Образ  «энтузиастов» в сказочных новеллах Гофмана (на примере сказок «Золотой горшок» и «Песочный человек»)


Образ «энтузиастов» в сказочных новеллах Гофмана (на примере сказок «Золотой горшок» и «Песочный человек»)

Кто из нас не любил мир сказки? Сказка всех увлекает, волнует, уводит в бесконечные пространства несбывшихся надежд и мечтаний. Сказка учит добру, пониманию окружающего мира, и человеческих взаимоотношений. Какой же должна быть сказка? Лучше немецкого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана не сказал никто:
«Меня чрезвычайно привлекает одна сказка… но не думайте о Шахразаде из «Тысяча и одной ночи». Чалма и турецкие штаны совершенно изгнаны. Она должна быть фантастической и чудесной, но в то же время смело вторгаться в обычную, повседневную жизнь» .
Так считал великий немецкий сказочник, открывший читателю свой неординарный мир сказки. Попытаемся взглянуть на этого писателя под призмой романтики и здравого смысла. Кем был этот удивительный сказочник, оставивший след в душах не только детей, но и взрослых? 3
Гофман родился 24 января 1776 г. в г. Кеннинсберге (ныне Калининград, Россия). Этот город был одним из культурных центров в Европе. В музыкальных театрах города звучали оперы Моцарта и симфонии Гайдна. В Кеннинсберге жил и работал известный философ Иммануил Кант. Гофман был сыном бюргерского чиновника, следовательно, воспитывался в бюргерской среде. Он был окрещен, как Эрнст Теодор Вильгельм, позднее он сам сменил свое третье имя на Амадей из любви к Моцарту. В 1789 г. под лозунгами «Свобода, равенство и братство» произошла французская революция, а после переворота 9 термидора, Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором, а после начал кампанию по захвату Европы. Не избежала захвата и раздробленная в то время Германия4.
Гофман изучал юриспруденцию в Кеннинсбергском университете, был одарен в музыке и живописи. С 1805 г. сочинял музыку, работал режиссером в театрах. Известно, что он — автор первой в Германии романтической оперы «Ундина». Когда войска Наполеона вошли в 1806 г. в Варшаву, Гофман по семейной традиции служил юристом. Однако, больше всего его увлекала музыка. Он был действительно музыкально одаренным человеком: играл на скрипке, фортепьяно, пел, дирижировал. Это ему давало возможность мечтать о карьере музыканта. Музыка ему скрашивала серые будни в канцелярии и бесконечные командировки, куда его каждые два года отправляло начальство. Но эти командировки дали Гофману возможность посетить ряд городов, таких как: Глогау, Познен, Полоцк, Варшаву. С приходом в Пруссию Наполеона, Гофман, как и все мелкие чиновники, был освобожден от своих обязанностей. Он мечтал посвятить все время музыке, но неожиданно на его плечи свалилась нищета. Это было очень тяжелое время в жизни писателя и музыканта, которому, помимо того, чтобы развивать свое творчество, необходимо было содержать жену и маленькую дочь. Для того, чтобы получить работу в издательстве, Гофман уехал в Берлин. В Берлине он сочинил несколько музыкальных пьес, и познакомился со многими замечательными людьми — писателями, музыкантами. В Берлине Гофману, наконец, удалось получить должность капельмейстера (дирижера оркестра и хора), он давал частные уроки музыки в достаточно богатых домах. Однако, закулисные интриги несколько мешали его творчеству. В Берлине Гофман познал все: и скандалы, и нищету, и бесконечные командировки. Опять замелькали города: Бамберг, Дрезден, Лейпциг, снова Берлин. Однако, Гофману удалось получить не только должность капельмейстера в театре. Он делал также и декорации для сцены театра в Бамберге.
В 1816 г. в Берлине с триумфом прошла его опера «Ундина». Но, к сожалению, вспыхнувший в театре пожар, уничтожил ее партитуру. К этому времени Гофман смог устроится чиновником в берлинской палате.
Исследователи жизни и творчества писателя и музыканта, считают, что именно в это время, в его мир вторгается литература3.
В литературе писатель дебютировал с произведениями, непосредственно связанными с занятиями музыкой, печатался во «Всеобщей музыкальной газете» в Лейпциге. Первое произведение, которое написал Гофман, появилось в 1809 г., когда он жил в Бамберге. Это было поэтическое произведение о музыке и музыканте. Называлась она «Кавалер Глюк». С этого времени Гофман стал писать о творческих людях. Его герои всегда каким-либо образом принадлежат искусству. В 1814 г. выходит крупный сборник рассказов — «Фантазии в манере Калло». Гофман умер через восемь лет после выхода «Фантазий». Но он успел за эти годы написать довольно много произведений: романы «Эликсир Сатаны» (1816 г.), «Житейские воззрения Кота Мура» (1821 г.), «Повелитель блох» (1822); циклы сказок, огромное количество повестей. Гофман — самый яркий писатель немецкой романтической школы. Главной его темой стала судьба художника в обществе. Литературоведы отмечают и еще одно замечательное качество Гофмана-сказочника: он был тонким сатириком, очень метко характеризующим дворянское общество.
Кто же они — герои новелл великого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана? Конечно, прежде всего, это люди-романтики, люди, которые ищут свое счастье в творчестве и любви. Это – герои романтики, впитавшие вместе с французской революцией идеи свободы, равенства и братства. Одиночество духовных идей в мире расчета пользы — исходная ситуация романтизма. Именно эта идея занимает центральное место в творчестве Гофмана. Отсутствие духовной опоры вызывает ощущения одиночества, безысходности, жалости к себе, некой апатии. Романтические замки возводились и рушились. У Гофмана положительными героями являются студенты, также одержимые идеей романтики. Это – Ансельм в «Золотом горшке», Натанэль в «Песочном человеке», Балтазар в «Крошке Цахесе» и другие. Их многие исследователи называют энтузиастами, или дилетантами, людьми, верящими в добро и идее справедливости, живущими по зову мечты, которая уносит их в сказочный мир грез. Этих «энтузиастов» отличает странное, непонятное для всех остальных поведение. Но, если приглядеться к ним по внимательней, то можно отметить, что странным это поведение свойственно многим творческим людям, которые живут в непонятном, запредельном мире. Появление их в приличном обществе всякий раз сопровождается небольшим скандалом или, по крайней мере, падением чего-нибудь тяжелого. Они не входят, а стремительно врываются, энергично жестикулируют и регулярно испускают патетические вопли. Это происходит потому, что такие люди оказываются просто неприспособленными к окружающему миру, с его интригами и банальностью. Если присмотреться к «энтузиастам» поближе, то можно узнать в них тех людей, живущих рядом с нами. Это те люди, о которых говорят: «не от мира сего». Великая заслуга Эрнста Теодора Амадея Гофмана состоит в том, что он открыл этих людей для массы читателей, и заставил тех пожалеть, обратить внимание на таких оторванных от жизни существ. Обычных людей «энтузиасты» раздражают, на них набрасываются с кулаками, их отовсюду гонят. Но Гофман дает им шанс найти свое счастье в запредельном, порой вымышленном мире. Так случилось с Ансельмом в сказке «Золотой горшок», который нашел счастье с золотой змейкой Серпентиной в волшебной стране Атлантиде. А влюбленная в него в начале сказки Вероника находит счастье с надворным советником Геербрандом в этом, земном мире. Здесь интересно отметить некую параллель между мирами: Геербранд и Вероника оказываются земной проекцией Ансельма и Серпентины. Гофман полагает, что их два мира редко бывают совместимы. Если предположить, что Вероника вышла бы замуж за Ансельма, то этот брак был бы несчастливым. Девушка никогда не догадывалась, что мечтала не об Ансельме, а о статусе надворной советницы. «Несколько недель спустя госпожа надворная советница Геербранд сидела действительно, как она себя прежде видела духовными очами, у окна в прекрасном доме на Новом рынке и, улыбаясь, смотрела на мимо ходящих щеголей, которые, лорнируя ее, восклицали: «Что за божественная женщина надворная советница Геербранд!»» 1…
В то же время несчастным чувствовал бы себя и Ансельм, которого бы Вероника просто бы извела несбыточными для нее в таком случае мечтами. Гофман справедливо полагает, что человек, плохо ладящий с окружающими, вряд ли сможет сделать себе достойную карьеру в этом мире. К сожалению, сказочник не дает рецепта, как можно соединить два мира вместе. Но каждый из этих миров по- своему, обречен на страдания.
В описании страданий несчастных «странных людей», подобных Натанаэлю из новеллы «Песочный человек», Гофман обнаруживает глубокое знание психологии. Он показывает и раздвоение личности, и психологическую травму детства, тяжелую наследственность, и манипулирование сознанием. Беда экзальтированных романтиков по Гофману состоит в том, что они сами доводят душу до разрушения. Невеста Натанэля, Клара, предупреждает юного безумца: «…Мне думается, что все страшное и ужасное, о чем ты говоришь, произошло только в твоей душе, а действительный внешний мир весьма мало к этому причастен… Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю… то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в нее и дадим ей место в нашей душе, необходимое для ее таинственной работы»2.
Однако для самого Гофмана совершенно неприемлема пустая увлеченность чисто «земным» миром. Для сказочника любая карьера, пусть даже очень успешная, не свидетельствует о реализации всех человеческих возможностей. Гофман, как никто другой это понимал, т. к. он удачно соединил в себе и писателя, и музыканта, и чиновника. Можно даже думать, жизнь автора знаменитых сказочных новелл может служить примером того, как соединить в себе два мира: мифический и реальный3
Список литературы:
1. Гофман Э. Золотой горшок./ Гофман Э. Песочный человек. – М. Олма-Пресс. 2001.- С. 3-105.
2. Гофман Э. Песочный человек. / Гофман Э. Песочный человек. – М. Олма-Пресс. – 2001. –С. 237-281.
3. Левин. П Вергилия первая, или О том, как сделаться поэтом, не опрокидывая корзин с яблоками. / Гофман Э. Песочный человек. — М. Олма-Пресс. – 2001. – с. 345-349
4. Машкин Н. М., Оболенская С. В. Германия: от раздробленности к объединению/ Новая и Новейшая история стран Европы и Америки. – М: Дрофа. – 2005. –С. 204-239.

0 комментариев

Добавить комментарий