Освобождение


Освобождение

I

Вдолль стены пустынного школьного коридора, часов в двеннадцать дня, пугливо озираясь и вздрагивая при каждом скрипе старых деревянных половиц, пробирался светловолосый всклокоченный мальчик лет 12. одна из дверей со скрипом отварилась и из нее
показалась невысокая пожилая женщина — завуч школы. Мальчик силнее вздрогнул и шмыгнул за угол. за завучем шла учительница,
держа в руках пухлую папку.
— Вот те бумаги, которые Вы просили,- сказала она, передавая папку,- а отчет об успеваемости я принесу Вам в понедельник.
— Хорошо, хорошо, Антонини Федоровна, только пожалуйста, в первой половине дня. После обеда я уезжаю на педсовет.
Дверь закрылась за выходившим завучем. Ее шаги еще некоторое время были слышны в коридоре, потом где-то в конце его
хлопнула дверь и все стихло. Только тогда мальчик решился выйдти из своего убежища и продолжить путь. Через несколько минут
он был уже у двери с надписью 6\»В\». Он тихонько постучался и с силой потянул на себя тяжелую дверь.
— Извините за опоздание, Юлия Станиславовна,-сказал он входя.
— А, это ты, Женя. Ничего. Проходи скорее, садись. Только вот возми сначала задание, у нас сегодня контрольная.
Женя взял со стола карточку и озадачено посмотрел на написанные в ней примеры.
— Юлия Станиславовна, я такое не могу решать.
— Почему? Мы же вчера эту тему проходили.
— Я не понял.
— Ну давай садись,я тебе объясню. Что тебе не понятно?
— Не надо мне объяснять, Юлия Станиславовна, я все равно ничего не пойму. Мне в той школе, где я раньше учился, сказали, что
я глупый.
— Ты и правда не верно решил вчерашнее задание, но это вовсе не значит, что ты глупый, а просто ты много упустил, вот и все.
С того времени, как ты учишся у нас прошол всего месяц, но я уже не успела понять, что ты вовсе не глупый, а даже
сообразительный мальчик, просто очень стеснительный. Но что же мне стобой делать?.. А знаешь, что? Давай я с тобой буду
заниматься дополнительно? А? Ты как? Пройдем с тобой все с самого начала, все нагоним. Ты парень сообразительный. Да месяца
через три ты эту математику будешь как орешки щелкать!
— Нет, Юлия Станиславовна, у меня ничего не выйдет. Мне в третьем классе Мария Николаевна сказала, что я глупый и, что у меня
никогда ничего не выйдет. Она сказала моей маме, что я необучаемый, а она была очень умной женщиной. Про нее все так говорили.
— Послушай, Женя, Мария Николаевна, конечно, очень умная женщина, но всем, даже очень умным людям свойственно ошибаться, и
на счет тебя, я уверена, она ошиблась.
— Нет, Юлия Станиславовна.
— Но, Женя…
он не ответил и быстро пошел к двери. Юлия Станиславовна нагнала его у выхода.
— Женя, а почему ты на другие уроки не ходишь?- спросила она, берясь за дверную ручку и притягивая на себя дверь.
— На других уроках кричат, а Вы не кричите.
И мальчик с силой толкнул дверь и побежал по коридору. Юлия Станиславовна стояла все так же держась за дверную ручку и
смотрела на дверь в самом конце уже пустого коридора.
— Но так ведь нельзя, тка нельзя! Так не должно быть!- вслух произнесла она. Грохотание звонка заставило ее очнуться. Она
тряхнула головой, чтобы сбросить оцепенение, поправила волосы и вошла в класс.
— Ребята, сдаем работы и все на перемену.

Каблучки молодой женщины медлено, как бы задумчиво, стучали по асфальту. \»Ну что же мне с ним делать? Что мне делать?,-
все думала она.- Главная проблема его в том, что он стеснителен, неуверен в себе, а неуверен в себе потомучто считает себя
глупым. Надо разубедить его в этом, показать ему, что он умен, что он может. Но как, как?.. Стоп! Знаю!- она остановилась и
вскинула голову.-Точно! Это должно сработать!-через минуту весело произнесла она вслух и каблучки ее застучали уверено,
быстро и весело.

II

На следующий день, все так же прижимаясь к стене и избегая встреч с учителями, Женя прокрался к кабинету с надписью 6\»В\».
Но не знал, что математику и литературу поменяли местами и поэтому, зайдя в класс с ужасом обнаружил в кабинете учительницу
русского языка и литературы Ольгу Борисовну.
— А, Петухов!-громко воскликнула она при его входе.-Ребята, сегодня нас почтил своим приходом господин Петухов! Добро
пожаловать, ваше величество! Для нас большая честь, что вы соизволили все-таки явиться на наш урок!
Женя еще ниже опустил голову и хотел боло выйти, но Ольга Борисовна остановила его:\»Куда же ты, друг любезный? Садись,
раз уж пришел!\»
— Итак,-снова обратилась она к классу,-как вы помните, тема нашего сегодняшнего урока — И.С. Тургенев и его произведение
\»Му-Му\». Она замолчала, зачем-то взглянула в окно на пожелтевшие клены, села за стол и раскрыла журнал.
— На дом было задано прочитать \»Му-Му\»; и сейчас к доске рассказывать, как он понял это произведение пойдет…- она с минуту
водила ручкой по списку, держа в напряжении весь класс, — к доске пойдет, — еще раз медленно произнесла она,-…Петухов!
По классу волной прошел облегченный вздох. Женя, все так же низко опустив голову пошел к доске. Лицо его не выражало ничего
кроме равнодушной обреченности.
Женя знал, что он не ответит урок. Знала это и Ольга Борисовна, но она считала своим долгом наказать нерадивого ученика
и таким образом преподать ему урок. Она, конечно, мало верила в то, что Женя когда-нибудь усправиться, но ее долг как учителя
заставлял ее делать все, что в ее силах, и до поледнего момента прилагать усилия, чтобы наставить его на путь истинный.
— Итак, Петухов, что ты можешь рассказать нам о Тургеневе?
Женя молча стоит доски.
— Хорошо! А что ты можешь рассказать нам о Герасиме? Отвечай же, ну! Или, может быть тогда ты нам о Му-Му что-нибудь
расскажешь?
В классе засмеялись.
— Нет!- воскликнула Ольлга Борисовна, -я больше не желаю держать тебя в своем классе! Я конечно понимаю, что мой долг как
учителя — воспитывать тебя, но я уже челый месяц бьюсь с тобой и к чему же привели мои усилия? В то время, как другой
ребенок давно бывасе понял и стал прилагать хотя бы малейшие усилия, чтобы учиться лучше, ты же и вовсе перестал ходить на
уроки. Нет! Я сейчас же пойду к директору и попрошу, чтобы тебя перевели в другой класс, а еще лучше — в другую школу!
И она почти выбежала из класса, гневно хлопув дверью. Напуганный криками класс замер в молчаливом оцепенении. От страха
никто не смел даже пошевелиться. Все сидели с идеально выпрямленными спинами, сложив руки на партах и опустив головы.
У каждого к чувству страха примешивался стыд, как будто ругали его, а не Женю. А Женя све так же стоял у доски и от стыда
и страха не смел пошевелиться. В его груди какае-то невидимая струна была напряжена и натянута до предела. Казалось, чуть
тронь ее и она не выдержит и лопнет. Но в наступившей гробовой тишине ничто не нарушало зыбкого покоя этой струны. Так
продолжалось минут пять. Вдруг звонок, оглушительный, неожиданный и резкий больно ударил по этой струне и, не выдержав,
Женя выбежал из класса и бросился в оранжерею. Он забился в угол, отгороженный двумя большими фикусами и горько-горько
зарыдал.

В это время, дежурившая в коридоре Юлия Станиславовна, поливала цветы:\»Вот так, хорошие мои. Сейчас мы всех вас польем
и будете вывсе большие и красивые. А тебя неплохо было бы пересадить, но теперь уж осень, придется потерпеть до весны.\»
Ее голос, ласковый и тихий новой боьлю резанул по сердцу мальчика и он зарыдал еще громче. \»Кто здесь?\»,- встревожено
спросила Юлия Станиславовна. Она заметила белокурую всклокоченную голову.\»Женя, ты?\»,-она поставила лейку и зашла за фикусы
\»Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?\» \»Нет.\» \»А почему ты плачешь? Ну не плачь, слышишь? Успокойся,-она присела и
взяла его за плечи,-не плач, все будет хорошо, все образуется!\» \»Правда? Правда все будет хорошо?!\»,-спросил Женя поднимая
голову и смотря прямо в глаза молодой женщине. Глаза его, еще мокрые от слез, блеснули такой надеждой! Юлия Станиславовна
не выдержала этот взгляд и отвернулась, но через минуту повернулась снова и, глядя Жене прямо в глаза, сказала: \»Да, правда!\»
Она крепко взяла его за руку и повела в класс. \»Здравствуте, ребята,-сказала она, входя в класс,-садитесь. Иди, Женя, тоже
садись. Сегодня у нас снова контрольная\». Она подошла к шкафу, достала папку с надписью \»З-й класс\» и, стараясь, чтобы никто из
класса не заметил этой надписи, понесла ее к столу. Потом она так же незаметно взяла из нее одну карточку и положила ее в общую
стопку. При раздаче заданий, карточку из папки \»3-й класс\» она отдала Жене.
— Ну и контрольную Вы дали, Юлия Станиславовна! Ни один пример не могу решить.
— Не жалуйся, Сидоров, не жалуйся. Ты же отличник. Посмотри лучше. Наверное опять где-нибудь минус забыл?,- шутливо ответила
она.
— О, точно! И от куда Вы все знаете?
— Я уже все,-послышался робкий голос.
— Кто, я?
— Я, Женя.
— Вау!- хором воскликнули все ми посмотрели на Женю.
— Наверно неправильно,- предположил кто-то.
— Сейчас посмотрим… Нет, все абсолютно верно. Ни одной ошибки. Ну, Женя, ты сегодня просто молодец! Умница! За сегодняшний
урок ставлю тебе \»пять\». Давай дневник, дома похвалишся перед родителями.

\»Пять, неужели пять? И неужели я все решил сам и даже ни разу не ошибся? Правда, задания были какие-то легкие, очень похожи
на третий класс, но ведь Юлия Станиславовна раздавала из общей стопки, да и зачем ей меня обманывать. Но пять, неужели пять?
Нет наверное это сон, мне это сниться\». Но нет, это не сон. Женя в который раз открывает дневник и смотрит на нее: вот она,
здесь, большая, красивая, ярко-красная пятерка, заверенная четкой подписью Юлии Станиславовны. В ней не может быть сомнений.
Он закрывает дневник, но через несколько минут вновь начинает сомневамться в реальности своей пятерки и снова открывает его
и смотрит, смотрит и не может насмотреться на нее. Она здесь, с ним, такая родная и близкая и он сам, сам ее заработал. Женя
в волнении прижимает дневник к груди и все никак не может поверить своему счастью.

III

С каждым днем задания не намного усложнялись и каждый день Женя неизменно выполнял свое заданеие первым и получал свою
честно заработанную пятерку.
Через несколько дней он подошел к Юлии Станиславовне с вопросом:
— Юлия Станиславовна, я не понял четвертый пример.
— Давай я тебе объясню.
— А я пойму?,- спросил он робко и умоляюще посмотрел в глаза Юлии Станиславовне. Ему так хотелось понять!
— А вот увидишь,-ответила она.
Через 20 минут Женя обрадованно вскликнул: \»Я попял, Юлия Станиславовна, я все понял! Спасибо Вам большое!
— Ну, конечно, понял. Я и не сомневалась. что ты умный мальчик.
Дни шли за днями, задания усложнялись, Юлия Станиславовна, не уставая, отвечала на все становившиеся все более частыми,
Женины вопросы, постепенно проходя с нам всую упущенную им программу. Женя уже не сомневался, что способен понимать и уже не
считал себя \»необучаемым\». Над ним уде не смеялись в классе, у него появились друзья, и даже (О, чудо!) сам отличник Сидоров
стал его лучшим другом. Единственное, что пока оставалось неизменным было то, что он по-прежнему не посещал никаких других
уроков, кроме математики. Он все так же старался проскочить на урок незамеченным и опасался встречи с другими учителями.
Но вот однажды, когда он уже отлично знал программу не только 3-го, но и 6-го класса и в математике ни чем не уступал своему
лучшему другу, отличнику Сидорову, он подошел к Юлии Станиславовне и сказал:
— А знаете, что, Юлия Станиславовна? Я вчера книжку прочитал, которую нам по литературе на дом задавали. Мне Колька Сидоров
сказал, что математик — это хорошо, но, что и другие предметы тоже учить нужно и, что на них, если их учить, тоже интересно.
Вот я вчера взялся, и прочитал, и мне понравилось. Я сегодня на литературе отвечать буду!.
— Женя, Женя, ты просто молодец!,- воскликнула Юлия Станиславовна, в порыве радости и восхищения, и обняла мальчика. — Я ничуть
не удивлюсь, если к концу учебного года ты станешь круглым отличником!

IV

— Извините за опоздание, Ольга Борисовна,-сказал Женя, решительно решительно входя в кабинет,- Можно войти?
— Ба, Петухов! Проходи, проходи! Ты делаешь успехи: в прошлом месяце не явился не разу, а в этом соизволил все-таки один раз
появиться. Если так пойдет и дальше, то к концу года ты будешь навещать нас раз в неделю.
Но в классе уже никто не засмеялся над шутками Ольги Борисовны, а Сидоров баже попытался заступитьс за своего друга, но
был прерван строгим окриком:
— Молчать, Сидоров! Говорить будешь удоски, когда я тебя вызову. А ты, Петухов, там особо не усаживайся, а иди к доске и отвечай
домашнее задание. Если ты помнишь, га дом был задан рассказ \»Уроки французского\». Итак, что ты нам по этому поводу можешь расказать?
— я могу Вам рассказать, что..,- и он стал рассказывать все от начала, до конца, уверенно и четко так, как будто он и в самом деле
был лучшим учеником класса. И все в классе, забыв все свои дела и разговоры, сидели и слушали, словно завороженные. Ольга
Борисовна сидела, подавшись всем телом вперед, вытянув шею и не сводила пораженного. немигающего взгляда с отвечающего мальчика.
У нее даже открылся от удивления рот, так неожиданно-хорош был ответ Петухова. Когда же он замолчал, весь класс хором крикнул:
\»Ура!\» и зааплодировал, а Ольга Борисовна, к которойнесколько минит спустя вернлся дар речи, выпрямилась, закрыла рот и едва
могла произнести: \»Ну, Петухов! Вот это ты дал! Лучше ответа я не слышала за все свои 30 лет работы в школе. Если бы могла,
поставила бы тебе 20 пятерок, но, к сожалению — нельзя. Но одну я тебе поставлю — ты ее сегодня заслужил!\» Когда Женя подавал
дневник, Ольга Борисовна хлопнула его по плечу и спросила: \»Что ж ты раньше-то молчал? А?\» Женя смущенно улыбнулся и пожал плечами.

Он стал отличником, читатель. Стал отличником и окончил школу с золотой медалью. Вам, наверное, хочется услышать, что после
этого он с отличием окончил физмат, удачно женился, стал великим учеными прожил долгую и счастливую жизнь? Очень может быть,
он это вполне заслужил. Но о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно. Можно с полной уверенностью утверждать лишь одно —
его жизнь не было совершенно безоблочной, она ни у кого такой не бывает, но что самое главаное, в этой жизни он стал и останется
ЧЕЛОВЕКОМ.
21.08.2003

Добавить комментарий