Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души». Рассказы и миниатюры)


Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души». Рассказы и миниатюры)

Поговорим о душе? (Полный обзор произведений конкурса «Откровение души». Рассказы и миниатюры)

А теперь поговорим о душе прозой. Хотя, поэтам, как оказалось, эта тема более близкая. И если говорить о том, что конкурс удался, то только благодаря поэзии. В прозе удачных работ очень мало. Увы…
Еще раз акцентирую внимание на досадном моменте. Я задумывала этот конкурс для того, чтоб узнать, что каждый из вас думает о таком понятии, как душа. Именно поэтому, несмотря на название конкурса – «Откровение души», в Положении была четко задана тема – душа как главный или второстепенный, но значимый герой произведения. И именно поэтому я ищу в конкурсных произведениях не просто откровения, а О ДУШЕ.
Я даже в приветствии к конкурсу акцентировала на этом внимание.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72442
Напомню цитатой:
В древности шаманы считали, что если у человека проблемы, если он себя плохо чувствует, по жизни его преследуют неудачи, то причина в том, что он потерял часть души. Они верили, что ночью часть души может уйти, убежать как собака…
Как чувствует себя человек, потерявший кусочек души? И что именно это означает? И какое понятие мы вообще вкладываем в слово «душа»? Ведь каждый чувствует и понимает это по-своему.
Обо всем этом вы можете рассказать в конкурсе. Пусть это будут произведения о Душе. Веселые или грустные, философские или сентиментальные, но главной или значимой героиней должна быть Душа. И пусть она откроет нам свои секреты, расскажет о себе, немного пооткровенничает…

Итак, вперед, по произведениям.

1. Elmira Alm. Автопортрет.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72527
Должна признаться, не очень удачное начало конкурса у нас получилось. Странные впечатления от текста… Ну, во-первых душа всего несколько раз, да и то вскользь упомянута. И никакой определяющей роли в тексте не играет. Сам рассказ – история тяжелой жизни женщины по имени Фатима. Конечно, это могло бы быть откровением, но повествование построено так, словно автор просто перечислил факты из жизни несчастной Фатимы. Изобразительности очень мало, а та, что есть – слишком привычная. Много национальных слов, которых, уверена, 90% читателей портала не поймут. Ведь можно было дать к ним пояснение в сносках. И вообще, текст требует тщательной редакции. Почти в каждом абзаце есть какой-то ляп. «Шел медленный пушистый снежок». Не бывает медленного или быстрого снега. Он может идти медленно. И т.д. И потому, очень неожиданно на фоне всего этого, так замечательно раскрылся последний абзац, словно другим человеком написанный:

Вспоминая прожитую жизнь, и разглядывая глубокие морщины на лице, Фатима, будто шла по узким старинным улочкам крепости, где своя история за каждой нераскрытой дверью и звучит мелодия страдающей души. Руки Фатимы двигались, и акварель мягко ложилась на бумагу. В лице, которое смотрело на неё с картины, проглядывала удивительно мужественная женщина, но с мягкими глазами.

2. Yana. Семь кругов моего ада.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72535
Вы когда-нибудь задумывались всерьез о своей душе? Именно о своей.
Героиня этого рассказа выдает самые настоящие откровения о семи кругах ада своей души. Зависть, предательство, ревность, алчность, соперничество, двуличность и снова зависть, но уже к себе «естественной».

Круг завершен. Отправная точка стала конечной. Кромешная тьма моей души изложена. Чувства выплыли наружу, но легче не стало. «Ад» остался глубоко внутри. С ним жить, с ним растить ребенка и притворяться счастливой. Другой судьбы не дано, а так хотелось бы начать сначала!

Поучительный рассказ. И я бы сказала – стильно написано. Лаконично и четко. Я еще сомневаюсь – верить героине или нет, но рассказ, тем не менее, запомнился, а значит, что-то в нем есть.

3. Светлана Ливоки. «Немая исповедь расстриги 20-х.» (глава из книги)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72548
Действительно, наверное, самой огромной ошибкой коммунистов в свое время было отказаться от религии как таковой. Тем более, что принципы или заповеди у них практически одинаковые. Возможно, тогда это и было хоть как-то оправдано. Возможно… Но человек без души – это не человек.

А что же тогда так болит порой, если не душа? Есть она, есть — я точно знаю! Она надрывалась у меня внутри, когда я терял своих родных, во время войны она плакала о погибших. Душа радовалась вместе со мной хорошим известиям, новым книгам и погожему дню. Пела, когда я был по-настоящему счастлив с женой, с детьми, когда занимался любимым делом и был нужен людям. Теперь припоминаю, что в дни мой юности, когда я всецело принадлежал Богу, я ясно ощущал, что весь состою из души. Сейчас я тоже чувствую ее внутри себя, но она такая маленькая, сморщенная и почти задавленная. А всё потому, что я на какое-то время просто забыл про нее, я больше не слышал ее предостережений и опять, как когда-то, начал вкалывать по зову своей партии, от которой, кстати, я давно уже устал. Я только сейчас спохватился и понял, что никому не нужен. Всем нужны мои мышцы, жилы и кровь, мой рот, изрыгающий лозунги. Мои мысли вместе с душой никого не волнуют, они никому не нужны, даже близким.

Неплохо сказано про душу, но оценивать произведение сложно. Когда автор пишет миниатюру, он пытается все свое мастерство вложить в небольшой текст. Отрывок из книги же такого в себе не несет. Могу только сказать, что язык повествования легкий.

4. Окунев Игорь. Разлука.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72552
Я помню этот рассказ по конкурсу «Одиночество как способ…». Очень хорошо выстроен в эмоциональном, чувственном и образном плане. Изобразительность очень четкая и оригинальная. Стиль чувствуется. Но в том конкурсе мне показалось, что про одиночество вскользь. Про душу же немного больше, но все равно она мало раскрыта.

Тебе ли не знать, я дипломат и свободно говорю на трех иностранных языках. Но моей душе знаком один язык – русский. На нем она любит и плачет, на нем же будет умирать. В нем ее последнее пристанище.

И еще одно высказывание о душе понравилось:

Я здесь, с вами. Воздух начинает сереть – сумерки, а мне все не уйти, невыговоренность гложет. Наливаю рюмку водки. Пусть земля будет пухом. Уезжаю. Навсегда. Новые горизонты. Нет, не то. Я договорился с соседкой, она присмотрит и приберет. Нет, не то. Мамочка, как я помню твои слова: «Неужели душа может улетать в холодное небо? Нет, наверное, она все-таки должна уходить в теплую землю. Тем более, что небо у нас одно на всех, а земля у каждого своя собственная».

А вот за откровение я это произведение приму. Даже за исповедь. Исповедь человека, который уезжает, но оставляет часть своей души на прежнем месте. В городе детства.

5. Злата. Вечноживущий.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72556
Не первый раз читаю про Звенислава у Златы и каждый раз огорчаюсь, что никак не могу выбрать времени, чтобы прочесть полностью весь роман. Интересная и философски продуманная работа. Так интересно собирать по крупицам образ главного героя… И все же, именно эта отрывочность конкурсного текста мешает оценить работу по достоинству. Почему? Во-первых, большая работа предполагает несколько иной стиль изложения, чем маленькая, поэтому отрывок не передает всей изобразительности, оригинальности и доступности понимания всего произведения. Во-вторых, именно о доступности. Например, не понятно, почему в воспоминаниях Звенислава с Императором говорит Душа. Хотя Душа как раз получилась очень яркой:

« Ты веришь в делимость души?» — лениво произнес Император, вальяжно развалившийся на своем троне, поглядывая одним глазом на беснующуюся перед ним душу, а другим, наблюдая неспешный полет золотой пчелы над корзиной с фруктами. – « Это что-то типа: хочу жить и с женой, и с любовницей, и чтобы ни одна из них об этом не знала?» « Тебе смешно?» — еще более пришла в негодование душа: « Ты думаешь, эти жалкие людишки, с их мелкими страстишками, не стоят и щелчка моего пальца. Но, скажи Великий и Ужасный, не ты ли создал их такими? Что ты теперь хочешь от них, какого величия разума?»
«Ну почему же все. – ответил Император. – «Появился однажды у меня такой бунтарь, который хочет все перекроить, и только он знает, как дать людям счастье. Вот ты сказал: чтобы не было горя. Но как тогда они отличат боль от радости, счастье от несчастья? Подумай об этом»

6. Эрнест Стефанович. Первая.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72566
Все же это откровение. А о душе, к сожалению, всего одно словечко в привычном употреблении сказано.
Хотя, как откровение, очень трогательно и захватывающе. Рассказ о первой любви, да еще и несостоявшейся в плане продолжения, всегда задевает душу.

Нет, конечно, многие девочки нравились еще в школе. И Рая, которую догонял по дороге домой и бил портфелем. Чтобы обратила внимание? Обратила, потом писала бестолковые и бесполезные письма.
И Бэтя в четвертом классе, у которой, догоняя по черемуховой весне, целовал и маленькие ушки, и тугие щечки, и влажные губки. И которая в пятом уже не училась в их школе, и не надо. А вот так, чтобы предмет занимал бы тебя всецело и всечасно, так было только с Танькой.
После техникума торчал на морозе у нее под окном, пытаясь через закрытые ставни услышать голоса и угадать, выйдет или нет. До полной остановки кровообращения в пальцах и пятках ног (обутых в шерсть носков и валенок!), бродил с нею по лунному зимнику.
А когда поздним вечером проскальзывал вслед в примусное тепло общего коридора ее одноэтажной коммуналки, наступали самые лучшие минуты крепких объятий с взаимным осязанием всех ни разу не видимых друг у друга упругоподатливых и несгибаемых интимностей.

Отличный стиль. Летящее какое-то повествование, немного иронии и вместе с тем чувства, чувства, чувства…

7. Братушева Виктория. Как ты узнала, что буду я? (Сокровенная правда)
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72570
Какая замечательная миниатюра! Нет, я не буду сейчас говорить о стиле повествования или изобразительности, образности… Она замечательная по сути, по теме. Каждая будущая мама может ощутить тот момент, когда ее ребенку, который пока еще в ней, дарят душу. Ведь нередко беременные женщины еще до УЗИ знают, кто у них будет – мальчик или девочка. Просто им снятся сны…

И посередине моря под прозрачными стеклянными колпаками два острова, покрытые зеленой травой. На этих островах было много детей разных возрастов в таких же, как у меня, белых рубашках, а на шее каждого платочек алый повязан, они бегали и смеялись так радостно и звонко. А я летала и улыбалась. Это был мир счастья, радости и всеобщей любви. На другую ночь во сне появился пожилой, абсолютно седой, с окладистой круглой бородой мужчина в белой рубашке, и сказал мне: «Выбирай». Я опустилась пониже к островам, и выбрала мальчика. Этот мальчик был ты. И когда утром я проснулась, то поняла, что забеременела и у меня будет мальчик. Такой, как я выбрала.
После этого, я ещё несколько ночей летала во сне, в мире облаков и всеобщей любви.
Конечно, я рассказала эти сны бабушке. И тогда она мне объяснила, что так моему ребенку дали душу. А сны эти надо запомнить, потому как, они самые сокровенные для каждой женщины. Ведь, для каждой мамы самое ценное в жизни – это её ребенок, дитя с душой из мира счастья. Все мы там были когда-то.

8. Dako-ta Dies. Ломаная Линия.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72600
Произведение похоже на рассказ очень эмоционального человека, которому собственные переживания и чувства мешают изложить все стройно. Проскакивают какие-то мысли, клочки воспоминаний, песен…

— Ведь он говорил мне…. Он говорил, что скоро умрет, но я слишком поздно это осознал – сквозь слезы произносил я.
Джейн опустила свой взгляд и внимала моим словам, следуя мысли.
— Я никогда больше не увижу его – эти слова я произнес как приговор.
Я не ищу твой силуэт,
Просто дай мне ответ: есть или нет?
— Как больно за то, что ты не можешь закрыть глаза и умереть?! – кто-то говорил за меня…
Только дай мне ответ – есть…
Деревья стонали, глядя в мою душу, и бросали листву в разные стороны, пытаясь хоть как-то смягчить мое горе. «Я не художник»,- мысленно ломал я их надежды, и они вмиг переставали слагать свою безмолвную поэзию…

И вместе с тем, очень четкая образность, автору удалось передать читателю грусть, безысходность, тоску… А это удается не каждому.
Тема души не очень хорошо раскрыта, ровно как и откровения отрывочные. Если конечно, это не аллегория и все эти разные миры, Звери и «мертвый» лик не прячут в себе какого-то другого смысла…

9. Елизавета Полонская. Рыбак.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72603
Работа-вдохновение. Очень симпатичная миниатюра. Отличная задумка. Но, на мой взгляд, совершенно не подходит к конкурсу. Тему души не раскрывает и особых откровений не несет…
Но тем, кто любит искусство и запахи моря, рекомендую.

10. Ольга Карагодина. Встреча с первой любовью.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72661
Даже не знаю о чем говорить. Работа простенькая, но что-то есть в тексте, что заставляет улыбнуться, задуматься. Тем не менее, в конкурсе мы говорим о душе. Здесь же даже слова такого не мелькнуло. Откровения? Вряд ли, просто воспоминания…

11. Иван Мазилин. Ядва.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72682
Приятная зарисовка. Улыбнуться заставила. По-доброму улыбнуться. Нравится мне стиль Ивана. Так спокойно читается, и в то же время, все образы и герои четкие, яркие. Даже это второе Я – Я-два, ведь нет описания, а образ все равно четко собран, словно видишь его воочию.
С попаданием в тему… сложно. Есть немного о душе, есть немного откровений. Откровений больше. А о Душе… Понравилось, что автор поставил Душу и Любовь на одну ступеньку.
Нет, однозначно, не хотелось бы мне потерять это произведение из конкурсных. Ведь это откровение писательской души…

И полезли из меня слова всякие, что всегда и случается на ходу. И мысли хорошие — хорошо, грамотно укладываются. А рядом Ядва идет, семечки полузгивает, да воробьям тоже подкидывает угощение.
Мы с ним очень давно вот так вот рядом. И в самые паскудные моменты, и когда ничего, ну вот как сегодня. Он мое бесплатное, но очень ценное для меня приложение. И он это знает. Редко он меня покидает — наблюдает за мной. То из-под руки, то на очень большом расстоянии. И когда отлучается куда, совсем мне не по себе становится…
Если вы, ненароком, подумали, что меня «глючит», то спешу разочаровать. Я… давно уже задавал ему вопрос – «как тебя воспринимать?». Он только пальцем у виска покрутил, мол, совсем что ли?.. а потом все же выдал
— Да, ничего особенного, просто второе твое «Я», скромно могу заметить, лучшее из двух… Если не устраивает, можешь считать кем… или чем угодно, но извини, судьба, однако, вынужден, находиться при тебе.
— Ангел, что ли?
— Можно и так… а можно, совсем даже наоборот… — Словом, издевается, паразит. Кем бы ни был… Я-два, или просто Ядва. Так его обозвал. Ничего, откликается.

12. Михаил Лезинский. Реквием в двух плачах.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72683
Ах, Михаил, Михаил, вы снова выжали из меня слезы.
Замечательнейшее произведение. Живем, пока помним… Отличный легкий стиль повествования, ненадуманные, живые чувства и эмоции, трогательность воспоминаний, делают рассказ незабываемым.

— Здорово ты приладил свой «кирпичек»… Ой , как здорово!.. Строитель ты мой…
Мальчишечка и не вырывается. Притих, чувствую — обнял. Так мы с ним и стоим некоторое время: руки мои наливаются молодостью, теплеют… Словно их согревает Вечный огонь на Малаховом кургане, когда я был ещё молод….
— Деда, а почему там все пишут и в щелки закладывают?
Стал объяснять то, что сам ещё плохо знаю:
— Из Иерусалима самое короткое расстояние до Б-га, а отсюда — тем более. И всё, что ты попросишь у Него — исполнится.
— Даже — велосипед?
— Велосипед тебе и мама может купить! Просить надо здоровья или удачи в учёбе. Вот ты, например, как учишься?
— Я тебя понял, дедушка, — Максимка проигнорировал мой вопрос об учёбе! — бери карандаш, бумагу и пиши! Будем просить здоровья!
— А что у тебя со здоровьем?
— У меня хорошее здоровье, но я же не себе буду просить!
Достал из сумки карандаш-бумагу.
— Пиши! — протягиваю Максимке.
— Ты пиши, дедушка!
— Да я иврита не знаю.
— Пиши по-русски, дедушка! И выдал фразу, которую произнёс когда-то я, не замечая, что у внука ушки всё время на макушке:
— Бог, дедушка, понимает любой язык!

Жаль только, что тема конкурса – душа. И эта тема не раскрыта. Откладываю произведение в стопку с откровениями и в душе своей на видное место.

13. Лада. Алла, забудь!
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72689
Вот… Наверное, не стоит мне сейчас рассуждать о достоинствах и недостатках текста. И говорить о том, что я совершенно не поняла о чем произведение, тоже. Скажу только, что фраза «ее душа сжалась в малюсенький комочек от страха и надежды» еще не означает, что рассказ соответствует теме конкурса.

14. Таволгин. В ожидании чуда!
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72739
Очень жаль, но произведение вне темы конкурса. Оно не о душе и вряд ли его можно принять за откровение. Это реалии нашей жизни. Жесткие реалии улицы…

15. Александр Асмолов. Таинство.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72743
Приятная миниатюра. Понравилась идея о том, что если утром человек проснулся и почувствовал радость и легкость, значит ночью, пока он спал, душа была там, где ей хорошо. Может, именно в такие ночи мы видим приятные сны?

Наверное, это происходило на грани ночи и утра, когда сон наиболее глубок и душа может незаметно покинуть бренное тело, оставив в нём все проблемы и печали, присущие нам смертным. Ведь душа она бессмертна, у неё другие заботы, у неё другие законы, и совсем — не бытия. Она — светла, она — чиста, и стремления её светлы и радостны. Его душа, освободившись от плотских уз, устремилась к её душе. Туда, где не властны земные законы, туда, — где правит совершенство, Истина, Абсолют. Только там можно познать суть человеческую, только там можно заглянуть внутрь. От души нельзя скрыть что-то, спрятать в уголки своего сознания. Она — всеобъемлюща и повсеместна, она частичка мироздания.
Мгновения достаточно, чтобы души соприкоснулись, проникли друг в друга, слились. Чему удивляться, если, проснувшись рано, вы вдруг почувствовали необъяснимую радость, лёгкость, предвкушение чего-то приятного и долгожданного. Знайте, — это души ваши встретились, они уже всё решили, всё поняли и высказали.

16. Николай Акрин. Перевоспитание.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72849
Как интересно… Получается, что у них там, наверху, бюрократизм еще похлеще нашего?

— Не надо ничем хлюпать… Потому что вопрос твой все равно решить невозможно.
— Да почему же?!
— Да потому что все тела на данный момент заняты. Понятно? У нас очередь на новорожденных на 867 лет.
— Так… долго… ждать?
— Ну а ты как хотела? Ты сама себе представь, сколько нас тут накопилось, и сколько их там рождается… Так что иди, отдыхай, расслабляйся… Заявление твое учтено, когда твоя очередь подойдет – тебя известят… Все…
— Подождите! Петр Иванович, родной, миленький! Но 867 лет – это очень долго!… Я так с тоски сдохну!…
— Очень смешно…
— Ничего смешного!… Я могу рекомендации принести!… У меня такой послужной список – Мефодий, Менделеев, Хрущев… Запяткин…
— Кто это?
— Неважно… Хороший человек… Принести?
— Дорогая моя!… Милая! Ну хорошо – с рекомендациями вас продвинут по очереди лет на сто пятьдесят… Если хотите – сходите в отдел кадров, вам все выпишут… Но есть ли смысл?…
— При таком раскладе – нет. Я хочу тело прямо сейчас. Я устала – понимаете?

Но душа не даром имеет такой послужной список, она нашла выход. Какой? Узнаете, если кликнете по ссылке.
Только вот жаль, что конец у рассказа такой… реальный. Даже бывшая душа Менделеева не сможет перевоспитать убийцу. Хотя… кто знает, ведь шанс у нее пока не отобрали.

17. Римма Глебова. Моя дорогая… или страдания души.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72872
Душа не может ненавидеть. Только страдать. А мстить? Похоже, она умеет мстить.

Элен вскрикнула и отшатнулась – зеркало, как от невидимого удара, громко треснуло, зазмеились от центра трещины… Что-то, невидимое и почти неощутимое ПРОЛЕТЕЛО мимо её испуганных глаз.
— НИЧЕГО… — услышала она, — КУПИШЬ ДРУГОЕ… СТРАХОВКА БОЛЬШАЯ… Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ…
— Я тоже тебя люблю! — закричала Элен. — Я очень жалею…
Она потеряла сознание и упала на пол под разбитым зеркалом. Но я уже был далеко и не увидел ее уже никогда. Душа видит то, что ХОЧЕТ видеть. Собственно, я всегда видел то, что ХОТЕЛ видеть.
Я умер. Теперь окончательно. Душа, если очень захочет, оказывается, тоже умирает. Так что я не встречусь с Элен больше НИКОГДА.

Сентиментальная история о любви и изменах, дружбе и предательстве, порядочности и мести.
Не могу сказать, что рассказ завоевал мое сердце и в этот раз (просто я рассказ уже хорошо знаю), но и равнодушной снова не оставил.
А вот «спасибо» хочу сказать. Так мало получилось именно таких работ – приятных и соответствующих теме.

18. София Каждан. Мужская исповедь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72895
Все же это произведение не совсем в теме конкурса. Не о душе. Немного откровений о любви. Или просто разговор между двумя друзьями…
Несколько пожеланий автору. У Вас легкий язык, но слишком высокопарный, на мой взгляд. И образы слишком избитые. А ведь Вы описываете мужской разговор tet-a-tet. Вы описали так, как хотела бы услышать о любви женщина, а не так, как стал бы рассказывать другу мужчина…

19. Веточка. Возвращение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72907
Ох… ну какая же женщина пройдет мимо этого рассказа!
В продолжение комментария к рассказу Риммы Глебовой – душа будет страдать, пока не поймет, что здесь, на этом свете ее помнят и любят.

От этих слов, от нежности, исходящей от двоих мужчин, единственных в ее жизни, стало тепло и уютно. Она поняла, что ради них стоило жить и … умереть. Умереть? Нет, она жива, она с ними, пока живы они, ее продолжение.
«Я ЛЮБЛЮ ВАС!».
И будто бы почувствовав ту любовь, что она пыталась передать им, двое главных мужчин ее жизни, улыбаясь и взявшись за руки, вошли в комнату.
И она увидела свет. Можно было возвращаться. Но не туда, где не было ничего, кроме безмолвия, тишины и безвременья, а туда, где было ВСЕ и ВЕЧНОСТЬ.

Мне понравился и стиль, какой-то летящий, увлекающий за собой, и сама тема, наполненная светлой трогательной нежностью и грустью.
А еще, после прочтения остается надежда, что те, кого мы любим, и кого уже нет больше с нами, иногда могут спуститься на какое-то время, чтоб просто ответить: «Я вас тоже люблю»…

20. Сектант. Задушевный разговор.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72910

– Если Иисус умер действительно за всех, и за вас, и за меня, а затем подлинно воскрес из мёртвых (апостолы весьма преобразились, не правда ли?), то это означает… что Он, несомненно, наш Бог! И нам надлежит непрестанно благодарить Его и служить Ему, чтобы не предстать пред Ним, опять же, неблагодарными безумцами, чтобы душа Ваша живая не погибла!
– Ах, если бы всё это было так, как вы говорите!..

Ну, в какой-то мере, это суть рассказа. Комментировать же его, к сожалению, не смогу. Тема души раскрыта слабо. О религии я предпочитаю не говорить, считая, что это слишком личное.

21. Валерий Белолис. Глаза Ангела.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72934
Вы, Валерий, интриган, вот, что я скажу!
Только я перестала путаться в изобилии глаз и взглядов произведения и вслушалась в его суть, как все оборвалось, причем на самом интересном месте!
Тем не менее, в миниатюре затронута тема, которая волнует и меня тоже.

Час назад он вышел из кинотеатра…
Не новый фильм. «Красный дракон». Маньяк, агент-интеллектуал, жертвы, кровь. Инвалид от рождения мстит своему настоящему за прошлое. Агент отстаивает ценности добра с кулаками. За всем этим наблюдает… Ангел? Дающий право… нет, дарующий право выстроить души действующих лиц, как они того заслуживают. Красота и уродство. Внешнее и внутреннее. Ставится вопрос: что важнее? Глубина души создается от недовольства собой. От трудностей. От страданий. То есть все, состоявшиеся душой, в прошлом в чем-то были ущербны ? Или таковыми себя считали…
Поэты. Художники. Писатели. Или же трудные судьбы. Невезение. Обида. Злость. Месть. Люди, имеющие тонко выстроенную душу все прошли через это. Печально.

22. Хельга Янсон. Откровение души, ИЛИ история одного преступления.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72965
Одно время в прессе часто мелькали статьи о людях, которые помнят прошлую жизнь своей души. Якобы именно это и доказывает существование душу. Данный рассказ поднимает эту же проблему.

Безутешная Саманта металась из угла в угол, зовя неизвестного Нику человека. Она выбежала из дома. Вот она идёт по узкой улице в толпе людей, которые, схватив чемоданы в одном нижнем белье, бегут неизвестно куда. Глухая ночь. Саманта чувствует, что земля как бы шатается, но женщина удерживается на ногах, вцепившись стенку стоявшего рядом с ней круглого дома. В это мгновенье огромная волна накрыла Саманту, и бегущих в неизвестное людей. Ник нашёл супругу в саду. Она сжалась в комок, и смотрела на него, полными страха глазами.
— Где Вэлси? — Лепетали её губы.
— Кто такой Вэлси? — Спросил Ник.
— Мой сын!
Ник подумал, что его жена помешалась: ведь у них не было детей! На следующий день он решил отвести супругу к знакомому психологу, Илси Клеменс. Илси, выслушав Ника, объяснила ситуацию так:
— Возможно, мы имеем дело с воспоминаниями души о прежних воплощениях. Не так давно у меня был подобный случай.

Странное впечатление от работы. Первая половина какая-то путаная, построенная на одних эмоциях, а вторая, наоборот, лишена всяческих эмоций и повествование напоминает именно статью в газете. А жаль. Тема очень интересная. Можно было бы потрясающий рассказ вылепить.

23. Катя_Ким. Семь дней.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=72983
Не знаю как остальным, но мне жутко понравилось. История чем-то похожа на «Возвращение» Веточки, но, на мой взгляд, обыграна более ярко. Мужчине, вернее его душе были дарованы семь дней, чтобы побыть еще на земле. Только в кого вселиться? Он выбирает собаку. И в самые последние минуты седьмого дня все же успевает жене и сыну сказать, что любит их, хоть и говорит по-собачьи. Мне понравился стиль повествования. Захватывает с первой же строчки. А как потрясающе описаны мелочи! Вот, например, отрывок, когда герой выбирает, кем стать на эти семь дней:

Кошка. Она и сейчас, наверное, с ними – пушистая, наглая, бесцеремонная хозяйка дома. В ее желтых глазах вечное презрение к окружающим. Королева. Тогда, замерзшую и дрожащую, ее не смогли не приютить. Есть что-то в котенке, особенно грязном и тощем, настолько трогательное, что его сердобольные домочадцы вряд ли пройдут мимо.
Плюс.
Когда эта трехцветная дрянь выросла, у нее обнаружился целый букет милых причуд.
Она ела только вареную рыбу.
Она гадила исключительно на пол.
Она будила его жену, вцепляясь зубами в выглядывающие из-под одеяла ноги.
Она по-прежнему все время мерзла (сказывалось тяжелое детство) и грелась в оставленных на плите сковородках. Желательно с маслом.

Или вот еще, четко продуманы проблемы существования человеческой души в теле собаки:

Новое, такое чужое и непривычное тело поначалу его не слушалось. Четыре ноги вместо двух, отсутствие рук, невообразимое количество навалившихся вдруг звуков и запахов и этот странный, странный ракурс. Снизу все казалось незнакомым. Он знал, что находится где-то рядом со своим домом – бывшим домом – но сориентироваться не мог. Он бегал по дворам и скверам, тыкался носом в двери каждого подъезда, мчался на стук каблучков, доносившийся из-за угла…
Он потерялся.
По ночам он забивался в какую-нибудь дыру и тихонько скулил. От отчаяния. От тоски. Свернувшись калачиком, он лежал на земле и думал.

Спасибо автору. Хотелось бы верить, что если что, то шанс все же будет, хоть на семь дней.

24. Gala Edvid. Статуя.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73085
Без души мы всего лишь статуи? Рассуждаем о жизни, о существовании, о том, чего нет и что могло бы быть, философствуем высокопарно и с надрывом. И вдруг, слышим чей-то голос и понимаем, что про душу-то забыли…

ГОЛОС. – Я не прячусь, несчастное создание. Это ты – кто не умеет смотреть. Провела всю свою жизнь со взглядом, устремленным к горизонту. Посмотри внутрь себя – и увидишь меня. Что ты ищешь вдалеке, если там, внутри себя ты имеешь все. Все…
ОНА. – Скажи мне свое имя, Бога ради!
ГОЛОС. – Я – душа твоя. Душа, которая хочет жить!
ОНА. – (Освещая свое лицо улыбкой, которая ее преображает, протягивает руки у медленно продвигаясь вперед, восклицает): Моя душа! Моя душа!

Произведение напомнило мне театр 30-х годов. Даже показалось, что сейчас выскочит команда плотных спортсменов в трико и скажет: «Делай раз! Делай два!»…
Впрочем, возможно это излишки жанра…

25. ~L~. Горизонты кривых зеркал.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73135
У автора неплохой стиль… Вот только произведение не в тему конкурса. Возможно, просто откровения?

Здесь все иначе. Все не так, как в прошлой жизни. Тогда мой мир одним легким движением взмыл до такой высоты, какой не достигал ранее ни один мир. Два взгляда, переплетаясь, устремлялись в одном направлении. Две руки всегда искали друг друга. В наших волосах путался один ветер, а в наших мечтах был один на двоих лабиринт поиска. Себя, истины, счастья. Пути были часто слишком разными, но ведь одна рука всегда искала другую…
А потом все рухнуло. Забравшись однажды на одну из только что покоренных тобой вершин, ты новым взглядом окинул путь, что уже пройден, и горизонты, открывающиеся с новой высоты. Был там и мой мир, но он лишь тускло поблескивал среди сокровищ новых высот. Новых завоеваний и новых регалий. Да, мой мир был не так высоко, и не ослеплял искусственным светом… И он проиграл.

26. Эдуард Снежин. По вызову.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73322
К сожалению, и это произведение вне темы конкурса. Мы говорим о душе, а этот рассказ скорее откровение реалий нашей жизни.

— Ты… ты… девушка по вызову? — присел я на кровати.
— Да.
Душа моя переместилась и комком застряла в горле.
— Так значит продукты, деньги это …
— Да, это! — перебила она. — Сколько можно терпеть такую нищую жизнь!
Я соскочил с кровати.
— Не пущу! Только не это! Завтра пойду грузчиком, заработаю, отдам, украду, наконец, только не это!
— Ты забыл, что уже пытался грузчиком? А воровать ты не сможешь!
Знаю.
Она была права. Стало столько безработных, что на тяжёлую работу грузчиком устроиться было очень непросто. И там образовалась своя мафия. А воровать… Я рассказывал как-то Тане, что воровать меня отучила в детстве моя покойная мать. Когда с подцанами мы обчистили погреб соседки с вареньем и солёными огурцами, мать жестоко избила меня. Но мне запомнилась не боль побоев, а безнадежные мамины рыдания после экзекуции надо мной, и я поклялся не брать ничего чужого.

27. pioner1957. Доказательство.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73362
Забавный рассказ, но совершенно не в тему конкурса. Мы не о Всевышнем, мы о душе.

— Достал ты меня, Ванька, своим ехидством! – раздраженно пробасил Всевышний. – Ну ладно…сам напросился… Вот он я, перед тобою — что теперь скажешь?..
А что говорить, если сам факт, как говорится — налицо… Погоняйло сглотнул слюну, поморгал, помахал ладошкой перед глазами, искренно надеясь, что неприятное видение сейчас растает в воздухе, но – увы… Неужто и впрямь – ОН?!. Нет, не может быть… Ещё Карл Маркс неопровержимо доказал, что… И в материалах последнего съезда КПСС записано, что… Да нет, мираж это!.. Галлюцинация!..

28. Гайдукова Людмила. Параллели.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73488
Кто может отвечать женщине в пустой квартире?

Отпусти меня, наконец!
А ты что, плачешь? Не надо! Может, как-нибудь зайдёшь в гости, хотя, боюсь, в моём мире тебе тоже будет неуютно… Видишь, розы осыпаются… Завтра кто-нибудь подарит тебе новый букет – не плачь. Вода застывает кристаллами на окне – я и так уже сделала тебе целый январь, прошу, не добавляй к нему лишние недели! Не торопи! Ты ещё так молода, ты сможешь дождаться рассвета. Без меня… Вот сейчас скажешь: «Прощай», — и я уйду.
Молчание, как шелест падающего лепестка. Часы. Шаги. Дыхание. И вдруг блеском молнии в темноте, вспышкой:
— Останься! Войди в мой мир! Озари его! Пожалуйста…

Душа? Но тогда почему она приходит из другого мира. Душа должна жить в человеке. Или это чья-то душа? Тогда это неудачно раскрыто в тексте.
Возможно, это могло бы быть удачным образом одиночества, хотя и тогда есть свои нюансы несостыковок в тексте.
Мне кажется, что автор могла бы дать читателю хоть какой-то шанс на понимание произведения. Хотя, может это только мне не понятно, но миниатюра осталась для меня загадкой.

29. Вадим Чирков. Город для Аленки.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73542
Замечательный рассказ. Чувствуется рука мастера. И очень, очень жаль, что он вне темы конкурса.

Неужели на стене тот город, город ее грусти? Да нет же, чепуха! Чушь, чушь! Просто у нее сейчас такое настроение – как будто ее кто-то обидел. Ну конечно: Аленкина болезнь, ночь не спала, устала… Город совсем другой. Другой! Она увидела его, когда однажды приехала с каникул рано-рано утром.
Город был чист, тих, прохладен и пахнул молоком.
Она шла по улице, испытывая радость от того, что, оказывается, впервые за свою жизнь видит утро города – такое: когда все еще спят, когда он не наполнился шумом, грохотом, лязгом металла, машинами и их гудками, спешащими людьми, пылью, солнцем. Когда он пахнет еще молоком, когда краски его мягки и окна доверчиво открыты…
Конечно, она рисовала этот город!
А впрочем, какое это имеет значение! Аленка попросила – и вот она нарисовала город на стене. Аленка больна! Она нарисовала город, какой знала и какой ей нравится – южный город с полоской моря над крышами. Город, где она училась. Город, который она мечтала написать акварелью, но все не решалась. И вот наконец решилась…

30. Finnegan. Письмо От Жанны Д-Арк.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73607
Рассказ начинается с предисловия:

Предисловие:
Уважаемые мои читатели, я и действительно получил такой е-мейл, только написан он был не настолько пристойно! Вы знали бы, как материлась эта женщина-грузинка! Этакого дива я еще не видал! Волосы дыбом стояли у меня — со мной женщины обычно так не обращаются… 🙂
Я, конечно же, никогда не буду без слезы смеяться над такими женщинами, мне очень уж их жаль…
Но под маской смеха (надо мной!), перед лицом неминуемой смерти, она хотела, чтобы кто-то услышал её. Назовите это исповедью — не суть.
Я хочу рассказать эту историю со смехом сквозь слёзы, как и в жизни бывает.
Знаю, что та беда, о которой она пишет, характерна больше для русских городов, но и из Закавказья, и из средней Азии тоже так увозили девок.
С уважением,

Но дело в том, что это действительно исповедь, откровение… а тема конкурса – душа как главный или второстепенный, но значимый герой произведения. Так что, сами понимаете, откладываю работу в папочку с просто откровениями.

31. Габриэлла. Зачем ты пишешь?
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=73696
Я бы назвала эту миниатюру поучительной. Или поучающей… Знаете, есть такие мудрые сказки, у которых все повествование построено на том, чтоб подвести к нужной концовке, в которой и заложена суть.

— Смотри, — показал он на белый порошок, — это гипс, из него делают скульптуры. Но ведь пока он здесь лежит, это порошок, и только. Разве, глядя на него, ты можешь увидеть вон ту фигурку женщины или вот этого слона?
Антон молчал.
— Так же и душа. Пока ее не выразишь, она просто туман, просто дым; она живет в тебе, но от нее нет никакой пользы, потому что однажды она покинет тело и улетит навсегда. Вот поэтому я и пишу: я вливаю свою душу в слова, фразы и, наконец, в готовые произведения. Однажды я умру, но моя душа продолжит свою жизнь в этих строчках, а через них она будет вливаться в души других людей. И так частички меня будут жить еще долго-долго, а, может быть, вечно.

Зато это про наши писательские души. И это здорово!

32. Майя Кузнецова. Бред.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74155
А это произведение словно вторит предыдущему:

Что это?Талант или болезнь? Хотелось бы,что бы первое.Но вряд ли…Ночью невозможно уснуть.В голове рождаются слова,из слов строчки,из строчек рифмы…Во мне как-будто живет два человека…Одного зовут Сердце,а второго Разум.Сердце сочиняет,а разум осмысливает написанное.И когда получается «что-то»,возникает ощущение,что у меня есть крылья…Но для кого я пишу?И нужно ли это «что-то» кому-то?Я пишу для тебя Человек…Я хочу подарить тебе частичку себя,своего внутреннего мира,своих чувств и эмоций…Ведь эмоции,они как танец,а танец-это движение,движение-жизнь,жизнь-счастье…Не забирайте у меня крылья…

Более эмоциональная работа, но построена в форме откровения, но суть во все той же писательской (или в данном случае поэтической) душе.

33. Ольга Грушевская. Зеркало.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74183
Я, конечно, могу ошибиться в интерпретации произведения, но мне прочиталось так: она любила его, но не смогла разглядеть его душу, потому что он прятал ее глубоко в себе, напоказ выставляя только самодостаточность, цинизм и равнодушие. Он тоже любил ее, но в душе, а в реальности все это показное мешало ему проявить настоящие чувства. И теперь душа-страдалица все возвращается и возвращается в то место, где они когда-то жили.

Он молча смотрел на незнакомца с неприятным ощущением, что они уже где-то встречались, но где и когда – вспомнить не мог. Он точно знал, что ни раз говорил и даже спорил с ним. Он знал, что обманывал его. Однако, только сейчас, стоя напротив этого незнакомца, он совершенно четко осознал, что просто всегда завидовал ему. Он отвернулся и сново закурил.
Она любила его – вот чему он завидовал. Она любила его, и он чувствовал себя обделенным. Это чувство постоянно его преследовало на каждом шагу, ежечасно, ежесекундно. Он все больше и больше понимал, что она никогда не принадлежала ему так, как этому человеку. И он, и она были одинаково в безвыходном положении: он любил ее, она любила того незнакомца, а незнакомцу было, по всей вероятности, не нужна ее любовь. Он был самодостаточен, циничен и равнодушен.
Он сделал шаг, желая вернуться обратно в комнату, но вдруг остановился. Странное предположение неожиданно четко дало о себе знать, уже в следующую минуту сформировавшись в точную уверенность. Он встряхнул головой и усмехнулся «Не может быть», — однако, сомнений уже не было. Большое зеркало, которое всегда висело в сумрачном холле, сыграло над ним глупую шутку – он видел свое отражение, и незнакомец был он сам.

Интересный стиль, но требует оч-ч-чень внимательного и скрупулезного прочтения. И все равно, понимание на уровне интуиции. По крайней мере, мне показалось именно так.

34. Барзеев. Купе.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74196
«Душа тоже спешила в столицу». Похоже, это единственное предложение, подходящее к теме конкурса. Увы…

35. Скифин. Любовь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=74770
Ну, во-первых, это не рассказ о душе. Это скорее, эссе о любви. Да и о любви ли? Впрочем, автор высказал свое мнение, как и положено в жанре эссе. Но я бы ответила на это фразой из «Таежного романа»:
— Играй мой гормон это, а не любовь!
Прошу прощения…

36. Владимир Борисов (Vladimir). Ломбард.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75092
Есть такой психологический тест на определение самооценки. Тестируемого просят описать каким он представляет дракона. Конечно, яркость описания зависит от того, насколько человек приближен к миру искусства. Почему я вспомнила об этом тесте именно сейчас? Понравилось описание архангелов. Мельчайшие подробности:

Прямо передо мной, стояли две огромные, но удивительно пропорциональные фигуры в ниспадающих одеждах ,с крыльями позади, настолько реалистичными, что казалось каждое перо, каждая пушинка, были идеально расчесаны и уложены именно так, как должно быть в природе, у птиц. Фигуры эти, как впрочем, и их одежды и крылья, выглядели несколько необычно, я бы даже сказал монолитно, они не то, что бы были совсем прозрачны — нет, но и белыми их не назовешь. Скорее, они казались созданными из травленного плавиковой кислотой стекла, чуть белого, и совсем чуть-чуть розового.
— Кто вы?- слегка оробев, спросил я, наконец – И где я?
— Вообще-то нас зовут Гавриил и Михаил, но это не суть важно. Обычно души нам вопросами не докучают. Следуй за нами.- Они повернулись, и, не слышно ступая голыми ступнями, начали подниматься по какой-то лестнице, сложенной из сланца. А может быть, это была и не лестница, а пологая гора, лишь слегка подправленная чьими-то искусными руками. При каждом шаге, перья на их крыльях, слегка звенели, и я шел за ними, почти не глядя вперед, почти по слуху.

И все же, все же, все же… Что это было? Потеря сознания? Клиническая смерть?
Если бы всех возвращали на землю по доброте душевной…

37. Мария Кириллова. Нежность…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75484
Миниатюра-рассуждение. Не очень в тему, конечно, но откровение или даже исповедь женской души. Читать интересно.

Я только утрачиваю себя в этом мире, ничего не обретая для спасения своей души. С каждым разом падаю все ниже и ниже, и ожерелье моей прекрасной души спадает жемчужными бусами по нити жизни в пропасть, из которой не выбраться
к свету, не взлететь ввысь, расправив крылышки…нежная голубка задыхается пустотой, царящей вокруг.

38. Юрий Тарасов. Разговор по душам.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75522
Вот чем мне нравятся произведения Юрия Тарасова, от них всегда светло. Это такая редкость, находить в нашей жизни ситуации, которым можно радоваться.
Произведение оригинально и читается с интересом.

Запрыгнув на свою законную верхнюю полку, я лёг на правый бок, закрыл глаза и стал заманивать сновидения. Тщетно. В купе было жарко, и это обстоятельство отпугивало мой сон. Перевернувшись на спину, я уставился в потолок, но там ничего интересного не обнаружилось. Неожиданно я почувствовал лёгкое движение прохладного воздуха, словно кто-то приоткрыл дверь. Впрочем, как я убедился, с дверью всё было в порядке, да и клацание замка не было слышно. Покрутив головой в поисках сквозняка, я, неожиданно для себя увидел над телом мирно спящего молодого человека еле заметное бесформенное пятно бирюзового цвета.
«Это что ещё за хрень?» – подумал я, с удивлением рассматривая неопознанный объект.
«Да сам ты хрень!» – промелькнуло в моей голове.
«Не понял…Потихоньку схожу с ума?» – подумалось мне.
«Ларик, ты с ним не разговаривай. Он же слышит тебя», – раздался ещё один голос в моих мозгах.
«А это ещё кто влезает?!» – возмутилось моё бодрствующее сознание, а голова самопроизвольно стала вращаться в поисках новых говорящих субъектов.
На нижней полке, где лежала пожилая женщина, я увидел ещё два бесформенных пятна. Оба они были светло-розового цвета.
«Это ещё что такое, Господи!» – взвыли мои мысли, и каждый волосок на моём теле встал по стойке «смирно».
«Ох, какой же пугливый народ пошёл! Во-первых: не ЧТО, а КТО. Во-вторых: так и быть, скажу вам, кого вы всё же смогли узреть и услышать. Мы – души этих трёх человеческих тел», – прошелестел в моих мозгах мягкий женский голос.
«Души?!!! Так что же получается, это я сейчас с тремя покойниками еду в одном купе?!! – Ужаснулся я.

Получилось целое интервью с душами. Философское и познавательное. С каплей иронии. Рекомендую.

39. Ольга Урванцева. В сад.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75633
Странную мысль подсказала душа главному герою. На свободу хотела или в психушку? Вообще-то трудно комментировать. Людям с чувствительной психикой или только что позавтракавшим не рекомендую. Хотя, наверное, это говорит о мастерстве автора. Уж слишком ярко все описано.

40. Сергей Лузан. Как Боря покупал зелень ко дню рождения.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=75993
Объясните мне пожалуйста, Сергей, почему Вы посчитали, что произведение подходит к теме конкурса?

41. Галина Мальцева. Наедине с собой. Остановка.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76245
Я бы сказала, что это эссе о вере.

Господи, как я одинока!!! – задохнулась я… Господи? Ну конечно же, какое счастье, мне есть, к кому обратиться, с кем поговорить. Существует Тот, кто видит меня всегда, Кто постоянно со мной, с Кем я могу быть вместе. Тот, кто может осудить или похвалить мои мысли и действия. Я больше не одна во Вселенной. Вздох облегченья. Мир моментально наполняется смыслом, Истиной, знанием. Мысль о бесчисленных звездах теперь вызывает восторг и восхищение – дивны творения Твои, Господи! Как чист и полон надежды небесный свод! Какой глубокий смысл притаился в каждом листочке, каждой пылинке бытия. Материю оживила душа. И души людей общаются между собой, незримо, в каких-то иных пространствах. И близкие мои всегда со мной, и особенно через Тебя, Господи…

Скажу, что прочесть мне было интересно, но произведение вне темы конкурса. Разве что откровение…

42. ДАР. Город мастеров.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76251
65525 знаков. Нарушение Положения конкурса. Работа не рассматривалась.

43. Ира Егорова. Тропинка к Богу.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76352
Если я правильно поняла, это две разные миниатюрки. К сожалению, обе вне темы конкурса. Хотя первую, можно отложить в папочку с откровениями.

Было лето, я стояла перед зеркалом, которое умещало меня всю целиком. Из окна лупило солнце, и, отражаясь в зеркале, затапливало мне лицо, волосы, глаза. И вдруг я поняла, что – родилась и живу. Прочувствовала эту ликующую радость всем существом – насквозь, навылет, – что у меня есть я, со смуглой кожей и струящимися золотыми волосами, что во мне пульсируют, затаившись, немереные силы и возможности. А ведь всего этого могло и не быть, у меня были все шансы вовсе не родиться. И осторожная, как тайный сговор, благодарность потекла золотой нитью к Тому, кто одарил меня всем этим.
Теперь, когда мне бывает больно или пусто, тоскливо или бессмысленно, я заглядываю в это мгновение, как в бездонный колодец, сквозь который видны золотые прииски моей судьбы.

44. Ростислав Коблов. Любимая песня детства.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76782
Даже не представляю каким боком данное произведение может касаться темы конкурса…

45. Сутаник. Нежность.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76816
Хэх… автор заставил меня прочесать весь Интернет в поисках того, что же именно означает эпифания.
Эпифания – от греческого «являться», «показываться», зримое или слышимое проявление некоей силы, прежде всего божественной или сверхъестественной. Джеймс Джойс полагал, что эпифании – это весьма деликатные и мимолетные состояния души. А ведь именно он использовал эпифании в своем творчестве активнее всего.
Мне кажется, что эта работа смотрелась бы лучше не в разделе «рассказы и миниатюры», а в разделе «эссе». Она не очень соответствует теме, а в том жанре могла бы занять достойное место в папке с откровениями.

46. Бромштейн Илья. Семь дней или Израильская история…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=76828
Откровения? Скорее, воспоминания… Читать было интересно, но фразы «пустыня также таинственна, как и человеческая душа. В этом сила ее обаяния, в этом ее опасность» — это слишком мало для конкурса о душе.

47. Наталья Плеханова (Natk@). Встреча.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77072
Замечательная попытка описать состояние души во время влюбленности.

А когда они шли по студенческому району, произошло нечто необычное. Ее душа слилась с его душой. Так ей показалось. Ее окутало песочного цвета облако с ярко оранжевыми звездочками и серо-черными точками. Наверное, ее душа так читала его состояние, поэтому и трактовала она по-своему, по своим ощущениям этих цветов. Светло коричневое означало — ему тепло рядом с ее душой. Оранжевые звездочки, вспыхивавшие то тут то там, — зарождение чего-то большего, чем просто симпатия. Серо-черные точки – зерна сомнений.. Это длилось совсем недолго, наверное, миллисекунды, но Светлана прекрасно запечатлела это состояние откровения.
Пройдя несколько шагов, ей казалось, что она, словно телепат, читает его мысли и договаривает за него фразы.
Разум так ничего и не нашел отталкивающего, а напротив, попытался преподнести душе дыхание, когда, стоя у дверей в метро, он глубоко вздохнул. Душа с жадностью дикой кошки поймала и впитала в себя эту его частичку. Ноги еле держали, ведь он стоял так близко, за спиной. Каждой клеточкой своего тела она осязала его. И как же ей хотелось, чтобы их вагон тряхнуло или качнуло так, чтобы упасть на него и быть поддержанной его руками. Но, увы, они благополучно доехали.

Трогательная, приятная история любви. Мне показалось, что можно было бы немного отточить стиль, есть места, на которых спотыкаешься.
А еще, очень захотелось узнать, что было или будет дальше. Ведь на этом история не может заканчиваться. Это, скорее, начало…

48. Никодим Ушлый. Скидка – 90%.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77169
Вот оно – мастерство автора! По сути, если вдуматься, то кому нужны чужие рассуждения о жизни? А если они написаны так, что не оторвешься?!

Я раньше верил в безкорыстную дружбу. Сейчас дружба обрела звон рубля или очернилась мазохистским желанием тебя перегнать по этой жизни. «Жизнь – это марафон» — говорят они, и непременно, обращают твое внимание на свой туалет от Гуччи. Жизнь — может быть, но дружба, уж точно, нет. Дружба, это когда бежишь на дистанцию, вырываешься от других бегунов, но видя упавшего друга, замедляешься, чтобы поставить его на ноги. Это идеал. Найти сейчас настоящего друга не просто – поскольку все стали хотеть много друзей, чтобы подчеркнуть свою значимость, а если у тебя много друзей, значит нет ни одного настоящего, ибо человеческое время ограничено. На друзей остается немного времени из-за семьи, работы, проблем. Дружба – это работа, поскольку часто во время просьбы друга тебя одолевает усталость или тебя кто-то занимает. Души многих друзей при выныривании во взрослом мире начинает разъедать кислота зависти, высокомерия или желания осуждать. Меня тоже захлестывает иногда такого рода кислота. И я чувствую одиночество. Заныриваю в детство, в хорошие воспоминания о людях, лежащие пластом на глубине детства. К сожалению, дружба, как и мир — величина меняющаяся.

Что же касается темы… Откровение? Да, конечно. Но тема конкурса – душа. Так что… В папочку с откровениями.

49. Мария Хлыстова. Зеркало.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77262
Ой… Если честно, я ничего не поняла. Это произведение точно подходит конкурсу с темой – душа как главный или второстепенный, но значимый герой??

А окна? Не ври сейчас, ведь ты пытался бить их, но никогда не признаешься. Да как я мог бить эти окна, да? Да мог, мог, да не смог – ещё одна смешная шутка. Но я не хочу над тобой смеяться, у самой руки в крови, прости. И не спрашивай, зачем тогда окна. Что мы, в конце концов, без этих окон? Их нельзя разбить, но ведь можно сквозь щели просунуть руку… Нет? Как нет? Ты до сих пор не… ах, прости, я опять не туда лезу, ведь сама пыталась срезать лишнее, чтобы запястья стали тоньше. А всему виной двери, их запоры, запреты, затворы, воры, оры, да и просто, ры.

50. Сумасшедший Катрик Ночи. Чувство стихии.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=77886
Очень красивый рассказ. Как сказка для взрослых. К сожалению, не подходит к теме конкурса.

51. Сударушка. Душа болит? Значит она есть.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78060
Неплохое эссе… Интересное.

Завтра наступит новый день и подарит мне новые сущности и новые ощущения, новые знания и новую мудрость, наполнит новой силой и обнаружит непознанные доселе слабости… И невиданные цветы раскроют свои секреты, и зависнет молодая пчела над их медом, и соберет благодарный нектар, и отдаст его другим, как Вселенское Счастье. И первые ягоды вспыхнут капельками свежей крови в лесной промытой траве, а невызревшие соцветия все еще будут обещать то, чего никто не знает… А потом моя душа покинет надоевшее тело и выберет неиспытанную оболочку, чтобы познать Непознанное. И продолжаться это будет Вечность. И мы будем жить, я и моя душа, будем жить всегда, как маленькие песчинки Мироздания, счастливые и несчастные одновременно. Пусть все идет так, как суждено…
Душа болит. Значит, она есть, и она пройдет свой путь, и ступит на новый. И испытает неиспытанное. И подарит новый день, и новый восторг.
Я — часть. Я — соучастник. Я — счастье. Так зачем ей
болеть? Может, лучше пусть радуется?

Эх, лучше бы Вы поменяли местами произведения в номинациях…

52. Донец. Мой друг Шурик.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78063
Помня «Дневник заката», приготовилась прочесть что-нибудь оригинально-симпатичное. И, в общем-то, не ошиблась. История действительно замечательная, с юмором и немного сентиментальным финалом:

А я смотрела на него и думала – какая радость, что у меня, у нас, у всех, есть такие вот друзья, живые, настоящие, существующие в природе, и с такими разными прекрасными мечтами.
В эту ночь я окончательно поняла что для счастья нужно так мало, но при этом внутри должно быть так много! И еще я поняла, что обязательно пойду в библиотеку, и найду там книгу Евгения Матрасова. Даже если мне придется рыться в архивах месяц!
Что такое книга по сравнению с тем, какой чудесный мир – сам того не замечая, естественно и просто дарил нам Шурик? Я встала на цыпочки, чмокнула его в щеку и тихо сказала:
— Спасибо…

К сожалению, к теме конкурса мало подходит.

53. Вадим Чирков. АУ.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78118
Наверное, можно посчитать за откровение о советских писателях. Стиль хороший, но тема конкурса – душа. Да и второе произведение в одной номинации – нарушение Положения.

54. DETTA. Пахнет фиалками.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78162
Воспоминания… Откровения? Неплохой стиль, но тема конкурса – душа как главный или второстепенный, но значимый герой произведения.

Я бежала по лестнице, бежала быстро, хорошо, что куртка была на мне, я так и сидела в зале в грязных джинсах и куртке, я же говорю – вешалок у вас тут нет, рявкнула я кому-то. Кажется, это был художник, но мне было
Не до него. Рыдания уже прорвали бронь, уже клокотали в груди, я шла по чужому ночному городу, я была одна, одна в самом центре Европы, и я кричала отчаянно и беспорядочно: это мой стих, мой, не Зинаиды Гиппиус, это стих этой сумасшедшей,
Которой я не хочу быть, но я это она. Это моя жизнь катится к дьяволу, это я тону, или уже потонула… Я так увлеклась истерикой, что забыла – последние шесть евро
Я отдала художнику за занятие. Я беру уроки. Я учусь. А за уроки надо платить. До моего города, где меня ждут две дочки – час с небольшим на региональном экспрессе, билета нет, ехать на нем – рискованно, значит придется ехать на электричках, медленно, холодно и тошно. И мне не 27 лет. И у меня нет…И у меня есть стихи, — сказала я себе, или она сказала ей, или мы сказали им.
«Кто я? И где я?
Кто спас мою душу?
В руки кто кисть дал?
Кто время разрушил?
Кто мне молитвы читает ночами?
Кто разобрался с семью палачами?
Кто тень безумия хочет отвадить?
Кто за меня жизнь решает наладить?
Кто подарил мне фантазий сюжеты?
Кто ты? Откликнись! Не слышно ответа.
Пахнет фиалками. Пахнет духами.
Смутно твой образ в себе различаю».
Опять эта поэтесса забыла главное.

55. Svet. Либретто мюзикла «Когда вырастают крылья».
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78260
Наверное, интересно. Для тех, кто любит мюзиклы. Читать. Честно говоря, не мой жанр. Но дело даже не в этом. Тема конкурса – душа. Эта работа вне темы конкурса.

56. Екатерина Йилмаз. Крабы и медузы.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78415
Я бы назвала работу эссе-откровение. Но размещена она в номинации «рассказы и миниатюры о душе»… Увы.

Таких крабов в жизни я встречал потом немало и с тех пор я не навязываю сострадание больным и неимущим. Как ни казалось бы это странным, но именно они всегда наиболее страстно отвергали всяческое сочувствие. Нет, я не на столько самолюбив, что бы не предлагать участие снова и снова. И я вовсе не трус. Но все же, меня пугает их чрезмерная гордыня за незаслуженно переносимые муки. Эта гордыня разрушительна.
Иной дурак возьмет, да откусит тебе здоровую клешню за то, что бы не совался ты со своими палками и не корчил сочувственный вид, будто и впрямь знаешь, каково оно – быть одноруким.

57. Светлана Сирень. Многоточия ангельских истин…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=78676
Очень и очень! Ну просто здоровская вещь. С удовольствием прочла. Но… но… но… Тема конкурса – душа. А вот в папочку с откровениями отложу. И даже на одну из первых ступенек. По крайней мере, для себя.

Знаю, что такими сегодня будут и сны. Наверняка мне присниться, как я взлетаю с крыш, облизывая макушки деревьев. А может, буду покрывать землю дождем, вдыхая озоновой свободой тайны, которые не произносят вслух… А после ночи наступит день, и снова придется выбирать разливаться ли в глазах встречных, во всех будничных делах сладкой принадлежностью к тому, что мы открыли с тобой вместе или окунуться с головою в работу, стараясь спрятаться за усталость.
И как-то странно больно на душе от предчувствия того, что очень скоро закончится наша сказка. Я захочу тепла твоих рук, шелковых губ. Захочу ссориться и мириться, царапаться, обливаться водой, да мало ли… Мы просто забудем с тобой вот это новое, открытое нами пространство. А может все закончится еще раньше, чем выльется в реальной жизни.
Так-так, тик-так… тик-так… А чего я собственно мучаюсь. Пусть тикает за нас наше дыхание. Почему-то мне кажется, именно дыхание — место, где формируется эта новая реальность. Может быть, именно в нем и обитают ангелы… Они венчают наши души в молчании, отдавая им на мгновения свои крылья.
(Последняя мысль показалась простым и светлым открытием, отчего на душе стало легко). Решение пришло само собой. Я пропускаю ангелов впереди нас… оставаясь замирать на грани многоточий ангельских истин…

58. Чу-ча. Телеграфисты.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79053
Интересная задумка. Прочла с улыбкой. Но тема конкурса – душа.

59. Элиана Долинная. Вот такая она – Судьба.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79199
Вот зараза! Это я так о героя произведения подумала. А если б она с балкона? А если б она замуж? Что почти одно и то же в данной ситуации… Что за дурацкие испытания? Стоп. Чего это я разошлась? Произведение-то вне темы конкурса… Но зацепило. Неплохо получилось, вот только финал в эмоциональном плане показался размазанным, можно было бы добавить пару ярких тонов. А поставьте произведение ко мне в ВКР, в любовно-сентиментальную прозу. Понравилось чем-то…

60. Voldevei. Обретение.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79239
Душа – это мысль оставшаяся после человека? И если она не может стать свободной, то остается в виде домового? Такие выводы пришли после прочтения.

Никаких различимых звуков. Приглушенный фон без всплесков и эмоций. Городское кладбище. Ее гроб с закрытой крышкой, но просвеченный «взглядом» мысли Виктории. Яма, с осыпающимися песчаными краями. Она стала заполняться, силуэты людей задвигались, задергались. Люди изучали горе и оно, как ни странно, поддерживало жизнь мысли Виктории. Это дало долгий заряд. Но и он стал постепенно меркнуть, пока все не исчезло. Вновь яркая вспышка света, не того, солнечного, что согревает Землю, а того, что несет с собой мысль миллиардов погибших людей — ушедшего в небытие человечества. В этот свет ворвался звонкий, родной голос мамы. Он был в ней, Виктории: “Витечка, ты рядом, свиделись мы с тобой. Родная моя, горемычная! Смерть страшна людскими глазами. Но все позади, хотя еще будет путь, который даруется нам в очищение души. Пройдешь его и обретешь прекрасную небесную плоть, и мы обретем друг друга, как я своих маму, папу, как они своих родителей и своих детей. Свидимся… Я буду рядом, но не грусти, не тоскуй, а возрадуйся новой, светлой, безгрешной жизни, дарованной нам здесь великим нашим Господином. Он здесь и все его три лика обращены к твоей душе…”

Вообще, грандиозная вещь. Такие яркие описания! Образ смерти интересный. Но мне кажется, что это произведение из тех, о которых часто говорят – душа приняла или не приняла. Техника исполнения на уровне, но как примет его читательская душа? Я сама до сих пор в раздумье…

61. Даня. Верь снам своим.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79320
Увы, вне темы конкурса о душе.

62. Юрий Тубольцев. Он, бо, лю и вь (неподдельная страсть).
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79758
А вы знаете, что-то в этом есть…

Он поспешил и побежал наперерез любви, поэтому любовь снаружи не состыковалась с любовью изнутри. Он слишком быстро жил и шиворот навыворот любил. Пытался расстелить на пол он чувств круговорот, но страсть его скрутила – получилось все наоборот. Любовь в него вживилась, ей родною стать хотелось, но почему-то бовьЛю оказалась – чужеродным телом.
Он в жизнь влюбил, но жизнь его не залюбила. Самим собой он в чувстве был, но чувство, люкая, уплыло…

Но, увы, это «что-то» вне темы конкурса.

63. Галина Пермская. Сон.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79765
Да, это настоящее откровение души. Души опустошенной и загнанной в угол.

Когда-то был свой костер. Жаркий, щедрый. Сколько сердец грелось возле него. Своих и чужих. Дети выросли в этом огне любви и теперь им надо его много, может, поэтому они оберегают его даже от меня. А я мерзну на ветру, в темноте у дороги.
Дороги. Их было так много. Растаяли в верстах друзья. Ушли дети. Нет сил: поддерживать огонь, и он погас.
Я и ищу свою дорогу. Она где-то была, я точно знаю, но сейчас ее нет и мне некуда идти.
Муж подталкивает меня, но каждый раз не туда, я сбиваюсь еще больше. Он хочет, как лучше, сердится. Наконец тащит меня за собой, но эта дорога его, а не моя.
Я вырываю руку и остаюсь одна в черной холодной мгле.
Пусто. Никого. А я живая. Никого. Нет никого рядом, и уже не будет.
Я это четко сознаю.
Так горько, что я просыпаюсь и ощущаю, что это и есть моя жизнь.

И все же, повторюсь еще раз. Такие работы, к сожалению, проигрывают на фоне художественных произведений. Именно поэтому в конкурсе проза была разделена на две номинации – рассказы и эссе. Данная работа – эссе. И именно в этом жанре она вполне могла бы войти в шорт-лист и претендовать на победу…

64. Людмила Ливнева. Чайка.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79827
Несомненно, интересная и заслуживающая внимания работа. Необычная своим сюжетом, построением, мыслями.

Милый мальчик… Милый мальчик с душой, подобной прекрасному тропическому цветку, какая почва заставила тебя каждым лепестком своим источать яд, медленно разрушающий другие души?.. Предательство любимого, ушедшего к другому?.. Невозможность быть собой?.. Неприятие тебя этим миром?.. Нежелание смириться со своей истинной сущностью?.. Чувство вины перед творцом за то, что ты не можешь быть таким, каким он тебя создал?.. Что?..
Судьба (словно в насмешку) одарила тебя роскошной внешностью и ясным умом, но сама жизнь испуганно открестилась от этих даров. Одинокий, искалеченный душой разум безумно скучал в ненаходящем отдохновения теле и был рад любой возможности начать очередную бисерную игру.

Произведение настолько лаконично , что даже теряешься, какой именно эпизод показать. Хотя, конечно, понимаю и неоднозначность рассказа для рядового читателя. Это не чтиво. Здесь все по-другому. Здесь нужно уметь слушать.

65. LediMiroslava. Крепись, подружка моя…
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79852
Сегодня утром мне позвонила подружка — у нее умерла мама…Мы уже вроде и взрослые,у Тани сыну почти 18 лет…Но…Где-то прочла,что по-настоящему мы взрослеем,когда умирают наши мамы…Моя мама умерла более 15 лет назад,но я до сих пор ощущаю пустоту вокруг себя…Никто никогда не будет любить нас и заботиться о нас ,как делают это наши мамы…А так хочется почувствовать себя опять маленькой и беззаботной…Крепись,подружка моя…
Простите нас,мамы…

Прокомментировать будет нелегко… Душу мою миниатюра задела. Но… этого слишком мало, чтоб победить в конкурсе.

66. Леонид Рябков. Здесь и сейчас.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79904
Хорошее произведение – стиль, слог. Но тема души не раскрыта. Увы.

67. Лидия Паша. Бессонная ночь.
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=79971
Думаю, что это произведение вызовет очень разную реакцию у читателей. От скуки до заинтересованности. Чем стало оно лично для меня? Прочла разговор между Душой, Разумом и Плотью, улыбнулась тому, что произведение стопроцентно попадает в тему, а таких было мало, а потом надолго задумалась. Наверное, это самое ценное в произведении, когда читатель, пробежав глазами последнюю строку, продолжает думать и жить тем, что прочитал. Вспомнила даже Кундеру и его «Ложный автостоп». «Каждый человек при рождении получает одно из миллионов уже заранее заготовленных тел, как если бы получал закрепленное за ним одно из миллионов помещений в необъятной гостинице; тем самым тело случайно и безлично; это лишь взятая напрокат конфекционная вещь».
Вот и у Лидии подобное:

Если, по сути, то и ты – не ангел белокрылый, чтоб не сказать грубо: шлюха! Да, я меняю мужиков…Вынужденно! Сколько тел поменяла ты? И после меня, вечная, вознесешься на небеса, а мне – гнить в сырой земле. Поэтому за краткий земной срок я должна взять от жизни – как можно больше. Насладиться ею – в полной мере!
— Ты затронула очень болезненную струну! Знаешь, за грехи прожорливой, гадкой гусеницы отвечает нежная, трепетная, чистая помыслами, бабочка, питающаяся нектаром и амброзией…
Я с ужасом думаю о твоей кончине, ибо именно мне держать ответ перед Всевышним – за все, что ты творила в жизни. Ты будешь гнить, и ничего не будешь чувствовать: ни боли, ни раскаяния. А я…Мне уже много раз приходилось представать перед Высшим судом, и с каждым разом – все труднее отстаивать свои права на Рай. На сей раз я вся трепещу от дурных предчувствий: ты грешишь, а мне гореть в Аду?!

Интересный все-таки разговор. И финал… Как грустное откровение жизни. От которого, увы, никуда не деться…

Через час она проснется, ошарашенно глянет на будильник: проспала!
Опять опоздала на службу! Вдруг вспомнит: день рождения! Можно задержаться.
Усердно наведет блеск, лоск и глянец на свою внешность и, нарядная, с улыбкой ожидания родостей от жизни, выйдет из дома.
Возле библиотеки ее встретит смущенный Александр с тремя увядшими, тощими гвоздиками, и, в очередной раз, сделает ей предложение. Она, в сотый раз, пообещает подумать…
И будет честно думать об этом – ровно пять минут, пока не переступит порог своего кабинета. Торопливо позвонит маме, выслушает сухое поздравление и нудные наставления – на всю оставшуюся жизнь. Перебьет мать вопросами: «Как дети? Позавтракали? В школе у них все в порядке?» Нетерпеливо скажет: «Вечером жду вас. Да, да, в семь».
Только опустит трубку на рычаг: звонок. Поздравления, пожелания…
Никита Петрович: «Еле пробился! Поздравляю, милая! Желаю… Заказал стол. Да, в «Райских Кущах». На семь».
Наташа перезвонит маме, на ходу сочиняя спасительную легенду:
«Лучше я к вам забегу. Часов в пять. Все куплю. Не беспокойся, мамочка! Да, придется уйти: в семь – собрание…»
Заглушит тоненький голосок: «С вранья начинаешь сорок первый год жизни. Опомнись! Ты же обещала…»
В обеденный перерыв девочки-коллеги дружно помогут накрыть праздничный стол. Наталья выслушает много-много добрых слов в свой адрес. Она будет широко улыбаться, прекрасно зная: комплименты – дань юбилею. А она – ничем не отличается от окружающих людей: живет, как все, — не лучше, но и не хуже…
В одном была уверена: она честно старается исполнить свой долг перед матерью, детьми и друзьями. Не обманывает (по большому счету!), не предает.
А Душа… «Будь я даже идеальным человеком, она найдет повод для недовольства. Душа вечно неудовлетворена тем, чего я достигла…
Слишком взыскательна, требовательна! А я – как все…»

0 комментариев

  1. ernest_stefanovich_

    Наташа! Дело не в количестве слов вообще и слова «душа», в частности, да ведь?
    Спасибо за добрые слова, но вот надо понимать, что понимаем мы не всё одинаково. Так бывает, так должно быть, наверно…
    Просто я понимаю откровение души — как то, чтО эту душу больше всего занимает в отдельно взятый отрезок времени, будь это прошлое или даже Ноо-грядущее…

  2. ivan_mazilin

    Наташа, огромное спасибо за теплые слова! Преклоняюсь хотя бы перед тем, как вы осилили все это множество совершенно разных человекопроизведений. Очень сложно отделить Я от собственной души, сложно дать ей за тебя самого выговориться, если надо — выклакаться. А самое главное, наставить на Путь. Я уже и сам не понимаю, где кончается Я и начинается Ядва. Но то, что он гораздо лучше меня, не подлежит сомнени.
    Еще раз спасибо.
    С уваженинием. Иван. Пойду читать дальше ваш обзор.

  3. svetlana_livoki

    Здравствуйте, уважаемая Наталья!
    Спасибо Вам за рецензию, но не скрою — расстроила она меня.
    Вроде и попадание в тему есть, и на размышления о данной исторической эпохе произведение наводит, но дальше:»могу только сказать, что язык повествования лёгкий». Это, знаете, как про человека, про которого и сказать-то больше нечего, кроме того, что волосы у него красивые. Обидно, конечно, но дискутировать с Вами я не буду, было бы глупо подвергать сомнению, или оспаривать личное мнение инициатора проекта.
    Только после этого, я вряд ли решусь представить на конкурс ещё какой-либо отрывок из своих книг, если по нему «сложно оценивать».
    А может тогда стоит исключить право подачи отрывков на конкурсы, чтобы автор напрасно не ждал результатов и не путался…?
    Желаю Вам успехов. С.Ливоки.

  4. sergey_luzan

    Ув.Наталья! Спасибо за внимательное (и душевное 🙂 прочтение всех текстов. Я, кстати, тоже кое-что прочитал из конкурсного. Не в моих правилах спорить с жюри, арбитрами и обозревателями, но раз уж вопрос задан, то на него нужно отвечать. Движения души отдельного человека выражаются в действиях. Сейчас не 19 и 18 век, и время сентиментализма прошло. О душе — это не обязательно в духе сентиментального женского романа 🙂

  5. sergey_digurko_asada

    Сергею Лузану:
    О душе можно по — черному, оторваться по полной? Так что ли?
    Есть в Положении конкурса тема, — что хотят услышать члены жюри от авторов. Четко и понятно расписано. Не устраивает, не принимайте участие в конкурсе.
    И, кроме того в Положении черным по синему написано, что итоги конкурса обжалованию не подлежат.
    Вот так — маэстро:)

  6. sergey_luzan

    Не желая опускаться на Ваш уровень полемики просто замечу, что р-з Ростислава Коблова заведомо укладывается в рамки конкурса (беру его просто как наиболее показательный для меня пример). Если жюри не понимает (или не хочет видеть?) элементарного — то горе жюри, а не автору 🙂 Здесь речь может идти либо о субъективизме, либо о вкусовщине. Коль уж у Вас было острое желание придать этому ясную форму, то достаточно было написать «1) слово *душа* употребляется как минимум 1 раз в тексте 2) категория — сентиментальные тексты». Естественно, большого количества авторов под такое не собрать, а привлечь внимание читателей — ещё сложнее. Специально для жюри отмечу, что есть такой жанр, как рецензии. Ну и Вы меня понимаете — вся жизнь рушится от того, что не угодил взыскательному вкусу жюри — пора идти жечь 2-ую часть «Мёртвых душ».

Добавить комментарий