Анна увидела этого ободранного слегка мужчину у ларька с сигаретами и тут же с радостными криками бросилась к нему.
Мужчина едва заметно вздрогнул, когда его схватили за край коричневого пальто и вежливо, но настойчиво постарался вырваться из цепкий Аниных рук.
— Постой, — кричала Анна, не разжимая кулака, внутри которого лежал крошечный кусок коричневого фетра, — я напишу о тебе рассказ! И начну его так: «В суровый ветреный день он прятался от колючего снега за ларьком…»
— Сегодня осень, — невпопад буркнул мужчина, не теряя надежды вырваться из рук странной дамы с игрушечно нарумяненными щеками.
— Персонажи не перебивают автора! — сердито скривила женщина губы. — Итак, «В суровый ветреный день он прятался от колючего снега за ларьком…».
Анну била радостная дрожь от только что пришедшей в голову мысли. Так с ней случалась всегда, когда из-за угла неожиданно налетала Муза, сбивала с ног и легкими, почти невесомыми движениями подталкивала к дому: скорей, скорей!
Она никогда не забывала идей, пришедших в голову. Но все равно, отдавая дань тысячам таких же авторов, торопилась домой, потому что — скорей, скорей!
— За ларьком… за ларьком… — бормотала Анна и крутила пуговицу на пальто незнакомого мужчины.
— С соками и водами! — подсказал тот.
— С соками! И — сигаретами! «В суровый ветреный день он прятался от колючего снега за ларьком с соками и сигаретами и ждал свою судьбу».
— Какую судьбу? — спросил мужчина с легкой тревогой, но Анна только отмахнулась.
Он был восхитительным: в странной шляпе и с шершавыми руками, и — боже мой, сколько раз уже можно говорить! — в пальто этом своем, на котором с одной стороны оборвался хлястик и свисал, болтаясь на воображаемом ветру, как ненужный атавизм…
Анна тащила его домой, не обращая внимания на смущенное сопротивление, потом, посреди дороги, охнула, увидев хлястик, расхохоталась, как ненормальная, хотела пришить, уже будучи в квартире, но забыла, да так и не вспомнила больше никогда.
Потому что — скорей, скорей…
— Игорь, — неловко представился мужчина, пригладив едва обозначившуюся под снятой шляпой плешь, но она бросилась к столу, где вперемешку валялись листы, книги и разноцветные детские карандаши.
Анна лишь махнула в ответ на это «Игорь» — посиди, мол, где-нибудь, вскипяти чайник или поешь, колбаса в холодильнике, масло тоже, а вот с творогом поосторожней, старый он, все нет времени выбросить.
Игорь сидел на краешке табурета и глядел через дверь на странную дамочку с яркими, как на сцену, щеками.
А рассказ не шел… Анна бросалась на него, как наседка, защищающая цыплят, она ведь и впрямь защищала — будущее творение, еще такое хрупкое, висящее в воздухе, с неопределившейся пока судьбой; которое надо нанизать на нитку, придать стройность, если хотите — округлость…
Не шел рассказ. Не было у него обычной лаконичности, емкости. Не было света, впрочем, как и всего остального. Одна только фраза, в сущности, и была.
Через час она вышла из комнаты злая, хмурая, глаза красные от напряжения. Игорь сказал:
— Чаю?..
И такое недоверие показалось Анне в этом слове, обозначающим простой общеизвестный напиток, такая насмешка, что она крикнула в его лицо и в лица чашек и чайника на столе:
— Напишу! И начну вот так: «В суровый ветреный день он прятался от колючего снега за ларьком…»
— Не надо, пожалуйста, — вдруг попросил он.
— Почему? — осипшим голосом переспросила Анна.
Игорь часто заходил. Садился на кухне, засыпал заварку в чайник, ждал.
Анна почти отчаялась. Не выходило у нее с этим рассказом. Чего-то не хватало. Разрешения персонажа что ли? Но какое, скажите на милость, должен просить разрешение автор?
Она и про рассказ, в сущности, почти забыла. Только Игорь иногда являлся живым свидетелем.
А он уже с порога начинал жаловаться:
— Не пишет. Не пише-е-ет!
Анна злилась:
— Сам напиши. Тоже мне — цаца нашлась.
Он ей в тот же первый день все и рассказал. Про то, что сразу после института приехал зарабатывать, а в городке осталась ждать Девушка Юности и Мечты. Что он, как всегда, обещал — вернуться с деньгами, вернуться с именем, вернуться и жениться. Не вышло. Не вернулся.
— Почему? — мрачно спросила Анна и ей внезапно захотелось закурить в тот раз, первый, хотя она уже года три как бросила.
— Как же я — без денег? — удивился он и посмотрел ей в глаза так ясно и так удивленно, что Анна поняла: действительно не понимает.
— Но любовь, наверное, есть? — попыталась она спасти ситуацию.
— Женщины, понятно, были.
Ситуация рушилась. Весь иллюзорный мир ее рассказа распадался на составляющие: на мечты и реальность, на пустое ожидание и глупость. На всякое, словом, распадался, о чем пишут в любом бульварном романе.
Иногда Игорь заявлялся и, пьяный, плакал на любимом табурете:
— Вдруг она замуж вышла? Вдруг не дождалась?
И Анна вновь испытывала желание закурить, а еще — стукнуть его по голове и выставить а мороз, чтоб проветрился. Но не могла — персонаж же, практически вымышленный, практически ее. Он ведь не виноват, что рассказ не получился…
Приходилось говорить набившие оскомину банальности: ждет, мол, верит, а как же, любит.
Однажды Игорь пропал.
Анна не сразу заметила. Еще по привычке катилась жизнь, еще стояли последние, изживающие себя холода, еще писались другие рассказы, левые, неглубокие и необременительные.
Тогда напоминанием упала в почтовый ящик открытка с восьмым марта, подписанная неузнаным почерком — острым, стремительным, уверенным.
«Поздравляю. Женился. Дождалась» — было написано. И внизу: «Игорь».
Анну будто толкнули. Она, теряя на ходу черные колготки, которые хотела было надеть, побежала в комнату, откинула в сторону ноутбук, кучу каких-то ненужных записей и отыскала, наконец, в самом низу единственный недописанный черновик.
Потом взяла обгрызенную ручку, подышала на нее немного и, чувствуя, как покатилось что-то в душе, запрыгало на перипетиях сюжета, принялась писать так легко, как никогда раньше не писала: «В суровый ветреный день он прятался от колючего снега за ларьком…»