Размышления окололитературной крысы


Размышления окололитературной крысы

Иехх…
Забавная штука — жизнь. С кем только не сталкивает. Чем больше круг общения – тем больше эмоций. Многообразие характеров, манер, линий поведения столько, что не перестаёшь удивляться. Нет-нет, да и вылезут глазки из орбит… Это так… По жизни…
Но, вот что странно… Как только речь заходит о литературе, все грани любой личности любой степени образованности, интеллекта, эрудиции (речь не о специалистах филолого-лингвистической нивы – уточняю) сразу нивелируются до среднестатистического обывательского мнения: писать может каждый дурак. Получается, что, научившись читать и выводить каракули на листке в косую линейку можно браться за создание литературного наследия?
Что не запрещено, то разрешено. Значит – можно. Только вот… результат будет…(М-м-м…… э-э-э… как бы помягче сказать? Ну, вы умные… Сами словечко подберёте.) Я вот нашла для себя приемлемое словосочетание: ниже ожидаемого. И намного ниже, отмечу.
Как это происходит? Очень просто. Человек, натолкнувшись на некое рифмованное нагромождение в сети, для удобства восприятия названное «стихотворение» или «высокохудожественный текст», решает: «Я тоже не лыком шит/шита!» И… понеслась душа в писательский рай. Создав пару-тройку «нетленок», быстренько регистрируется на мало-мальски известном литературном ресурсе. И, с пылу, с жару, горяченькое (зачастую сырое, вопреки известной идиоме: горячее сырым не бывает) выкладывает на всеобщее обозрение. При этом гордо объявляет друзьям и знакомым, что «публикуется в сети». И плевать ему, любимому, что, удовлетворив свое любопытство к новому имени, читатели не возвращаются в его вотчину (на страницу, сайт). Чихать он на это хотел. Ибо в мечтах уже давным-давно получил Буккера и Нобелевскую премию «за выдающийся вклад в мировую литературу». «Что эти букашки понимают в истинной Поэзии?» — думает он, получив рецензию «злопыхателя» (на самом деле: грамотного критика (если повезёт, разумеется) или вдумчивого читателя). И невдомёк ему, болезному, что не бывает истинной или не истинной Поэзии. А она либо есть, либо её нет.
Не так давно я задала вопрос одной приятной даме солидного возраста, утверждающей, что «форма в стихотворении — не главное»: «Вы кУпите машину, у которой нет ветрового стекла, искорёжены двери, нет руля, а вместо колёс – обода?» Дама сделала вид, что вопроса не было. Предполагаю, что она точно знает – такую машину не купит ни за какие коврижки. Во-первых, неэстетично. (Дама-то утончённая). Во-вторых, не очень практично. Материальные затраты на восстановление потребуются такие, что выгоднее купить новую, чем латать эту рухлядь. Но это же машина. А не собственные вирши… На которых, как в музее (почти на каждом) висит табличка: «Не трогать! Святыня!»
Думаете, я не понимаю, что намного легче принимать восторженные вопли по поводу своих «шедевров», внимать льстивым голосам, поющим дифирамбы «гению от пера/клавиатуры», чем прислушаться и без обид воспринять конструктивную критику, которая иногда встречается (к счастью!) во всемирной помойке Internet? Понимаю, конечно же. И то, что иногда люди начинают писать в силу сложных жизненных обстоятельств, тоже понимаю. И то, что некоторым это спасает жизнь – понимаю.
Я только одного не понимаю… Откуда потом берутся амбиции?
И почему, после того, как закончился очередной поэтический конкурс и опубликованы обзоры, эти люди начинают доказывать всем (а всем ли? или только себе?), что их работа незаслуженно выкинута за пределы призовой тройки. Хочется иногда откинуть в сторону сочувствие, сопереживание, жалость и открытым текстом сказать:
Ребята, плетите макраме, вяжите, шейте; выпиливайте лобзиком разделочные доски, возводите без единого гвоздя деревянные шедевры зодчества; стройте яхты из подручного материала; собирайте спичечные этикетки, станьте филателистами, авиамоделистами и прочими «-истами»; создавайте кулинарные шедевры. В общем – займитесь чем-то более продуктивным для себя и общества. Только избавьте от многокилометровых строк галиматьи, из-за которой у членов жюри портится не только зрение, но и нервы, и (что хуже всего, на мой взгляд) характер. Или, прежде чем ломать устои поэтики — сначала постройте классический, добротный фундамент для своего эксклюзивного творчества. Обезопасьтесь от обрушения (вашей же, родной, выстраданной и рожденной в муках!) новаторской теории. Или, хотя бы, не вступайте в полемику с теми, кто понимает в литературе намного больше пресловутых «ндра»/«не ндра». И, в любом случае, не топчитесь на месте, а идите вперёд. Благо, что пока ещё есть те, у которых можно и дОлжно учиться.
Но, это только хочется сказать. И я молчу. Потому что точно знаю – не поймут, не услышат, обидятся. Не потому, что глупы. Совсем нет. Просто не захотят. Т.к. правда, у каждого, своя. А до истины (совокупности всех существующих в мире правд), как пешком до далёкой планеты…
Так что… Молчу дальше. Помолчим вместе? Согласитесь, что в тишине думается намного лучше, чем в бедламе…

0 комментариев

  1. piituh

    Юля, мне кажется, что «золотой ключик» к теме — в словах О. Уайльда: «О чужом произведении мы судим по тексту, а о своём — по замыслу». Известно ведь, что даже очень хорошим поэтам — не всем, но нередко — свойственна поразительная слепота к собственным огрехам. А уж какую реакцию слепцы дают на замчения — дело их характера и культуры. Самое смешное, что написанное Вами как раз поймут … в приложении ко всем, кроме себя. А в общем, хорошо, что люди пишут, даже если пишут не хорошо.

  2. 1492

    Как это откуда берутся амбиции? Странный вопрос… как говорится, мы почитаем всех нулями и единицами себя, мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы… и далее по тексту. Это общее свойство человеческой натуры, касается оно не только литературы, а всего, и если кто-то от него свободен, то только в самой мизерной степени. Если мы, к примеру, оцениваем с моральной стороны чей-то поступок как совершенно для нас лично неприемлемый, то хоть тысяча человек будет доказывать нам, что в принципе ничего особо зазорного в этом поступке нет, мы всё равно будем думать, что уж мы-то в вопросах чести понимаем получше… и так далее. Так же и со стихами, и не только у невежд. Про Бродского рассказывают все в один голос, что он вёл себя, как небожитель и на абсолютное большинство других литераторов не то что смотрел свысока, а попросту не смотрел вовсе. Представляю, как бы он отреагировал, если бы к нему подойти и сказать: «Уважаемый Иосиф Александрович, не кажется ли Вам, что, к примеру, Ваша строка «при отсутствии эха вещь, чтоб её украсть, увеличить приходится раза в два» представляет собой, в общем-то, бессмыслицу»? Тоже, небось, процедил бы, что поэзия — не физика, смысл в ней не главное… Или если Вам, уважаемая Юлия, кто-то скажет, что Ваше немалое, в общем, рассуждение, в принципе не содержит ничего, кроме мысли «некоторые пишут плохо, а думают, что хорошо», как Вам это понравится? Если человек письменно высказал всё, что думал и чувствовал, так, как думал и чувствовал, то что ему остаётся делать с собой, кроме как восхищаться? Мне кажется, это очевидно, я и сам сейчас собой восхищаюсь…

  3. yuliya_chij

    Согласна, Кирилл. И с Уайлдом согласна. И с Вашей заключительной фразой тоже согласна (частично). Всё так. В общем и целом. И не так 🙂 В данном конкретном случае. 🙂
    Ключевая фраза размышлений: «откуда потом берутся амбиции?»
    Да, хорошо. что они пишут. Хорошо потому, что не попав в тройку призёров, те, кто поумнее, начинают задавать вопросы себе, а не «плохому, некомпетентному, ленивому» жюри. Хорошо, когда прочитав работы победителей, здраво и придирчиво разбирают свою. Хорошо, когда обнаруживают недостаток знаний и стараются восполнить его. Хорошо, что начинают читать классику, работы признанных мастеров, учебники и статьи. Это надо быть не в себе, чтобы сказать: «Вы думаете, как улучшить качество своих работ? Безумцы! Даже не думайте об этом! Выше головы не прыгнешь.» Речь не об этих людях.
    Могу снять свои, оформленные в слова, рассуждения, если суть в корне не соответствует действительности. Проблема (личная) в том, что после очередного конкурса и перелопаченных тонн макулатуры (или, как сейчас, при утверждении очередных итогов очередного конкурса Портала ЧХА и вычитывания тех же тонн макулатуры), они опять возникнут (и возникают!) в моей (может не совсем здоровой?) голове. Скажите, Кирилл… Прочесть «Положение» конкурса (не по диагонали, как привыкли, а вдумчиво, вникая в смысл) можно? Исправить элементарные ошибки/баги (выловить клопов, блох и прочую живность) — реально? Я одного не пойму… Сколько не пытаюсь… Как, при таком гипертрофированном уважении к себе — так не уважать других. Это же конкурс! Экзамен, по сути. И не друзья будут читать, которым всё равно, как написано слово «здравствуйте» — драстите, драхуйте, здрайствуйте или ещё как-то. Не всё то, что хорошо для чата, так же хорошо для литературной работы ( если не о чате написано, конечно. и то… переборщить можно с неологизмами, вульгаризмами и прочими «измами»). Мне бы было стыдно за ошибки. За опечатки-то стыдно. А там ничего так. Хорошо. Легко и непринуждённо. Ещё и призовые места трясём, выколачиваем просто. Не соглашаемся с мнением жюри. (Можно разогнать темку о членах жюри: «А судьи кто?»(с), кстати.)
    «И тут Остапа понесло»(с) 🙂 Заводиться начала:) Всё. Стоп. Вдох/выдох. Глубокий вдох/ выдох.
    Сменим тему?:)
    ЗдОрово видеть Вас на своей страничке, Кирилл! Приходите чаще:) И пишите. Всегда жду. Всегда рада.

  4. piituh

    … да, Юля, помню одного врача, где надо и где не надо напоминавшего, что он — автор 6 печатных работ — оказалось, что 6 листовок типа «Мойте руки с мылом» в местном доме Санпросвета — горд был более, чем получивший Нобелевку академик … согласитесь, что это повод для улыбки и не более того … и потом — войдите в положение … подать картину на конкурс живописи — так, чёрт его знает, как эту кисть в руках держать, холст грунтовать, краски смешивать, да, к тому же, что делать после того, как «палка-палка-огуречик» нарисуешь …. — нет, хлопот до шута, пойти на конкурс композиторов, что ли, так там какие-то, ёлки-моталки, нотные знаки — хуже китайского — нет, не пойду, а тут как раз литературный конкурс …Писать? — Умею — все буквы знаю! Чё там Пушкин писал — как его дядя правил самых честных? Поэты, стройсь — править вас буду своими поэмами. Сажусь и пишу — замыслов-то какое громадьё: Вася надысь ушел к Маше, мериканский перьялизьм, гад, голову поднял, кошка пробежала … ща на зависть всем поэтам сяду напишу про это …

    … дескрименация, мине, не принели, в окадемию, наук с зарплатой, 764,5 тысеч евреев, а, я зокончел, окадемию, комунальново хазяйства, при ЖЭУ-8, Мухосранска … ландавошки хреновы, нимедлино, пренять, мине!

    … что до конкурсов, то на входе на мелком сите нужно отсеивать все эти упражнения, допуская к участию лишь дотягивающееся до некоей планки … потом, правда, среди неплохих авторов могут разгореться такие драчки за 1-е место, что поневоле вспомнишь: » … потом пошли плясать в избе, потом дрались не по злобе и все хорошее в себе доистребили» …

    Юля, если бы в лесу круглый год росли только белые грибы — и чтоб без червей — и рыжики …

  5. yuliya_chij

    Да понимаю я, что грибы в лесу всякие… Свсем без червей только мухомор один одинёшенек мается, бедолага. ТОлько от этого как-то не легче. курс чё-нить подать… Ноты знаю. Минор от мажора отличу. Бемоли/диезы/бекары — без проблем. Подгоню им симфонию а-ля Шнитке. Пущщай радуюцца…
    Аль в художественный….. Тама, в процессе подачи, разберёмси… чё к чему. Где грунтовать, а где калякать-малякать. Поди, тож не лыком сшивали — Малевича-то видали.. Не хужее получицца. Типа пирамиду чёрную. Ничё так идейка? Аль круг какой. Красный…. Жёлтый…… зелёный…. И пусть искусствоведы потом докажуть, что не талантище. Им жеж всё равно делать нефиг.
    На такое количество камней, посередь которого песочек ищешь никаких нервенных клеткафф не хватаить. Сита-то все порасхватали, а чевось с ними делать-та — не разобрамшись. Да и товариСчам воспоможествовать надоть. Как не помочь родному человечку? Не поспособствовать…

    Ндя…. Палитра… и к ней поллитра…

  6. yuliya_chij

    Да понимаю я, что грибы в лесу всякие… Свсем без червей только мухомор один одинёшенек мается, бедолага. Только от этого как-то не легче.

    Можеттож на музыкальный конкурс чё-нить подать… Ноты знаю. Минор от мажора отличу. Бемоли/диезы/бекары — без проблем. Подгоню им симфонию а-ля Шнитке. Пущщай радуюцца…
    Аль в художественный….. Тама, в процессе подачи, разберёмси… чё к чему. Где грунтовать, а где калякать-малякать. Поди, тож не лыком сшивали — Малевича-то видали.. Не хужее получицца. Типа пирамиду чёрную. Ничё так идейка? Аль круг какой. Красный…. Жёлтый…… зелёный…. И пусть искусствоведы потом докажуть, что не талантище. Им жеж всё равно делать нефиг.
    На такое количество камней, посередь которого песочек ищешь никаких нервенных клеткафф не хватаить. Сита-то все порасхватали, а чевось с ними делать-та — не разобрамшись. Да и товариСчам воспоможествовать надоть. Как не помочь родному человечку? Не поспособствовать…

    Ндя…. Палитра… и к ней поллитра…

  7. anna_strom

    Вот и высказались, вот и легче стало, но разве кто-нибудь воспримет это всерьёз для себя? Может быть, это подходит мне, а может быть и Вам, разве не так?
    Если бы сатиру люди воспринимили , как для себя персонально написанную, и реагировали бы на неё должным образом, то сатириков бы не стало. В литературу идут и читатели, и писатели, чтобы развлекаться, заниматься любимым делом, а не работать, изнывая от нелюбимого дела. По большому счёту те, кто пишут — графоманы в лучшем смысле этого слова, т.е. захваченные страстью писать. А что из этого получается—то получается. И кто-то, обладающий в данный момент и в данном месте правом очищать зёрна от плевел, делает это в меру своих представлений о том, как это должно быть, сравнивая с признанными образцами творчества других и со своим литературным вкусом. Планка пишущего не может быть зафиксирована раз и навсегда. Поэтому тем , кто судит, придётся портить нервы, зрение и время. Главное—терпение и философское отношение ко всему происходящеу в окололитературных кругах и за ними.
    Этого я Вам с удовольствием и желаю. Анна Стром

  8. yuliya_chij

    Спасибо за пожелания.
    Всё, что вы сказали (исходя из Вашей же логики) — можно принимать, как за рассуждения, достойные внимания, так и за обычное словоблудство. Всё зависит от восприятия.
    Так уж случилось, что у меня большой опыт «жюрения». И рассуждения возникли отнюдь не на пустом месте. Хотите свеженький примерчик? С пылу, с жару. Прочла вот я две работы из фантастического конкурса Гены Неймана: «ДВЕРЬ В СЕБЯ, отрывок из повести» и «Последний вампир». На общественных началах. Просто интересен конкурс. Да и итоги потом утверждать, как члену редколлегии. Надо быть «в теме». Так вот… Первую работу без зевков читать невозможно, а вторая увлекает сюжетом, написана легко, без «вымучивания» сюжета.
    В первой работе (вольно/невольно) отмечаешь ляпы, стилистические ошибки, пунктуацию, орфографию и прочие «прелести», а во втором случае — читаешь. Просто читаешь. Чтобы узнать, чем дело закончится. Ещё? Или и так уже всё понятно?
    Понимаете в чём дело, Анна, каждый человек имеет право излагать своё мнение по тем, или иным вопросам. Я изложила свою точку зрения на ситуацию, частенько встречающуюся в конкурсах. Принимать/не принимать её — Ваше право. В такой же степени, как и моё – высказывать/не высказывать.
    Посмотрите в том же конкурсе фантастической прозы (номинация «Там на неведомых дорожках» (кстати, запятая пропущена, после слова «там») работу «Ну его к лешему». Стихотворение. Каким боком оно относится к данному конкурсу? Или работу (в той же номинации) «Томас Лермонт, желанный гость королевы фей, «случайно» попавшую не в свою номинацию. Ей место в другой – «В поисках алмазного венца». Явно. Что это? Невнимательность? Но, простите, если автор не читает «Положение» конкурса, то это уже наплевательское отношение и неуважение. Прежде всего к себе. Потому как – не оценят «нетленку», а напишут «не соответствует теме».
    Развлекаются, говорите? Ну, похвально. Пусть развлекаются. Только вот развлечение это не всегда уместно. Попробуйте прийти на похороны в подвенечном платье и с попсовыми песнями. Или «Реквием» Моцарта на свадьбе «сбацать». Эксцентрично? Возможно. Но, на мой взгляд, неуместно.
    Терпение — штука полезная, в большинстве случаев. Но, вряд ли Вы станете терпеть работника, который заваливает проект за проектом, а требует за проделанную работу повышения зарплаты и два месяца отпуска, в качестве компенсации. И вряд ли будете спокойно сидеть на стуле, который подключен к розетке в 220 V. Почему же Вы так спокойно и с таким терпением относитесь к людям, которым и подпись-то поставить под документом дать страшно? Самовыражение — это прекрасно. Было бы что выражать и чем.
    А в остальном я с Вами абсолютно согласна:)
    Удачи Вам, Анна!

  9. mihail_lezinskiy

    Присоединяюсь к написанному Пиитухом , но я не о том … Будь здорова и не встревай в споры ни с кем , — себе выходит дороже . Ты — одна из самых умных птичек , — как мужескаго так и женского ! — пола на нашем портале . Так и знай!
    Всегда с тобой , дед Мыша .

  10. yuliya_chij

    Дорогой мой, золотой, любимый и уважаемый человек, Михаил Леонидович — дед Мыша!
    Ваши слова — бесценный дар. Воспринимаю их с благодарностью и как аванс на будущее.
    Я ж импульсивная до ужаса:( Прекрасно знаю этот свой недостаток. Борюсь с ним, как могу, но… воз и ныне там. С воплем «Держите меня семеро!» всё равно влезаю, когда вижу явную несправедливость (с моей точки зрения, конечно). Не всегда учитывая нюансы. А уж подводные камни вообще выше моего понимания. Где уж тут ум? Эмоции одни:( Постараюсь исправиться и оправдать Вашу высокую оценку моим умственным способностям.
    Пользуясь случаем (не чувствуя себя никому и ничем обязанной, на своей территории) хочу пожелать Вам многая лета! Берегите себя для своих родных, близких друзей и, хотя бы капельку, для меня. Ваши воспоминания о прекрасных авторах на страницах портала — это Летопись литературы советского и постсоветского периода. Это не просто сухие строчки, а живая история живых, настоящих, реальных людей. Спасибо Вам за то, что Вы есть! И спасибо судьбе за то, что позволила (пусть и виртуально) узнать Вас. Ради этого стОило заболеть и прийти в Интернет:)
    С искренним теплом, от всего сердца и (почти кристальной!) души,
    всегда Ваша,
    птица Чиж

  11. sol_keyser_

    «… Потому что точно знаю – не поймут, не услышат, обидятся. Не потому, что глупы. Совсем нет. Просто не захотят…»

    Не согласен.
    Просто — не умеют. Но так не считают, и с таким мнением никогда не согласятся.

  12. yuliya_chij

    Здравствуйте, Сол! Очень рада Вас видеть. Очень! Искренне рада!
    Наверное, Вы правы. Надо было написать по-другому — не смогла. Потому что такая категория авторов (всё же, как мне кажется) в меньшинстве. Среди них текучка большая. Одна волна схлынет — вторая нахлынет. Так чего перед ними распинаться? То же самое, что горох о стенку. Понятно, что у них амбиции зашкаливают. Ну и пусть Сами отсохнут. Со временем.

Добавить комментарий