«Театр души» (венок сонетов)
1
Финал. Но остаётся прежней роль.
Да, та, что лицезрел недавно каждый.
Нет смысла повторяться в жизни дважды,
То ферзь, то пешка, слон, ладья, король…
Когда опущен занавес, и зал
Еще от впечатлений тихо млеет,
С душой наедине, уже смелее,
Беседу я веду. Глаза в глаза.
На сцене дилетант. Но не актёр.
Экспромт был прожит искренне. Работа?
Но в песне ни одной фальшивой ноты!
Реальности не нужен был суфлёр.
Как публика шумит: «на бис» — изволь!..
Нет цели: вас развлечь. И в этом соль.
2
Нет цели — вас развлечь. И в этом соль.
Неведомо вам: в острые моменты
Встречаю стойко я аплодисменты
Пощечинами, множащими боль…
Стерплю я их. Не нытик. Не впервой.
Путь, в сущности, так редок черно-белый.
Он – пёстр. Художник, видно, был умелый.
Всей кожей ощущаю мастерство…
Порой мазки скупые, как хлыста
Безжалостные меткие удары.
Но радуги палитра редким даром
Касается души моей холста.
У судеб непредвиденный окрас,
Без грима, декораций, без прикрас.
3
Без грима, декораций, без прикрас
Всей сутью естество не макияжно.
Оркестр без дирижера – дивно слажен,
Нет фальши в нём – уже который час.
Однако, шаг любой содержит «но»:
Эстеты мы? За это наслажденье
Живое обрекаем на мученье,
Прикрывшись тем, что «так заведено».
Мы сами же – убийцы красоты,
Того бездумно не осознавая.
Её мы мнём, срезаем и срываем…
У ног моих рассыпаны цветы…
А сколько роз погибло в чреве ваз!
Всё выстрадано сердцем каждый раз.
4
Всё выстрадано сердцем каждый раз,
Что, может, одному из ста понятно.
В движение пришёл невероятный
Поток людской. Слышны обрывки фраз.
Вникать во всё – желанья просто нет.
Владеет каждой клеточкой усталость,
Корректности вакансий не осталось,
И хочется сказать: «Гасите свет!»
Как долго!.. Ожидает персонал
Возможность подобрать все хризантемы
И прочее… Мои ли в том проблемы,
Кто кем себя на сцене осознал?
Открыты двери. Душно. Но – сквозит.
В углу ненужный сложен реквизит
5
В углу ненужный сложен реквизит
Теченья против, как всегда – поклонник…
Приверженец искусства. Мой сторонник.
С бессмысленной надеждой на визит.
Он путает спонтанность и талант…
Ошибка это. Все небезупречны!
Пусть я живу всерьёз, а не беспечно,
Но – не кариатида. Не атлант.
Не выдержу, пожалуй, лишний груз
Чужого совершенно обожанья.
Мои в расчёт не приняты желанья…
Вернётся. Не добьётся. Но – не трус!
По нервам мыслью-молнией пронзит:
Уходит зритель. Правило-транзит.
6
Уходит зритель: правило-транзит.
Пусть будет так. Не новой нитью выткан
И этот день. Но я уже привыкла.
Подобный факт меня не прослезит.
Неправда, что я выпита до дна.
Сегодня вечер. Завтра – будет утро!
Росы умывшись пряным перламутром,
Всё вновь начну. От «а» до «я». Одна.
Не так, как было всё ёще вчера,
У наших судеб каждый день – особый.
Минута – драгоценнейшая проба!
И только постороннему – игра.
А если ниша выбрана не та?
Свободными останутся места…
7
Свободными останутся места.
И лица в зале новыми к тому же.
Но это – не беда. Бывает хуже,
Когда берёт за горло суета.
Становится бесценным каждый вдох
И жаждой сверх других — освобожденье.
Отчаянно. До неповиновенья.
А выход неприемлемый – неплох…
Не дай мне Бог, скатиться до клише!
Обкатанные штампы, как известно,
На лбах людских – печать: «неинтересно»!
Увы, опустошение в душе…
День плавно заменила темнота.
Однако, иллюзорна пустота.
8
Однако, иллюзорна пустота.
Наполненная новым содержаньем,
Без ропота, сомнения, брюзжанья,
Заезженная истина проста:
Никто не остановит водопад,
Пока его скала плечами держит.
Попытками напрасными рассержен,
Усилиться он может. Во сто крат.
Оружие серьёзное – слова.
С ним так необходима осторожность,
Какая б ни таилась в этом сложность!
Что б ни было, а истина – жива.
Сокрыта в тайне суть, но – не ушла.
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
9
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
По кругу бег. И тайное при этом
Небрежное движенье… Незаметно
Впитает пот отглаженный обшлаг.
По жёстким вёрстам жизненных широт,
Как лошадь цирковая по арене,
Пойду я по своей потёртой сцене
Втянув саму себя в водоворот.
Ах, это непомерное моё,
Ввергающее в бездну чувство долга!
Антрактов в марафоне нет. Он долог.
Курирует дорогу вороньё…
Сознание – до кончиков фаланг:
Выбрасывать нет права белый флаг.
10
Выбрасывать нет права белый флаг.
Душа не полирована до глянца.
Кружатся всплески мыслей в буйном танце,
Разбросанные, как архипелаг.
Собрать его мне нужно в монолит.
Такая архисложная задача.
Я всё должна решить и обозначить.
Всё выстоится. Всё переболит.
Готова, как всегда, я то, что есть,
В глазах партера пристальных прочесть.
11
В глазах партера пристальных прочесть
Своей судьбы нелёгкой отраженье:
Побед немного. Много поражений.
Гвоздём сюжета: бой с собой. За честь…
Последний – испытаний всех трудней.
В поток вливаться легче, несомненно,
Скольженье вниз – приятно и мгновенно.
Вверху держаться, явно, солоней.
Сластёны высоту не предпочтут.
Речь не о них. Совсем иная тема
Затронута. Такая уж система:
Жизнь каждому – театр и институт.
И мне принять за благостную весть
Придётся осужденье или лесть.
12
Придётся осужденье или лесть
Стерпеть. Не подавая даже вида,
Что в том возможны горечь и обида…
Нюансы… Всех их здесь не перечесть.
Не крепость – дом. Пусть даже не на слом.
Открыты окна. Люди непременно
Стремятся заглянуть в них. Современно:
Проект, аналогичный – «за стеклом»…
Как выжить? Не споткнуться? Не упасть…
Господь нам вехи чётко обозначил.
Придерживаться нужно их. Иначе
Поглотит оркестровой ямы пасть…
С моими в унисон, здесь правят пусть
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
13
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
Проход сквозь день. Обычный. Без поклонов.
Наигранности нет. Нет вздохов-стонов.
Заученности реплик наизусть.
Мне эти атрибуты не важны.
«Как чувствую» – моё простое кредо.
Так хочется считать иное — бредом…
Условности? Кому они нужны?!
Собой остаться – выше всех искусств!
Но сцена равнодушна к смене чувств…
14
Но сцена равнодушна к смене чувств…
Её законы жгут неумолимо.
Ступеньки жанра непреодолимы.
В сцепленье рук не слышен пальцев хруст.
Довольно. Всё! Отсюда ухожу.
И вам даю возможность: к этой сказке
Придумать подходящую развязку,
К любому наготове виражу.
Театр души закрылся. Поздний час.
Толпы ползёт снаружи колыханье.
Внутри же – мусор, спёртое дыханье,
Оставленные многими из вас…
Взгляд зала – в утро новое пароль.
Финал. Но остаётся прежней роль.
Магистрал
Финал. Но остаётся прежней роль.
Нет цели — вас развлечь, и в этом соль.
Без грима, декораций, без прикрас
Всё выстрадано сердцем каждый раз.
В углу ненужный сложен реквизит.
Уходит зритель: правило-транзит.
Свободными останутся места.
Однако иллюзорна пустота.
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
Выбрасывать нет права белый флаг.
В глазах партера пристальных прочесть
Придется осужденье или лесть.
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
Но сцена равнодушна к смене чувств…
«Театр души» (венок сонетов)
1
Финал. Но остаётся прежней роль.
Да, та, что лицезрел недавно каждый.
Нет смысла повторяться в жизни дважды,
То ферзь, то пешка, слон, ладья, король…
Когда опущен занавес, и зал
Еще от впечатлений тихо млеет,
С душой наедине, уже смелее,
Беседу я веду. Глаза в глаза.
На сцене дилетант. Но не актёр.
Экспромт был прожит искренне. Работа?
Но в песне ни одной фальшивой ноты!
Реальности не нужен был суфлёр.
Как публика шумит: «на бис» — изволь!..
Нет цели: вас развлечь. И в этом соль.
2
Нет цели — вас развлечь. И в этом соль.
Неведомо вам: в острые моменты
Встречаю стойко я аплодисменты
Пощечинами, множащими боль…
Стерплю я их. Не нытик. Не впервой.
Путь, в сущности, так редок черно-белый.
Он – пёстр. Художник, видно, был умелый.
Всей кожей ощущаю мастерство…
Порой мазки скупые, как хлыста
Безжалостные меткие удары.
Но радуги палитра редким даром
Касается души моей холста.
У судеб непредвиденный окрас,
Без грима, декораций, без прикрас.
3
Без грима, декораций, без прикрас
Всей сутью естество не макияжно.
Оркестр без дирижера – дивно слажен,
Нет фальши в нём – уже который час.
Однако, шаг любой содержит «но»:
Эстеты мы? За это наслажденье
Живое обрекаем на мученье,
Прикрывшись тем, что «так заведено».
Мы сами же – убийцы красоты,
Того бездумно не осознавая.
Её мы мнём, срезаем и срываем…
У ног моих рассыпаны цветы…
А сколько роз погибло в чреве ваз!
Всё выстрадано сердцем каждый раз.
4
Всё выстрадано сердцем каждый раз,
Что, может, одному из ста понятно.
В движение пришёл невероятный
Поток людской. Слышны обрывки фраз.
Вникать во всё – желанья просто нет.
Владеет каждой клеточкой усталость,
Корректности вакансий не осталось,
И хочется сказать: «Гасите свет!»
Как долго!.. Ожидает персонал
Возможность подобрать все хризантемы
И прочее… Мои ли в том проблемы,
Кто кем себя на сцене осознал?
Открыты двери. Душно. Но – сквозит.
В углу ненужный сложен реквизит
5
В углу ненужный сложен реквизит
Теченья против, как всегда – поклонник…
Приверженец искусства. Мой сторонник.
С бессмысленной надеждой на визит.
Он путает спонтанность и талант…
Ошибка это. Все небезупречны!
Пусть я живу всерьёз, а не беспечно,
Но – не кариатида. Не атлант.
Не выдержу, пожалуй, лишний груз
Чужого совершенно обожанья.
Мои в расчёт не приняты желанья…
Вернётся. Не добьётся. Но – не трус!
По нервам мыслью-молнией пронзит:
Уходит зритель. Правило-транзит.
6
Уходит зритель: правило-транзит.
Пусть будет так. Не новой нитью выткан
И этот день. Но я уже привыкла.
Подобный факт меня не прослезит.
Неправда, что я выпита до дна.
Сегодня вечер. Завтра – будет утро!
Росы умывшись пряным перламутром,
Всё вновь начну. От «а» до «я». Одна.
Не так, как было всё ёще вчера,
У наших судеб каждый день – особый.
Минута – драгоценнейшая проба!
И только постороннему – игра.
А если ниша выбрана не та?
Свободными останутся места…
7
Свободными останутся места.
И лица в зале новыми к тому же.
Но это – не беда. Бывает хуже,
Когда берёт за горло суета.
Становится бесценным каждый вдох
И жаждой сверх других — освобожденье.
Отчаянно. До неповиновенья.
А выход неприемлемый – неплох…
Не дай мне Бог, скатиться до клише!
Обкатанные штампы, как известно,
На лбах людских – печать: «неинтересно»!
Увы, опустошение в душе…
День плавно заменила темнота.
Однако, иллюзорна пустота.
8
Однако, иллюзорна пустота.
Наполненная новым содержаньем,
Без ропота, сомнения, брюзжанья,
Заезженная истина проста:
Никто не остановит водопад,
Пока его скала плечами держит.
Попытками напрасными рассержен,
Усилиться он может. Во сто крат.
Оружие серьёзное – слова.
С ним так необходима осторожность,
Какая б ни таилась в этом сложность!
Что б ни было, а истина – жива.
Сокрыта в тайне суть, но – не ушла.
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
9
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
По кругу бег. И тайное при этом
Небрежное движенье… Незаметно
Впитает пот отглаженный обшлаг.
По жёстким вёрстам жизненных широт,
Как лошадь цирковая по арене,
Пойду я по своей потёртой сцене
Втянув саму себя в водоворот.
Ах, это непомерное моё,
Ввергающее в бездну чувство долга!
Антрактов в марафоне нет. Он долог.
Курирует дорогу вороньё…
Сознание – до кончиков фаланг:
Выбрасывать нет права белый флаг.
10
Выбрасывать нет права белый флаг.
Душа не полирована до глянца.
Кружатся всплески мыслей в буйном танце,
Разбросанные, как архипелаг.
Собрать его мне нужно в монолит.
Такая архисложная задача.
Я всё должна решить и обозначить.
Всё выстоится. Всё переболит.
Готова, как всегда, я то, что есть,
В глазах партера пристальных прочесть.
11
В глазах партера пристальных прочесть
Своей судьбы нелёгкой отраженье:
Побед немного. Много поражений.
Гвоздём сюжета: бой с собой. За честь…
Последний – испытаний всех трудней.
В поток вливаться легче, несомненно,
Скольженье вниз – приятно и мгновенно.
Вверху держаться, явно, солоней.
Сластёны высоту не предпочтут.
Речь не о них. Совсем иная тема
Затронута. Такая уж система:
Жизнь каждому – театр и институт.
И мне принять за благостную весть
Придётся осужденье или лесть.
12
Придётся осужденье или лесть
Стерпеть. Не подавая даже вида,
Что в том возможны горечь и обида…
Нюансы… Всех их здесь не перечесть.
Не крепость – дом. Пусть даже не на слом.
Открыты окна. Люди непременно
Стремятся заглянуть в них. Современно:
Проект, аналогичный – «за стеклом»…
Как выжить? Не споткнуться? Не упасть…
Господь нам вехи чётко обозначил.
Придерживаться нужно их. Иначе
Поглотит оркестровой ямы пасть…
С моими в унисон, здесь правят пусть
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
13
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
Проход сквозь день. Обычный. Без поклонов.
Наигранности нет. Нет вздохов-стонов.
Заученности реплик наизусть.
Мне эти атрибуты не важны.
«Как чувствую» – моё простое кредо.
Так хочется считать иное — бредом…
Условности? Кому они нужны?!
Собой остаться – выше всех искусств!
Но сцена равнодушна к смене чувств…
14
Но сцена равнодушна к смене чувств…
Её законы жгут неумолимо.
Ступеньки жанра непреодолимы.
В сцепленье рук не слышен пальцев хруст.
Довольно. Всё! Отсюда ухожу.
И вам даю возможность: к этой сказке
Придумать подходящую развязку,
К любому наготове виражу.
Театр души закрылся. Поздний час.
Толпы ползёт снаружи колыханье.
Внутри же – мусор, спёртое дыханье,
Оставленные многими из вас…
Взгляд зала – в утро новое пароль.
Финал. Но остаётся прежней роль.
Магистрал
Финал. Но остаётся прежней роль.
Нет цели — вас развлечь, и в этом соль.
Без грима, декораций, без прикрас
Всё выстрадано сердцем каждый раз.
В углу ненужный сложен реквизит.
Уходит зритель: правило-транзит.
Свободными останутся места.
Однако иллюзорна пустота.
Назавтра вновь спектакль и аншлаг.
Выбрасывать нет права белый флаг.
В глазах партера пристальных прочесть
Придется осужденье или лесть.
Восторг, смятенье. Радость или грусть.
Но сцена равнодушна к смене чувств…