Хочу поделиться некоторыми результатами размышления и исследования собственных взаимоотношений с образом моря.
Мне думается, что все, что происходит с личностью автора, так или иначе, находит свое отражение в его творчестве. Оттого творящим людям так важна работа над собой.
Стало интересно, как можно связать с моими проблемами то, что происходит с «моим морем». Сначала море замерзло, потом оно высохло. Поговорила с психологом.
— Понимаешь, что-то происходит со мной… Ты же знаешь – принимаю любые выводы и заключения, потом как-то с ними живу, думаю, что-то меняется.
— ОК, давай по порядку. Насколько я помню, тебе приснилось замерзшее море, и тогда больше всего ты помнила свою обиду: ты прибежала купаться, а море замерзло. Стихотворение получилось уже более удручающим, там уже не просто обида. Согласна?
— Да.
— Что тебя больше раздражает: жара или холод?
— Холод, конечно.
— Почему «конечно»? Это лично твое. То есть холод – это отрицательное воздействие?
— Одно из самых отрицательных.
— А море – оно теплое, доброе. Когда тебе холодно, ты какая?
— Злая, неадекватная. Да бешеная просто…
— То есть ты стремилась к теплу, а встретила то, что больше всего не любишь?
— Угу, и что это значит?
— Опять бежишь? Теперь море, которое высохло в притче. Ты ведь давно знала эту историю, но она тебя не волновала настолько, чтобы записать?
— Меня это и удивило, почему она снова поселилась в моей голове. Ведь все, что цепляет меня в жизни, отстает только тогда, когда становится записанным. Причем это должно мне понравиться, отпустить.
— Написала, и не отпустило?
— Выходит, что так…
— Ну и нормально. Смотри, что получается. Для тебя море – некий идеал помощи, поддержки, расслабления. Ты слишком ценишь воду, и это тоже твое личное… Потерять воду в конце пути — вот что тебя сейчас больше всего поразило. Ты же сама говорила: чтобы не случилось – нужно войти в большую воду. В море…
— То есть мне надо теперь переходить к океану?
— Мысль правильная, но ведь океан – это тоже вода. И ты запросто снова заморозишь или высушишь его. Здесь срабатывает еще и накопленная в подсознании информация об экологической опасности для воды на земле. Ты чутко это воспринимаешь, и результат накопления приводит тебя к таким странным действиям с привычными ранее образами. В тебе происходит некая смена идеала. Помнишь, ты рассказывала, как говорил твой папа: идеалы в нас самих. Вот твой идеал перестал тебе соответствовать. Ты готова его заменить другим. В этих эпизодах твоего творчества прячется страх разочарования, потери, лишения опоры.
— О как…
— Нормально. Попробуй подумать, что не замерзает и не высыхает, что ты сейчас воспринимаешь как некую незыблемую стабильность?
— Может, свет… Ведь он не может высохнуть или замерзнуть… Но море – оно такое большое… Мне жалко с ним расставаться. Оно – могучее…
— Вряд ли ты победишь теперь свои сомнения. Кстати, вернись к мысли об океане.
— Океан… Свет… Океан света… И что, в нем можно плавать? Мне?
— Если я тебе сейчас скажу, что не «можно», а нужно – ты мне пока вряд ли поверишь. Но у тебя впереди много интересного…
— А как же мое море?
— Расставание с идеалом процесс болезненный, но неизбежный. Поэтому твое море мерзло и сохло. Бросалось, так сказать, из крайности в крайность. Теперь стремись дальше, твое море всегда будет с тобой таким, каким ты его любишь. Могучим, верным другом…
P.S. Еще раз спасибо инициаторам конкурса «О море». Мой личный результат превзошел все ожидания!
Неустойчивость образа. Что отразилось в творчестве.
0 комментариев
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Эх как знакомо, литература как психоанализ……….. как психокоррекция, как попытка понять себя.
НО иногда эта попытка вдруг перестает быть лечебным мероприятием, сама по себе делает прорыв вверх — и неожиданно становиться литературным произведением, отдельным от разлада, душевного неспокойствия, и вообще «сора , из которого растут стихи» — и это здорово и правильно, и может из-за этого стоит страдать и быть в собой в размолвке.