Разбирая сетературу


Разбирая сетературу

«Что сейчас модно в литературе?»
«Что вызывает ажиотаж вокруг автора и восхищение читателя его творениями?»
«Что возводит автора на вершину популярности?»

Однажды я задал себе эти три вопроса, но окончательного ответа на них по-прежнему не получил. Произошло это, когда я начал без разбору читать произведения и комментарии авторов публикующихся на различных самиздатах. Тогда я увидел, что самой популярной темой в обсуждениях были вопросы, типа: «Как стать известным?» и «Как написать нечто, что бы взошло на вершину рейтинга/победило бы в конкурсе/стало бы самым читаемым произведением и т.д. и т.п.». Сей факт меня опечалил и заставил всерьез задуматься над тем, что же происходит в современной литературе. Я сейчас беру в расчет только сетевую, ибо в несетевой есть свои специфические законы, понимание и описание которых – это отдельная тема для разговора.
Предварительные выводы, которые я для себя сделал таковы:
1. Важным аспектом, приводящим к повышению читаемости автора, является его активность. «Пиши всем и все – тебе тоже кто-нибудь напишет».
Получается следующее: наиболее активными (сетевыми) авторами являются, как правило, те, кто имеет неограниченное время неограниченного доступа в интернет. Ну, или те, кто способен уделять чтению и написанию комментариев много времени. Хотя рецензии типа «Круто!» и «Высший класс!» преспокойно пишутся и без прочтения рецензируемого произведения.
2. Тема. А куда же без нее… В той кипе сетературы*, что я умудрился прочитать сидя на работе, преобладали: эротическая (иже с нею – любовно-романтическая), бандитско-мочильная и фантастическо-невероятная. Немалый процент составляли произведения с невнятной тематикой. Меня поразил еще один факт – среди текстов на самиздах порой попадаются очень даже сильные вещи достойные даже бумажного воплощения, но, к сожалению, позабытые и мало кем замечаемые. (Здесь, как впрочем, и везде я говорю только лишь за себя) Отдельной статьей стояла литература для детей (или якобы для детей), которую я в данном разборе не учитываю.
Нет, конечно же, я не собираюсь ругать и хулить одних авторов и возносить других на небеса – все они имеют право на жизнь и развитие. Я буду вполне удовлетворен, если в дальнейшем из-под пера тех и других будут выходить бессмертные творения, сравнимые с произведениями замечательных классиков русской и зарубежной литературы. И мое мнение я отнюдь не является «последней инстанцией» – я всегда считал, что решать «читать или не читать» – дело самих читателей.
3. Вслед за темой идут другие два аспекта – имя и название. Чем громче названо произведение, или наворочено имя автора, тем больший ажиотаж вокруг него возникает.
4. Бок о бок с именем, стоит агрессивность. «Мочи всех и тебя полюбят». Чрезмерно жесткие высказывания некоторых авторов в сторону своих коллег образуют волну ответов, которая в свою очередь обращает на них внимание читателя.
5. Качество. Вот чего-чего, а качества сетературе порой недостает. Я говорю не о правильно стоящих точках и запятых и не о банальной орфографии. Прежде всего, имеются ввиду такие вещи как: культура речи и чистота языка. К примеру, использование жаргона не в виде стилистического дополнения, а в качестве основного языка произведения, порой сильно утомляет, делая чтение особо извращенной пыткой.
6. Еще аспект, который зачастую отсутствует в жизни сетературы, но который я желал бы в ней видеть – искренность. Да и немного уважения к творениям рук другого тоже бы не помешало.

Эти шесть пунктов конечно не способны объяснить всех аспектов существования сетевой литературы, но, как мне кажется, вполне достаточны для понимания вопроса: «Кем быть и кем не быть». По крайней мере для меня. Разумеется, как человек пишущий, я всегда рад, когда кто-то читает и комментирует мои тексты, иначе я бы просто не стал публиковаться на самиздатах. И я признаю, что мой уровень еще не достиг того рубежа, когда люди запоминают твое имя и охоться за всеми новыми произведениями, вышедшими из-под твоего пера. Зато меня читают друзья и говорят мне спасибо – большего мне, в общем-то, и не надо.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что высказанное этой статьей мнение не претендует на абсолютность и полноту суждения.
____
* Сетература – современный термин, обозначающий литературу (как правило, молодых начинающих авторов) публикуемую в сети на различного рода самиздатах и авторских сайтах. По другим источникам – ругательное слово (от «сеть» и «макулатура» ), обозначающее литературный мусор в Интернете. Противопоставляется собственно литературе.

19.05.04

0 комментариев

  1. Donna

    Милый Андрей, ничего нового я в этой статье не прочла! Об этом предмете \»сетература\» уже столько написано, причем очень аргументировано, но… к сожалению — это не исправимо… низок уровень требовательности к себе у авторов.

  2. aleksandr_krasnyiy

    Здравствуйте, Андрей.
    Рад, что вы задумываетесь над этими вопросами. Меня они тоже беспокоят, порой — больше, чем собственное творчество 😉
    Удивительно то, что я вначале тоже хотел вставить в название своей статьи слово \»сетература\»… потом убрал, не зная его точного смысла.
    Согласен, что на читаемость в сети влияют три фактора: реклама, имя автора и название публикации — читатель больше ничего и не видит.
    Успех в литературе имеет, на мой взгляд, простое измерение: готовность людей (при активном содействии автора) платить живые деньги за то, чтобы его прочитать.
    Достижение в литературе — если после смерти автора, его все еще хотят читать…
    Это три совершенно разные цели — как в сказке (направо пойдешь…) Вопрос — в нравственном выборе… большинство, \»как положено\» 🙂 выбирает самый легкий путь…
    К счастью, практически никому из нас не приходится зарабатывать этим ремеслом себе на жизнь 🙂

Добавить комментарий