Лицо призрака  оперы  (пьеса-расследование)


Лицо призрака оперы (пьеса-расследование)

Действующие лица:
1. Гастон Леру, писатель.
2. Перс.
3. Эрик, известный как призрак оперы.
4. Кристина Даэ, молодая певица.

Сцена первая.
Входит Кристина.

Голос Эрика:

Я тебе голос твой найду.
Кристина, слушайся меня.
Я стать певицей помогу,
Тебе дверь сцены отворяя.

Боишься ты, и о судьбе
Своей вздыхаешь очень часто.
Кристина, верь, скажу тебе,
Что ты решать уже не властна.

Кристина, мне судьбу доверь.
Я в силах худшее исправить.
Но только не страдай теперь,
Как есть сейчас лучше оставить.

Ты любишь своего отца,
Так, значит, мне, прошу, доверься.
Я послан им, и чудеса
Я сотворяю. Песня, лейся!

Пой для меня! Вот так, прекрасно!
Пусть в душу музыка войдёт.
На сцену новая взойдёт
Звезда театра, это ясно.

И свет прожекторов и рамп,
Аплодисменты, крики «браво»,
К тебе, Кристина, полетят,
О, не о том ли ты мечтала?

Доверься мне, забудь про боль,
Споёшь ещё свою Джульетту,
Поверь, что будет эта роль
Тобою превосходно спета.

Кристина уходит,
Кружась в танце.

Сцена вторая.
Входят Леру и Перс.

Леру:

Так это было здесь? Эрик бедный!
Жить в мрачном подземелье этом…
Урод несчастный, призрак бледный,
Проклятый всем жестоким светом.
О, свет жестокий! Красота
Тебе важнее, нежли чувство…
Нежли прекрасная душа,
И интересное искусство!
Как тяжело уродом быть,
Когда тебя не принимают…
Как можно в этом мире жить,
Когда от всюду прогоняют;
Когда с прекраснейшей душой
Скрываться должен в подземелье,
Царит где мрак один ночной,
И нет намёка на веселье….
О, Эрик, Эрик! Знаю я,
Что ты зовёшь меня поведать
О своей смерти. Ты меня
Обрёк на это, призрак бледный…
Ты здесь, и дух я чую твой…
Зовёшь меня к себе, я знаю…
Пойдём же, Перс мой дорогой…
Ведь твой хозяин призывает.

Гастон Леру и Перс уходят

Сцена вторая.
Входит Кристина.
Кристина.

Тот голос, что в ночи пел песню мне.
Проник на дно души, оставив след
Глубокий, словно боль, что рвётся в высь.
Как можно — о, доколь! — душа уймись.

Волненье, прекратись! Жалкая роль.
От мук мне не уйти. Какая боль.
Он только ангел лишь, что мне отец прислал.
Зачем душа, болишь? Отец сказал,

Что мне пришлёт его, когда уйдёт с Земли.
Вот слышу я его, как гимн любви.
Поёт он мне во сне, и как поёт.
И мир он музыки познать зовёт.

Он ангел музыки, и глас его
Проник так глубоко, так глубоко!
Покоя лишена, и в муках я.
Живу я только тем, кто звал меня.

В ночи мне песни пел, и обучал.
Он счастья мне хотел, и счастье дал.
Живу я в мире сём, и жду его.
И, думая, о нём, хочу того,

Чтобы всегда он пел. О, мой отец!
Мне не хотелось бы, чтобы пришёл конец
Тем песням. Голос, пой, и уноси меня
В тот край, где папа мой, лишь ты и я.

Хочу я тою стать, как папа мой мечтал,
Исполнить всё хочу, чего он ждал.
Я так хочу творить, и всё хочу суметь,
Для папы хочу жить, для папы петь!

Кристина уходит.

Входит Эрик.

Эрик:

Что сделалось со мной? Душа моя
Вдруг стала вся иной, вдруг понял я,
Что эта жизнь есть мир, полный грёз.
Зачем звать смерть на пир, где много роз?

Я полюбил душой, хоть чёрен я.
Но отнят мой покой, и жизнь моя.
Я очень много лет здесь о любви писал.
И вот, спасенья нет — мой час настал.

Я ей живу одной — вскипает кровь.
Стремлюсь я к ней душой всё вновь и вновь.
Хотя сам знаю я, что никогда
Она не влюбится в меня, не скажет «да»;

И не сольётся плоть моя с её…
Я буду делать хоть всё для неё.
Быть может, всё, поняв, простит она,
Что страсти не уняв, лишил я сна

Дивный цветок мечты всей, жизни всей.
Коснулся чистоты грязью своей,
Что думать я посмел в глуши о том,
Что сон моей души не будет сном.

Я знаю, не дано мне светлым быть.
От крови всё равно мне руки не отмыть.
Но я же человек, и я люблю.
Полдня почти не ем, и ночь не сплю.

Мечтая всё о ней, в ночи кричу.
Признаться в любви ей я так хочу…
Но не могу — опять болит душа моя.
Её я берегу, ведь страшен я.

А сердце — пополам — глухая боль…
Хочу кричать я сам — доколь, доколь?
Хочу унять я страсть, но не могу
Попал я к ней во власть, не убегу.

Хотел я тихо жить, и лишь творить.
Но всем дано любить, что ж говорить!
Не избежал и я, как ни хотел
Мук страсти… и меня ужасный ждёт удел…

Я не могу смотреть в лицо своё.
Оно уродливо, как смерти лик глумливый.
Я берегу сокровище моё,
Мой дар необычайной силы.

Поверье есть, что лекарь сам себя,
Увы, но излечить не сможет.
О, сколько же страдал в ужасных муках я!
Но кто мне, столь ужасному поможет?

К целителям я разным обращался,
Но все они бежали от меня,
Лицо, увидев, как ни ухищрялся,
Заставить исцелить их я.

Любви желал. Я телом всё ж красив,
Но женщины меня всё ж сторонились,
Свой взор на лик ужасный, обратив,
Они ко мне жестоко относились.

Но всё прошло. И это всё пройдёт.
Так Соломон в кольце запечатлел.
Урод! Ну, что же… я урод…
Смириться, хоть я с тем не захотел!

Душа моя запачкана в крови,
В слезах, в стенаньях беспросветных.
Я жил, не зная ласки и любви,
То хуже всех мучений бессловесных.

Эрик уходит.
Возвращается Кристина.

Кристина:
Запуталась уже я во снах своих…
Никто мне не поможет, не подскажет,
Уже не в силах я разобраться в них,
Что мне на это сердце моё скажет?

Оно молчит. Давно ль, Рауля я
Так искренно, так жертвенно любила?
Теперь тот образ терзает вновь меня,
Хоть я ему надежды не дарила.

Кто он? Я не пойму… бежать хочу, не смею…
Кто знает, почему при нём я так робею?
Терзает он меня, зовёт с собой,
Велит: «желаю я, чтоб пела — пой».

И я пою в ночи, о, папа, мой…
Ты только не молчи, приди за мной…
Утешь меня, прошу, он снова ждёт,
И снова я спешу, как он зовёт…

Певицей стать, горя, желая всё,
Всю тайну разузнать про всё, про всё…
Кто он я не пойму, зачем же я?
Он любит, почему, одну меня?

И в нём пылает страсть ярким огнём,
Какая всё же власть таится в нём,
Что я спешу т уда, где он, где он?
Неужто никогда не разгадаю сон,

Что снится по ночам мне лишь одной,
Внимаю я речам его со мной…
Он смотрит на меня — бросает в дрожь.
И чувствую в нём я одну лишь ложь.

Разрушен старый мир, и я боюсь,
Что в новый страшный мир я окунусь…
В Рауле вижу я спасенье всё своё,
Он сбережёт меня, чувство моё…

В Рауле жизнь иную вижу я,
Но, что, внутри бунтуя, так жжёт меня?
Он страшен, некрасив, надежды нет,
Тьму раз хоть полюбив, увидеть свет…

Сцена четыре.

Входят Леру и Перс.

Перс.

Любил ли она? Возможно, да…
Об этом подсказали письма мне.
Они расстались с монстром навсегда,
Но он преследовал её во сне.
Безумная любовь! Что в жизни не бывает?
Уродом жутким был хозяин мрачный мой…
Но чувство сердцем так завладевает,
Что он забыл навеки облик свой…
Он к ней стремился, и душа звала,
Она ж… лицо его так испугалась,
Когда с несчастного вдруг маску сорвала…
Что в миг с иллюзией своей рассталась!
Что делать ей? Её урод любил!
Она была так молода, красива,
И сердца неуёмный пыл
Унять ей невозможно было…
Поймите вы её… Его я близко знал.
Он был урод, каких на свете мало…
Но в то же время, как он сочинял!
Такую музыку! Аж, сердце замирало!
Но в то же время пел он лучше всех…
Она его за голос полюбила…
И, если бы красив он был, он был бы лучше тех,
С кем выступать Кристине приходилось.

Гастон Леру и Перс уходят.

Сцена пять.

Входит Кристина.

Кристина:

Сорвала маску я! Я видела его!
Он испугал меня, бежала от него!
О, в сердце злая боль! Как обманулась я!
О, жалкая же роль в сём действии моя!

Что чувствовать должна? Должна что понимать?
Страданий грудь полна, да, как тут не страдать?
Сорвала маску я! Увидела лицо…
Жизнь, ты, о, жизнь моя… уродливо оно.

Кровавый жуткий шрам, и искривленье губ,
И веки, что глазам ужасность придают…
Я не могла смотреть, закрылась от него…
За, что мне всё терпеть, кто даст ответ, дано?

Его я ненавидеть, как будто бы должна,
Но жажду я увидеть, желанием полна…
Урод он! Злой урод! Но голос так красив…
Безумный жизни ход, прелестнейший мотив…

Что ж делать теперь мне? Куда всё приведёт?
Дано ль мне в кутерьме сменить событий ход,
Или останусь я в зависимости злой
От маски, что сама своей сняла рукой?

Входит Эрик.
Он становится на колени перед Кристиной.

Эрик:

Кристина! Полюби, молю…
Узнала ты, что так скрывает маска…
Я от своей любви огнём горю,
Мне так нужна твоя земная ласка…

Боишься ты, увы, я некрасив,
Я страшен, словно чёрт из табакерки…
Но страсти плод уже раз откусив,
Не хочется закрыть обратно дверку.

Я видел низкий мир, и только лишь, творя
Прекрасное, я счастье познавал.
О, долго же жил без чувств сердечных я!
Но вот теперь я страсти вкус познал,

Что это? Не могу сказать…
Но это то, что мир новый открыло,
И хочется мне музыку писать…
О, чувство! Вот, что ты открыло!

Она не любит, в ней лишь страх живёт…
О, я безумный, глупый и несчастный!
Надежду даже счастье не даёт…
Но всё-таки мечтаю я о счастье.

И слёзы лью, в ночи зову,
В углу мечусь, как некогда метался…
Всю силу страсти я на помощь призову,
Чтобы в душе её хоть след остался.

Я полюбил. Не любит хоть она,
Но моё чувство не проходит только,
Становится сильней… её вина,
Что Призрак Оперы страдает столько.

Кристина! Полюби! Молю о том…
Но стоит ли надеждой тешить себя мне?
Покажется ей пусть вся жизнь кошмарным сном,
За то, что жизнь моя проходит, как во сне.

Кристина:

О, бедный, бедный Эрик!
(в сторону).

Мне выносить его уж мочи нет…
С Раулем я бегу, как заблестит рассвет…

Эрик и Кристина уходят.

Сцена шесть.

Входят Леру и Перс.

Перс.

Да, он на коленях перед ней стоял.
Он умолял, чтоб и она любила!
Он стонал, плакал, угрожал…
Ей так, бедняжке, страшно было!
Он подарил на память ей кольцо…

Леру:

Кольцо? Она его носила?

Перс.

Носила…да… и ей сказал вдруг он,
Чтобы она кольцо то возвратила,
Когда умрёт он, или, так верней,
Как выпустят газету с объявленьем
О его смерти, призрака теней…
Казалось мне то дивнейшем решеньем.
Поймите! Всего столько было,
Что мой не знает с чего рассказать…
Жизнь Эрика была такой унылой,
Что я не знаю, как мне продолжать.
Её он похищал, не раз
Её он увозил вот в это подземелье,
Где с вами мы находимся сейчас…
Вам это по душе увеселенье?
Потом у них с Раулем вышел спор,
С тем юношей, кого она любила…
Её похитил, скрыл ото всех он…
И плакал перед ней: любимая Кристина…
Раулю я решил помочь…
Вы знаете, к чему всё привело.
Рауль бежал с Кристиной прочь,
Оставив в подземелье умирать его…

Леру.

О, бедный, бедный! Как же вы могли
Предать его?

Перс.

Меня же вы поймите…
урод он был, уроды все с земли
Должны исчезнуть.

Леру.

Что вы говорите!
У Эрика была душа, и он
Любил… ах, как судьба жестока!
Похожа жизнь на самый страшный сон…
О, бедный Эрик! Как тоска глубока…

Сцена семь.
Входит Эрик.

Эрик.

Волшебный дивный сон разрушен ими был…
И от него лишь музыка осталась…
В страданиях несчастных всех моих
Такая буря страсти разыгралась!

Он её любит, и она его…
Рауль, чувств истинных губитель!
Ещё посмотрим, кто возьмёт кого!
Невинной девушки безумный соблазнитель…

Он так красив, своею красотой
Он лишь подчёркивает всё моё уродство!
Нельзя мне быть в аду, и с чистотой
Пытаться спорить. Нету благородства

Во мне самом. Пусть гений звука я,
Она за это полюбить не сможет.
И от того терзает мрак меня.
Тоска меня слепая гложет…

Ей нужен он! Красив он и умён,
И молод… куда же с тем тягаться мне,
Кто по веленью ангелов влюблён
В прекраснейшую деву на Земле?

Всё сердце ломит от тоски.
Забыл я клавесина звуки!
Как страус, прячусь я в пески,
Мне одному лишь ведомые муки…

Я не хочу их ласки наблюдать!
То, как мечту мою уводит он!
Заставлю я обоих их страдать,
Забывши про еду, питьё и сон.

Пускай хоть проклянёт она
Меня, разбившего мечты…
Но должен я испить до дна
Боль от душевной красоты…

Мне больно лицезреть её…
Вся, окружённая сияньем,
Она стоит, и для неё,
Смотрю я в муках содроганья.

Мечты разрушенный поток
Собрать хочу я, хоть и сложно…
Ах, к горлу пристаёт комок,
И жить уж стало невозможно!

Он её любит, и она его…
Я не позволю им так издеваться!
охранитель мира своего.
Раз повод есть, так следует мне драться.

Сцена восемь.
Входит Кристина. Она в смятенье.

Кристина:

Отец, услышь мои, пожалуйста, мольбы.
Отец, я не ждала такой судьбы!
Зловещий рок вдруг надо мной навис.
Зловещий рок из волшебства кулис.

Кошмаром обернулась сказка та,
Придуманная мной самой мечта.
Отец, молю сейчас я об одном:
Ты помоги расстаться с жутким сном.

Тревогой жизнь моя полна сейчас:
Ко мне приходит он в полночный час.
Когда я сплю — твердит о чувствах мне,
И я другая в том безумном сне.

Всё повторяется опять, опять, опять!
Те сны, безумства… как мне боль унять?
Он ангел музыки, иль гений злой?
За что родился он с такой судьбой?

Он мучает меня, терзает вновь.
Но не ему моя уж отдана любовь.
Раулю «да» твержу я много раз…
Он лишь со мной всегда, всегда, сейчас!

Согласье я дала. Пусть гений тот
Забудет обо мне, и отойдёт.
Я не могу: судьба моя
Должна другой быть, это знаю я.

Хористка в прошлом я, а он зовёт
На сцену всё меня, вперёд, вперёд!
И снова я пою, и льётся свет…
Ужель его люблю? О, Боже! Нет!

Кристина убегает.

Сцена девять.

Входят Перс и Леру.
На полу лежит скелет,

Леру.

Смотрите! Вот же он!
Кольцо-то ведь её!
Окончен страшный сон,
Нашли мы с вами тело…
О, Перс, прошу, мне расскажите всё
Об Эрике, душа так захотела…

Перс.
Он призрак ночи злой, озлоблен жизнью был.
Хотя судьбы иной мой рок мне не сулил.
Он с детства не таким был, как мальчишки все.
Другим я был, другим, наперекор Судьбе.
Он видел мир иной, он Горний слышал звук.
Владели духи мной, и он был, словно дух.
Боялись все меня: он мысли их читал.
Имел таланты я, и очень много знал.
Путь этот горький мой слезами был облит.
Покинул дом он свой, где сильно был избит
За то, что в трудный час я духам говорил
О том, что мне в тот час мир здешний был не мил.
Избил отец его, на волю отпустив.
Без денег ушёл он, отцу то не простив.
Скитался по углам он Персии родной.
Скитался тут и там, оставив разум свой.
Снискал и славу он, проклятья он снискал…
Но край родимый свой покинул он без лавр…
Жизнь привела его, несчастного в Париж.
Он плыл на кораблях, скитался и грустил.
Смеялся всё над ним жестокий там народ.
Безумною толпой кричали все: «урод!».
Глумились, и его все избивали там,
Где жил, как нищий он, скитаясь по местам
Он фокусником был, детей он развлекал,
И только тем и жил, что смех их вызывал.
Пока его судьба не привела его
На стройку, куда он пришёл, творя мир странный свой.
История его и началась с того,
Что театр создал он — план мозга своего.
Там он остался жить, внимая голосам.
Там стал свой мир творить, внимая чудесам,
Роились, что в душе. Он о любви писал,
Хотя он нот нигде ещё не постигал.

От звуков дивных тех рождались все они
На радость людей всех мелодии любви…
Он театра стал душой, пока не встретил ту,
Что завладела им, отняв его мечту…
А дальше вы уже всё знаете о том,
Что с ним случилось здесь в приюте мрачном сём…

Леру.

О, бедный, бедный Эрик!

Леру и Перс уходят. Входит хор девушек
Ангел Музыки, прилети скорей!
Помоги заучить урок…
Ангел Музыки, помоги ты мне,
Как уже ты многим помог!

1.

Настала ночь. Замерло всё вокруг.
Всё погрузилось в сказку волшебную.
Ангела Музыки слышу я вдруг…
О, это мгновенье, о, это мгновенье!
Он меня в мир музыки зовёт.
Он даёт уроки пенья мне.
Он со мной все ночи напролёт,
И забываю я о сладком сне.

Припев:

Ангел Музыки, прилети скорей!
Помоги заучить урок…
Ангел Музыки, помоги ты мне,
Как уже ты многим помог!

2.

Как чарующ его сладкий глас!
О, он явно, явно неземной!
Ангел Музыки, я прошу сейчас
Побудь ещё немножко ты со мной!
Посмотри: дорога нелегка.
Посмотри: путь тяжек очень мой.
Но я счастлива до тех пор, пока
Ты со мной, мой Ангел неземной…

Припев:
Ангел Музыки, прилети скорей!
Помоги заучить урок…
Ангел Музыки, помоги ты мне,
Как уже ты многим помог!

3.

Улетишь… я буду тосковать.
Без поддержки друга тяжело.
Но я знаю: прилетишь опять,
И в душе моей станет вновь светло.

Припев:
Ангел Музыки, прилети скорей!
Помоги заучить урок…
Ангел Музыки, помоги ты мне,
Как уже ты многим помог!

0 комментариев

  1. olga_urvantseva

    Я не поняла: Перс — это национальность или фамилия?
    А Эрик, как Йорик.
    Вообще-то я бы, наверное, посмотрела пьесу, если бы актеры были породистыми красавцами все как наподбор сплошняком.
    Оля

  2. helgayansson

    Спасибо за о тзыв. Отвечаю. Перс — национальность. Он был слугой Эрика, гениального человека с уродливым лицом (живой скелет представляете?). Эрик страдал из-за этого. А Гастон Леру (помимо «Призрака оперы» автор «Заколдованного кресла» и других произведений) вообщ большой умница. У него душа исследователя (редкое для п исателя качество). Он не только сообщил миру об Эрике, но и доказал, что это реально существовавший человек. Хотя многие исследователи считают Эрика воображением Леру, который писал в духе готического романа.
    С уважением, Хельга Янссон.

Добавить комментарий