОЛЕНТЕ XX ВЕКА)

В честь прошедшего Праздника любви давайте поговорим об искренних, трогательных чувствах героев «Большого вальса» — самой популярной музыкальной ленты ХХ века.
Да, праздник этот – один из самых популярных в мире, и главная фраза 14 февраля зазвучала на многих языках: русский — «Я тебя люблю»; немецкий — «Ich liebe dich»; японский – «Ai shite imasu»; китайский — «Wo ai nei»; португальский – «Te amo»; иврит — «Ani ohev otakh»; ирландский — «Thaim in grabh leat»; греческий -S’agapo»; шведский — «Jag alskar dig»; белорусский — «Я цябе кахаю»; украинский — «Я тебе кохаю»; английский – «I love you»; польский — «Koham cie»; итальянский – «Ti amo»; французский — «Je t’aime»; испанский — «Te amo»; грузинский — «Мэ шен михвархар»; армянский – «Ес кес сирумем»; румынский — «Те ю бес»..

А еще можно свои чувства выразить так, как это сделали создатели изумительного фильма о большой любви Иоганна Штрауса-младшего.

Это старое кино

ВАЛЬС НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Самое удачное творение одного из наиболее значительных французских режиссеров Жюльена Дювивье — это, конечно, снятый им в Голливуде «Большой вальс», своеобразный эталон высокого музыкального киноискусства. Созданный в далеком 1938-м, он уже год спустя удостоился «Оскара» за лучшую операторскую работу (Джозеф Руттенберг), лучшую актрису второго плана (Мелица Корьюс), лучший монтаж (Тэд Хелд) и попал в Советский Союз в качестве… военного трофея — в числе других ценных «приобретений» Второй мировой войны. Кстати, это была очередная нелепость нашей неуклюжей пропаганды: как будто мы победили не фашистскую Германию, а своих союзников – Соединенные Штаты. Но за такую экспроприацию стоит только благодарить…

На большой советский экран феноменально популярный американский фильм вышел в сороковые годы, но вскоре в разгар «борьбы с космополитизмом» был снят с всесоюзного проката. Потом его стали демонстрировать на редких закрытых просмотрах, на которые простому смертному, естественно, попасть было проблематично. Поэтому, если у кого-то такой шанс появлялся, не использовать его было грешно.

И вот когда я, будучи студентом Московского полиграфического института, однажды «достал» два билета в Дом журналиста на просмотр, который (надо же такое!) совпал по времени со сдачей очередного курсового экзамена по теории и практике редактирования, досада охватила меня: стало ясно, что двух зайцев мне не поймать и чем-то надо жертвовать.

…Стрелки часов стали приближаться к семи, когда наш доцент Юлия Андреевна, красивая, элегантная дама, которую обожали все студенты и студентки нашего вуза, заметила мою нервозность и сказала строго:

— Значит так, уважаемый Геннадий, или Вы спокойно готовьтесь к ответу на дополнительные вопросы и перестаете дергаться, или отправляетесь по своим, очевидно, более важным делам. Только учтите, что в институте я теперь буду не раньше чем через месяц…

— Извините, Юлия Андреевна, — ответил я покорно. – Вы правы: экзамен – прежде всего. Но… через полчаса в Домжуре начинается просмотр «Большого вальса», и пропадают два билета…

Не могу сказать, что это был заранее заготовленный ход, или, как любят говорить в Грузии, «тонкий намек… поленом по голове», но он сработал на все сто:

— «Большой вальс»?! Знаменитый фильм о Штраусе?! Я – с Вами!.. Если можно, конечно…

Так в один миг исчезла пресловутая дистанция «преподаватель-студент», и мы на доцентских «Жигулях» за какие-то пятнадцать минут домчались до Никитского бульвара.

«Большой вальс» я увидел еще ребенком, когда мы жили в военном городке близ Еревана, а вот для Юлии Андреевны это было впервые, и я с удовольствием слушал, как после кинопросмотра она восторгалась игрой Милицы Корьюс, Фернана Граве, Луизы Райнер:

— Это какое-то чудо – Карла! Ах, какой божественный голос, ах, какая красавица! — А Польди, а Шани! Я где-то прочитала, что Корьюс не терпела даже малейшей фальши, считала, что в этом фильме всё должно быть настоящее, даже… бриллианты. Изумительная роль, изумительная актриса!..

— Изумительная, — соглашался я, – впрочем, как и весь актерский ансамбль. И вообще фильм — настоящий шедевр. Черно-белая лента, а какими яркими красками она вся играет! А костюмы, а декорации, а звук! Трудно поверить, что это всё снято так давно…

— …Да, — вдруг спохватилась Юлия Андреевна, — что же нам делать с Вашим экзаменом? А, да ладно, посчитаем, что «отлично» Вы получили авансом, тем более что Вашими ответами на основные вопросы я вполне довольна. Давайте зачетку…

Откровенно говоря, я сопротивлялся совсем недолго, разве чуть-чуть, для приличия… Но даю честное слово, это был единственный случай в моей московской студенческой жизни, когда я получил «пятерку», как любят теперь говорить, «на халяву». Хотя ведь не совсем, правда? Благодаря «Большому вальсу» и из любви к искусству, которое, как известно, требует жертв.

Так вот, возвращаясь к фильму. Конечно, высокой похвалы заслужили все его создатели, но основной успех, несомненно, выпал на долю музыки короля вальсов, гениального Иоганна Штрауса-младшего. И хотя в основе сюжета лежит вымышленная история любви композитора к оперной певице Карле Доннер, главным героем музыкально-биографического фильма единственный раз за всю историю кинематографа стал не сам персонаж, а его творения. Волшебная музыка в обработке Дмитрия Тёмкина стала главным стержнем этой музыкальной истории о любви. Наверное, правильно заметил по этому поводу Исаак Дунаевский: «Вальсы Иоганна Штрауса заставляют гореть наши души и глаза».

И все же о Мелице Корьюс, исполнительнице роли Карлы Доннер, хочется сказать еще немного. Для популярной эстонской певицы, сделавшей благодаря фильму стремительную карьеру звезды мировой оперы, эта лента оказалась единственной. И совсем не потому, что ее талант оказался невостребованным, как раз наоборот. Но жизнь приготовила ей тяжелое испытание: инвалидность после автомобильной аварии, и на кинокарьере пришлось поставить крест. Вот уж вопиющая несправедливость!.. Сколько еще великолепных музыкальных ролей могла сыграть великая певица, сколько радостных минут могла она нам подарить!..

Не знаю, как вы, а я никогда больше не слышал такого сильного, изумительного по красоте колоратурного сопрано, не видел такого артистизма исполнения музыкальных произведений, хотя вторая половина двадцатого века, да и век новый, двадцать первый подарили нам немало великолепных музыкантов. Но вот Мелица Корьюс, это что-то неповторимое…

Мой самый любимый фильм «Большой вальс» я могу смотреть без конца. Такая музыка не может надоесть. И даже когда она смолкает, я снова вижу и слышу великолепную Карлу Доннер:

«Only you, only you…».

***

P.S. Ни в одном торонтском блок-бастере «Большой вальс» вы не найдете: русские, наряду с приличными российскими лентами, тут же вам предложат десятки дешевок, а англоязычные – те, вообще, сделают круглые глаза: «The Great Waltz? For the first time we hear!». Бедные люди, им можно только посочувствовать. И все же выход есть – заказать фильм в одном из многочисленных российских интернет-магазинов: там прославленный фильм есть и на английском, и на русском.

Добавить комментарий