Рецензия на стихотворение Галины Тен «Королева»


Рецензия на стихотворение Галины Тен «Королева»

Стихотворение «Королева» приняло участие в конкурсе «В окошко старость постучала». На эту замечательную работу (как и на многие другие произведения талантливой поэтессы Галины Тен) мне хотелось бы обратить внимание авторов и читателей.

Тематика конкурса: приход старости, мысли, переживания, раздумья о прошлом и современном, перелом сознания, новый взгляд на мир, на детей, на внуков, на любовь, страхи, опасения, сомнения, надежды.

Ссылка: http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74439&pid=101

Полный текст (http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74440&pid=45):

Руины прекрасного тела
Твой образ являет толпе,
Но даже сейчас Королева
Живет в изможденной тебе…

…Под грузом прошедших событий
Опущены плечи твои,
Но звезды великих открытий
Смущают тоскливые дни.

Ты помнишь великое время –
Боль воин и радость побед,
Тобою ведомое племя
На Землю несло яркий свет.

Коснулся волос твоих иней,
Нетвердою стала рука.
Медлительней стал и болтливей
Единственный старый слуга.

Томят одинокие ночи,
Устало мерцает свеча,
Ты с этим мириться не хочешь.
О, как ты еще горяча!

Ты бьешься в цепях своей плоти,
Сознаньем преграды круша.
И сердце стремится к свободе,
И вырваться хочет душа.

Объятья ты страстные знала.
Горячие ночи любви
Прекрасная, ты не искала,
Тебя находили они.

Закончился путь твой великий,
И в прошлом остались огни.
Назойливо кружатся лики,
Тебя возвращая в те дни.

Седые рассыпались пряди
На теплый махровый халат,
Но сила осталась во взгляде.
Он мог убивать – этот взгляд…

…Сейчас ты слаба, ты устала.
Под окнами ропщет толпа.
Тебе нужно выйти из зала,
Сказать ей пустые слова…

…Ты вышла к народу и села
На трон. Ты покорна судьбе,
Но даже сейчас Королева
Живет в изможденной тебе.

Первый катрен является неким общим началом, несущим в себе смысл всего стихотворения:

Руины прекрасного тела
Твой образ являет толпе,
Но даже сейчас Королева
Живет в изможденной тебе…

Сразу бросается в глаза контраст между первой и второй половинами четверостишия. Некая обречённость, усиленная образом вынужденного всеобщего обозрения («толпа»), сменяется внутренней борьбой, неиссякаемой духовной силой, которую может не заметить сторонний наблюдатель, но которую постоянно ощущает сам человек. Лишь эта сила не даёт её обладателю (в данном случае – Королеве) поддаться гнёту времени и обстоятельств, сдаться и плыть по течению. В стихотворении ощущается создание «идеала» – настоящей Женщины, способной с достоинством выдержать любые удары судьбы и сохранить, пронести свой величественный образ сквозь года и испытания. Аналогичную мысль несёт в себе и второй катрен:

…Под грузом прошедших событий
Опущены плечи твои,
Но звезды великих открытий
Смущают тоскливые дни.

Здесь вновь проявляется сильнейшее противостояние между двумя сторонами человеческого сознания, сильной и слабой, яркой и тусклой. Они неразделимы, и только сила воли может заставить человека всегда стремиться к чему-то большему, к достижению новых вершин («звёзды великих открытий») и преодолению всех препятствий на своём пути.

В третьем четверостишии напряжение и динамизм нарастает:

Ты помнишь великое время –
Боль войн и радость побед,
Тобою ведомое племя
На Землю несло яркий свет.

Если проанализировать «энергетику» стихотворения, то становится видно, что всё произведение построено по единой «синусоидальной» схеме: нарастание – кульминация – спад. Примерная общая картина такова (слева – номера катренов):

1 – начало, общий тезис
2 – нарастание
3 – кульминация
4 – спад
5 – нарастание
6 – кульминация (сильнейшая во всём стихотворении)
7 – продолжение главной кульминации, постепенный спад
8 – спад
9 – лёгкое нарастание, далёкий отголосок кульминации
10 – завершающий спад напряжения
11 – окончание, связанное с началом, т.е. образующее замкнутый круг

Очевидно, что вышеупомянутая схема на протяжении всей работы повторяется три раза.

Такая схема делает произведение запоминающимся, очень впечатляющим. Она усилена несколькими факторами:
– В качестве размера используется амфибрахий (наиболее характерный для работ Галины), придающий стихотворению дополнительную плавность, мелодичность и, при этом, эмоциональность и особую акцентированность мощных образов.

– Все цепочки нарастания-спада имеют различную амплитуду, что делает стихотворение ещё более разнообразным, глубоким, очень точно передавая настроения и ощущения героини – от отдалённых воспоминаний до захлёстывающего потока сильнейших чувств.

– В строках некоторых катренов наблюдаются «перекрёстные образы». К примеру, шестое четверостишие:

Ты бьешься в цепях своей плоти,
Сознаньем преграды круша.
И сердце стремится к свободе,
И вырваться хочет душа.

«Биться» — «Сердце» (1-3); «Преграды» — «Вырваться» (2-4).

– В первом и последнем катренах совпадают 3 и 4 строки:

Но даже сейчас Королева
Живет в изможденной тебе.

Такой приём позволяет прочувствовать логическую завершённость произведения, ассоциирующуюся с абсолютной самодостаточностью личности самой героини.

Перед нами очень яркое стихотворение – тонкое в психологическом плане и продуманное в философском. Оно полностью соответствует тематике конкурса «В окошко старость постучала», передавая взгляд автора на многие затрагиваемые в нём темы. Более того, в силу глобальности собирательного образа Королевы, на мой взгляд, оно достойно быть одним из символов данного конкурса.

Добавить комментарий