«ХОБОТОВ» НЕ ИСПЫТЫВАЕТ НОСТАЛЬГИИ ПО КОММУНАЛКЕ


«ХОБОТОВ» НЕ ИСПЫТЫВАЕТ НОСТАЛЬГИИ ПО КОММУНАЛКЕ

24 декабря народному артисту России Анатолию Равиковичу исполнилось 70 лет.

………………………………………………………………………………………………………..
Актеры зачастую становятся заложниками одной, удачно сыгранной роли. Вячеслав Тихонов, к примеру, в памяти зрителей всегда ассоциируется со Штирлицем, хотя на счету этого выдающегося мастера немало успешных киноработ. Подобная история произошла и с Анатолием Равиковичем, блистательно сыгравшим роль мямли-интеллигента Хоботова в легендарном телефильме Михаила Казакова «Покровские ворота». Уже более двадцати лет эта «кличка» намертво приклеилась к талантливому актеру. А с чего начинался его долгий путь к вершине славы?

ВЛАДИВОСТОК ВЗЯТ!

В детстве об актерской карьере Толик даже не мечтал, хотя и посещал школьный драмкружок, но больше из-за наличия хорошей компании и присутствия слабого пола, ведь в то время обучение было раздельным. Когда пришла пора для выбора профессии, то стало ясно: плохая успеваемость не дает ни малейшего шанса поступить в престижный ВУЗ. На горизонте засветил театральный институт, но отец будущего актера был категорически против такой легкомысленности сына, так как считал артистов, мягко говоря, «нечистыми на руку». Сошлись на компромиссе: в выбранный отцом киноинженерный институт подается подлинный аттестат, а в театральный — копия. Анатолий решил на вступительные экзамены в «отцовский» ВУЗ вообще не ходить, а полностью сосредоточиться на подготовке репертуара для поступления в театральный институт. Вот как актер сегодня, спустя много лет, с юмором вспоминает этот важный момент жизни: «Я деревянным голосом читал Маяковского, в басне «Волк на псарне» изображал Кутузова, для наглядности закрывая один глаз рукой. Из прозы выбрал отрывок, в котором Тарас Бульба убивал сына. Представляю, как это выглядело со стороны, когда худенький еврейский мальчик сурово вопрошал: «Ну что, сынок, помогли тебе твои ляхи?» Ну а для пения выбрал «По долинам ипо взгорьям»- тоже героическую, но нудную песню с бесконечным числом куплетов, в которых описывается взятие всех городов на пути Красной армии до Владивостока. С первого же куплета влез не в ту тональность. Пианистка подстроилась, а я опять ровно настолько же стал петь выше. Врайоне взятия Николаевска-на-Амуре забрался уже на такие высоты, что от напряжения закатил глаза к потолку. Наконец, когда пал Владивосток, опустил глаза, но комиссии не увидел — она каталась под столом от смеха. Оказывается, там давно кричали: «Пусть он замолчит! Уведите его!», но я не слышал. Винститут меня приняли. Когда наш мастер собрал поступивших и каждого охарактеризовал, обо мне высказался, что, мол, взял только потому, что давно не видел такого идиота. Я показался забавным, и он предположил, может, действительно, из меня что-то получится?»

«ЗВЕЗДНАЯ» РОЛЬ РУССКОГО СЛУГИ

В процессе подготовки этой статьи я с большим удивлением обнаружил, что до появления «Покровских ворот» Анатолия Равиковича практически не снимали, и фактически роль Льва Евгеньевича Хоботова (а актеру на тот момент исполнилось 46 лет) стала своеобразным пропуском на большой экран. Неужели кинорежиссеры не стремились снимать этого яркого актера?

В одной из телепередач Анатолий Юрьевич очень красочно рассказал обо одной неудавшейся киноэпопее, связанной со съемками знаменитого фильма

«Земля Санникова». К артисту обратился ассистент режиссера и стал слезно умолять сняться в роли русского слуги (!). «Это — «звездная роль, ты с ней объедешь весь Советский Союз!», — подзадоривал он Равиковича. Честно говоря, я не знаю, каким богатым воображением и буйной фантазией нужно обладать, чтобы представить Равиковича в подобном амплуа, но, в конце концов, молодой человек согласился, хотя для кинопроб ему пришлось полностью сменить имидж, перекрасив волосы. Для кино подобные «экзекуции» не являются редкостью. Так, например, брюнет Александр Демьяненко по воле режиссера Леонида Гайдая превратился в блондина, и таких примеров немало. «Отягчающим» обстоятельством послужили брови актера, которые сводили всю идею «покраски» на нет. Тогда ассистент режиссера приказал выкрасить и их. «Мы пожжем актеру брови!», — взмолился несчастный гример, но экзекуция свершилась, и Равикович превратился в блондина. На киноплощадке царила привычная суета, и актеру даже не дали возможности настроиться на роль. Он что-то робко пролепетал режиссеру, но тот с кавказским темпераментом воскликнул: «Между прочим, это — производство!» и тут же обратился к оператору: «А ну подыми камеру вниз!».

Кинопробы прошли неудачно, в результате чего роль русского слуги досталась другому актеру, но на этом приключения Анатолия не закончились. «Смотрины» проходили в Москве, а на следующий день актер должен был играть в родном Ленинграде, причем героя с черным цветом волос. Перед отъездом Равикович зашел в магазин и робко попросил черную краску для волос, и уже на выходе из отдела услышал, как одна продавщица жаловалась подруге: «Ты знаешь, от этих «голубых» совсем нет житья!». В туалете поезда актер начал перекрашивать волосы, при этом полностью перепачкал костюм и рубашку, однако в Питер приехал в образе жгучего брюнета.

«ХОБОТОВ» КАК ЗЕРКАЛО МЯГКОТЕЛОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Я уже отмечал, что для многих зрителей Равикович — прежде всего Лев Евгеньевич Хоботов из «Покровских ворот», но если бы звезды распорядились по-другому, то мы никогда не увидели его в этой роли. Дело в том, что существовало два состава исполнителей — звездный и обычный. Первым претендентом на роль Хоботова стал Андрей Миронов, однако Михаил Казаков решил рискнуть и выбрал второй состав, где не было звучных имен. Таким образом, роль Хоботова сыграл Анатолий Равикович. Почему же зрителям так полюбился образ мягкотелого очкарика-«ботаника», абсолютно не приспособленного к бытовым проблемам жизни? Его герой, не смотря на всю эксцентричность и несуразность, по-своему лиричен и нежен, является антиподом практичного и работящего Саввы Игнатьича, с которым главной героине картины Маргарите Павловне элементарно скучно, так как он годится лишь в качестве крепкого тыла для обеспечения быта, но отнюдь не подходит для души. Этим и объясняется тот парадоксальный факт, что бывшая супруга просто не хочет отпускать Хоботова, — он ей нужен, пусть даже в ином качестве. Анатолий Равикович очень ярко и выпукло показывает нам, как нелегко жить на свете человеку «не от мира сего», для которого существует иная шкала ценностей. Когда Хоботов по-настоящему влюбляется в Людочку (в блистательном исполнении Елены Кореневой), то у него открывается «второе дыхание», и жизнь снова обретает смысл, однако коварная Маргарита Павловна не верит в искренность чувств экс-супруга и делает все возможное, чтобы разрушить этот союз. Финал фильма фантастично-оптимистичен: Хоботову удается сбежать с любимой, пусть в будущее, но это уже и не так важно. Главное — навсегда ускользнуть от ока бдительной «опекунши», почему-то возомнившей себя «истиной в последней инстанции». Роль Хоботова стала «визитной карточкой» актера, а фильм «Покровские ворота», собравший целое созвездие замечательных артистов, по-прежнему остается одной из любимых телелент.

ЭРКЮЛЬ ПУАРО

И все же актеру удалось вырваться из железных объятий Хоботова и сыграть диаметрально противоположную роль. Его персонажем стал детектив Эркюль Пуаро. Вот как сам актер оценивает свою киноработу, сравнивая ее с исполнением того же образа Питером Устиновым и Суше: «Я считаю, что сыграл лучше. Питер Устинов, который тоже играл Пуаро, мне нравится, честно говоря, больше, чем Суше. Хотя он и меньше похож на то, что написала Агата Кристи. В его герое больше наивности, легкости, несмотря на его «масштабы». Самое интересное, что, когда режиссер Дербенев приглашал меня на эту роль, он уже посмотрел сериал с Суше за границей (я-то не видел). Ему очень понравилось, как играл Суше, и он искал здесь артиста, который мог бы повторить его. Ему показалось, что я чем-то напоминаю этого актера (это я потом уже понял, когда посмотрел тот сериал), и в процессе нашей работы он все время сбивал меня на краски, которые есть у Суше. Естественно, сделать это ему до конца не удалось. Я все-таки другого типа. Я представлял себе Пуаро иначе: легким, подвижным человеком, совершенно не похожим на сыщика, я бы даже сказал — эксцентричным, производящим впечатление полусумасшедшего старичка. А Дербенев заставлял меня быть солидным, медлительным. Эту свою роль я люблю. Мне нравится, как я ее сыграл. Недавно опять какой-то канал показывал фильм, я посмотрел…»

В прошлом Анатолий Равикович предстал в совершенно неожиданном образе, сыграв в продолжении сериала «Две судьбы» роль коммерческого директора золотого прииска, далеко не бедного человека, бизнесмена, причем деньги он добыл собственным трудом, талантом. В этом типаже нет даже и малейшего намека на «хоботовщину». Исполнение данной драматической роли (по ходу фильма трагически погибает единственная дочь его героя) в очередной раз доказывает, что для актера нет границ, а его артистическая палитра разноцветна и многогранна.

РАВИКОВИЧ — КУЛИНАР
В отличие от Хоботва, так и не научившегося варить яйца, Анатолий Юрьевич чувствует себя на кухне «в своей тарелке», так как очень любит, а главное — умеет готовить. Его фирменное блюдо — фаршированная рыба, но мне удалось раздобыть лишь рецепт форшмака, который я хочу предложить читателям «Еврейской Газеты»
Форшмак от Анатолия Равиковича:

Итак, берем селедку. Можно ее провернуть на мясорубке, но лучше поскоблить, как делали раньше. Тогда получается немножко другой вкус. Ножом поскоблить селедку, кусочек булки провернуть на мясорубке, кислое яблоко, лучше антоновку, натереть на крупной терке, мелко-мелко нарезать лук, вареное яйцо, добавить чуть-чуть сахара, чуть-чуть уксуса, немножко подсолнечного масла и все это хорошенько перемешать. Получается такой паштет, такая мягкая вкуснющая масса, которая подходит ко всему: и к чаю, и просто так, на закуску.

ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Анатолий Равикович, прежде всего, театральный актер. К великому сожалению, его роли в театре могли увидеть и оценить немногие. Большой отрезок театральной жизни мастера был связан с работой в театре им. Ленсовета, когда его возглавлял режиссер Игорь Владимиров, и то время актер вспоминает с благодарностью: «Это — самые лучшие годы. Все мы были молоды, честолюбивы. Все друг друга любили — насколько это возможно в нашей профессии. Во всяком случае, отношения были товарищескими, как минимум. Мы любили театр больше, чем, может быть, даже свою личную карьеру. Такое бывает редко. Такое бывает в училищах, в студиях — в первые годы. Но это обычно недолго длится, а потом начинается расслоение, приходит зависть: кому-то дали звание, кому-то — нет, у кого-то более удачно складывается жизнь, у кого-то — менее. Это неизбежно, и тогда уже театр переходит к своей обычной жизни, в которой много места занимают ревность, борьба, интриганство. Как, собственно, и везде. И если при этом нет сильной руки руководителя, то все творчество уходит в основном в закулисную жизнь. Бывают исключительные случаи, когда во главе театра стоит такой человек, как Товстоногов, который просто не позволял актерским амбициям выплескиваться наружу. И каждый знал: как скажет Георгий Александрович, так и будет. И мог ворчать только у себя дома на кухне. Никогда не позволял себе проявить это в театре, репетировать спустя рукава, быть пьяным. Но таких театров, в общем, немного».

Сейчас Анатолий Равикович служит в труппе театра Комедии, а также участвует в антрепризных спектаклях Москвы: «Поза эмигранта», «Ужин с дураком» и «Цены», но его артистическая карьера начиналась на сцене периферийного театра Комсомольска на Амуре, где актеру пришлось пройти «суровую прозу жизни». Дело в том, что зрительский контингент состоял, в основном, из лиц, освободившихся из мест заключения, поэтому все происходящее на сцене воспринималось ими как жизненная правда, а не художественный вымысел. Иногда это приводило и к трагикомическим ситуациям. Так, например, в пьесе о героине Великой Отечественной Войны Зое Космодемьянской после сцены ее избиения в гестапо за кулисы пришел здоровенный амбал, пообещав, что если с головы Зои упадет хоть волосок, то он с пацанами разберется с актерами по «полной программе». Тщетно «гестаповцы» пытались объяснить доверчивому зрителю, что это — пьеса, а они лишь действующие лица, — тот был непреклонен как скала. После антракта сцена допроса возобновилась, но когда фашист-палач только замахнулся на Зою, то зритель-амбал решительной походкой рванул к сцене, и только чудом удалось избежать драки.

БЛЕСТЯЩИЙ РАССКАЗЧИК

Анатолий Равикович — блестящий рассказчик. Он обладает удивительным свойством не просто рассказывать, а передавать образы своих «персонажей». Поэтому он не хочет писать книг, так как на бумаге очень трудно передать интонацию и жестикуляцию, так необходимую для полного раскрытия образа. Актера можно слушать часами, каждый раз удивляясь многогранности его таланта. Любое появление Анатолия в какой-либо телевизионной передаче, например, «Театр+TV» гарантирует последней полный успех у зрительской аудитории.

РАВИКОВИЧ И МАЗУРКЕВИЧ

Очаровательной супругой Анатолия Юрьевича уже много лет является актриса Ирина Мазуркевич. Несмотря на солидную разницу в возрасте (двадцать один год), супруги замечательно уживаются друг с другом, а Равикович вывел секрет семейного счастья: «Нельзя смотреть на партнера как на человека, навечно данного тебе в пользование. Нужно жить с сознанием того, что он в любой момент может уйти, если ты сделаешь что-то не так. Это придает остроту отношениям, добавляет ответственности и вызывает чувство благодарности судьбе за то, что она свела его с тобой. Иначе брак превращается в скучную механическую штуку.» Сейчас супруги, естественно, живут в изолированной квартире, но ностальгии по временам коммунальных квартир Анатолий Юрьевич абсолютно не испытывает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно поверить, что Анатолию Равиковичу, или как его ласково зовет супруга — «Равику», исполняется 70 лет. Он по-прежнему находится в хорошей форме, активно участвует в театральной жизни Москвы и Санкт- Петербурга, снимается в кино. Актера любит публика, а ставший легендарным фильм «Покровские ворота» зрители готовы смотреть бесконечно. Фразы из этой телеленты давно ушли в народ и разошлись на цитаты. «Хоботов, это мелко!» — как часто мы повторяем эти слова, и перед нашими глазами снова возникает образ безобидного «книжного червя» Льва Евгеньевича Хоботова — большого, наивного ребенка, так и не ставшего взрослым, в гениальном исполнении Анатолия Юрьевича Равиковича.

……………………………………… Досье «ЕГ»:

Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 г. в Ленинграде. В 1954 году Анатолий Юрьевич поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958. В 1958-61 годах актер работал в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре, в 1961-62 годах играл на сцене Сталинградского театра имени М. Горького. В 1962 году Анатолий Равикович пришел в Ленинградский театр имени Ленсовета, где его партнерами были Игорь Владимиров, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих. На театральной сцене им сыграны роли Карлсона, Мармеладова, Санчо Пансы, Фирса, Пичема, Журдена, Аметистова. Среди крупных работ — Аздак из спектакля «Люди и страсти», Дженнаро в «Человеке и джентльмене», Грумио в «Укрощении строптивой», Клоун Бом из спектакля «Интервью в Буэнос-Айресе». В Санкт-Петербургский академический театр Комедии им. Н. П. Акимова Анатолий Равикович пришел в 1988 году уже зрелым мастером сцены, популярным актером кино и телевидения. Умный артист, обладающий яркой творческой индивидуальностью и неисчерпаемыми профессиональными возможностями, сочетающимися в его актерской органике с искрометным юмором, искусством перевоплощения, великолепным даром импровизации, он играл роли от комедийных, фарсовых до глубоко психологических. Это Аметистов в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, Кюрма в «Биографии» А. Фриша, Тартарен в «Тартарене из Тараскона» А. Доде, Ромул Августул в «Ромуле Великом» Ф. Дюрренмата. В этом театре он как режиссер поставил спектакль «Суббота. Воскресенье. Понедельник» Эдуардо Де Филиппо. Огромным успехом пользуются спектакли с участием актера «Страсти по Мольеру» и «Хочу сниматься в кино».
В настоящее время он постоянно выступает в антрепризе в Москве — играл в спектаклях театра имени А. П. Чехова «Поза эмигранта», «Ужин с дураком» и «Цены», в Театре Хазанова в спектакле «Ночь в Венеции». В кино до начала 1980-х годов Анатолий Равикович снимался во второплановых ролях, но уже первая крупная роль Льва Хоботова в комедийной ленте Михаила Казакова «Покровские ворота» (1982) привлекла к артисту внимание зрителей и кинематографистов. Впрочем, кино Анатолий Равикович недолюбливает, считая его искусством «режиссёрским». Особых лавров он в кинематографе не снискал, но, тем не менее, среди его работ — более чем 30 ролей. Амплуа бывают разные: трагиков и комиков, героев-любовников и простаков. У Анатолия Равиковича есть свое собственное — амплуа «негероического» героя, причем он является и зачинателем и усердным продолжателем этого направления в актерском искусстве. Анатолий Равикович сумел создать на сцене своего героя — нелепого маленького человека, попадающего в неловкие ситуации и вызывающего смех окружающих, но в определенные моменты жизни он решительно отстаивает свое человеческое достоинство и право на мечту. Муж Ирины Мазуркевич. Заслуженный артист РСФСР (1973), народный артист РСФСР (1982). Снимался в фильмах: «Покровские ворота» (1982), «Блондинка за углом» (1984), «Исключения без правил» (1986), «Приморский бульвар» (1988), «Балкон» (1988), «Загадка Эндхауза» (1989), «Васька» (1989), «Фанат-2» (1990), «Анекдоты» (1990), «Привал странников» (1991), «Время вашей жизни» (1992), «Мушкетеры, двадцать лет спустя» (1992), «Тайна виллы» (1992), «Супермен поневоле, или Эротический мутант» (1993), «Пчелка» (1993), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993), «Русский транзит» (1994), «Поезд до Бруклина» (1995), «Репортаж» (1995), «Менты. Улицы разбитых фонарей» (1998), «В зеркале Венеры» (1999), «Дом надежды» (2000), «Вовочка» (2002).

Данная статья была опубликована в сокращённом виде в декабрьском номере «Еврейской газеты»

Добавить комментарий