Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»


Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»

Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72559

Произведение было размещено в конкурсе «Откровение души», и, как мне кажется, полностью соответствовало теме конкурса, а именно:

Душа, как главный или второстепенный, но значимый герой произведения (выписка из Положения)

Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
Только тональностью нашей последней минуты…
Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?

Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
Можно бы было по имени, только не помню…
Полночь… Карета уже превращается в тыкву.
Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?

Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
Это качается грязная, старая люстра…
Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?

Руку держу неумело на собственном пульсе.
Ритмы сердечные будто бы строки косые…
Жалкий итог отношения минуса к плюсу…
Ты ничего не припомнишь. Провал… Амнезия.

Как часто мы произносим фразу – «поговорить по душам», вкладывая в нее, порой, единственный смысл – «пооткровенничать». Григорий Беркович же попытался пооткровенничать с самой Душой. Почему попытался? Потому что молчаливая «собеседница» так и не удостоила литературного героя ответами. Впрочем, это же чужая душа, и читатель не обязательно должен слышать ее, достаточно слышать какие вопросы задаются, чтоб понять и состояние героя и его отношения с этой самой душой.

Мы друг от друга с тобой отличаемся мало,
Только тональностью нашей последней минуты…

Честно говоря, именно эти две строки и стали для меня решающими в определении «нравится стихотворение или нет». «Тональность последней минуты» — как глубоко и точно сказано. Для человека жизнь заканчивается минорной тональностью смерти, а для Души на мажорной ноте той же смерти начинается свобода. Ведь Душа дана каждому временно и стремится она всегда к свету, покою и вечной жизни.

Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала,
Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?

Может быть, именно это герой и имел в виду?
В строках звучат обреченность и равнодушие к собственной жизни – «хуже не будет». Но, наверное, именно в такие минуты, когда кажется, что все едино – жизнь, смерть, пустота – люди начинают себя переосмысливать. Следующие строки:

Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам?
Можно бы было по имени, только не помню…

В первой строке звучит грустная ирония, вторая же показывает, что это, скорее, ирония над самим собой. Последний разговор с душой либо был очень давно, так, что имени не вспомнишь, либо этот разговор вообще впервые, герой даже не знает, как обратиться к собственной душе – на «Ты» или на «Вы». Вот такое противопоставление или лучше сказать разделение на Душу и Разум(?) встречается не впервые. Поневоле задумаешься — достойны ли мы общаться со своей Душой на «Ты».
Следующие две строки, как мне кажется, звучат метафорично и подтверждают сказанное мной.

Полночь… Карета уже превращается в тыкву.
Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?

Как в сказке о Золушке, в полночь «принцесса» снова станет сама собой и волшебство закончится. А сколько масок меняет за свою жизнь человек? И когда он настоящий? Может быть, во время разговора с собственной Душой? А может быть, только на последней минуте жизни?

Жёлто и тускло мигает сигнал поворота.
Это качается грязная, старая люстра…
Мы обмельчали в потёмках домашнего грота.
Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?

Стихи, которые пишутся на эмоциях, иногда кажутся набором фраз. При беглом прочтении. Но ведь автор в каждую строку вкладывал какой-то смысл. И этот смысл можно услышать, почувствовать, только анализируя и внимательно читая каждую строку.

Небольшое отступление, касающееся третьего катрена:
Бесписьменный арийский пророк Заратустра (Зороастр) [родился около 550 г. до н.э.] — пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастризм, одно из древнейших вероучений мира. В зороастризме имелись такие понятия, как «Саошйант» (грядущий спаситель мира), и «Фрашо-кэрэти» (Последний День). Заратустра предчувствовал, что конец мира неизбежен. Он понимал, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти, и учил, что после него придет «праведный человек, благого происхождения», то есть Саошйант. Он-то и поведет людей на последний бой против зла. Трактат Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» — написан в жанре философско-художественной прозы. Эта книга — своего рода ницшевская Библия. По признанию Ницше, на него снизошли два «видения»: сначала мысль о «вечном возвращении», а потом и образ самого Заратустры. Познакомившись с этой книгой, С.Л. Франк писал: «Я был потрясен — не учением Ницше, — а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги».

ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ
1
Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою
родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался
он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не
утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его — и в одно
утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к
нему:
«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б
не было у тебя тех, кому ты светишь!
В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты
пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было
меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя
преизбыток твой и благословляли тебя.
Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела,
собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко
мне.
Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые
среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а
бедные — богатству своему.
Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый
вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира,
ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют
это люди, к которым хочу я спуститься.
Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти
взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага
текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра
хочет опять стать человеком».
— Так начался закат Заратустры.

Как интересно теперь можно интерпретировать 3 катрен.
Мир литературного героя – темный домашний грот, в котором даже светило – лишь грязная старая люстра, тускло показывающая сигнал поворота – сделать то или это, повернуть в таком-то направлении…

К чему свелось бы твое счастье, если б
не было у тебя тех, кому ты светишь!

Четвертый катрен оставляет читателя в раздумье и растерянности.

Руку держу неумело на собственном пульсе.
Ритмы сердечные будто бы строки косые…
Жалкий итог отношения минуса к плюсу…
Ты ничего не припомнишь. Провал… Амнезия.

Неужели это был не просто разговор с Душой «по душам»?

Ты ничего не припомнишь. Провал… Амнезия.

Когда Душа теряет память? Та самая последняя минута с разной тональностью?

Серьезное, эмоциональное и, в то же время, продуманное стихотворение, несущее в себе философию и размышления автора о жизни. Ярко выраженная аллитерация (р) – (л) – делает произведение строгим и мягким одновременно и приятно воспринимается на слух. Нетривиальная метафоричность заставляет обдумывать и вчитываться в каждую строку.

Стихотворение написано четко выдержанным 5-стопным дактилем. Использована перекрестная рифмовка женских рифм. Есть интересные, «незатертые» рифмы, хотя, вместе с тем, есть и не совсем точные: «минуты — будет», «помню — кони», а также глагольные..
Можно было бы поспорить над стилем построения некоторых фраз, но в общем, сам смысл стихотворения оставляет приятное впечатление и вполне оправдывает награду, заработанную на конкурсе.

Добавить комментарий