КОНКУРС «ОДИНОЧЕСТВО КАК СПОСОБ…». ПРОЗА.


КОНКУРС «ОДИНОЧЕСТВО КАК СПОСОБ…». ПРОЗА.

Я старожил на сайте и радует, что на конкурс «Одиночество, как способ…», проза, представлено много произведений, причём общий художественный уровень их существенно выше, чем два года назад. Много новых авторов. Честное слово, не обнаружил ни одного произведения, которому следовало бы поставить оценку меньше 4, а потом, испытывая неловкость, объяснять литератору, что он занимается не своим делом.
В обзоре только креативы с оценкой 5 и выше.
Не вошли в обзор и произведения, не отвечающие теме конкурса, среди них много талантливых, но Закон есть Закон.
Не обозревал также произведения вне конкуса.

От Савелия Игнатьевича с приветом -5. Страдающий отшельник, но что-то не сильно верится в страдание.

Подарок (из цикла рассказов «Катерина Матвеевна») — 8. Написано добротным советским языком. Тема заслуживает внимания: Две одиноких женщины – свекровь и невестка находят друг друга. Душещипательно.

Второе дыхание – 7. Обычно из дому убегают подростки, но не в 28 же лет? Это искусственно созданное одиночество, я бы сказал – дурь.
Несколько тягучее описание биографии, там где нет диалогов. Финал чересчур декларативен, назидателен.

Валенки – 7. Ох, и вредная – Лисавета! Живёт сама с собой своими мыслями при двух сыновьях. И трудно угодить ей подарками. Старший сын купил модные сапоги и не постарался поинтересоваться – может ли она носить их со своими шишками. А ту младший прибегает с подарком. Подозрительна Лисавета, опять что не то! Но угодил – валенки мягкие.
Лисавету мне не жалко – состарилась раньше своих лет. Знакомая российская драма.

Острова – 6. Она ищет одиночества, т. к. всю жизнь не была откровенной перед людьми. Только сама с собой. Но тема поднята слабо.

Для тебя – 5. Маленькая зарисовка о женщине, чувствовавшей себя одинокой среди романтических идиллий и ставшая человеком, как все.
Только не верю, что для него, наверно, для себя.

Абсолютная Пустота – 7. Занятная вещица из области сюрреализма. Зыбкие, размытые события, не поймёшь, что откуда взялось. Особенно этому способствуют неоправданные переходы от первого к третьему лицу.
Надоело ему, видите ли, прожигать жизнь на дискотеках, сбежал в абсолютную пустоту. Каков сноб!

Заветное слово в городе ста богов 7. Интересная зарисовка про одиночество русского в Нью-Йорке. От неприятия ихней жизни увиденное случайно самое родное русское слово вдохновляет. И смех и грех.

Ты у меня есть? – 7. Правильно сделала! Нет его у тебя, и не было. Скорее всего, приходил по расписанию между другими женщинами. Только чересчур кратенько.

Ожидание и немного нервно…. – 5. Тема уже так избита, хотя понятно – для каждого новая.

Однажды в январе – 8. Меня тронуло. В нашем сумасшедшем мире трудно найти и его и её.

Неотправленное письмо – 7. Какая мудрая девушка! (без иронии). Но письмо-то неотправлено. Поддалась страсти. И тоже не суди…

Цветок – 7. Красивая грустная сказка. Цветок жалею вполне искренне, но если под этим подразумевается человек, то у него же есть ноги, чтобы уйти от одиночества преданной любви.

Завещание хормейстера. «Борей» – 8. Высокая оценка за владение автором как языком, так и художественными приёмами изображения «последнего дня Помпеи» современного общества. Фантасмагория и гротеск в мрачном тоне. Но у меня, исповедующего Радость жизни через любовь, вызывает неприятие принципы, типа: «Мир должен прибавляться не сумасшествием, но обыденностью, он должен прирастать заурядностью, а прочего в мире даже и не ожидайте»! или «Ненависть – наш смысл жизни (да-да, это вообще хороший смысл!), наш воздух и наша пища».
Сразу вспоминается тоскливое откровение Л. Андреева: «Если не можем мы осветить фонариками тьму, так погасим фонарики и полезем во тьму».

b>Одинокое счастье Н.Литвиненко — 6. Простенькая идея, что во всех нас, независимо от должностей, сидит детское «Я», к которому хочется притулиться и уйти от действительности в панцирь одиночества, гарантирующий недоступность к своим душе и телу. Психология «Litl Mann».

Вдоль и поперек – 5. Короткая зарисовка вечной борьбы человека со своими слабостями. Выход из состояния судорожной апатии совершенно не развит.

Разговор – 7. Гнетущее впечатление оставляет короткий рассказ. Именно так и сходят люди с ума – перестают воспринимать адекватно мир, в котором нет любимого человека. Настроение героя передано правдиво.
Выше поставить отметку не могу, т. к. не приемлю безнадёжность в жизни. И библия считает уныние смертных грехом.

Катенька – 8. Вообще рассказ не совсем вписывается в тему одиночества, хотя есть ассоциации на эту тему. Но она не воспринимается таким образом, т. к. всё затмевают сначала изображение психологических нюансов любви между солидным менеджером и дочкой его друга, а в конце детективная фабула. Пусть читатели сами познакомятся с рассказом. Мне понравился.

НА БЕРЕГУ – 9. Очень мудрая и грустная сказка о трогательной дружбе между одиноким стариком, волком и приткнувшимся к ним мальчиком. Это написано талантливым автором, без суеты, с сознанием потаённого смысла жизни и Любви. А отправил ли автор свой креатив на конкурс литературы для детей? Призовое место ему обеспечено.

Уединенные размышления под ущербной луной за чашей чая – 7. Достойное философское размышление о смысле жизни. Но не художественное произведение.

Метеозависимость – 8. Вот так обостряются чувства в ожидании. Да тут ещё дурная погода замутила всё живое и дурные предчувствия. Славу богу не сбывшиеся, но близкие к тому. Тревожность текста передаётся читателю, и он облегчённо вздыхает, словно сам услышал звонок мобильника.

Сквозное одиночество – 8. «Одиночество исходит от тебя, и возвращается к тебе. Эта замкнутая линия может проходить сквозь многих, многих людей, но все они не прибавят тебе тебя». Вот лейтмотив рассказа. В чём «особость» героини? Видимо, в «горе от ума», в видении в других, окружающих её людях, их слабостей и пороков и неприятии этого.
И возникающем стремлении уединиться, чтобы перемалывать философичное восприятие жизни с лучшей подругой – чашкой кофе.
Рассказ тяжеловат, но это соответствует заявленной в названии теме, цвет сквозного одиночества, если уж не гнетущий чёрный, то не светлее крепкого кофе.

Элегия о любви – 8. И смех и грех. Ну и размазня мужик, не стряпал бы ужины – завтраки, не ушла бы к другому. После рассказа начинаешь задумываться: женщины мечтают засадить нас под каблук, а потом каблуками топчут воспитанную ими же тряпку. Вроде рассказец такой простоватый, а трогает за душу жизненностью.

Долгожданное одиночество – 7. Поставил бы и 8 – такой оригинальный сюжет для автора-женщины, но нас названиями не обманешь, про одиночество там чисто для приличия парафраз. Живенько написано фэнтэзи.

Ангел-Хранитель – 8. За жизнеутверждение. Читать всем потенциальным самоубийцам, пока не полезли на крышу. Не у всех, ведь, такие добрые ангелы.

ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ ИЛИ … МОИ НАЧАЛА… И ТВОЙ КОНЕЦ… ( эротическое эссе) – 7. Одиночество здесь – оргазмический улёт в неизвестно куда. Тут уже, похоже, речь идёт не о одиночестве, а, вообще, о растворении личности на какой-то момент в пространстве мироздания. Смелый экскурс на любимую мной тему, но хотелось бы больше нюансов.

Ты только позови – 7. Учёные-медики знают, что рак – спутник одиночества. Автор подсказывает, что любой из нас может избавиться от терзаний одиночества, обратившись к Богу. И в этом ценность светлой мысли, преподанной в рассказе.

ОПЫТ НА СНЕГУ – 7. Смысл рассказа – одиночество наступает тогда, когда умирает любовь, и человек сознаёт это. Щемящая грусть от осознания, что «всё ушло, как с белых яблок дым».

ЗАБЛУДШИЕ ДУШИ – 8. Потрясающий рассказ –легенда о временном переселении душ, когда мы спим, и как привёл страх этого к безлюдному проживанию. Забыли мы про души свои в круговороте суеты. Автор и себя не щадит за это.

Выходец дыма – 6. Автор, наверняка, увлекается рассказами Эдгара По, без этого не создать такую фантасмагорию. Mein Gott, до чего может довести человека одиночество! Впрочем, читатели сами узнают, прочитав рассказ.

Бес в ребро – 5. В юбилей сорока лет, следует сидеть дома, чтобы поздравили друзья, а не ехать в командировку, где предаваться отчаянию от одиночества в светлый праздник. Подумаешь – 40, а себя уже списывает. Хорошо подвернулась юная рыбачка на берегу, чтобы быстро вновь помолодеть.

«Луна или Месяц ?» или «Исповедь одинокой души» – 8. Люди опомнитесь, человек не виноват, что он не похож на вас. Авторская исповедь побуждает испытать боль за всех нас неразумных, кичащихся своей обыкновенностью.
В мире животных случается такое. Белые лебеди могут заклевать чёрного, по воле судьбы, примкнувшего к стае. Но мы же не птицы с мелкими мозгами.

Платиновое одеяло – 8. Очень необычное произведение. Долгое ожидание и одиночество материализуют в закоулках сознания реалистичные видения. Подходящий рассказ для любителей крутого фэнтэзи.

Прощание – 7. Нужно было ожидать подобного рассказа по теме конкурса. В старости большинство из нас испытывает одиночество. Рассказ вместил в себя весну, лето, осень, зиму вымирающего поколения, не нужного никому в этой жестокой стране.

Дороги домой – 7. Экспериментальный рассказ из одних диалогов на тему: вот и встретились два одиночества. Но автор оставляет домысливать читателю – разгорится ли у них костёр.

РЕЛЬСЫ,ДОМИК И БОЛЬШЕ НИЧЕГО – 7. Жизнь человека, сотворившего своё одиночество и возмездие за неправедную жизнь.
Тяжёлый осадок, да из песни слова не выкинешь.

Зимняя муха – 6. Романтический рассказ о молодой маме, брошенной мужем, её сынке и мухе Машке, которая скрасила ненадолго их одиночество. Ласковое слово и мухе приятно.

Письмо к другу на тему дождя – 7. Письмо самому себе. Философские размышления о тщете всего и непоколебимости смерти. Добротный язык. Но слишком давит.

Сказка об одиноком драконе – 6. Поэтическая сказка с моралью о толерантности, что надо понимать и ценить даже непохожее на нас.

Одиночество Одиночества – 6. Не мешало бы ты одиночество жить девушке. Всё то , что можешь сотворить ты, Любовь сотворит тоже, но лучше.

Моя тайна – 6. Героиня явно не хочет ответить читателям – кто скрывается за именем Карлсона? Тише, тише… Кто стучится в дверь мою? Тише, тише… Дома нету никого. Не открывайте дверь лишний раз, живём в такое время…

Судьба, играющая в прятки – 7. Судьба многих наших пенсионеров, которым остаётся вспоминать не многочисленные вспышки жизни.

Уха – 6. Поставил бы больше, если бы старик тепло полюбовался собакой, жрущей его рыбу. Вот мне тоже сначала хочется врезать Джерри, когда он стащит со стола кусок колбасы, а потом умиляюсь, как он хрупает её. А потом ласково ходит за мной, признаваясь в любви.

БЕГСТВО НАЛЕГКЕ – 7. Да трудно не понравиться рассказу с таким великолепным фантасмагорическим стилем, где реальность незаметно перепутывается с экзистенциальностью. Дал балл бы и больше за язык, но, настоящий мужчина не вернётся с выбранного пути, автор – женщина, ударилась в сентиментальность.

Душа, занесённая пылью с небес – 6. Про душу написано душещипательно, но автор хоть бы намекнул – чья эта душа? Да и пылью душу с небес не занесёшь, души это сгустки плазмы, висящие высоко за атмосферой в спорадическом слое, это учёные уже установили.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ МАМА!!! – 6. Старость часто вот такое одиночество без детей. Звоните мамам, пишите и по возможности приезжайте к ним чаще. Знаю много случаев, когда после долгой разлуки сын или дочь, наконец, приезжали – мать умирала вскоре – как тяжело было ждать встречи, сжалось, износилось сердце и не выдержало счастья встречи…

Пуганая птица – 7. Краткое размышление на тему одинокой старости. Особенно, мне понравился финал с птицами, зацепило. Но, однозначно, дерзать, даже в старости. Не хватает этой утверждённости.

НЕ УМИРАЙ, НАДЕЖДА – 9. Страшнее всего очутиться в одиночестве заточения невинному человеку, совершившему убийство при правомерной защите своего достоинства. А закон, значит, как всегда работает у нас в пользу богатых. Хорошо, не потерялась девушка, но уже не закружится в восторженном танце жизни. Исполнено проникновенно.

ОДИНОЧЕСТВО – ПРИГОВОР ИЛИ СТИЛЬ ЖИЗНИ?! – 8. Это не рассказ, а журналистское расследование, за что цена ему ещё больше. Автор не отвечает, всё-таки, на вопрос. Хотя можно было ответить верно: долгое одиночество без желания на то человека – приговор (наказание) наверняка, не зря лишают людей свободы за преступление. Одиночество временами – необходимое состояние для осмысления себя, креативной деятельности, наконец, просто отдыха. Может быть приговор длительного одиночества – искупление кармы.

Соната тоски – 8. Вот что точно спасёт от одиночества и тоски мужчину! Написано ярко и откровенно. И не надо пуританского лицемерия.

Плохие стихи – 8. Стишки-то точно плохие, а рассказ познания смысла бытия, как игры – гораздо лутше.

ОДИНОЧЕСТВО – 8. Молодец автор, убедительно описал вложенный в нас до сих пор (не во всех уже) совковый страх, желание поступать и даже думать «правильно». Рассказ имеет общественную ценность, прежде чем избавиться от комплекса – надо его высветить.

Да здравствует одиночество! – 7. Или – одиночество как путь к себе. Лишь бы не затянулось.

Есть хочется! – 8. Правдивое изображение вымирания стариков. Которые создали все богатства страны, которыми кичатся сейчас «олигархи». Обязательно послать миллионеру Зурабову.

Гениальный писатель – 7. Жалко беднягу и его неисполненную мечту. Зацепило.

ДОЖДЬ – 6 (только), потому что слишком пафосно. Но чувствуется по языку, что автор мог бы написать лучше.

Ниже мой Лонг-лист, в котором включены лучшие, на мой взгляд, работы, расставленныве по приоритету, т. к. много одинаковых (высоких!) оценок.
Как расставлял приоритеты?:
— На мой взгляд (и С. Моэма) главное качество литературного произведения: интересность, увлекательность чтения. Начал читать присланный автором рассказ, если зацепило, читаешь дальше с интересом, с желанием, без усилий, а не по «служебному долгу» члена жюри. Споткнулся, вылезла гримаса неудовольствия — это место следует править, а, может быть, исключать.
— В рассказе должны быть события, описания, вызывающие удивление, изумление — желание поспорить, поиграть умом. Лучшая оценка качества произведения — достижение катарсисов в процессе чтения или, хотя бы одного, в финале.
— Если прочёл хороший рассказ, по крайней мере, один следующий день, вспоминаешь его. Один из законов психологического восприятия — то что возбудило, циркулирует в кратковременной памяти — около 40 часов.
Т. е. критерии чисто по степени эмоционального восприятия, без привлечения технических: оценки стиля, языка, метафоричности, жизненности, темпа, литературности и прочая, прочая, которых тьма, но они являются лишь инструментами для создания «интересности».

1. Элла Ольха. Не умирай надежда – 9
2. Вознесенский. На берегу – 9
3. Роман Литвин. Одиночество – 8.
4. Виктор Быков. Соната тоски – 8
5. Таволгин. Есть хочется – 8.
6. Лидия Паша. Заблудшие души – 8.
7. Веточка. Синдром одиночества – 8.
8. Гал Харб. Луна и месяц – 8.
9. Лара Галль. Сквозное одиночество – 8.
10. Наталья Плеханова. Из темноты к свету – 8.
11. Charusa. Подарок – 8.
12. Инна Лирваг. Ангел- хранитель – 8.
13. ТенЬка. Однажды в январе – 8.
14. Наталья Черёмина. Плохие стихи – 8.
15. София Каждан. Катенька – 8.
16. Шуляк Станислав. Завещание хормейстера «Борей» — 8.
17. Татьяна Артемьева. Метеозависимость – 8.
18. elf. Платиновое одеяло – 8.
19. Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН. Одиночество это приговор – 8.
20. pioner1957. Элегия о любви – 8.
21. Анна Семироль. Бегство налегке – 7.
22. Светлана Сирень. Одиночество вдвоём – 7.
23. Андрей Гусев. Опыт на снегу – 7.
24. Breeze. Прощанье – 7.
25. Владимир Борисов . Рельсы, домик и больше ничего – 7.
26. Максим Бард. Судьба, играющая в прятки – 7.
27. Проскуряков Д. Л. Абсолютная пустота – 7.
28. Инна Мень. Неотправленное письмо – 7.
29. Ирина Шухаева. Пуганая птица – 7.
30. Н.А. Малинина . Долгожданное одиночество – 7.
31. Ольга Грушевская . Дороги домой – 7.
32. zheavtor. Константа глупости трезвость – 7.

Спасибо авторам, доставившим удовольствие при чтении (удовольствием может быть и глубокое переживание) и, вообще, всем, принявшим участие в конкурсе.
Спасибо членам жюри, особенно председателю. Работ много, все их нужно
было прочесть и оценить.

0 комментариев

  1. natalya_alekseevna_isaeva

    Спасибо огромное за прочтение, Здуард! Вы абсолютно правильно поняли и меня, и мой замысел. Очень приятно быть Вашей соРатницей!
    Творческих успехов!
    С уважением,
    Наталья Епифанова (Н.А. Малинина)

  2. natalya_alekseevna_isaeva

    Уважаемый Эдуард! Спасибо Вам огромное за прочтение моего «Долгожданного одиночества». Я очень рада, что Вы правильно поняли и меня, и мой замысел. Мне очень хотелось хоть немного рассеять настроение безысходности, которое могло появиться у членов жюри, которым пришлось читать такое огромное количество грустных произведений. Я счастлива, коль мне это удалось!
    Творческих успехов!
    С уважением,
    Наталья Епифанова (Н.А. Малинина)
    А ещё достойно уважения, как Вы построили свой обзор: выделили только то, что Вам понравилось.

  3. natalya_plehanova_Natk@

    Спасибо Эдуард за проделанную работу за такой обзор произведений на тему «одиночество». Чувствуется, что все прочувствовано, а это очень сложно. Столько горечи… думаю, в этом конкурсе ее много.

    И отдельное спасибо, за столь высокую оценку, жаль только, что в обзоре не нашла рецензии на свое… (может в лонг-лист случайно папала?)

    С уважением, Наталья.

  4. eduard_snejin

    Не случайно, а по раздумьи. Сначала не хотел отмечать рассказ — очень тяжёлые впечатления по ассоциациям с загробным миром.
    Потом подумал и включил в лонг-лист, уже после представления в жюри полного списка. Вообще-то, рассказ кончается на жизнеутверждающей ноте.

  5. natalya_plehanova_Natk@

    рассказ конечно очень сырой, и слишком мрачный, сама очень не люблю мрачные истории, но ведь в жизни боль она именно такая — как нам кажется беспросветная, а потом все меняется.. появляется свет и тем он ценнее для человека, чем больше ему пришлось пережить. мне так кажется..
    Спасибо, Эдуард за понимание.

  6. irina_karlsson

    За именем «Карлсона», а точнее — за фамилией «КарлссоН» не скрывается никто… И когда дома нет никто — там Карлссонам самое место 🙂
    И, вообще, я поняла, что миниатюра чисто женская. Мужчины обозреватели, похоже, ее не чувствуют. Что же? Полезное наблюдение! Бум знать.

  7. eduard_snejin

    Что ж Вы сразу так, Ирина к мужчинам? Понятно, что Карлсон неосязаемый, в душе женщины, что уж нельзя пошутить?))). Жить надо легше, а на вопросы смотреть ширше. Тогда и одиночество рассеется, и придёт живой Карлсон, ну пусть не Карлсон, пусть даже карлик, зато…

Добавить комментарий