глина (пьеса для чтения)

т р а г и ф а р с

Я шабашу на кухне в дырявом трико.
Под тяжестью строк волоса облетают.
Как хочется верить в своё ремесло.
Юрий Шевчук

Действующие лица:
Г л и н я н ы й с о с у д,
В е с н у ш ч а т ы й М а л ь ч и к 4-х л е т,
Д я д е н ь к а в о ч к а х,
Т ё т к а с т р я п к о й,
М у ж и к с о с т р е м я н к о й,
Ж е н щ и н а в ф а р т у к е,
Р ы ж а я Д е в о ч к а 5-т и л е т.
______________________________________________
I с ц е н а ____ I
I I N I I
I глиняный __ I___I I
I сосуд \\_/ I
I_____________________________________________I
з р и т е л и

Полная темнота. Полная тишина.
Тихонько зажурчал ручей. Тихонько появляется свет.
В квадрате N стоит босой Веснушчатый Мальчик.
Всплеск воды – Мальчик открыл глаза.
Щурится от яркого света. Смотрит по сторонам.
В глазах удивление и радость.
Взгляд останавливается на глиняном сосуде.
Смотрит на него. На лице появляется улыбка.
Наивная детская улыбка. Улыбается. Улыбается.
Свет притухает. Мрак. Только слышен ручей.

Появляется свет.
В квадрате N стоит Дяденька в очках.
Всплеск воды, скрипка тянет ноту – Дяденька открыл глаза.
Смотрит по сторонам. В глазах радость и любопытство.
Увидел сосуд. Некоторое время смотрит на него.
Осторожно подошёл поближе. Ещё посмотрел.
Подошёл вплотную к сосуду. Посмотрел.
Достал из внутреннего кармана пиджака штангенциркуль.
Сделал несколько замеров сосуда. Записал в блокнот.
Свет притухает. Мрак. Только слышен ручей.

Появляется свет.
В квадрате N стоит Тётка с тряпкой.
Всплеск воды, бой часов – Тётка открыла глаза.
Смотрит по сторонам. В глазах любопытство и укор.
Увидела сосуд. Ухмыльнулась. Подошла к нему.
Посмотрела внимательно на сосуд.
Тряпкой бережно стёрла с него пыль.
Свет притухает. Мрак. Только слышен ручей.

Появляется свет.
В квадрате N стоит Мужик со стремянкой.
Всплеск воды, визг тормозов – Мужик открыл глаза.
Смотрит по сторонам. В глазах укор и решимость.
Увидел сосуд. Стремянку на плечо и идёт к нему.
Ставит стремянку рядом с сосудом. Залезает на неё.
Смотрит на сосуд через квадрат из кистей рук, как бы ища кадр.
Доволен собой. Спускается.
Достаёт из кармана пластмассовую ручку и аккуратно прикрепляет к сосуду.
Получается кувшин. Удовлетворён работой. Кладёт стремянку на плечо.
Свет притухает. Мрак. Только слышен ручей.

Появляется свет.
В квадрате N стоит Женщина в фартуке.
Она держит в руках стеклянные ёмкости со специями.
Всплеск воды, звук бьющегося стекла – Женщина открыла глаза.
Смотрит по сторонам. В глазах решимость и уверенность.
Увидела сосуд. Делово подходит.
Пауза сухого размышления.
Сыпет внутрь сосуда сахар, соль, перец и пр. по вкусу.
Свет притухает. Мрак. Только слышен ручей.

Появляется свет.
В квадрате N стоит Рыжая Девочка.
Всплеск воды – Девочка открыла глаза.
Смотрит по сторонам. В глазах спокойствие и недоумение сразу.
В движениях головы детский нетерпёж и взрослая патетика сразу.
Увидела сосуд. Улыбается. Озорно улыбается.
Тихонько улыбается. Улыбается.
Ручей затихает и умолкает.
Рыжая Девочка, улыбаясь, умирает.
Руки задрожали. Сгибается пополам. Улыбка не уходит.
Больно. Непонятно. Ложится на спину.
Улыбается. Умирает.

Тишина.
Сосуд рассыпается на кусочки. Жидкость из него растекается.
Тишина.
Медленно появляются Веснушчатый Мальчик, Дяденька в очках,
Тётка с тряпкой, Мужик со стремянкой, Женщина в фартуке.
Видят труп. Идут к нему. В ногах тяжесть. Глаза опущены.
Дяденька, Тётка, Мужик, Женщина стоят над мёртвой Девочкой.
Смотрят почти печально.
Мальчик садится у головы Девочки. Долго смотрит на неё.
В глазах слёзы. Детские чистые слёзы. Плачет без звука.
Дяденька приглашает на танец Тётку.
Мужик приглашает Женщину.
Две пары медленно вальсируют без музыки, занимая всю сцену.
Мальчик сидит возле девочки. Смотрит на неё. Слёзы не вытирает.
Нежно снимает с Девочки один сандалик.
Выходит с ним на авансцену.
Свет медленно притухает. Мальчик в луче.
Он неуклюже спускается со сцены. В руках сандалик.
Уходит в зрительный зал.
Свет гаснет.
Мрак. Тишина.
Начинает накрапывать дождик.
Мрак рассеивается.
Набирается свет.
Моросит дождь.
В квадрате N никого нет.
На месте глиняного сосуда лежит кусок сырой глины.
Льётся дождь.
Зрители не спеша расходятся.

0 Comments

  1. valeriy_serdyuchenko

    Именно так (“трагифарс”) обозначил автор жанр своего сочинения и оказался неожиданно точен. Перед нами действительно нечто трагифарсовое, причём “фарсовости” в нём намного больше, чем “трагичности”. Да и трагичность эта какая-то манерная, “книжная”. Ну, посуди сам, читатель:

    “Появляется свет.
    В квадрате N стоит Рыжая Девочка.
    Всплеск воды – Девочка открыла глаза.
    Смотрит по сторонам. В глазах спокойствие и недоумение сразу.
    В движениях головы детский нетерпёж и взрослая патетика сразу.
    Увидела сосуд. Улыбается. Озорно улыбается.
    Тихонько улыбается. Улыбается.
    Ручей затихает и умолкает.
    Рыжая Девочка, улыбаясь, умирает.
    Руки задрожали. Сгибается пополам. Улыбка не уходит.
    Больно. Непонятно. Ложится на спину.
    Улыбается. Умирает.”

    Так и хочется сказать словами Льва Толстого о Леониде Андрееве: “Он пугает, а мне не страшно.”
    И даже смешно, чего автор, уверены, менее всего добивался.
    Переделаем известный афоризм наизнанку и скажем: “продолжением недостаков произведения являются его достоинства”. Их немного, и они заключаются прежде всего вот в этой игровой манере изложения. Перед нами именно “пьеса для чтения”, точнее, пьеска в манере “Пиноккио, Мальвиры и Керубины”. Милая литературная поделка, римейк, не более.
    Впрочем, возможно, это и было сознательной установкой автора? Если так, берём свои высоколобые укоры обратно, однако же именно в этом случае хотелось бы пожелать большей литературно-стилистической грамотности. “В движениях головы детский нетерпёж и взрослая патетика сразу” – это, извините, “глокая куздра” какая-то. И таких “глоких куздр” в произведении предостаточно.
    И последнее: автор, скорее всего, юн и жизнерадостен. И это, скорее всего, его первый литературный опыт. В целом этот опыт не безнадёжен. Некая толика врождённой, интуитивной талантливости в нём просматривается.
    Наш отзыв получился коротким. Но это потому, что и само конкурсное произведение умещается на полутора электронных страничках – что тоже не свидетельствует покамест о “взрослых” писательских намерениях и аспирациях автора.

  2. grigoriy_milyashkin

    Большая советская энциклопедия
    Аспирация
    (от лат. aspiratio – вдыхание),
    1) отсасывание различными инструментами и приборами жидкости или воздуха, скопившихся в результате различных заболеваний в какой-либо полости тела, полости сустава, натёчного гнойника и т. п.

    2) Попадание при вдохе в дыхательные пути пищевых остатков, крови, зубных протезов и других инородных тел; наблюдается при бессознательном состоянии больного или при нарушении акта глотания.

    3) Отсос воздуха от места образования пыли (главным образом в производственных помещениях) для предупреждения её распространения по помещению и уменьшения объёма воздуха, удаляемого вентиляцией. Отсос производится от местных аспирационных укрытий-пылеприёмников, составляющих неотъемлемую часть технологического оборудования.

    Люди добрые!
    Объясните мне, дураку молодому, что имел в виду рецензент?
    Что такое “аспирации автора”?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.