Первое фантастическое произведение, которое я прочел в своей жизни в 10 лет стало «Борьба миров» Герберта Уэллса. Собственно говоря, именно по этому роману, одному из самых известнейших в мировой литературе я и стал ориентироваться в понимании жанра. Именно на этом произведении можно рассмотреть саму схему, т. е. структуру произведения в жанре «фантастика». Схема фантастического произведения, не зависимо от времени его опубликования, авторства и подраздела (научная, социальная, философская и т. д.) выглядит следующим образом:
1) Пейзажная основа любого фантастического произведения обыкновенная, персонажи, как основные, так и второстепенные – самые обыкновенные, что называется выбранные из толпы. Силу фантастического произведения усиливает именно обыкновенность героев, обыденность публики и взаимоотношений героев с точки зрения мотивации. Чем обыкновенней будет обстановка тем неожиданней и контрастней по отношению к ней станет само фантастическое действие.
2) Сюжетная основа любого фантастического произведения – философская. Без философской фабулы, фантастическое произведение не существует. Именно фабула и создает сюжет.
3) Конструктивная основа произведения заключается во введении в пространство «А», пространство реальной жизни, пространства «Б» — фантастической реальности. Чем неожиданней и в то же время очевидней будет такой переход, тем сильнее будет само произведение. Фантастика, по конструкции построена на противоречии двух пространств – «реального» (А) и фантастического (Б). Наиболее сильно подобные конструкции проявили себя в таких произведениях как «Гадкие лебеди» Стругацких, «Машина времени» и «Волшебная лавка» Г. Уэллса, «Заповедник гоблинов» К. Саймака.
В любом фантастическом произведении фабула создается ситуацией, в которой оказались герои, в момент своего перехода из пространства «А» в пространство «Б». Например, в «Волшебной лавке» Г. Уэллса посетители (отец и его маленький сын) заходят в самый обыкновенный магазин детских игрушек и продавец начинает знакомить их с волшебными игрушками с необъяснимыми разумом свойствами. Персонажи выйдя из пространства «А» знакомятся с пространством «Б» в виде «волшебных игрушек» и вокруг этого создается конфликт в ситуации и замыкается философская фабула: отец оказывается неготовым к знакомству с «волшебными игрушками», в то время, как его сын воспринимает эти игрушки абсолютно естественно, радуется им, как и полагается радоваться нормальному ребенку. При ином сюжете (если бы игрушки понравились обоим персонажам) – произведение естественно становится слабым и неубедительным. В рассказе Генри Катнера «Варкалось, хрикливые шорьки…» сюжет закручивается на ситуации, когда такие же игрушки с фантастическими свойствами становятся причиной конфликта между родителями и их детьми, в результате общения с «фантастическими игрушками» дети получают сверхзнания созданий более высокого разума нежели человеческий и в финале покидают мир «А» переходя в самом буквальном смысле в иное измерение буквально на глазах родителей.
Переход их пространства «А» в «Б» может осуществиться как внезапно как вспышка, чтобы шокировать читателя (пример «Гадкие лебеди» Стругацких, где только в самом конце текста открываться читателю сверхспособности лежащие за пределом разума «мокрецов» и объясняется их «нечеловеческая» природа), либо оба пространства существуют одновременно, не мешая друг другу (пример: «Понедельник начинается в субботу» тех же Стругацких) либо, как например в произведении «Борьба миров»или «Волшебная лавка» в состоянии непрерывного конфликта друг с другом.
Как описывается пространство «Б»? Пространство «Б» – пространство фантастическое сверхреальное должно быть логичным, и нелогичным одновременно. Идеальное описание пространства «Б» присутствует в романе «Пикник на обочине» Стругацких, а также в «Солярисе» Лема. С одной стороны это физическое пространство, которое подчиняется определенным физическим законам имеет четкую структуру и логику, которая его создает, с другой стороны – и логика, и законы и сама физика этого пространства не может быть буквально описано знаниями человека о природе. Пространство «Б» должно быть логичным (!!!) и в тоже время необъяснимым с точки зрения современных знаний о природе. Автору также имеет смысл доказывать читателю запредельность пространства «Б» делая по ходу сюжета попытки его объяснения с точки зрения физики пространства «А» (обыкновенного мира). Под сверхсвойствами пространства «Б» и должна скрываться фабула создающая сюжет произведения (например, в романе «Солярис» разумный океан – пространство «Б» начинает изучать людей воспроизводя наиболее сильные образы из их подсознания, с точки зрения жителей пространства «А» все это выглядит как изощренный психологический террор, как попытка чудовища надавить на совесть обитателей пространства «А»).
Лучшим создателем пространств «Б» в американской фантастике является Филип Дик. В романах Филипа Дика пространство «Б» выглядит настолько естественно, а сам переход в пространство «Б» настолько логичен и объясняем зрителю, что никаких сомнений в реальности этого пространства у читателя не возникает. Я помню, что испытал самый настоящий шок когда прочел роман «Убик»: настолько был естественен и логичен фантастический мир и настолько были фантастичны и необъяснимы свойства этого мира, в котором оказались герои произведения. Мир в котором оказываются герои этого романа представляет собой искривление реального мира с потерей и распадом свойств реального мира: предметы, чьи свойства знакомы и очевидны меняют свои свойства причем по четкой логичной системе. Мир превращается буквально на глазах читателя в галлюцинацию, точнее галлюциногеный бред. Филипа Дика следует, на мой взгляд считать одним из самым сильным создателем пространств «В».
В прекрасном произведении С. Гансовского «День гнева» пространство «Б» объясняется зрителю с первой же страницы, находится в постоянном конфликте с пространством «А», идет борьба двух пространств, причем, что называется на уничтожение. Вокруг этого и создается фабула произведения – философская основа, мысль о недопустимости экспериментов над природой (в лаборатории создали разумных медведей, медведи вырвались на свободу и стали уничтожать людей. Разум, данный им людям, они используют именно как оружие уничтожения людей).
(продолжение следует)