Суд над Добром и Злом


Суд над Добром и Злом

Мне посчастливилось прикоснуться к философии Владимира Соловьева (это сын известного, конечно, многим историка Сергея Соловьева).
«Оправдание добра» – наиболее значительный его труд, вышел в 1897 году. Я законспектировал для себя его основные тезисы. Думаю, они небезынтересны и думающим авторам ЧХА.

В чем смысл жизни? Ради чего стоит жить?
Смысл жизни человека в добре, – утверждает В. Соловьев.
А что такое добро? Добро – то, что отвечает требованиям общепринятой морали, а зло противоречит им. Между добром и злом поставлены пограничные столбы. Но мнения человека и общества о добре и зле сугубо субъективны, и это усложняет нравственную жизнь. Вспомним знаменитого готтентота, который утверждал, что добро – это когда он украдет много коров, а зло – когда у него украдут! Выходит, мы зачастую судим о добре и зле, исходя из собственных интересов?
Кроме того, к человеку нельзя подшить товарный знак качества: «добрый» или «злой». Пороки и добродетели самым непредсказуемым образом сочетаются в одном человеке.
Наконец, добро и зло подобны айсбергам в океане. Видны только верхушки, а что там в глубине, – один Бог ведает. Кажущееся добро, например, всепрощение может обернуться большим злом. Неотвратимость наказания, зачастую принимаемое как злое подавление личности, несет в себе и ростки добродетели.
Конечно, мир тянется к добру. Но пока мы не видим ни злому кары, ни доброму хвалы…
На чем же основывается добро? Каковы его главные истоки? В. Соловьев видит их в стыде, жалости и благочестии.
Чем высоконравственный человек отличается от животного? Стыдом. Стыд развивается в совесть, угрызения которой не дают человеку растерять чувство собственного достоинства, благородство и честь. Совесть говорит ему: «Ты поступил недостойно. Ты не смеешь так вести себя, если дорожишь своим честным именем. Порядочный человек так жить не может».
Человеку при этом стыдно перед самим собой, независимо от того, известно о его дурном поступке еще кому-нибудь или нет.
Рядом со стыдом и совестью В. Соловьев видит другой корень высокой нравственности – жалость, симпатию и сострадание к ближнему. И предупреждает: опасность нависла над нами. Мы все больше становимся завистливыми, жестокими и мстительными. Общество, безразличное к человеку, делает своих граждан безжалостными, корыстолюбивыми, взращивает эгоизм, о котором философ говорит: «Я – все для себя и должен быть всем для других, но другие сами по себе ничто и делаются чем-нибудь лишь как средство для меня… Я – единственное средоточие, а весь мир – только окружность».
Наконец, третью главную основу высокой нравственности В. Соловьев видит в его благочестии, благоговении, в религиозном чувстве, которое проявляется в основных богословских добродетелях, имя которым – вера, надежда, любовь и мудрость. Это понятия, до которых человеку надо еще дорасти.
Искренняя вера не имеет ничего общего с сомнениями, оккультизмом и мистикой. Нательные кресты надели поверх платья и воображаем, что святая вера вошла в сердца и спасет и помилует нас. А Бог воздаст нам по делам нашим.
Надежда. Увы, мы сначала потеряли надежду на Бога, а потом – на утопическое светлое будущее…
«Любовь сама по себе, или любовь вообще не есть добродетель, иначе были бы добродетельны все безразлично существа, так как все они непременно любят что-нибудь и живут своей любовью, – говорит В. Соловьев. – Но не вменяется в добродетель эгоистическая любовь к себе и к своему, также страстная любовь к естественным и противоестественным удовольствиям, любовь к напиткам…» Речь о любви небесной, полной восторга и духовного трепета, о любви к людям, о любви к Родине (о которой даже говорить почему-то стыдятся).
Мудрость народ назвал матерью всех добродетелей. Но она становится таковой, если используется для сбережения жизни на земле. Мудрый библейский «змий», раскусив человеческую природу, умело воспользовался своей мудростью для достижения злой цели.
Для завершения разговора о книге «Оправдание добра» – еще один странный, но абсолютно верный вывод ее автора. Добро – это то, что, в конечном счете, заканчивается добром, а истинное зло, как говорит история, заканчивается злом. В этом определении видятся и те пограничные столбы, которые отгораживают добро от зла. Только настоящее добро не приводит к бедствиям. А рождается оно из мотивов и дел благородных, имеющих нравственное достоинство добра, когда оно исходит из мудрой любви к человеку и к Богу.
«Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу – вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества».

0 комментариев

  1. ernest_stefanovich_

    Добавил бы, как эпиграф:

    Чтоб оправдаться, твердим каждый день –
    Зло у Добра, что у дерева – тень.

    Мол, ничего без теней не росло:
    Любим Добро – принимаем и Зло.

    Хватит притворства! Постигнуть пора
    Мнимую сомкнутость Зла и Добра!

Добавить комментарий