КВАДРАТУРА КРУГА


КВАДРАТУРА КРУГА

Цикл стихов

* * *

…И когда немыслимый зной
сменяется нежданной свежестью ночи
и за окном огнями арабских деревень
светятся холмы Галилеи,
а вдоль предгорий пунктирами света
несутся свихнувшиеся машины,
словно забыв,
что от границы до границы здесь рукой подать,
я пью терпкий, как горечь разлуки,
ночной чай, согревающий не тело, а душу,
почему-то зябнущую
под этим неистовым солнцем,
в этот немыслимый зной.

* * *

Хоть жидом назови,
но не ставь в эту печь
аравийских хамсинов,
потому что и этот,
обрусевший Израиль,
еще не Россия.
И беда твоя вовсе не в том,
что ты драишь клозеты,
а что русский –
язык, хоть большого,
но все-таки гетто.
Как проник в твою жизнь
не на дни, не на месяцы даже
этот явный абсурд
разговоров и лиц, и пейзажей?
Только солнце и камни,
лишь к морю прижатая суша…
Почему же ты здесь?
Почему же ты здесь?
Почему же?!

* * *

Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.

Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.

Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.

«ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» МАЛЕВИЧА

1

«Черный квадрат» Малевича –
это еврейское кладбище.
Здесь – если всмотреться –
могильные плиты тысячелетий
со всей земли.
Здесь место упокоения живых и мертвых –
преданных земле, развеянных пеплом,
потерявших себя при жизни, —
которое ни у кого из них уже не отнять.
Черный цвет поглощает все цвета светового спектра.
«Черный квадрат» Малевича поглощает
весь спектр человеческих чувств –
радость, боль, отчаянье
(а отчаянья и боли на свете тысячекратно больше,
чем радости).
И когда человек теряет абсолютно все
и погружается на самое дно отчаянья,
с ним остается «Черный квадрат» Малевича,
обещанье забвения,
анестезия вечности,
преодоление и спасение,
этот Мессия отчаявшихся,
древнее еврейское кладбище,
где место найдется для всех.

2

…И если у евреев отнять Израиль,
у них все равно останется
«Черный квадрат» Малевича,
эта иллюстрация к заповеди
«Не сотвори себе кумира»
и к другим божественным заповедям.
Этот вечный знак траура по разрушенному Храму.
Это исход из Египта, это Возвращение.
Это скорбь и утоление скорби.
Это торжество всемирного
сионистского заговора –
синяя звезда Давида,
вписанная в черный квадрат.

3

«Черный квадрат» Малевича –
это тайна выживания народа.
Это памятник жертвам Холокоста
и погромов.
Это маленькая черная дверь в стене Истории,
куда вошли эти жертвы
и спаслись.
Слышишь, как Диктор Вселенной объявляет:
«Если вы навеки потеряли друг друга,
встречайтесь у «Черного квадрата» Малевича!»

УРОК ИВРИТА

Зеленеет под моим окошком декель*.
Я шепчу тебе на ушко: «Ат цодекет!»**
Ат цодекет, что приехала в Израиль,
где вечерняя прохлада дышит раем.
Где в ноябрь и тишь, и сушь, и в душах шекет***.
И невиданно устойчив новый шекель.
И тоска тебя по родине не гложет,
и никто тебя не бьет пинком по роже.
А в России, а в Москве – ты глянь-ка в телек –
валит снег, и жестко спать, хоть мягко стелят.
Гонят дуру и подсовывают липу
коммунисты жириновского разлива.
А в стороночке от них, родных советских,
дождик моет серый камень соловецкий.
В эту слякоть, в эту стынь, на эти реки
не заманишь калачом тебя вовеки.
Похлебала этих щей – да с жару с пылу…
Было – не было. Отрезала. Забыла.
Что же, радуйся, что ты судьбой любима,
что в окне твоем гранат, а не рябина.
Что с балкона под библейским небом синим
ты срываешь апельсин за апельсином.
_________
* пальма
** ты права
*** тишина

* * *

Пью чаи вишневые, малинные –
вспоминаю вьюги тополиные…
Пью чаи малинные, вишневые –
вспоминаю зарева кленовые…
Никому и ни на что не жалуюсь –
воду кипячу, чаями балуюсь…
Полночь. Бунин. «Темные аллеи».
Зимний дождь висит над Галилеей.

* * *

Я живу за синими морями,
я живу за темными лесами,
в неком царстве, неком государстве,
обличенном недругом в коварстве.
Из-за гор, из небыли-ли-были
стаи птиц доносят: «Жили-были…»
Кто-то там рассказывает сказки,
кот у ног выпрашивает ласки,
мельтешат таинственные тени…
Стал я частью детских сновидений.
И пою я тихо: «Баю-баю…»,
в старой сказке век свой доживая.
Не спеша, не пышно, не убого,
от себя лишь далеко-далеко…

КАЛАНИТ

В январе, что косыми дождями по стеклам звенит,
На холмах Галилеи расцветает опять каланит.
Словно клочья огня, словно свежепролитая кровь,
Каланит пламенеет в преддверьи февральских студеных ветров.

Только ночь позади, только серый рассвет впереди,
Так скажи, для чего надо вновь подниматься и дальше идти?
Не дари мне надежду – мне проще без этих затей…
Это путь в никуда, это вечность сезона дождей.
Это мрак ледяной над постылою жизнью калек,
Это снег прошлогодний над тишью оставленных рек.

Пусть тебя сбережет, пусть надежду тебе сохранит
На холмах Галилеи библейской
Январский цветок
Каланит.

* * *

Запетляла дорога,
что вела по прямой.
Не суди меня строго –
я поеду домой.

Потому что в утеху
перелески в снегу.
Потому что не ехать
я никак не могу.

Пусть в краю этом ветренном
ни кола, ни двора,
пусть в пустом Шереметьево
куковать до утра.

Пусть хоть кол из осины
за чужую вину…
Не меняют Россию
на иную страну.

Эта смертная сила
прочих связей сильней –
горе мыкать с Россией
до скончания дней.

Ну так что же, карету!
Полушубки на снег!
Если я не уеду,
мне прощения нет.

1997

0 комментариев

  1. aleksandr_suhih

    Эти стихи попадают прямиком в душу! Спасибо. Особенно пришлись: «Собирались, паковали», «Пью чаи», «Я живу за синими»…

    Ну а «Запетляла дорога…» Этот стих запредельно глубок, горек, выплакан и пришел с Божьей подачи… Давно не читал ничего подобного по силе мучительной любви к России и горечи эмигранства:(

    Мне кажется этот стих надо обязательно подать на конкурс. Вы знаете, на какой…

  2. leonid_margolis

    Спасибо, Александр. Хотя какие могут быть слова благодарности за такое понимание, такой отклик сердцем?! Думал ли я тогда, в 1997-м, когда рождались эти стихи, рождались помимо моей воли, как будто надиктовывались свыше, что услышу такие отклики? Цикл несколько лет пролежал в моём столе. А в начале 2003 года я вывесил его на стихире вместе с новыми стихами, которые начали рождаться с 2002 года. Цикл заметили, номинировали на конкурс РНЛС, где он оказался среди отмеченных жюри. Уже здесь, на ЧХА, это цикл стал лауреатом конкурса «Точка разлома: быть или не быть». А недавно занял 2-е место в финальном турнире «Вся королевская рать», куда попал в качестве лауреата «Точки разлома».
    Но, наверное, прав Пиитух: этот цикл всё же не для конкурсов. У меня самого были сомнения такого рода, когда я выставлял цикл на конкурс «Точка разлома». С другой стороны, я часто думал, что, возможно, кого-то эти стихи предостерегут от страшной ошибки, заставят лишний раз задуматься прежде чем уезжать, кому-то они поведают, как это непросто: рвать собственные корни.
    СПАСИБО.

  3. leonid_margolis

    Ох, не туда я поместил ответ Вам, поэтому дублирую здесь. 🙂
    Спасибо, Александр. Хотя какие могут быть слова благодарности за такое понимание, такой отклик сердцем?! Думал ли я тогда, в 1997-м, когда рождались эти стихи, рождались помимо моей воли, как будто надиктовывались свыше, что услышу такие отклики? Цикл несколько лет пролежал в моём столе. А в начале 2003 года я вывесил его на стихире вместе с новыми стихами, которые начали рождаться с 2002 года. Цикл заметили, номинировали на конкурс РНЛС, где он оказался среди отмеченных жюри. Уже здесь, на ЧХА, это цикл стал лауреатом конкурса «Точка разлома: быть или не быть». А недавно занял 2-е место в финальном турнире «Вся королевская рать», куда попал в качестве лауреата «Точки разлома».
    Но, наверное, прав Пиитух: этот цикл всё же не для конкурсов. У меня самого были сомнения такого рода, когда я выставлял цикл на конкурс «Точка разлома». С другой стороны, я часто думал, что, возможно, кого-то эти стихи предостерегут от страшной ошибки, заставят лишний раз задуматься прежде чем уезжать, кому-то они поведают, как это непросто: рвать собственные корни.
    СПАСИБО.

  4. aleksandr_suhih

    Давать этот цикл НАДО! И надо давать его не для конкурсного подтверждения, а для того, что Вы, Леонид, назвали «предостережением от страшной ошибки». Его должны читать на разных уровнях и во всевозможных аудиториях и странах… Может оно и поможет кому-то избежать той самой «ошибки». Да и привлечет читателей, которые просто прочтут его и что-то ощутят душой… А это много значит!

  5. leonid_margolis

    А я туда дал на тему же эмиграцию, но не из этого цикла. Можете заглянуть в раздел конкурсов на моей страничке. 🙂 Ну и потом, как я сказал выше, цикл уже фигурировал здесь на двух конкурсах.

  6. natalya_lange_pegas

    Ваши стихи поражают искренностью и желанием разобраться в себе самом, в своих ощущениях и, — выживанию в предлагаемых обстоятельствах. Интересно, что вы напишете через несколько лет, хотелось бы почитать.Стихи профессионально написаны, особенно запомнилось: «встречайтесь у «черного квадрата» Малевича». Встречи у еврейского кладбища…Дай Бог вам здоровья! «Место встречи изменить нельзя?!»Н.Л.(ПЕГАС)

  7. leonid_margolis

    Спасибо, Наталья, за столь содержательный отклик. Вы, наверное, заметили, что цикл написан в 1997 г., десять лет назад. Другие стихи, выставленные здесь, написаны несколько лет спустя. А еще через несколько лет, м.б., вообще ничего не будет. Во всяком случае, уже год с лишком ничего не пишу. Длинные, многолетние перерывы мне не внове. А жизнь между тем такая короткая… 🙂

Добавить комментарий

КВАДРАТУРА КРУГА

Цикл стихов

* * *

…И когда немыслимый зной
сменяется нежданной свежестью ночи
и за окном огнями арабских деревень
светятся холмы Галилеи,
а вдоль предгорий пунктирами света
несутся свихнувшиеся машины,
словно забыв,
что от границы до границы здесь рукой подать,
я пью терпкий, как горечь разлуки,
ночной чай, согревающий не тело, а душу,
почему-то зябнущую
под этим неистовым солнцем,
в этот немыслимый зной.

* * *

Хоть жидом назови,
но не ставь в эту печь
аравийских хамсинов,
потому что и этот,
обрусевший Израиль,
еще не Россия.
И беда твоя вовсе не в том,
что ты драишь клозеты,
а что русский –
язык, хоть большого,
но все-таки гетто.
Как проник в твою жизнь
не на дни, не на месяцы даже
этот явный абсурд
разговоров и лиц, и пейзажей?
Только солнце и камни,
лишь к морю прижатая суша…
Почему же ты здесь?
Почему же ты здесь?
Почему же?!

* * *

Собирались, паковали ценности,
уезжали по чужим следам…
Но забыли мы о нашей цельности,
а ее не сунешь в чемодан.

Думали: прощаемся с завалами
бед российских, коим несть числа…
Но потом себя не узнавали мы,
взглядом упираясь в зеркала.

Ни достатку, ни вину не рады мы.
И беду надвинувши на лбы,
мы стоим над нашими утратами,
соляные, скорбные столбы.

«ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» МАЛЕВИЧА

1

«Черный квадрат» Малевича –
это еврейское кладбище.
Здесь – если всмотреться –
могильные плиты тысячелетий
со всей земли.
Здесь место упокоения живых и мертвых –
преданных земле, развеянных пеплом,
потерявших себя при жизни, —
которое ни у кого из них уже не отнять.
Черный цвет поглощает все цвета светового спектра.
«Черный квадрат» Малевича поглощает
весь спектр человеческих чувств –
радость, боль, отчаянье
(а отчаянья и боли на свете тысячекратно больше,
чем радости).
И когда человек теряет абсолютно все
и погружается на самое дно отчаянья,
с ним остается «Черный квадрат» Малевича,
обещанье забвения,
анестезия вечности,
преодоление и спасение,
этот Мессия отчаявшихся,
древнее еврейское кладбище,
где место найдется для всех.

2

…И если у евреев отнять Израиль,
у них все равно останется
«Черный квадрат» Малевича,
эта иллюстрация к заповеди
«Не сотвори себе кумира»
и к другим божественным заповедям.
Этот вечный знак траура по разрушенному Храму.
Это исход из Египта, это Возвращение.
Это скорбь и утоление скорби.
Это торжество всемирного
сионистского заговора –
синяя звезда Давида,
вписанная в черный квадрат.

3

«Черный квадрат» Малевича –
это тайна выживания народа.
Это памятник жертвам Холокоста
и погромов.
Это маленькая черная дверь в стене Истории,
куда вошли эти жертвы
и спаслись.
Слышишь, как Диктор Вселенной объявляет:
«Если вы навеки потеряли друг друга,
встречайтесь у «Черного квадрата» Малевича!»

УРОК ИВРИТА

Зеленеет под моим окошком декель*.
Я шепчу тебе на ушко: «Ат цодекет!»**
Ат цодекет, что приехала в Израиль,
где вечерняя прохлада дышит раем.
Где в ноябрь и тишь, и сушь, и в душах шекет***.
И невиданно устойчив новый шекель.
И тоска тебя по родине не гложет,
и никто тебя не бьет пинком по роже.
А в России, а в Москве – ты глянь-ка в телек –
валит снег, и жестко спать, хоть мягко стелят.
Гонят дуру и подсовывают липу
коммунисты жириновского разлива.
А в стороночке от них, родных советских,
дождик моет серый камень соловецкий.
В эту слякоть, в эту стынь, на эти реки
не заманишь калачом тебя вовеки.
Похлебала этих щей – да с жару с пылу…
Было – не было. Отрезала. Забыла.
Что же, радуйся, что ты судьбой любима,
что в окне твоем гранат, а не рябина.
Что с балкона под библейским небом синим
ты срываешь апельсин за апельсином.
_________
* пальма
** ты права
*** тишина

* * *

Пью чаи вишневые, малинные –
вспоминаю вьюги тополиные…
Пью чаи малинные, вишневые –
вспоминаю зарева кленовые…
Никому и ни на что не жалуюсь –
воду кипячу, чаями балуюсь…
Полночь. Бунин. «Темные аллеи».
Зимний дождь висит над Галилеей.

* * *

Я живу за синими морями,
я живу за темными лесами,
в неком царстве, неком государстве,
обличенном недругом в коварстве.
Из-за гор, из небыли-ли-были
стаи птиц доносят: «Жили-были…»
Кто-то там рассказывает сказки,
кот у ног выпрашивает ласки,
мельтешат таинственные тени…
Стал я частью детских сновидений.
И пою я тихо: «Баю-баю…»,
в старой сказке век свой доживая.
Не спеша, не пышно, не убого,
от себя лишь далеко-далеко…

КАЛАНИТ

В январе, что косыми дождями по стеклам звенит,
На холмах Галилеи расцветает опять каланит.
Словно клочья огня, словно свежепролитая кровь,
Каланит пламенеет в преддверьи февральских студеных ветров.

Только ночь позади, только серый рассвет впереди,
Так скажи, для чего надо вновь подниматься и дальше идти?
Не дари мне надежду – мне проще без этих затей…
Это путь в никуда, это вечность сезона дождей.
Это мрак ледяной над постылою жизнью калек,
Это снег прошлогодний над тишью оставленных рек.

Пусть тебя сбережет, пусть надежду тебе сохранит
На холмах Галилеи библейской
Январский цветок
Каланит.

* * *

Запетляла дорога,
что вела по прямой.
Не суди меня строго –
я поеду домой.

Потому что в утеху
перелески в снегу.
Потому что не ехать
я никак не могу.

Пусть в краю этом ветренном
ни кола, ни двора,
пусть в пустом Шереметьево
куковать до утра.

Пусть хоть кол из осины
за чужую вину…
Не меняют Россию
на иную страну.

Эта смертная сила
прочих связей сильней –
горе мыкать с Россией
до скончания дней.

Ну так что же, карету!
Полушубки на снег!
Если я не уеду,
мне прощения нет.

1997

Добавить комментарий