СМЕЛЕЕ, ЛЕДИ-КОШКА! Рецензия на рассказ Натальи Балуевой


СМЕЛЕЕ, ЛЕДИ-КОШКА! Рецензия на рассказ Натальи Балуевой

Рецензия на рассказ Натальи Балуевой
«А по ночам она превращалась в кошку»
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73086&pid=97

Конкурс «Одиночество как способ»

«Одиночество — состояние, одиночество — творчество, одиночество — результат, одиночество — смысл, одиночество — наполненность, одиночество — состоятельность, одиночество — маска, одиночество — страх, одиночество — ущербность. Одиночество как способ выжить или сохранить. И даже… что такое одиночество?». (Из Положения о конкурсе)

Рассказ шел как внеконкурсаная работа (Наталья была членом жюри) по конкурсу «Одиночество как способ». Не подвергался критике, не вошел в листы, не получил никаких дипломов. Рассказ интересный, отвечающий теме конкурса, запоминающийся, и поэтому, на мой взгляд, заслуживающий, чтобы мы с вами о нем поговорили.

РАССКАЗ:
«А ПО НОЧАМ ОНА ПРЕВРАЩАЛАСЬ В КОШКУ»

Каждый мир создан по-своему. Мы приходим в один из них и уже ничего не можем изменить. Мир создан до нас. И не нами. Нам остается только жить в нем. Любить или просто принимать таким, каков он есть…
…Ее мир был миром призрачных иллюзий. Он состоял из полуочертаний и полуобразов. Образы все время менялись, плавно переливаясь из одного в другой, как яркие картинки в калейдоскопе. Каждый образ нес с собой свой характер и свои желания…
…Его мир был миром человеческих иллюзий. Жестокий и непонятный мир, где каждый только за себя. Где, родившись однажды человеком, ты должен всю свою крохотную жизнь соответствовать только этому образу и жить по законам, установленным твоим окружением…
… Никто не знает, как они встретились. А может быть, это было просто во сне. Потому что только во сне можно забыть про границы и условности. Известно только одно. Была ночь…

… А по ночам она превращалась в кошку. Она выгибала свою кошачью спинку, переминалась нетерпеливо с лапки на лапку и черная блестящая шерстка отдавала загадочным мерцанием. В зеленых, словно изумрудных глазах, появлялись новые оттенки – опасность, нежность, желание. Она медленно кралась по ночному городу, словно кто-то мог поймать ее на преступлении. Она пряталась в тенях фонарей, пугающих землю вымученным желтым светом. Она шла, бежала, карабкалась, пробиралась к своей цели. Мягко, но настойчиво. И каждый, кто захотел бы ее остановить, сразу понял, насколько эта мягкость граничит с жестокостью острых зубов и когтей…
… Она прыгала в открытое окно на первом этаже. Всегда в одно и то же. Она садилась на подоконник, словно спрашивая разрешения войти, и начинала грациозно вылизывать свои лапки. Вся ее фигура напоминала скорее королеву на балу, чем обычную черную кошку…
— Привет, ты снова ко мне в гости?
… Она делала вид, что вопрос ее абсолютно не касается. Она? В гости? Она – богиня, она пришла к себе домой и никак не меньше! Она отворачивала узкую мордочку египетской царицы и равнодушно рассматривала голубые шелковые шторы…
— Кис-кис…
… Она с возмущением поворачивала голову к мужчине, находящемуся в комнате и презрительно фыркала. Вот еще вздумал! Кис-кис, это для уличных шалав, а она не такая! Она – само совершенство, подарок судьбы. Она мягко прыгала на теплый синий ковер и шла по квартире, обнюхивая углы. Нет, женщин здесь не было. Это хорошо. Она снисходительно подходила к мужчине и начинала тереться о его ноги, громким мурчанием показывая, что он прощен…
— Хочешь молочка?
… Она не хотела молока. Она хотела совсем другого. Но она была кошкой, а кошки пьют молоко. И она послушно шла за ним на кухню, а когда он наливал жидкость из пакета в маленькую тарелочку, с наслаждением тыкалась мордочкой ему в руки…
… Когда обряд кормления заканчивался, они вдвоем отправлялись в спальню. Мужчина растягивался на огромной кровати и начинал лениво щелкать телевизионным пультом. Она же вытягивалась рядом, изредка перекатываясь с бока на бок и трогая бархатистыми подушечками лап обнаженное мужское тело. Он улыбался и гладил ее за ухом. Потом вдруг притягивал к себе, брал ее изящную мордочку в свои сильные руки, терся носом о нос и говорил всегда почти одно и то же:
— Ты самая лучшая кошка в мире. Оставайся у меня, пожалуйста.
Она жмурилась, тихо мяукала, словно давая согласие на все, что угодно, выбиралась из крепких рук и тут же, немедленно, по-хозяйски влезала мужчине на живот. Потоптавшись там несколько минут, она устраивалась поудобнее и засыпала, свесив одну лапку.
… Когда утренний свет начинал заливать комнату, ее там уже не было. Мужчина знал, что проснувшись, он окажется в постели один. Тем не менее, каждое утро он обреченно обходил квартиру, в надежде увидеть ее на подоконнике или возле пустой тарелочки в кухне. Ее не было нигде. Он громко ругал себя:
— Дурак! Обыкновенная кошка. Черная. Уличная. Но почему мне ее так не хватает!
…Он брился, выпивал кофе, одевался и шел на работу. Но сначала обходил свою многоэтажку в надежде увидеть знакомый черный комочек. Пустота. Он курил одну сигарету за другой. Каждый день одно и то же, словно бег по кругу. Остается дождаться вечера…
…Он входил в свой офис и проходил по коридору мимо невысокой изящной брюнетки в черном брючном костюме. Она со вздохом смотрела ему вслед взглядом египетской царицы. В зеленых, изумрудных глазах появлялся оттенок грусти…
… Остается дождаться вечера…

…Одиночество слишком строптиво и очень капризно…
Им всегда оставаться по разные стороны жизни…

РЕЦЕНЗИЯ
Итак, ОН и ОНА. Их Любовь и их Одиночество. Вечная разлука и вечный поиск друг друга.

Структурно миниатюра (я склонна именно так определить жанр данного произведения) состоит из трех частей: введения (слово автора), собственно истории и заключения (опять же, итог, который подводит автор).
Мы с первых слов получаем вводную: кто есть кто, и в чем коллизия. Настраиваемся на романтичный и грустный лад под нашептывания автора о том, что нас ждет печальная история несбывающейся любви.
Она – днем женщина, а ночью — кошка. Леди-кошка, египетская царица. Он – и днем и ночью – мужчина, человек. Ночью они рядом, дарят друг другу тепло и нежность. Утром она покидает его, а он грустит по ней весь день. Они по разные стороны жизни, утверждает автор. И им не преодолеть это различие никогда.

Мне очень хочется с автором поспорить, основываясь на тексте произведения.
Помните историю Леди-ястреба? Романтичный красивый фильм, снятый по старинной легенде, с замечательным дуэтом Мишель Пфайфер (Изабу) и Рутгер Хауэр (рыцарь)? Любящих разлучили злые чары, они были рядом, но в разных обличьях, и казалось, никогда уже им не соединиться. Но они находят возможность и силы, чтобы разбить чары, ибо подлинная любовь сильна, почти всесильна.
Почему же героям этого рассказа не побороться за свою любовь? Что им мешает?
Ну, с мужчиной все понятно, он, как водится, ничего не видит, не чувствует. А женщина?

«… …Он входил в свой офис и проходил по коридору мимо невысокой изящной брюнетки в черном брючном костюме. Она со вздохом смотрела ему вслед взглядом египетской царицы. В зеленых, изумрудных глазах появлялся оттенок грусти…»
Следовательно, Она отлично помнит, что происходит ночью, и в ее человеческой власти набраться смелости и сделать следующий шаг. И не ждать вечера и странного единения в разных ипостасях. Ей ничего (исходя из сюжета) не мешает сделать этот шаг – навстречу любви, в преодолении одиночества. Она, столь настойчива в обличьи кошки :
«Она шла, бежала, карабкалась, пробиралась к своей цели. Мягко, но настойчиво. И каждый, кто захотел бы ее остановить, сразу понял, насколько эта мягкость граничит с жестокостью острых зубов и когтей…» И что же ее останавливает в обличьи женщины?

А следовательно, заключительное слово автора оказывается скорее большим вопросом, чем выводом:
…Одиночество слишком строптиво и очень капризно…
Им всегда оставаться по разные стороны жизни…

С первых же строчек возникает целый ряд «почему», на которые мы так и не получаем ответа.
« …Ее мир был миром призрачных иллюзий. Он состоял из полуочертаний и полуобразов. Образы все время менялись, плавно переливаясь из одного в другой, как яркие картинки в калейдоскопе. Каждый образ нес с собой свой характер и свои желания…»
Почему призрачных иллюзий? Когда она была кошкой? Или человеком? А если в ее восприятии жизни доминировала кошачья сущность, то почему и почему нам об этом автор не говорит?Возможно, именно в этом кроется невозможность их соединения, преодоления этой преграды разных сущностей?

« …Его мир был миром человеческих иллюзий. Жестокий и непонятный мир, где каждый только за себя. Где, родившись однажды человеком, ты должен всю свою крохотную жизнь соответствовать только этому образу и жить по законам, установленным твоим окружением…»

Почему иллюзий? Почему жестокий и непонятный? С чьей точки зрения? С точки зрения кошки? Или мужчины? Если мужчины, то, значит, где-то кроется его другая сущность, которая позволит, возможно, им соединиться? Автор намекает, но не разъясняет, и остается лишь вопрос и чувство недосказанности, порождающее неудовлетворениие…

Я не стану останавливаться на шероховатостях текста. Они в общем, вторичны.
Подведу итог:
Мне эта миниатюра очень понравилась. Понравилась задумка, понравилась ее лиричность, вложенная нежность и грусть. Хотелось бы попросить автора немного доработать сюжет, чуть расставить акценты, добавить логичности в развитие сюжета. Не расписать этот эскиз до размеров эпического полотна, а имено отшлифовать, легкими, незаметными линиями. Чтобы ушли эти вредные «почему-почему», и осталась лишь история любви и надежды. Или любви и одиночества – все будет зависеть от тех черточек и штришков, которые автор сочтет возможным добавить.

0 комментариев

  1. pioner1957

    Не согласен с рецензентом и там, где он хвалит, и там, где критикует.

    Хвалит — миниатюру в целом. На фоне других великолепнейших новелл Автора именно эта — лично меня не впечатлила. Т.е. хорошо, но Балуева может — и намного лучше. Вяловато, кое в чём надуманно, банально, неизобретательно, неинтересно. (Подчеркну ещё раз: относительно! Просто именно этот Автор может намного лучше).

    Но там,где рецензент критикует-он просто не понимает г л у б и н ы.

    Всё время рецензент пытается найти персонажам миниатюры, кошке и мужчине, возможность соединиться, а ведь миниатюра — именно о нашей обречённости на о д и н о ч е с т в о, на вечное непонимание друг друга, и кошка ли ты, женщина ли ты, мужчина ли ты или кт о-либо ещё — какая разница? Мы — одиноки, и так будет всегда, хоть нам хочется и другого, но этим желаниям — не сбыться… Вот о чём новелла.

    Гениальность замысла не воплотилось в совешенство формы. Но это не беда, Балуева напишет ещё много шедевров. Какие наши годы!

  2. marina_chernomazKira_Lyss

    УВажаемый Владимир, в мою задачу не входило отрецензировать ЛУЧШЕЕ, что есть у Балуевой либо как-то сравнить то, что она написала. Рецензия — на конкретное произведение НА КОНКУРС, безотносительно ко всему прошлому и будущему творчеству АВтора.
    Далее — глубина, которую Вы увидели — неубедительна, непрописана, и именно это и критикуется. Более того, из поведения кошки как раз следует обратное тому — она достаточно сильна, чтобы переступить через обреченность. Если новелла о том, что желаниям не сбыться, то из сюжета этого не видно.
    Так что, Вы тоже недопоняли — я критикую недоработки в разработке сюжета и мотиваций поведения персонажей.

    Спасибо за отзыв. Марина

Добавить комментарий