Демон Разума (Церебральная пьеса)


Демон Разума (Церебральная пьеса)

Демон Разума
Акт 1.

Сергей Савельев, сын науки,
Вскрывал немало трупаков,
И помещал он в череп руки,
Чтобы добраться до мозгов.
Он их крутил, он их вертел —
Он суть мозгов понять хотел.
Корпел над полем и подполем,
И в микроскопе-ль, на весах —
Он ковырялся в тех мозгах,
Их познавая слой за слоем.

(Вдруг кто не в курсе: в голове
У нас, потомков обезьяны,
Есть тело странное, вовне
Всё окружённое костями.
Органолептика отстой —
Средняк меж студнем и водой.
И этот студень (что за странность!)
Умеет телом управлять:
Всё познавать и отражать,
Соединять и видеть разность).

Теорий много о работе
И эволюции мозгов
Профессор изучал в заботе,
Их отметая вновь и вновь.
И продолжал он всё вскрывать,
Чтоб правду с истиной познать:
Смиренно трупы на столе
Перед Профессором лежали,
И скальпеля перебирали,
Всё то, что было в голове.

Все эти мозги, отмотав
Срок гармонических биений —
Легли в Профессорских руках,
И он их резал без сомнений.
Всяк мозг, прожив короткий срок —
К нему «зашёл на огонёк».
Экстракт из счастья и страданий,
Уже не годный ни к чему,
Как только в руки лечь к нему —
Стал материалом новых знаний.

В ночной прозекторской так тихо,
Лишь свет от лампы над столом…
Стоял Профессор как-то, лихо
Всё резал мозг за мозгом он.
Был ароматен формалин,
Коньяк, сигара… Он один
Стоит во Тьме над телом Бренным
(Что уж окончило свой путь —
С него уж некуда свернуть,
Как только к смерти и забвенью…)

Представьте: ночь, во тьме Профессор,
Пред ним под лампой труп блестит,
И он как Фауст, с интересом
Над ним в прозекторской мыслИт.
Как Бог Науки над дитём-
Стоит Профессор пред мозгОм.
И вдруг во тьме блеснула Мысль,
И осветила Тьму незнанья,
И вдруг мгновенное познанье
Собою озарило жизнь!

И в этот миг научный Фауст
Познал престранный сей прибор,
Что весит маленькую малость,
А жрёт — как взголоднувший вор.
Вскричал Профессор в озареньи:
«Я мозг познал! И нет сомнений!
Вся эволюция Церебры*
Понятна стала мне теперь!
Теперь понятно — на фиг зверь
Себе взрастил такие нервы!»

В главе Профессора в тот миг
И торжество, и удивленье —
Смешалось всё в единый Пик
Экзоцитоза и прозренья!
Взорвались миллион везикул,
И дофамин чрез щель проникнул!
Профессор, затушив сигару,
Хабец закинув в черепок,
Вдруг произнёс свой монолог,
Смотря на мозг с большим кошмаром…

«Я думал — ты венец творенья,
А ты — захватчик и подлец!
Ты низкий орган наслажденья,
Надменной похоти гордец!
Великий царь самообмана —
Приставка к телу наркомана!
Злой, похотливый экономщик!
Тебя включить (о, что за Рок!)
Хотя-бы на короткий срок —
Почти что вовсе невозможно!

Ах ты, ублюдочнейший студень!
Наследье древних обезьян!
Подонок, трус, предатель, блудень,
Что не извилина — изъян!
Отгородился ты от тела
Энцефалическим барьером!..
Творишь, что хочешь, и когда!
Ты лишь подобие сознанья,
Ты орган лжи, а не познанья,
И суть твоя теперь ясна!!!

И всяк несчастный твой носитель
Всего-лишь твой безмолвный раб.
А ты — лишь лживый покоритель
Всех мужиков, детей, и баб!
Ты эволюцией вертел,
И всех имел нас, как хотел!
Увы, увы, в сей черепушке, —
(Профессор молвил, череп взяв,
И позу Гамлета приняв), —
Всё — ложь! С моста — и до макушки!

Как тяжка боль самопознанья!
Познанье лишь умножит скорбь!
Сорвавши яблоко сознанья
Наш путь — чрез безисходность — в гроб! —
(Профессор посмотрел на мойку,
И бросил череп на помойку), —
Однако, я уже устал —
Потом дорежу эту шнягу*.
Пожалуй, здесь же и прилягу,
Ведь я с утра так рано встал…»

— — — — — — —
* Церебра — мозг
* Шняга — всякая мелочь, безделушка, не очень ценная вещь (устар).

Акт 2. Сон Профессора.

Сергей Савельев на топчане
Приятно, утомлённо спал,
И страхов в морге он не чаял-
Так много трупов повскрывал.
И кислород сетям нейронным-
Возврат он делал сном покойным.
Приятно лампа освещала
Труп, что валялся на столе,
А чуть поодаль, в полутьме-
Едва касался свет топчана.

Как романтична полумгла:
Она – как мыслей генератор,
Как майнд-машина, свет костра, —
Нейронных связей стимулятор.
И в морге трупа блеск бесовский —
Вносил оттенок философский.
Для дилетанта этот сон
Довольно стрёмным бы казался,
И с ним бы разум распрощался,
Но был Профессор закалён.

Профессор засыпал всё глубже-
ПережитОе вышло вон,
Глаза забегали снаружи,
И подходил уж быстрый сон.
Преобразился морга зал,
И час для образов настал.
Обволокло туманом странным
Реальный вид всего вокруг,
Перемешалось всё, и вдруг
Раздался хлюп во тьме пространной.

Профессор вздрогнул и прозрел:
Пред ним стоял какой-то Монстр
И на него из тьмы смотрел-
И Монстр был двух метров росту!
И этот Монстр произнёс:
«Я – Демон Разума! Я- Мозг!
Ко мне взывал ты на досуге,
Ты на меня возвел навет!
Теперь придётся дать ответ —
Не потерплю призывов в суе!»

Вскочил Профессор, содрогаясь:
Пред ним как будто мозг стоял,
Глазами страшными вонзаясь,
И мозжечком, как пёс, вилял.
На четырёх стояв ногах-
Внушал своим он видом страх.
Глаголил он весьма невнятно,
На очень низкой частоте,
Как будто нехотя, во сне, —
Но речь его была понятна.

Профессор, в ужасе смотря,
Стал узнавать знакомый образ:
« Да это ж мозг! Вот это да!
Гипертрофированный просто.
Чрепков я сколько не вскрывал —
Но чтоб такой гидроцефал!..» —
«Молчи! Довольно оскорблений!
Пришёл я месть с тобой творить,
И ложь твою предвосхитить,
А также прочих лжи воззрений!»

Мозг активировал аккумбенс,
БорОзды вздыбились, как шерсть!
Глаза и ноги встрепенулись,
И все нейроны, что не счесть.
ЗапузырИл октопамином,
И возгласил со страшным видом:
«Я – Царь Сознания! Венец
Средь всех мозгов на всей планете!
Я свет во тьме и тьма во свете,
И Отражения Творец!

Ты оскорбил меня несносно!
Я не могу стерпеть обид!
Я отомщу – не будь я Мозгом!..
Я – безобиден лишь на вид!
Однако, сколько предварять?
Ведь я пришёл тебя пожрать!»
Назад попятившись, Профессор
Споткнулся, встал, и побежал,
А Демон злобно хохотал
Всем страшным двухметровым весом:

«Тебе ведь некуда бежать!
Я всё равно тебя настигну,
Чтоб в миг всего тебя пожрать —
И это просто очевидно!»
Профессор пО моргу бежал —
Мозг хохотал и догонял!
Он подбежал к своей аптечке:
«Аденозин – спасенье в нём!
Сейчас его в тебя воткнём,
И станешь добрым, как овечка!»

Но Мозг его опередил,
Вонзился щупальцами в тело:
«Со мною справиться нет сил!
Сейчас узнаешь, в чём всё дело!»
Стал Демон резко уменьшаться,
Чтобы в Профессора всосаться:
«Не противляйся! Я – сильней!
Проникли щупальца уж всюду —
Да я и сам в тебе пребуду.
Ведь я – твой мозг! Проснись скорей!»

Проснулся в ужасе учёный,
С него стекал холодный пот.
И ото сна он, угнетённый —
Пролил коньяк (остаток) в рот.
И воскурился дым сигары.
«Ну вот! Приснятся же кошмары!
Однако, Демон или нет —
Он всё ж заботится о теле,
И отражает, в самом деле,
Себя и всё: и тьму, и свет…»

Акт 3. Интервью.

«Профессор, что такое шиза?
Как проявляется в мозгах?
В чём суть болезненного криза?
Нельзя-ли кратко – в двух словах?» —
« Легко! В мозгах вся суть как раз,
А я мозги вскрывал не раз.
Кора под черепом таится,
Под ней как раз средь двух шаров
Воссел наш регулятор снов
Иль бодряка, когда не спится.

В начале эта микрошишка,
Пока ещё дитя растёт —
Свежа, пластична без излишка-
Песком же позже зарастёт.
Мозги-ж шизоид-пациентов
На грех – без этих конкрементов…
Песок в мозгах. Как ни комично
Средь двух шаров – здоровый лик,
Его на снимке видно в миг,
Иль не видать шизофренично!»-

«Профессор, стоит ли сношаться?
Иль это очень вредный акт —
в постели часто кувыркаться,
Пока не хватит вдруг инфаркт?» —
«Сношаться нужно непременно,
А не сношаться – крайне вредно!
В мозгу – рецепторы давленья,
Коль не сношаешься совсем —
Придёт конец им быстро всем, —
Так что сношайтесь без сомненья!»

«Скажите честно, как учёный —
В чём смысл жизни без прикрас?
На что, программой обречённый —
Нас мозг склоняет всякий раз?
Как те программы превозмочь,
Чтоб мракобесье сдохло прочь?» —
«Есть три программы (просто гадость!):
Программа первая – пожрать,
Вторая – ген свой передать,
Ну и конечно – доминантность.

Мозг заставляет жрать без меры,
Чтоб был запас, и всякий раз
Ему плевать на нашу веру,
Что колбасы полно у нас.
Чтоб дальше жить, не умирать-
Приказ даёт он всех сношать!
Чтоб закрепить жратву и секс,
Чтоб всё случайно не утратить —
Другим он заставляет гадить,
Свой увеличивая вес.

С ним нелегко договориться!
Его решение задач —
Лишь кратковременно включиться,
Всё разрешить – и на кровать!
И при решении последних
Он жрёт до трети всех энергий!
Он отдыхать всегда навязчив,
И эндогенной наркотой
Бомбардирует с целью той!
Чтоб превозмочь – включать почаще.» —

«Профессор, коли ненормальных
Диагностировать вполне
Возможно методом банальным —
Что-ж он не вводится нигде?!» —
«Да. Выявлять возможно шизу.
Но это назовут фашизмом:
Иль вы воздумали морально,
Что тот, кто властью дорожит —
Расстаться с нею поспешит,
Коль сам вдруг если ненормален?» —

«Людские расы все-ль равны
Как эволюции творенье,
Иль все они разделены
На разноплановые звенья?» —
«Всяк человек единый вид,
И на одних ветвях висит.
Вчера, и завтра, и сейчас
Мы все единые по телу
И перекрещиваться смело
Возможно всем оттенкам рас.

Но мозги разные у нас,
И отличаются, как виды —
Не люди из различных рас,
А лишь дискретно – индивиды.
И если кто-то — идиот,
То только он, не сам народ.
В чрепах, что я вскрывал без меры,
Я лишь законы открывал,
И только к истине взывал
Без мракобесия иль веры.

Морфогенез мозгов различен
Бывает даже в сорок раз.
Национально обезличен-
Здесь не при чём различье рас!
И вывод будет здесь таков:
Вид – в морфологии мозгов.
И даже родственник один
Отличен часто от иного
Наличьем разума тупого:
Один – титан, второй – кретин.» —

«Профэссор, что-б такое съесть,
Или проткнуть по вене шприцем,
Чтоб похудеть, иль поумнеть,
Иль как иначе отличиться?» —
«Проткни себе по заду розгой!
Глядишь – поможет это мозгу.» —
«Профессор, расскажите, кстати,
Как вы относитесь к душе?
Она – в мозгах?» — « Ну вы ваще!
Вопрос тот не ко мне. Отстаньте!»-

«Профессор, если мозг ленивый,
И на соседей крайне зол,
Всегда голодный, похотливый-
Какая-ж сапиенсу роль?!
Как отличить наверняка
Тех, кто умён – от дурака?»-
«На это сортинг церебральный
Я предлагаю замутить.
Сей метод – в будущее нить,
Где каждый будет гениальный.

Повысить нужно разрешенье
У современных МРТ
Вплоть до микрона. Тех/решенье
Такое близится уже.
На ней без вскрытия мозгов
Всё видно будет – кто таков.
На что способен если кто-
По зонам мозга будет видно.»-
«А если вдруг кому обидно,
Коль не способен ни на что?»-

«Расклад подобный невозможен,
Ведь в каждом скрытый есть талант,
И он добиться много может,
И делу жизни будет рад.
Ведь топография всех зон
Талантов вскроет всех резон.
Мы не всегда в себе вскрываем
(Увы, уже вскрываю я
У трупа мозг, что прожил зря) —
То, чем внутри располагаем…

Что человек? Лишь вспышка света!
Родился, прожил, и погас…
Не проще ль жить в себе с ответом —
На что способен кто из нас?»-
«Так что ж никто не вводит метод?!»-
«Всё та же власть. Ответ – всё этот…
Коль станет каждый заниматься
Делами – кто на что горазд,
И преуспеет в этом враз , —
То власти может не остаться…» —

«Профессор, фигли говорят,
Что непонятно, где наш предок?
И , типа, что не полон ряд
Тех, кто скакал давно средь веток?» —
«Я бы дополнил этот ряд
Людьми, что это говорят!
Ну что за чушь! Давно всё ясно
От человека, что сейчас
Давно расписан без прикрас
Путь до макаки с попой красной!

Вначале предок был – проконсул,
Потом австраловый питек
Затем эректус палку бросил,
ПитекантрОп, и человек.»-
« Вот так и бросил палку? Да?»-
«Да. Как орудие труда.» —
«К чему ж тогда ведут все звенья?
В чём эволюции вся цель?
Чтоб человек, как бывший зверь-
Венцом бы стал самотворенья?»-

«Ах, не смешите, что за глупость!
Теряют мозги быстро вес:
Всё дальше ум, всё ближе тупость,
Дегенерации прогресс!
И мозг своим скачком к прогрессу
Сам обернул себя к регрессу!
Своим искусственным отбором
Он усреднялся средь веков,
И уменьшался вес мозгов
За счёт живучих крохоборов!» —

«Профессор! Был ли Фрейд правдивый,
Что вивимахер всем рулИт?
И образ в мозги шлёт игривый —
И так он с мозгом говорит?» —
«Возможно, фрейдовским мозгам
И был подобен сам лингам,
Но всё-же мозг главней менгира,
И заболевший дядя Фрейд
И нёс подобный этот бред-
Чтоб сделать фаллос –осью мира!

Вот тут в записках есть вопросы,
Посмотрим – что за ерунда:
Скажите- правда ль Ломоносов
Был сын Великого Петра?
Да, это так. Чтоб доказать,
Кусок с обоих нужно взять.
Был в Холмогорах как-то царь,
Перепихнулся там, с кем надо —
И родилось Петрово чадо,
Что Ломоносов после стал.»

«Профессор, сколь полезен спорт?
Ведь дух здоров — в здоровом теле?
Лыжня и бег, ходьба и корт —
Полезны-ль мозгу в самом деле?» —
«Сие не грех практиковать,
Пока не станешь уставать.
Недолго клеткам всем делиться
И сердце бьётся всякий час
До миллиарда только раз,
Не в силах больше сократиться…» —

Ну что-ж, закончим интервью!
и все открытия, идеи
В своих я книгах разовью,
Чтоб забывать их не посмели.
Ведь лет через сто иль двести — явно
Вид снова станет обезьяной.
От биологии программ
Мы отрешиться не сумели,
И мозги сильно прохудели —
Всего-лишь тыща триста грамм…

Эпилог.

О, музы тягостной Церебры!
Пора закончить выпендреж.
Стебались вы со мной без меры,
Ещё б стебались мы, но всё ж
Мой мозг устал от словоблудий,
Да и устали слушать люди.
Теперь, как всяческой мартышке,
Закончив шарж – пора слезать
С деревьев стёба – на кровать,
Ведь мозг пожрал мои излишки…

Но что ж есть стих на фоне мозга?!
Комбинаторика из рифм.
И мозг, чтоб мозгу было просто,
В своём стремлении един:
Как можно ёмче сжать слова,
Чтоб рифмы избежать труда.
Усохнет мозг, пройдут года
Откажет сердце, почки, печень,
Душой, возможно, буду вечен,
Но мозг истлеет навсегда…

________________________________
*Вивимахер- то же, что лингам
*Лингам — то же, что менгир
*Менгир- то же, что фаллос
*Фаллос — то же, что вивимахер

Добавить комментарий