Истоки и смысл русского «неформализма».


Истоки и смысл русского «неформализма».

В настоящее время наша страна переживает очередной подъем так называемого «неформального» движения. Я, как бывший «неформал», заставший агонию легендарной «Системы», всегда с интересом присматривался к нашей «смене» и сделал для себя (или для них?) ряд неутешительных выводов, коими и хочу с вами поделиться.
Существующие ныне так называемые «неформальные» группировки было бы правильнее назвать (убьют меня «неформалы» за это) «самодеятельными любительскими объединениями молодежи». Почему? Да потому, что как такового неформального в них нет ничего. Ранее «неформалами» были те, кто не просто сам противопоставлял себя обществу, но и общество, в свою очередь, «отрекалось» от этих людей, несущих в проявления чуждых официальным идеалов, как это тогда называлось, «контркультуры», «андеграунда» (от англ. underground – подполье). Все эти определения указывают на расположенность вне социума, для которой характерны приставки «контр-«, «под-«,»не-«. Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем («контр-«), невидимом и скрытном (под-), неоформленном. Причем скрываться действительно приходилось, поскольку «квартирники» нередко «накрывались» «людьми в штатском», а длинноволосый молодой человек рисковал в любой момент быть постриженным сотрудниками милиции. Кроме того, у «неформалов» того времени, наряду со специфической идеологией, свойственной лишь узким группам («хиппи», «металлистам» и пр.), существовала и общая концепция борьбы за свободу личности в нашем закостенелом государстве, в котором превозношение коллективистких ценностей уже начало принимать маразматические формы. Все «неформалы» стремились к свободе самореализации, одной из форм которой было становление рок-движения.
Иными словами, «неформалы» потому и были «неформалами», что не признавались официальными структурами общества и несли в себе социальный протест. Даже безобидные, с теперешней точки зрения, шаги по пути «легализации» многими из них рассматривались как непримиримое противоречие с основами «Системы». В частности, самиздатовский журнал «КонтрКультУрА» самораспустился после того, как в свет вышел первый выполненный типографским способом номер. Сейчас же люди, гордо именующие себя «неформалами», идеологически пусты. Я молчу про общую концепцию «неформального» движения. Они даже не знают основополагающих принципов тех движений, к которым себя относят.
Два примера. 1. Разговариваю с мальчиком лет пятнадцати, мол, ты кто по жизни? «Панк», — отвечает мне он. «А что слушаешь?» «Ну, Prodigy (!!!), Offspring, Король и Шут и Гражданскую оборону». Да-а, старина Сид в гробу перевернулся! К чему этот пример? А к тому, что далеко не один этот мальчик не может отличить панк-рок от брейк-бита, то есть слабо представляет философию той музыки, которую слушает.
2. Разговариваю уже с другим человеком и обращаю внимание на то, что свою одежду он, похоже, носит, не снимая, с самого рождения. «Так ведь я же панк!» — гордо отвечает он. Нет, дружок, ты просто свинья, потому что панк – это не грязные штаны и засаленные волосы (или крашенный зеленкой ирокез). Это гораздо глубже. Это состояние души и философия жизни. Когда человек лезет в помойку лишь за тем, чтобы напугать маму и соседку тетю Клаву, он – просто «гопник» в майке «Exploited». Настоящий панк без веской причины туда не полезет.
Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре — через символику. Наличие особой символики, расцениваемой как «своя», есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.
Именно таким образом и происходит сейчас определение и самоопределение молодежи внутри конкретной социальной (я подчеркиваю, социальной) группы. Но и здесь мы имеем подтверждение того, что молодежь сейчас не создает «неформальных» объединений с собственной идеологией. Распределение «мест» внутри определенных «кружков по интересам» происходит таким образом. Носишь майку «Король и Шут» — значит панк. Не хочешь быть панком? Снимай майку! Что слушаешь? «Rammstein»? А за «Спартак» болеешь? О, да ты скин!
Как-то, будучи в «Планетарии», я увидел двух «скинят» (лет по двенадцать-тринадцать), которые «наехали» на более старшего рэппера, который имел неосторожность слушать «ниггерскую музыку». Разговоры о том, что Эминем вон тоже белый, но рэп читает, пацанов не убеждали. И тут появился «демон-искуситель» (то есть я). «Ребята, — говорю, — А вы знаете, что все существующие музыкальные движения произошли от рок-н-ролла?» Знают, не лохи. «А что он, в свою очередь, произошел от джаза, самой негритянской из всех негритянских музык?» Задумались. «А за «Спартак» болеете?» Болеют. «А Робсон там кто?» Молчат, переваривают. Не знаю, расшевелил ли я им мозги, но до конца вечера они точно к рэпперам не подходили.
Я о чем, современный «неформал» выродился, стал мельче и, главное, перестал быть противопоставленным обществу, то есть перестал быть «не-». Обидно, конечно, слово-то красивое и звучит гордо, но я всегда задавал себе и другим один вопрос: «Что же такого страшного в слове «фанат», которым все так боятся быть названными?» Тебе нравится какая-то группа? Слушай ее! Нравится общаться с обвешанными железом парнями и девчонками? Общайся! У нас свободная страна, и никто не вправе тебе этого запретить. Просто будь собой и не прикрывайся красивыми, но для тебя пустыми словами.
А хочешь быть современным «неформалом» — иди в фашисты или ваххабиты. Они уж точно стоят вне общества и против него. Да только стоит ли оно того? Ведь сейчас в нашем государстве запрещены лишь различного рода экстремистские группировки и организации, а в остальном – полная свобода для самовыражения.
Примечание. Можете считать эти строки ворчанием «старика» («Вот в нашу молодость и воздух был чище, и вода вкуснее…»), но я всего лишь стремился снять розовые очки с глаз тех, кто действительно считает, что бросает вызов обществу и борется за свободу «сам-не-знаю-чего». Будьте проще и относитесь ко всему этому, как к увлечениям молодости, приятному времяпрепровождению. Уверяю, тогда вам не придется пережить разочарований.
18 мая 2004 года.

0 комментариев

  1. vladislav_estrayh

    Андрей, с интересом прочитал Вашу работу.
    Вы правы, само понятие «неформал» сейчас вообще не имеет значения, по большому счёту. Хорошо это или плохо? Не знаю. Думаю, что это просто вполне логичное развитие событий. Те же металлисты, к счастью, больше ни от кого не должны скрываться. Они преподают в университетах, работают в серьёзных фирмах…
    А всевозможные скинхэды и им подобные товарищи — обычные преступники, прикрывающие свою потребность к разрушению и саморазрушению какой-то мнимой идеологией. Дураков и отморозков в России хватало всегда. При любом строе, при любой системе.
    Спасибо!

Добавить комментарий