Находясь на низшей ступени общественного развития, человек нуждается в компании себе подобных постольку, поскольку он зависим от стихийных сил природы и произвола иноплеменников. Его потребность в общении невозвышенна и непервостатейна. В такой ситуации ущербление личной воли в угоду коллективно осознанной жажды самосохранения нисколько не уязвляет нравственную, духовную сторону человека, ибо она пребывает в зачаточном состоянии. На пороге вступления в стадию зрелости (цивилизации) в человеке явственно обнаруживаются качественные метаморфозы. В немилосердную схватку с экономическими законами вступают законы нравственные − конкуренция норм в душещипательном до душегубства аспекте. Человек начинает взвешивать условно общественно необходимый интерес с частным произволением и уже затрудняется в нахождении баланса. В умах пробуждается тоска по идеалу. Ego вопиет и небезосновательно. Воля, устремленная к Абсолюту, в итоге дает совершенно антиобщественный декадентный идеал. В данной системе ценностей абстрактное целое и отвлеченная необходимость мыслится существенной преградой на победном пути эвдемонизма. Люди в полной мере осознают идею бессмертия рода и скуку воспроизводственного механизма. Они насыщаются со стороны вещественной. В низших классах это в сумме дает вегетативный образ жизни, в высших − то, что, перефразируя Даниила Заточника, можно охарактеризовать следующим образом: потеряли боголюбцы существо человеколюбия, что выливается в отстраненное презрение к так называемым животным сторонам человеческой натуры, интеллектуальное высокомерие. Это, в свою очередь, являет яркий пример «рваного сознания». Дробность, нецельность, освещаемая бесцелевостью, становятся важнейшими атрибутами личности. Хаос индивидуального сознания становится необязательным капризом, причудой, вещью из ничего по сравнению с грубо осязаемым хаосом коллективного сознания, безобразной, бессистемной мешаниной межличностных отношений. Интеллектуализирование, даль умозрения, граничащая с беспредельностью, перестают рассматриваться как естественный и исключительный способ существования для так называемой интеллектуальной элиты.