Грозный вождь ирокезов — Иван Иванович? Очерк


Грозный вождь ирокезов — Иван Иванович? Очерк

Я не знаю, на каком чтиве воспитываются высокие романтические представления нынешних россиян и их героизм. На бандитских историях Т.Поляковой,на книгах Пелевина и Акунина? Я не читаю такого рода «художественную» литературу. Только из познавательного интереса. Как писатель. Что, где, когда. У советских людей, включая меня, представление о романтическом герое формировалось на приключенческих книгах Майна Рида, Фенимора Купера и подвигах советских солдат, истерзанных войной с фашистскими оккупантами. Герои Фенимора Купера, когда-то жившие по далеким и таинственным для нас берегам реки Святого Лаврентия, озера Гурон и Онтарио, рожденные и выросшие в загадочных вигвамах под молотобойный грохот Ниагарского водопада, были исполнены мужества и достоинства. Монтигомо — Ястребиный коготь, Зверобой и Кожаный чулок боролись за свободу и погибали под хищническим натиском колонизаторов. В воспаленном сознании юношей моего поколения фениморовские герои символично ассоциировались с героями кровавой схватки нашего великого народа с немецко-фашисткими захватчиками. И не странно ли, впервые эту вызывающую удивление историю о советском воине возглавившем индейское племя я услышал именно от воина-ветерана, дважды профессора-инженера мирных времен Якова Ароновича Генфальдбейна. Пару лет тому назад ветеран заботливо поинтересовался: — Как поживаешь, сынок? -Так, работаю… В основном, над собой. -А ты знаешь, что вождем одного из местных индейских племен был летчик, Герой Советского Союза? – восхищенно сказал Почетный член-корреспондент Нью-йорской академии наук. – Вот над чем работать надо!
Грешен, я, было, подумал, что Яков Аронович, как натура горячая, увлекающаяся, что-то преувеличивает. Тем не менее, и я вынужден был приникнуть к интернету. Какие я там полицезрел сенсационные заголовки и подзаголовочки! Залюбуешься! Например, «Вождь краснокожих», «Герой Советского Союза стал вождем индейского племени», «Иван Иваныч — вождь индейцев», «ПЛЕМЯ ИРОКЕЗОВ СЛУШАЛО У КОСТРА «РАСПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦЫ, КОНЕЙ», НЕ ПОДОЗРЕВАЯ, ЧТО ИХ ПРЕДВОДИТЕЛЬ НАГРАЖДЕН ЗВЕЗДОЙ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»…
Оказалось, рядовой факт сорокалетней давности о присутствии в танцевальном ансамбле канадских индейцев украинского хлопца вызвал в России и в Украйне информационный бум и привел к созданию целой литературы по «канонизации» этого доброго молодца. На эту «горяченьку» тему на нашей когда-то всехней родине написаны рассказы одного сугубо вятского писателя, в другом углу России провинциальные борзописцы понакатали повестушки, повести и бестселлеры. По силе высказанных в них чувств, по занимательности изложения и по силе слова всему этому творчеству также далеко до шолоховской «Судьбы человека» как Земле до Солнца. Шумная медионеумная кампания развивалась следующим образом. Как-то, сорок лет тому назад, в интервью по возвращению на родину Махмуд Эсебмаев, рассказывая о своих впечатлениях, обмолвился о встрече с ярким человеком, возглавляющим индейское племя, украинце, говорящим по-русски. И вот, на тридцатипятилетие Экспо-67 в российскую телепередачу, разыскивающую потерявшихся людей, обратилась женщина. В своем письме она безаппеляционно спрашивала: «Я ищу своего дядю, Героя Советского Союза, летчика Ивана Ивановича Доценко (через «о»… Вот и не знаю кто тут исказил фамилию? -ВМ.), вождя индейского племени, с которым встречался Махмуд Эсамбаев и рассказал об этом в одном из интервью». К письму родственницы Ивана Иванович, обратившейся на телепередачу прилагалась пожелтевшая вырезка из газеты со стародавним интервью Эсембаева… И нам тут без хотя бы краткой исторической справки не обойтись. «ДАЦЕНКО Иван Иванович (1918 — 1944). На время представления к званию Героя Советcкого Союза (18.9.43.) —
командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД), гвардии старший лейтенант. Родился 29.11.1918 г. в селе Чернечий Яр ныне Диканьского района Полтавской области в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1940. Учился в неполной средней школе села Великие Будища. В 1937 окончил зооветеринарный техникум. В Советской Армии с 1937. В 1940 окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. С началом Великой Отечественной войны — командир звена 10-го гвардейского авиационного полка (3-я гвардейская авиационная дивизия, 3-й гвардейский авиационный корпус, АДД) гвардии старший лейтенант Даценко к августу 1943 совершил 213 боевых вылетов на бомбардировку важных военно-промышленных объектов, резервов и окруженных группировок войск противника. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, многими медалями. 19.4.1944 года И.И.Даценко не вернулся с боевого задания. Его именем названа пионерская дружина школы, где он учился.» (Источники информации: Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг., Гунбин Н. А. В грозовом небе. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984., Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004., интернет сайт: ilpilot.narod.ru/man/hsu_add/v/datsenko_ii.html (3 КБ) · 30.09.2004 г.) Вопрос родственницы был зачитан с телеэкрана всего лишь как вопрос. Он оправдан и законен. А почему бы и нет? Заковыка лишь в том, что после гибели Ивана Даценко в ночном бою в небе над Львовом никто и никогда не видел его останков. Военное командование зачислило его не в «погибшие смертью храбрых», а в «без вести пропавшие». Как результат, органами НКВД еще в годы войны изъяло личное дело Даценко из той воинской части, где он служил. Бесстрашного летчика-бомбардировщика, посмертно лишили высокого звания Героя, а из «Книги Памяти» всех ГСС имя И.И.Даценко было вымарано. Во время войны и мой родной дядя Сережа тоже пропал без вести. Вражеский снаряд прямым попаданием разворотил его землянку-блиндаж и жена солдата, моя тетя Даша, получила стандартное извещение. Время войны, пропитанное кровью, местью и ненавистью, национальной и классовой борьбой не позволяло советскому государству признавать храбрецом каждого исчезнувшего с поля боя воина. Ко всему, семьи «без вести пропавших» автоматически лишались всякой материальной помощи. Восстановлению истины моей тете не помогло и свидетельство товарища дяди Сережи с фронта. В мятом треугольнике солдатского письма однополчанин дяди скорбно сообщал, что своими глазами видел, как вражеский снаряд разметал землянку его друга, вместе с человеческими останками. Но кто тогда, вообще, занимался сбором человеческих останков и их идентификацей? Тем более, как в случае с И.И.Даценко, в тылу врага. До сих пор этим занимаются лишь юные мародеры с целью сбора и перепродажи военных раритетов: погона с плеча, красной звездочки с пилотки или солдатских бляхи. С того-то, в основном, оправданного вопроса родственницы И.И.Даценко, озвученного в телепрограмме, и разгорелся крупный популистский сыр-бор в российско-украинских СМИ. Особенно расстарались две новые по нынешним временам полтавские газеты, а затем и «Киевские ведомости». А как же, бля? Разборка, бля! Разборка… Подтакливаемый неистребимо живущем во мне чувством справедливости, я тоже пустился по следам публикаций о герое. Благодаря предпринятому мной журналистско-писательскому расследованию, я имел возможность лишний раз убедиться в скоропалительности выводов некоторых моих коллег, в непрофессиональности, в отстуствии добросовестности и доказательности, в недостатке кугозора. Премьер-министр Канады в таких публикациях ошибочно величается президентом, фамилия главного героя постоянно искажается (то он Даценко, то вдруг Доценко). При всем при том, совершенно игнорируется то обстоятельство, что Героя Советского Союза летчика Доценко в природе не существовало. Есть только один-единственный Даценко.Остальные не Иваны Ивановичи. Российские СМИ походя называют летчика «русским» и утверждают, что он, якобы, из России, а его (его ли?) индейский никнейм «Penetrating fire» — острый, пронизывающий, пронзительный — подтасовывается под надуманные ассоциации о пылающих самолетах, как «Пронзающий огонь». И даже нечто, как «Чернохард». Словари, тем не менее, подсказывают иное значение: «У ирокезов — даритель зерна». В полное недоумение вводят читателя разночтения и в названии индейского стойбища, где побывали тогдашние туристы. То это «Канаваки», то «Кахнавейк», то «Тейковек». А это далеко не одно и тоже. И справедливости ради замечу, что трудно установить однозначную транскрипцию, например, таких индейских фамилий, как «Kaia’tithkhe», «Kahawinnkie» и «Kai:khons». К тому же, абсолютно неизвестно, отправлял ли Эсембаев открытки с «ридной Украйны» своему знакомому-канадцу и на какой адрес. Потому что дом Эсембаева в Грозном и весь артистический архив великого танцора, в котором хранились письма и фотографии индейского вождя, полностью уничтожен во время чеченской войны.
Истина о герое оказалась искажена как в кривом зеркале. Либо из-за того, что как только событие миновало, его не восстановить. Либо в угоду чьим-то популистским амбициям и желаниям. Мое необходимое копание в древней и современной истории северо-американских индейцев, в иерархической структуре их больших и малых племен, их родовых кланов принесло мне удивительную радость познания. Как говорится, люби и знай родной край. Мне удалось установить, что The word «Iroquois» comes from a French version of a Huron (Wendat) name — considered an insult — meaning «Black Snakes,» что согласно Francis Parkman, the Iroquois at the 17th century height of their power had a population of around 12,000 people. Я постиг, что The tribes of the Iroquois’ League — это несколько «главных» nations, обьединенных в Iroquois Сonfederacy общим языком: Oneida, Onondaga, Seneca, Cayuga, Mohawk, к которым впоследствии присоединились и другие американские племена, включая иннунитов и эскимосов. Знаменитый пророк и шаман Гайавата (Hiawatha или Ha-yo-went’-ha), известный нам по «Песне о Гайавате» Henry Wadsworth Longfellow и по переводу Нобелевского лауреата Ивана Бунина жил around 1550 года, и был вариантным лидером то Onondaga, то Mohawk(ов). The Mohawks, like many indigenous tribes, wеre a hair style in which all their hair would be cut off except for a narrow strip down the middle of the scalp. Такого рода прическа использовалась индейцами только во время войны. Today such a hairstyle is still called a Mohawk or ‘Mohican’ in Britain. Или «ирокез». Я с удовлетворением узнал, наконец, что «наши монреальские могавки», живущие в резервациях Канаваки/Kahnaw:ke и в Kanesatake/Ока, это и есть те самые «могикане», о которых так возвышенно повествовал когда-то юношам всего мира Фенимор Купер. А допреждь я то и дело задавался неразрешимым вопросом: «Kуда же подевались могикане? Неужели злобные колонизаторы уничтожили их всех до единого?» А никуда-то они, слава Б-гу, не исчезали. Живут себе эти добрые могикане (как и самаритяне на Шамроне), поживают да детей наживают, а поселок городского типа Kahnaw:ke/Канаваки как раз и есть один семи подобных ему поселений the Mohawk Nation, чьи территории включены в состав провинции Квебек. Мох(г)авки — это Kanienkehaka – the People of the Flint (люди Флинта) и Kahnaw:ke является домом для приблизительно 8.000 резидентов. А «Флинт», кстати, не знаменитый морской разбойник, а в переводе с того же английского означает «кремень», «огниво». Источники инфо: Dean R Snow, 1996. The Iroquois. Blackwell Publishers, New York. ISBN 1557869383. Retrieved from cайт «http://en.wikipedia.org/wiki/Mohawk_nation»).
И я, непрошенный, собрался к этим людям в гости.

Опубликовано в газете «Монреаль-Торонто», №11(241), 6.06.2007, №12(242) 20.06.2007
(Продолжение следует)

Добавить комментарий